Опека и попечительство

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи работы:
1. Проанализировать правовое регулирование и основные положения, касающиеся опеки и попечительства.
2. Исследовать круг лиц, которые могут быть опекунами и попечителями;
3. Изучение причин, по которым граждане не могут быть попечителями и опекунами, а также порядок прекращения опеки и попечительства.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Институт опеки и попечительства.
1.1.Понятия опеки и попечительства.
1.2.Лица, которые не могут стать опекунами и попечителями.
1.3.Основания для назначения опекуна (попечителя), их обязанности и права.
Глава 2.Права и обязанности субъектов института опеки и попечительства.
2.1.Права детей, находящихся под опекой (попечительством).
2.2.Права и обязанности опекуна (попечителя).
2.3.Органы опеки и попечительства.
2.4.Порядок прекращения опеки и попечительства.
Заключение.
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_REGINA.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Сходство между опекой и попечительством состоит в основаниях возникновения и целях. Основанием возникновения является постановление органа местного самоуправления об установлении опеки (попечительства). Цель состоит в обеспечении воспитания, образования, содержания ребенка и защите его прав. В том случае, когда ребенок помещается на полное государственное попечение в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения, опекун (попечитель) ему не назначается, а исполнение опекунских обязанностей возлагается на администрацию этого учреждения (ст. 147 СК РФ). Опеку и попечительство в зависимости от гражданства опекуна (попечителя) можно подразделять на опеку (попечительство) гражданином Российской Федерации (национальная опека), иностранцами и липами без гражданства (опека с иностранным элементом).

Как опекун или  попечитель несовершеннолетнего подопечного, воспитательное учреждение несет ответственность  за причиненный им вред в порядке, установленном ГК (ст. 1073, 1074 ГК). Так, учреждение обязано возместить вред, причиненный находящимся в нем малолетним подопечным (несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет), если не докажет, что вред возник не по вине учреждения. Причем обязанность воспитательных учреждений по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда (п. 2 и 4 ст. 1073 ГК).

Если вред причинен находящимся в воспитательном учреждении несовершеннолетним подопечным в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, это учреждение обязано возместить вред полностью или в недостающей части (когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда); если не докажет, что вред возник не по его вине. Однако обязанность воспитательного учреждения по возмещению вреда прекращается как по достижении причинившим вред подопечным совершеннолетия, так и в случаях, когда у него до достижения, совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда до достижения совершеннолетия он приобрел дееспособность в полном объеме (п. 2 и 3 ст. 1074 ГК).

В некоторых  случаях воспитательным учреждениям  при выполнении обязанностей опекуна (попечителя) следует руководствоваться  не только нормами СК и ГК, но и  иных федеральных законов. Так, ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" (с последующими изменениями и дополнениями) предписывает администрации воспитательного учреждения, в которое помещен несовершеннолетний ребенок, утративший попечение родителей, в течение трех месяцев оформить договор передачи жилого помещения в собственность несовершеннолетнего. Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние (а для совершения таких сделок требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства и соблюдение иных положений гражданского законодательства), зачисляются администрацией воспитательных учреждений на счет по вкладу на имя несовершеннолетнего подопечного в местном отделении Сберегательного банка.

Вопрос о  бытовом устройстве, определении  на работу или учебу (исходя из образования  и возраста) выпускников специальных  учебно-воспитательных учреждений для  детей и подростков с девиантным поведением может быть решен органом местного самоуправления и комиссией по делам несовершеннолетних по месту жительства воспитанника с учетом конкретных жизненных обстоятельств.

Защита прав выпускников воспитательных учреждений органом опеки и попечительства включает не только проверку выполнения администрацией воспитательного учреждения обязанностей по выдаче выпускникам необходимых документов, но и принятие необходимых мер по их трудоустройству, обеспечению жильем, выплате положенных пенсий, пособий и т. п. Если выпускнику не исполнилось восемнадцать лет, то орган опеки и попечительства может назначить ему попечителя. В том случае, когда попечитель не подыскан, функции попечителя возлагаются на орган опеки и попечительства. По достижении выпускником учреждения совершеннолетия орган опеки и попечительства должен оказывать ему помощь в реализации и защите прав, предоставляемых законом лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом нельзя забывать, что законодательством  РФ предусмотрен ряд льгот и преимуществ для детей, оставшихся без попечения родителей, которые распространяются на них и после достижения совершеннолетия, а потому имеют прямое отношение и к выпускникам воспитательных учреждений. В основном эти льготы касаются порядка поступления и обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Так, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей, получившие основное общее  или среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование (п. 1 и 2 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Во время  обучения во всех типах государственных  или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального  образования они зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими образовательного учреждения (п. 3 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). При условии успешной сдачи всех экзаменов и зачетов в период экзаменационной сессии студентам образовательных учреждений из числа данной категории лиц в обязательном порядке назначается стипендия. Причем размер стипендии должен быть не ниже 80% установленного законодательством РФ минимального размера оплаты труда. С 1 января 1998 г. размер стипендии, выплачиваемой обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (помимо полного государственного обеспечения), увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении. Кроме того, им также должно выплачиваться сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики (п. 5 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

 

2.3.Органы  опеки и попечительства.

Опека и попечительство находятся в ведении органов  местного самоуправления. Наиболее важные вопросы решает непосредственно глава районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя). Глава администрации принимает решение об установлении опеки (попечительства) на основании соответствующего решения суда и издает постановление о назначении конкретного гражданина опекуном (попечителем). Выполнение остальных функций в области опеки и попечительства возлагается на соответствующие отделы (управления), являющиеся структурными подразделениями органа местного самоуправления: в отношении несовершеннолетних – на отделы (управления) народного образования; в отношении лиц, признанных недееспособными вследствие психического расстройства, – на отделы (управления) здравоохранения либо отделы (управления) социальной защиты населения.

Орган опеки  и попечительства подбирает лиц, которых можно назначить опекуном (попечителем), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в необходимых случаях оказывает  им помощь и содействие, рассматривает жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает соответствующие, меры в случае обнаружения обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечного, и т.д. Таким образом, через органы опеки и попечительства осуществляется забота государства о гражданах, не обладающих дееспособностью либо обладающих частичной, неполной дееспособностью.

Статья 37 части I Гражданского кодекса РФ, «Распоряжение  имуществом подопечного», в пункте 2 предусматривает условие, согласно которому «опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного».

Органом опеки  и попечительства согласно установленному статьей 34 ГК РФ правилу являются органы местного самоуправления. Функция органа опеки и попечительства определена законодателем как «надзор за деятельностью опекунов и попечителей» (п. 3 ст. 34 ГК РФ). Из чего напрашивается вывод, что, во-первых, подобная деятельность ограничена исключительно контролем за действиями опекунов и попечителей и не приобретает своего отдельного регулятивного характера; во-вторых, она не распространяется на действия иных лиц, тем более по отношению к участникам какого-либо договора.

В качестве законного  представителя несовершеннолетнего  орган опеки и попечительства выступать не может, поскольку непосредственная защита прав несовершеннолетних возложена  законом исключительно на родителей, опекунов или попечителей (п. 1 ст. 64 и п. 1 ст. 145 Семейного кодекса РФ.

Данная функция  органами опеки и попечительства может осуществляться лишь при их отсутствии (п. 1 ст. 121 и п. 1 ст. 145 СК РФ).

Таким образом, выдача такого разрешения характеризует  собой наличие правоотношения, субъектом которого, с одной стороны, выступает административный орган (местное самоуправление), с другой – попечитель или опекун (родитель). Содержанием правоотношения является порядок осуществления родителями (опекунами, попечителями) своих прав (п. 1 ст. 65 СК РФ, п. 2 ст. 31 ГК РФ).

Компетенция органа опеки и попечительства в вопросе  совершения сделки от имени несовершеннолетнего  ограничивается исключительно функциями  надзора за действиями попечителя (опекуна) и не подлежит распространению на участников сделки. Оно ни к чему не обязывает иных лиц, имеющих какое-либо отношение к сделке (нотариусов или регистраторов).

Таким образом, представляется не основанной на законе выдача «разрешения» на совершение сделки с возложением обязанности одновременного приобретения на имя несовершеннолетнего иного жилого помещения.

Подобного рода «разрешения» приобретают характер несанкционированного возложения на опекуна  или попечителя обязательств выполнения условий, выходящих за пределы рамок  надзора.

Выдача административным органом разрешения гражданину на совершение гражданско-правовой сделки многими совершенно незаслуженно приравнивается почему-то к понятию «одобрения-неодобрения сделки заинтересованным лицом». Однако речь не может идти об одобрении или неодобрении сделки как таковой, речь может идти исключительно об одобрении или неодобрении действия представителя несовершеннолетнего. А это, согласитесь, не одно и то же.

Представительство осуществляется от имени несовершеннолетнего  и в его интересах. А не от имени  органа опеки и попечительства, и не в интересах чиновников местного самоуправления.

С моей точки  зрения, правовое положение такого «разрешения» на совершение сделки следует  определить исключительно как исполнение функции защиты гражданских прав в административном порядке, выраженное законодателем в форме «иного способа, предусмотренного законом» (п. 2 ст. 11 ГК РФ).

Отчасти подтверждением данному обстоятельству служит возможность  обжалования отказа в выдаче такого разрешения в судебном порядке, установленном  статьей 255 Гражданско-процессуального кодекса РФ, как решения, препятствующего осуществлению гражданином его прав и свобод.

Но административная защита по своему характеру не может  возлагать обязанности на кого-либо. Она должна быть выражена в виде санкции, в виде одного из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

Установление  данного факта влечет за собой  следующий вывод: исполнение или  неисполнение опекуном или попечителем  установленных органом местного самоуправления условий, отраженных в  подобном «разрешении», само по себе не является существенным условием договора, влияющим на законность или незаконность его совершения.

 

Действия органа опеки и попечительства в данном случае по содержанию фактически исчерпываются  двумя способами:

1) разрешить  опекуну (попечителю) совершение данной сделки;

2) запретить  опекуну (попечителю) совершение  данной сделки.

Без включения  в них каких-либо дополнительных условий, возлагающих обязанности  на третьих лиц или препятствующих им в осуществлении своих прав.

В случае если родитель (опекун, попечитель) своими действиями причинит вред имуществу несовершеннолетнего или иным способом нарушит его права, орган местного самоуправления может обжаловать его действия в установленном законом порядке. При наличии доказательств нарушения. При соблюдении сроков исковой давности. Данное условие должно быть доведено нотариусом или регистратором до покупателя в виде предупреждения его о возможных последствиях мошеннических действий продавца и отражено в соответствующем пункте договора.

Прикрываясь юридическими основаниями, допускать фактическое злоупотребление своим правом в отношении родителей при распоряжении имуществом несовершеннолетних органы местного самоуправления, не вправе.

 

2.4.Порядок  прекращения опеки и попечительства.

Ст. 40 ГК РФ определяет порядок прекращения опеки и попечительства.

Признание судом полностью  недееспособного совершеннолетнего  гражданина дееспособным в результате его выздоровления означает, что  он может сам себя защищать, заботиться самостоятельно о своих насущных потребностях, разумно руководить своими действиями и поступками, связанными с защитой как личных, так и имущественных прав. Поэтому опекун ему уже не нужен. Тогда опека прекращается, но не автоматически, а по заявлению опекуна или по инициативе органов опеки и попечительства. То же самое происходит с попечителем при отмене судом ограничения дееспособности лица, злоупотреблявшего спиртными напитками или наркотическими средствами.

Опека переходит в  попечительство автоматически, если подопечный достиг 14 лет. Тогда опекун становится попечителем без всяких к тому усилий со своей стороны и без согласия на то органов опеки и попечительства. Потребность в попечительстве прекращается автоматически по достижении 18 лет. Если же данный гражданин не может разумно руководить своими действиями и поступками по не зависящим от него причинам, например, из-за тяжелого психического заболевания, требуется решение суда о признании его недееспособным, что дает возможность установить над ним опеку. Злоупотребление 18-летним гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами может повлечь признание его ограниченно дееспособным с последующим установлением над ним попечительства.

Информация о работе Опека и попечительство