Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:50, реферат
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. I ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
3. II КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ОГЮСТА КОНТА
4. III ТРИ ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА ОГЮСТА КОНТА
5. IV ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ОГЮСТА КОНТА
6. V ПОЗИТИВИЗМ КАК ОСНОВАНИЕ НАУКИ
7. VI СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА
8. VII СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА
9. VIII ТРИ СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
11. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Становление
социологии как самостоятельной
науки связано с глубокими
изменениями мировоззренческого характера,
которые происходили в Европе
в конце XVIII- начале XIX века. Общество
мучительно переходило от средневекового
сословно-монархического устройства к
новым формам организации экономической
и политической жизни. Рушились старые
религиозные эталоны истины, добра
и красоты, уступая свое место
более прагматичным устремлениям людей.
Ответом на новые общественные потребности
стали позитивный стиль мышления
и разумно-рациональный образ деятельности.
Изменение мировоззренческих
Характерно,
что обществознание, занимавшее промежуточное
положение между абстрактными философскими
концепциями, с одной стороны, и
естественнонаучными
И нет
ничего удивительного в том, что
с момента возникновения
I ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Социология – наука об обществе как целостной системе и отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей.
Объектом социологии является социальная жизнь общества, структуры взаимодействия социальных субъектов, социальных групп, институтов, общностей и т.д., имеющие социальные различия между собой.
Предметом социологии можно считать закономерности функционирования социальных общностей как субъектов исторически определенных социальных отношений, совокупность которых образует социальную сферу жизнедеятельности общества.
Таким
образом. Поскольку объектом социологии
является гражданское общество, предмет
социологии неразрывно связан со специфической
формой проявления человека как личности.
В частности, в социологии огромное
значение имеет анализ мотивов поведения
людей в определенной жизненной
ситуации, изучение их потребностей, интересов
и ориентаций. Социология изучает
общественное сознание посредством
анализа индивидуального и
Социология изучает общество как целостную организованную систему социальных связей и отношений, институтов, общественных групп, взаимодействующих друг с другом, т.е. социальной структуры общества. Специфика и отличие социологии от других общественных наук состоят в том, что она изучает социальные системы и социальные явления с точки зрения их взаимодействия и влияния на развитие социальных отношений между людьми, на формирование человека, его сознание и поведение.
Социология
есть наука о становлении, развитии
и функционировании социальных общностей,
социальных организаций и социальных
процессов как моделей, наука
о закономерностях социальных действий
и массового поведения
iI КРАТКАЯ биография ОГЮСТА КОНТА
Был ли Огюст Конт подлинным создателем, “отцом” социологии - вопрос спорный. Бесспорно то, что он стал ее крестным отцом, так как дал ей имя, изобрел само слово “социология”. Правда, блюстители чистоты научного языка нередко подчеркивали “варварский” характер имени, которым он назвал новорожденную науку об обществе; ведь оно составлено из слов, взятых из двух разных языков: латинского “societas” (“общество”) и греческого “logos” (“слово”, “учение”). Как бы то ни было, уже благодаря тому, что Конт придумал слово “социология”, он интересен для истории этой науки. Но дело, конечно, не в названии. Далее мы увидим, сколь значительным был вклад этого мыслителя в становление социологии как таковой.
Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 г. в городе Монпелье в семье чиновника средней руки, сборщика податей. Родители Конта были правоверными монархистами и католиками, но сам он рано отходит от традиционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции. После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи.
В это
время Конт усердно изучает математику
и другие точные науки; он также читает
множество трудов по философским, экономическим,
социальным проблемам. И в лицее,
и в Политехнической школе
он отличался серьезностью и замкнутостью,
сторонился юношеских забав и
развлечений, будто стремясь своим
поведением доказать справедливость французской
пословицы: “Кто хочет быть молодым
в старости, должен быть старым в
молодости”. При этом юный Огюст
был весьма самостоятелен в своих
взглядах; не признавая навязываемых
авторитетов и внешней
В 1817г. Конт становится секретарем Сен-Симона, сменив в этой должности известного историка Огюстена Тьерри. Первоначально взаимоотношения юного ученика и знаменитого учителя носят дружеский характер, и Конт, по существу, является одним из участников школы сен-симонизма. Он подчеркивает безграничное уважение к Сен-Симону и активно сотрудничает в его изданиях. Но постепенно, как это нередко случается у близко соприкасающихся выдающихся людей, возникают споры об авторстве и приоритетах; их взаимоотношения портятся и в 1824 г. заканчиваются разрывом.
В
1826 г. Конт приступает к чтению
платных публичных лекций по
философии на дому. Лекции были
прерваны из-за его тяжелого
психического заболевания и
Конт
не занимал сколько-нибудь прочных
позиций в академической
На жизнь
и деятельность Конта оказали
влияние две женщины, которые, благодаря
этому, в известном смысле вошли
в историю социологии вместе с
ним. Влияние одной из них сам
он расценивал как пагубное и считал
связь с ней серьезной
Стиль
сочинений Конта отражает, по-видимому,
особенности его личности. Он отличается
растянутостью изложения, длиннотами,
громоздкими фразами, частыми повторами.
Конта совершенно не волнует красота
стиля, но он всячески стремится к
полноте и точности в изложении
своих мыслей. Эти особенности
парадоксальным образом сочетаются
с любовью к сочинению
Хотя в ранние годы Конт читал очень много, впоследствии, разрабатывая свою философскую систему, он подчинил себя режиму так называемой “мозговой гигиены” с целью не заражаться чужими воззрениями. Согласно этому режиму он на протяжении многих лет не читал ничего, что имело бы хотя бы косвенное отношение к предметам его изысканий, за исключением некоторых трудов, содержащих полезные, по его мнению, данные, а также поэтических сочинений.
Конт
был человеком чрезвычайно
В общем,
говоря о личности Конта, можно сделать
вывод, что этот выдающийся человек
был маргиналом, человеком “на грани”,
на краю во многих отношениях. Он находился
на грани между академическим и неакадемическим
мирами, между семейным и холостым состоянием,
между здоровьем и болезнью, между наукой,
религией, утопией и т. п. Все это, безусловно,
не могло не сказаться на его социологическом
мышлении.
III ТРИ ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА ОГЮСТА КОНТА
В творчестве Конта принято различать три периода.
Первый период (1819-1828), почти полностью совпадающий со временем его сотрудничества с Сен-Симоном, характеризуется изданием шести небольших программных сочинений, «опускулов». Эти сочинения Конт впоследствии включил в качестве приложения в IV том своей «Системы позитивной политики» (1854) с целью показать преемственность своих воззрений. В «опускулах» он намечает принципы и пути интеллектуальной и социальной реформы, в которой нуждается находящееся в состоянии «анархии» человечество. В этих сочинениях можно найти идеи, которые одновременно являются итогом для Сен-Симона и отправным пунктом для Конта. Здесь уже присутствует ряд наиболее важных идей, которые Конт развивает впоследствии, в частности, идея об особой роли ученых в новом обществе; различение двух главных эпох в развитии человечества: критической и органической; понятие и принципы «позитивной политики»; и, наконец, знаменитый «закон трех стадий».
Второй период (1830-1842) - это период зрелости, когда создавался и издавался шеститомный «Курс позитивной философии» (тома выходили последовательно в 1830, 1835, 1838, 1839, 1841 и 1842 гг.). В это время Конт разрабатывает философские и научные основы позитивистского мировоззрения.