Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:44, реферат
Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение: организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Для большей точности отметим, что приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно.
Введение.
Общие характеристики организаций.
Строение организаций.
Организационная сложность.
Формализация связей и норм.
Феномен неформального.
Цели организации.
Иерархия.
Типология организаций.
Формы организации.
Деловые организации.
Организации-союзы.
Список литературы.
.
Что это
значит? Нередко служебные отношения не
вмещаются в сугубо формальные связи и
нормы. Для решения ряда проблем работникам
иногда приходится вступать между собой
в отношения, не предусмотренные никакими
правилами, инструкциями, вообще заранее
заданными предписаниями, что совершенно
естественно, ибо формальная структура
не может предусмотреть все, да и не должна
пытаться это делать.
Цели организации. И все же самый ключевой элемент организации — цель. Именно для нее люди сходятся в организации, именно ради ее достижения выстраиваются в иерархию и вводят управление. Цели организации бывают трех разновидностей:
1) цели-задания: планы, поручения, задаваемые организации по подчинению более широкой организационной системой и отражающие внешнее назначение организации как социального инструмента;
2) цели-ориентации: общие интересы участников, реализуемые через организацию, соответствуют свойству организации как человеческой общности; в них проявляются целеустремленные свойства человеческого фактора организации;
3) цели-системы: равновесие, стабильность, целостность, устанавливаемые управлением и необходимые для функционирования материализованной и объективизированной структуры. Для организации в целом эти цели не связаны между собой по предпочтению, последовательность в них прослеживается только генетическая: организация с ее структурой создается под цели-задания, а интересы персонала лишь потом наполняют ее.
При определенном
единстве целей организаций между
ними возможны и некоторые несовпадения,
противоречия. Так, если заводу, производящему
трубы, цель-задание когда-то задавалась
в тоннах, то цели-ориентации коллектива
склонялись к толстостенным трубам, к
увеличению веса продукции, что нерационально
с точки зрения потребителя. Нововведения
вызывают некоторое нарушение равновесия
внутренних связей в организациях, что
обостряет проблему целей системы и может
обернуться сопротивлением организаций
новшествам. Поэтому согласование всех
компонентов целевой структуры организаций
— важнейшая задача управления, а их рассогласование
— источник дисфункций и патологии в организационных
отношениях. Названные цели являются базовыми,
достижение их связано с появлением множества
вторичных, производных целей — повышение
качества продукции, улучшение условий
труда, укрепление дисциплины и др.
Иерархия. Для организации коллективных действий, направленных на реализацию общих целей, люди не могут избежать иерархического построения.
Во-первых, социальная иерархия — универсальная форма построения социальных систем (государство, организация, поселение, семья) на основе соподчинения, когда «нижние» уровни контролируются «верхними». При этом, чем «выше» уровень, тем уже его социальный состав, отчего иерархическая структура принимает вид пирамиды.
Во-вторых, в иерархии проявляется централизация управления, единоначалие, лидерство. Эта функция иерархии возникает вследствие невозможности (за некоторым пределом) непосредственного взаимодействия какого-то количества людей и естественной необходимости выделения посредника — должности, функции, органа.
Иерархия выступает как обобщенная функция совместной деятельности в виде координации, начала общего процесса, интеграции индивидуальных действий в целое. В таком смысле она представляет собой разделение труда не только по «горизонтали», но и по «вертикали» на более общие и более частные функции, на решение и исполнение. Как и всякое разделение труда, иерархия вводится для эффективности, чтобы использовать выгоды централизации.
Иерархия выступает и как односторонняя личная зависимость одного индивида от другого. Это значит, что один из работников может воздействовать на положение и поведение другого без того, чтобы тот другой тоже мог воздействовать на первого Такая зависимость в иерархических отношениях закрепляется на статусах и составляет одну из сторон социального неравенства Суть этой стороны (представляющей собой одновременно и сторону иерархических отношений) состоит в том, что связь по субординации не может регламентироваться полностью: в должностном поведении работника «верхнего» уровня остается диапазон выбора характера и способов воздействия на работника нижнего уровня, когда решение ряда вопросов предоставляется «на личное усмотрение» работника управления, руководителя Отсюда возникает так называемый личный режим в организации, т. е. законное проявление субъективных качеств одного работника по отношению к другому по линии их субординации.
Иерархия функционирует как власть, т. с. подчинение членов данной организационной системы правилам и указаниям. Специфика этой стороны иерархических отношений состоит в контроле безличных требований над волей работника, в необходимости приспособления его индивидуальности к организационным функциям.
Власть
достигается посредством
Формы
иерархии бывают не только линейными
и вертикальными. Так, существует феномен
влияния в виде экспертности и другие
варианты «боковой» иерархии. Например,
элементы системной субординации заложены
в организациях между контролирующими,
анкционирующими службами (бухгалтерия,
отдел кадров, охрана) и другими подразделениями.
Подобные отношения распространяются
и на межорганизационный уровень: организации
потребителей организуют контроль за
качеством продукции у производителей;
контролирующие функции по горизонтали
имеют санитарную, пожарную и другие инспекции.
Проводятся эксперименты типа «пирамиды
с меняющейся геометрией», когда вводится,
например, выборность руководителей при
сохранении единоначалия.
Различные
организационные образования
Формы организации. В обществе образуются следующие организационные формы.
1. Деловые
организации — фирмы и
2. Общественные союзы, массовые организации, цели которых вырабатываются «изнутри» и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т. е. зависимостью руководства от руководимых. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, экономических, любительских потребностей.
3. Существуют промежуточные формы организаций, например кооперативные (сельскохозяйственные, рыболовецкие колхозы, старательские артели), которые соединяют в себе основные признаки союзов, но выполняют роль потребительских кооперативных организаций (потребсоюзы, жилкооперативы ит.д.). В обществе возникают организационные образования и другого рода, которые не являются собственно организациями, но имеют некоторые признаки последних.
4. Например, ассоциативные организации — семья, научная школа, неформальная группа. В них заметны некоторая автономия от среды, относительная стабильность состава, иерархия (главенство, лидерство), сравнительно устойчивое распределение участников (по ролям, престижу), принятие общих решений. Регулятивные функции осуществляют спонтанно складывающиеся в них коллективные нормы и ценности. Однако степень их формализации незначительна. Но более важное их отличие от организаций первых двух типов заключается в особенностях целевых свойств: они строятся на взаимном удовлетворении интересов, когда не общая цель является фактором объединения, а цели друг друга, т. е. цель одного участника служит средством достижения цели другого. Конечно, целое и здесь не тождественно его составляющим, но общие цели суть совпадающие, индивидуальные.
5. Сходными
организационными признаками
Очевидно,
что все указанные
Деловые организации. Остановимся специально на типологии так называемых деловых организаций. К ним относятся частные или государственные фирмы, учебные, лечебные и иные прибыльные и неприбыльные организации. В таких организациях помимо работников есть материально-техническая база, финансовая, документальные системы. Их наличие не зависит от состава и состояния персонала, хотя последний в какой-то мере может влиять на их качественные и количественные параметры. Помимо этого в организации существует объективированная в административно-правовой структуре обезличенная система связей и норм, необходимая для выполнения трудовых функций в стабильном взаимодействии и в единстве цели. Эти нормы и связи тоже в основном нейтральны по отношению к персональному составу работников. Последний может даже полностью смениться, но нормы и связи в принципе останутся теми же.
Сходное различие прослеживается и в управленческих отношениях. На предприятии, в учреждении функции управления персоналом и производством выполняет администрация. Она не является органом коллектива и формируется частными владельцами или государством. Разумеется, такой орган коллектива, как комитет профсоюза, влияет на управление предприятием, но не несет коммерческой, дисциплинарной, правовой ответственности за результаты ею деятельности. Он представляет интересы персонала перед администрацией, администрация же выступает как представитель частного капитала или государства.
Общественное положение деловой организации и ее персонала часто не совпадает. В нашем обществе собственником многих предприятий и учреждений все еще является государство. Но имущественная ответственность за них лежит на предприятиях и учреждениях, но не на персонале. Это значит, что юридическими лицами выступают организации, а не персонал.
Информация о работе Организации: общие характеристики, строение и типология