Огюст Конт - основатель социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:50, реферат

Краткое описание

Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей.

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ
2. I ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
3. II КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ОГЮСТА КОНТА
4. III ТРИ ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА ОГЮСТА КОНТА
5. IV ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ОГЮСТА КОНТА
6. V ПОЗИТИВИЗМ КАК ОСНОВАНИЕ НАУКИ
7. VI СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА
8. VII СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

9. VIII ТРИ СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
11. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Конт социология.docx

— 50.29 Кб (Скачать)

Иногда  Конт высказывается не только против изучения «конечных» причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений. 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конт  внес серьезный вклад в формирование ключевых представлений о социальной реальности. Он доказывал ставший  парадигмальным тезис о том, что  социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал  идею автономии “социального существования” по отношению к индивидуальному. Он одним из первых разрабатывал такие  парадигмальные понятия, как “социальный  организм” и “социальная система”. (Правда, он еще не различает общество и человечество, считая, что это  одни и те же сущности, развивающиеся  одинаковым образом.) Конт сформулировал  эволюционистскую парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и  те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его  идеи лежат в основе разнообразных  теорий индустриализма и технократии. Он зафиксировал выдвижение на авансцену  социальной жизни и рост значения новых социальных категорий: предпринимателей, банкиров, инженеров, рабочего класса, ученых. Он был родоначальником одной  из главных социологических традиций-традиций исследования социальной солидарности (обозначаемой также терминами “согласие” и “сплоченность”).

В эпистемологическом аспекте огромное значение имел тезис Конта о том, что структура и развитие общества подчинены действию законов, которые необходимо изучать и на основе которых следует строить социальную практику. Его различение социальной статики и социальной динамики в той или иной форме сохранилось на протяжении всей истории социологии, а также проникло в смежные науки. Сохраняют свое значение и многие из его постулатов, касающиеся методов социологии: наблюдения, эксперимента, сравнительно-исторического метода и т. п. Даже его мистический “субъективный” метод оказал известное влияние на судьбы социологической мысли.

В этическом аспекте важную роль в развитии социологии сыграло обоснование Контом выдающейся роли ученого в современном обществе. Его вклад в профессиональную этику новой науки состоял, прежде всего, в доказательстве необходимости преобладания наблюдения над воображением и в громком призыве не “проклинать” и не “хвалить” социальные факты, а изучать их; тем самым он актуализировал применительно к социологии важнейший для научной этики тезис Спинозы: “Не смеяться, не плакать, а понимать”. Правда, сам Конт в своей “субъективной” социологии и “позитивной политике” часто следовал противоположным принципам. Но он с такой силой обосновывал этику непредвзятого, свободного от всяких догм, беспредпосылочного исследования, что позитивизм в социологии всегда связывался именно с такой этикой. Именно она и стала главной для профессии социолога.

Что касается значения Конта для институционально - организационной стороны развития социологии, то здесь можно говорить не о прямом, а лишь о косвенном его влиянии. Время институционализации социологии при нем еще не наступило. Как говорил сам Конт, “колыбель не может быть троном”. В его время социология находилась еще в колыбели. Нельзя сказать, чтобы социология когда-нибудь или где-нибудь до сих пор находилась “на троне”. Но в том, что она сегодня занимает вполне достойное место среди наук о человеке, заслуга Конта несомненно велика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении): СПб., 1984 г.

2. «Социология», учебник для высших учебных заведений; Осипов Г. В., Тульчинский М. Р., Кабыща А. В. и др.; М., "Наука", 1995.

3. «Социология», учебное пособие; Елсуков А. Н., Бабосов Е. М., Данилов А. Н., Соколова Г.Н., Яскевич Я.С. и др. под редакцией Елсукова; Минск, "ТетраСистемс", 2000.

4. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. (Мультимедийный вариант).

5. Хайек Ф. Дорога к рабству.:  Карсов, 1983. 

Интернет - источники

1. socio.rin.ru

2. www.elibron.com

3. www.letter.com 
 
 

Информация о работе Огюст Конт - основатель социологии