Огюст Конт - основатель социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:50, реферат

Краткое описание

Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей.

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ
2. I ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
3. II КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ОГЮСТА КОНТА
4. III ТРИ ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА ОГЮСТА КОНТА
5. IV ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ОГЮСТА КОНТА
6. V ПОЗИТИВИЗМ КАК ОСНОВАНИЕ НАУКИ
7. VI СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА
8. VII СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

9. VIII ТРИ СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
11. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Конт социология.docx

— 50.29 Кб (Скачать)
 

ВВЕДЕНИЕ

Становление социологии как самостоятельной  науки связано с глубокими  изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к  новым формам организации экономической  и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра  и красоты, уступая свое место  более прагматичным устремлениям людей. Ответом на новые общественные потребности  стали позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности. Изменение мировоззренческих установок, так или иначе, фиксировалось  в структуре философского знания, в котором стали усиливаться  позитивные тенденции. Само зарождение позитивизма и социологии было ответом  на эти изменения.

Характерно, что обществознание, занимавшее промежуточное  положение между абстрактными философскими концепциями, с одной стороны, и  естественнонаучными дисциплинами - с другой, как раз и явилось  тем полем научных изысканий, на котором отрабатывались принципы новой позитивной философии. Стали  общепринятыми критика прежних  философско-схоластических концепций  общественного устройства и попытки  создания науки об обществе, которая  бы соответствовала методам естественных наук. В силу этого в область  социального познания начали вторгаться не только строгие научные методы (наблюдение, эксперимент и т. д.), но и некоторые онтологические модели пронатуралистического характера (механицизм, биологизм, органицизм, структурализм, эволюционизм и т. д.). Поэтому с  момента своего появления социология несла на себе и блеск научной  респектабельности, и глубокие тени естественнонаучного схематизма в  понимании своего объекта исследования, что определялось соответствующим  уровнем развития естествознания.

И нет  ничего удивительного в том, что  с момента возникновения социологии и вплоть до наших дней идет спор о собственном предметном поле социологии и специфике ее познавательных средств. 
 
 

I ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

Социология – наука об обществе как целостной системе и отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей.

Объектом социологии является социальная жизнь общества, структуры взаимодействия социальных субъектов, социальных групп, институтов, общностей и т.д., имеющие социальные различия между собой.

Предметом социологии можно считать закономерности функционирования социальных общностей как субъектов исторически определенных социальных отношений, совокупность которых образует социальную сферу жизнедеятельности общества.

Таким образом. Поскольку объектом социологии является гражданское общество, предмет  социологии неразрывно связан со специфической  формой проявления человека как личности. В частности, в социологии огромное значение имеет анализ мотивов поведения  людей в определенной жизненной  ситуации, изучение их потребностей, интересов  и ориентаций. Социология изучает  общественное сознание посредством  анализа индивидуального и группового сознания, исследует формы и методы объективизации сознания в деятельности. Социология учитывает определенные социально-экономические и политические отношения, влияние на человека культурной среды обитания, исходит из социальных фактов, из анализа деятельности и  сознания человека, группы к которой  он принадлежит.

Социология  изучает общество как целостную  организованную систему социальных связей и отношений, институтов, общественных групп, взаимодействующих друг с  другом, т.е. социальной структуры общества. Специфика и отличие социологии от других общественных наук состоят  в том, что она изучает социальные системы и социальные явления  с точки зрения их взаимодействия и влияния на развитие социальных отношений между людьми, на формирование человека, его сознание и поведение.

Социология  есть наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов как моделей, наука  о закономерностях социальных действий и массового поведения 
 
 

iI КРАТКАЯ биография ОГЮСТА КОНТА

Был ли Огюст Конт подлинным создателем, “отцом” социологии - вопрос спорный. Бесспорно то, что он стал ее крестным отцом, так как дал ей имя, изобрел  само слово “социология”. Правда, блюстители чистоты научного языка нередко подчеркивали “варварский” характер имени, которым он назвал новорожденную науку об обществе; ведь оно составлено из слов, взятых из двух разных языков: латинского “societas” (“общество”) и греческого “logos” (“слово”, “учение”). Как бы то ни было, уже благодаря тому, что Конт придумал слово “социология”, он интересен для истории этой науки. Но дело, конечно, не в названии. Далее мы увидим, сколь значительным был вклад этого мыслителя в становление социологии как таковой.

Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 г. в городе Монпелье в семье  чиновника средней руки, сборщика податей. Родители Конта были правоверными монархистами и католиками, но сам он рано отходит от традиционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции. После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи.

В это  время Конт усердно изучает математику и другие точные науки; он также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. И в лицее, и в Политехнической школе  он отличался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских забав и  развлечений, будто стремясь своим  поведением доказать справедливость французской  пословицы: “Кто хочет быть молодым  в старости, должен быть старым в  молодости”. При этом юный Огюст  был весьма самостоятелен в своих  взглядах; не признавая навязываемых авторитетов и внешней регламентации, он уважал только интеллектуальные и  нравственные достоинства. Поэтому  он нередко участвовал в конфликтах с начальством. Один из таких конфликтов (учащиеся выступили против одного из преподавателей), в котором Конт играл активную роль, послужил поводом  к временному закрытию Политехнической  школы в 1816 г. Конт был отправлен  в Монпелье под надзор полиции, и  ему уже не суждено было завершить  свое образование. Вернувшись вскоре в  Париж, он начинает самостоятельную  жизнь, давая частные уроки по математике.

В 1817г. Конт становится секретарем Сен-Симона, сменив в этой должности известного историка Огюстена Тьерри. Первоначально  взаимоотношения юного ученика  и знаменитого учителя носят  дружеский характер, и Конт, по существу, является одним из участников школы  сен-симонизма. Он подчеркивает безграничное уважение к Сен-Симону и активно  сотрудничает в его изданиях. Но постепенно, как это нередко случается у близко соприкасающихся выдающихся людей, возникают споры об авторстве и приоритетах; их взаимоотношения портятся и в 1824 г. заканчиваются разрывом.

 В  1826 г. Конт приступает к чтению  платных публичных лекций по  философии на дому. Лекции были  прерваны из-за его тяжелого  психического заболевания и возобновились  в 1829 г. С 1830 по 1842 г. Конт  осуществляет грандиозный проект: издание 6-томного “Курса позитивной  философии”. Во второй половине 40-х годов он, помимо сугубо  интеллектуальных занятий, обращается к проповеднической и практической организационной деятельности, пропагандируя позитивизм как политическое, религиозное и моральное учение. В 1847 г. он провозглашает Религию Человечества, в 1848 - создает Позитивистское общество. Последние годы жизни он был занят разработкой нового религиозного учения и культа, провозгласив себя первосвященником Религии Человечества. Умер Конт 5 сентября 1857 г. в окружении своих учеников.

Конт  не занимал сколько-нибудь прочных  позиций в академической системе  тогдашней Франции. Его попытки  получить кафедру или занять должность  штатного преподавателя в Политехнической  школе и в Коллеж де Франс оказались  безуспешными, и он вынужден был  довольствоваться скромной ролью репетитора и экзаменатора в Политехнической  школе, пробавляясь также частными уроками. Это обеспечивало ему весьма скудные средства существования. Последние годы жизни он жил на средства, собираемые по подписке его сторонниками-позитивистами.

На жизнь  и деятельность Конта оказали  влияние две женщины, которые, благодаря  этому, в известном смысле вошли  в историю социологии вместе с  ним. Влияние одной из них сам  он расценивал как пагубное и считал связь с ней серьезной единственной ошибкой, совершенной в жизни. Это  была его жена Каролина Массен, которую  он обвинял в порочности и, главное, в бессердечии. Ожесточенные и частые конфликты с ней приводили  время от времени к резким обострениям  его душевного заболевания. В  конце концов, супруги расстались. Влияние другой женщины Конт оценивал как истинно благодатное; оно  сказалось отчасти в том, что  в конце жизни он энергично  подчеркивал превосходство чувства (“сердца”) над разумом и, по существу, из проповедника новой науки превратился  в проповедника новой религии. Звали  эту женщину Клотильда де Во. Конт познакомился с ней в 1845 г., за год  до ее смерти. Он страстно (и безответно) полюбил эту 30-летнюю женщину и  боготворил ее до конца своих дней. Любовный экстаз постепенно перерос  у него в экстаз религиозный. Он прославил  Клотильду де Во в предисловии  к своей четырехтомной “Системе позитивной политики” и разработал посвященные ей особые ритуальные действа, которые неуклонно и тщательно  исполнял.

Стиль сочинений Конта отражает, по-видимому, особенности его личности. Он отличается растянутостью изложения, длиннотами, громоздкими фразами, частыми повторами. Конта совершенно не волнует красота  стиля, но он всячески стремится к  полноте и точности в изложении  своих мыслей. Эти особенности  парадоксальным образом сочетаются с любовью к сочинению афоризмов  и девизов, нередко весьма эффектных  и запоминающихся. Вот некоторые  из них: “Порядок и прогресс”, “Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы  мочь”, “Знать, чтобы мочь, думать, чтобы действовать”, “Жить для  других”, “Жить при ясном свете”, “Любовь как принцип, порядок  как основание, прогресс как цель”, “Мы разрушаем только то, что  заменяем” и т. п.

Хотя  в ранние годы Конт читал очень  много, впоследствии, разрабатывая свою философскую систему, он подчинил себя режиму так называемой “мозговой гигиены” с целью не заражаться чужими воззрениями. Согласно этому режиму он на протяжении многих лет не читал ничего, что имело бы хотя бы косвенное отношение к предметам его изысканий, за исключением некоторых трудов, содержащих полезные, по его мнению, данные, а также поэтических сочинений.

Конт  был человеком чрезвычайно неуравновешенным и страдал периодическими психическими недугами, хотя в целом его, несомненно, нельзя считать умалишенным. Серьезные жизненные неудачи компенсировались у него чрезвычайным самомнением и непреклонной верой в свою исключительную миссию. Чувство юмора и остроумие, по-видимому, были ему чужды.

В общем, говоря о личности Конта, можно сделать  вывод, что этот выдающийся человек был маргиналом, человеком “на грани”, на краю во многих отношениях. Он находился на грани между академическим и неакадемическим мирами, между семейным и холостым состоянием, между здоровьем и болезнью, между наукой, религией, утопией и т. п. Все это, безусловно, не могло не сказаться на его социологическом мышлении. 
 
 
 

III ТРИ ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА ОГЮСТА КОНТА

В творчестве Конта принято различать три периода.

 Первый период (1819-1828), почти полностью совпадающий со временем его сотрудничества с Сен-Симоном, характеризуется изданием шести небольших программных сочинений, «опускулов». Эти сочинения Конт впоследствии включил в качестве приложения в IV том своей «Системы позитивной политики» (1854) с целью показать преемственность своих воззрений. В «опускулах» он намечает принципы и пути интеллектуальной и социальной реформы, в которой нуждается находящееся в состоянии «анархии» человечество. В этих сочинениях можно найти идеи, которые одновременно являются итогом для Сен-Симона и отправным пунктом для Конта. Здесь уже присутствует ряд наиболее важных идей, которые Конт развивает впоследствии, в частности, идея об особой роли ученых в новом обществе; различение двух главных эпох в развитии человечества: критической и органической; понятие и принципы «позитивной политики»; и, наконец, знаменитый «закон трех стадий».

Второй  период (1830-1842) - это период зрелости, когда создавался и издавался шеститомный «Курс позитивной философии» (тома выходили последовательно в 1830, 1835, 1838, 1839, 1841 и 1842 гг.). В это время Конт разрабатывает философские и научные основы позитивистского мировоззрения.

Информация о работе Огюст Конт - основатель социологии