Опека и попечительство

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи работы:
1. Проанализировать правовое регулирование и основные положения, касающиеся опеки и попечительства.
2. Исследовать круг лиц, которые могут быть опекунами и попечителями;
3. Изучение причин, по которым граждане не могут быть попечителями и опекунами, а также порядок прекращения опеки и попечительства.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Институт опеки и попечительства.
1.1.Понятия опеки и попечительства.
1.2.Лица, которые не могут стать опекунами и попечителями.
1.3.Основания для назначения опекуна (попечителя), их обязанности и права.
Глава 2.Права и обязанности субъектов института опеки и попечительства.
2.1.Права детей, находящихся под опекой (попечительством).
2.2.Права и обязанности опекуна (попечителя).
2.3.Органы опеки и попечительства.
2.4.Порядок прекращения опеки и попечительства.
Заключение.
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_REGINA.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

После вступления несовершеннолетнего  в брак (ч. 1 п. 2 ст. 21 ГК РФ) не требуется  специальное разрешение на прекращение попечительства. Надобность в попечительстве над несовершеннолетним отпадает и в случае его эмансипации (ст. 27 ГК РФ).

Основанием для прекращения  опеки и попечительства должно быть также нарушение условий назначения опекуна, попечителя, предусмотренных п. 2 ст. 35 ГК РФ. Опека и попечительство прекращаются в случае смерти подопечного или его опекуна или попечителя.

Таким образом, можно  сделать вывод, что институт опеки  и попечительства направлен на обеспечение  защиты интересов недееспособных и ограниченно дееспособных граждан в частно - правовой сфере.

Права опекуна и попечителя (как и родительские права) не могут  осуществляться в противоречии с  интересами детей. При осуществлении  предоставленных им законом прав опекуны и попечители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Если опекун (попечитель) будет злоупотреблять своими правами, осуществлять их в противоречии с интересами подопечного ребенка, то орган опеки и попечительства должен вынести решение об отстранении опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей (п. 3 ст. 39 ГК).

 

Заключение.

Таким образом, опека и попечительство своими действиями удовлетворяет как интересы частного лица в самосохранении жизни, здоровья, права, так и интересы общественные, публичные в целом, в сохранении граждан, данного общества (устранение нищенства, детской безнадзорности, снижение уровня алкоголизма, наркомании, преступности в стране и др.)

Опека и попечительство-это  достаточно весомый, важный и главное необходимый институт в рамках общегосударственного масштаба, так как именно от его функционирования, эффективности и развития зависит выживание не только определенных категорий лиц и граждан, но и всего общества, а также обеспечение нуждающихся лиц в правовой и социальной защиты.

Потребность человека в заботе о ближнем сегодня  должна культивироваться обществом, поощряться всеми возможными способами и, безусловно, «эксплуатироваться», но, разумеется, в пределах допустимого. Это означает, что законодатель должен найти способы поддержки тех граждан, кто отважился взять на себя заботу об инвалидах или детях, и стимулировать тем самым остальных сограждан к подобному поведению. В то же время должны быть закреплены и соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц.

Возможные изменения  в содержании норм об опеке и попечительстве должны строиться исходя из принципа приоритета интересов личности, что, в свою очередь, обусловлено не только непосредственной ценностью человека как первоосновы социума, но и исключительно конъюнктурной в современных условиях задачей сохранения каждого индивидуума как социально - полезной единицы - потенциального налогоплательщика, военнообязанного, родителя, иного члена семьи. В решении обозначенных вопросов так называемые публичные и частные интересы как нельзя более тесно взаимосвязаны, однако преобладание последних совершенно очевидно.

Итак, природа  и цели института опеки и попечительства позволяют наметить его дальнейшее совершенствование в следующих направлениях.

Прежде всего  необходимо обратиться к основанию  возникновения отношений по опеке  и попечительству. Как и ранее, по действующему законодательству таким  основанием является акт органа опеки и попечительства - постановление о назначении соответствующего лица опекуном (попечителем).

Сегодня в действительности назначение опеки или попечительства производится лишь в случаях, когда  лицо, желающее выполнять эти функции, подает в орган опеки и попечительства соответствующее заявление. Таким образом, определяющим фактором в возникновении соответствующих правовых последствий становится свободное волеизъявление опекуна (попечителя).

Кроме того, отношения  опекунов (попечителей) и их подопечных не могут возникать помимо воли опекуна (попечителя), поскольку носят в большей степени личный характер и их существование и длительность напрямую связаны с психологическим климатом в этой малой социальной группе.

 

 

Список  источников и литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// "Российская газета", N 7, 21.01.2009
  2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.12.2012)// "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994
  3. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012)// "Российская газета", N 17, 27.01.1996.
  4. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об опеке и попечительстве"// "Парламентская газета", N 31-32, 07.05.2008
  5. Федеральный закон от 08.02.1998 N 17-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О внесении изменений и дополнения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"// "Собрание законодательства РФ", 16.02.1998, N 7, ст. 788
  6. Письмо Минобразования РФ от 20.02.1995 N 09-М "О защите жилищных прав несовершеннолетних"// "Закон", N 10, 1996
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"- утратил силу
  8. Веберс Я.Р. Соотношение гражданского и семейного законодательства // Вопросы гражданского и трудового законодательства Советской Латвии. – Рига,- 1965.
  9. Н. М. Ершова. Опека и попечительство над несовершеннолетними по советскому праву. Госюриздат, М., 1959,- 107с.

10. Семейное право. Учебное пособие для средн.проф.образования [Текст] : учебное пособие для средн.проф.образования / Э.А.Абашин. - Москва : Форум:Инфра-М,   2002.  - 128с.

11.  Пергамент  А.И. К вопросу о правовом  положении несовершеннолетних // Уч. зап. ВИЮН. Вып. 3. – М., 1955.

12. Советское семейное право /Под ред. В. А. Рясенцева. – М., 1982.

1 Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

2 Советское семейное право/Под ред. В.А.Рясенцева. – М., 1982. – С. 239 – 240.

3 Свердлов Г.М. Советское семейное право. М., 1958. С. 27; Веберс Я.Р. Соотношение гражданского и семейного законодательства//Вопросы гражданского и трудового законодательства Советской Латвии. – Рига, 1965. – С. 78.

4 Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (2 ч.), ст. 3120.

5 Гражданское право: Учебник. Т. II. Полутом 1 / Под ред. Е.А. Суханова. – М.: БЕК, 2002

6 Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.07.2005) // СЗ РФ от 29.01.1996, № 5, ст. 410, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (1 ч.), ст. 3100.

 


Информация о работе Опека и попечительство