Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:50, реферат
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. I ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
3. II КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ОГЮСТА КОНТА
4. III ТРИ ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА ОГЮСТА КОНТА
5. IV ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ОГЮСТА КОНТА
6. V ПОЗИТИВИЗМ КАК ОСНОВАНИЕ НАУКИ
7. VI СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА
8. VII СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА
9. VIII ТРИ СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
11. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Считая, что интеллектуальная реформа должна предшествовать социальной (включая политическую, моральную, религиозную), он в этот период выступает главным образом в роли ученого и в качестве такового придерживается «объективного» метода: он обосновывает включенность человеческого и социального мира в общую систему мироздания, подчиненность человеческих дел естественному ходу вещей и ориентацию социологии (в принципе находящейся на вершине иерархии наук) на естественные науки как на более зрелые и ранее приблизившиеся к позитивному состоянию.
Третий, завершающий период творчества Конта, начинается со второй половины 40-х годов. Он отмечен созданием таких произведений, как четырехтомная «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества» (1851-1854), «Позитивистский катехизис» (1852) и «Субъективный синтез» (1856). В это время Конт обосновывает преимущественно «субъективную» точку зрения и «субъективный» метод. На первый план в его учении выходят эмоциональные факторы человеческой и социальной жизни, воплощенные в понятии «сердце». Соответственно главным объектом его внимания становятся институты, отвечающие эмоциональным потребностям человека: мораль и религия. Если на предыдущем этапе Конт предпочитал использовать понятия «позитивная философия», «позитивный дух», «рациональная позитивность», то в это время он уже чаще говорит о «позитивизме» как о доктрине, в которой интеллектуальные, научные элементы подчинены моральным, религиозным и политическим. Теоретическая перспектива меняется: если в «Курсе» Конт подчеркивает «естественный» характер социальных законов, необходимость познания их и подчинения им, то теперь, наоборот, он, в соответствии с «субъективной» точкой зрения, рассматривает социальный мир как продукт чувства, воли и деятельности человека. В этот период он выступает уже не столько в роли ученого, сколько в других ролях: моралиста, пророка и первосвященника новой религии, автора социально-политических проектов.
Существуют две точки зрения на соотношение отмеченных периодов в творчестве французского мыслителя. Одни аналитики считали, что третий период противостоит первым двум и означает решительный отказ от исходных научно-теоретических позиций. Иными словами, Конт как создатель новой религии и утопических проектов не имеет ничего общего с Контом - создателем позитивистского научного мировоззрения. Такой точки зрения придерживались, в частности, известные приверженцы контовского позитивизма француз Эм. Литтре и англичанин Дж. Ст. Милль. Они вдохновлялись идеями «Курса позитивной философии». Когда же, по их мнению, автор порвал с этими идеями, они порвали с их автором.
Другие, в том числе сам Конт, рассматривали третий период как естественное и логичное завершение первых двух. С этой точки зрения три периода выражают не эволюцию и, тем более, не коренное изменение взглядов, а различные этапы реализации одного и того же замысла, того, который был сформулирован еще в «опускулах». Тех своих сторонников, которые признавали и «Курс» (II период) и «Систему позитивной политики» (III период), он считал «полными» позитивистами; тех же, кто был сторонником только «Курса» - «неполными».
Тем не менее, отрицая поворот в содержании своих воззрений, Конт в то же время признавал изменение своей социально-интеллектуальной роли (от ученого - к проповеднику новой религии), говоря, что «променял карьеру Аристотеля на карьеру святого Павла...».
Независимо
от того, как оценивать соотношение
между различными периодами и частями
контовского учения, несомненно, что в
нем переплетались и проникали друг в
друга научные и вненаучные элементы.
Но задача истории социологии - изучить,
прежде всего, научные элементы, исходя
из тех критериев, которые были выделены
в первой лекции. Это те стороны доктрины
Конта, которые в дальнейшем получили
продолжение не в морали или религии, не
в политике или социальных движениях,
а в социологии как науке
iv ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ОГЮСТА КОНТА
Древнейшим
предшественником подлинной социальной
науки Конт считает Аристотеля, который
стремится рассматривать
Среди оказавших влияние на формирование взглядов Конта или высоко им ценимых следует отметить философов Френсиса Бэкона, Декарта, Юма, Кондильяка, а также видных естествоиспытателей прошлого.
Особенно
глубокое влияние на Конта оказал
Сен-Симон, хотя сам Конт это решительно
отрицал. Трудно найти у Конта
такую идею, которая в какой-то
форме уже не присутствовала бы в
сочинениях Сен-Симона. Это относится,
в частности, к таким важным для
Конта положениям, как различие “критических”
и “органических” периодов в развитии
общества; идея прогресса; значение науки,
в особенности социальной, в современную
эпоху; роль индустриализма и “индустриалов”
в современном и будущем
Но было
бы ошибочным считать Конта
В целом
Конт стремился объединить противоречивые
идейные традиции: просветительскую
идею прогресса и традиционализм,
просветительский рационализм и
средневековый католицизм. В последнем
ему особенно импонировала идеология
социально-иерархической и
V ПОЗИТИВИЗМ КАК ОСНОВАНИЕ НАУКИ
Конт
относится отрицательно ко всему
отрицательному, разрушительному, критическому.
Он противопоставляет духу отрицания
и в теории, и в действительности
позитивный дух. Категория “позитивного”
становится наиболее общей и главной
в его мировоззрении, поэтому
“позитивизм” и другие слова, производные
от “позитивного”, становятся основными
терминами для обозначения
Что же такое “позитивное” в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова:
1) реальное в противовес химерическому:
2) полезное в противовес негодному;
3) достоверное в противовес сомнительному;
4) точное в противовес смутному;
5) организующее в противовес разрушительному.
К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом.
Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом “трех стадий”, или “трех состояний”, который он считал своим главным открытием.Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.
1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он “стремится к абсолютному знанию”. Теологическое мышление проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания Провидения безрассудны и подобны предположению о том, что у низших животных существует способность предвидеть желания человека или других высших животных.
2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика “вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать”. Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху.
3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. “постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями”.
Иногда Конт высказывается не только против изучения “конечных” причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос “почему” вопросом “как”. Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.
Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения - ее предназначение.
Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук, получившую широкую известность. Эта классификация включает в себя шесть основных наук: математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию.
Характерно,
что в этой классификации нет
философии и психологии. Отсутствие
первой объясняется тем, что Конт
не мыслил философию в качестве особой
отрасли знания: для него позитивная
философия - это та же наука, наблюдающая
наиболее общие законы, обобщающая
результаты частных наук и обеспечивающая
их единство. Отсутствие психологии объясняется
тем, что тогдашняя психология была
преимущественно
Каждая
из перечисленных наук представляет
собой своего рода ступень по отношению
к последующей. Каждая из них заимствует
у предыдущей ее методы и добавляет
к ним еще свои собственные, обусловленные
спецификой изучаемого объекта. Все
науки проходят в своем развитии
теологическую, метафизическую и позитивную
стадии; только на последней они
становятся науками в собственном
смысле. На вершине иерархии наук находится
социология.
Vi Социальная статика
Любой объект, по Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Поэтому социология делится в его доктрине на две части: социальную статику и социальную динамику. Эти две дисциплины соответствуют двум частям главного лозунга контовского учения «Порядок и прогресс». Для социальной статики высшая цель - обнаружение законов социального порядка, для социальной динамики - законов прогресса. Социальная статика -это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, социальная динамика - социальная физиология, изучающая его функционирование. Объект первой из них - общества «в состоянии покоя», объект второй - общества «в состоянии движения». Сравнительная оценка важности этих двух разделов социологии у Конта менялась: если в «Курсе» он утверждал, что наиболее важная часть социологии - социальная динамика, то в «Системе» - что это социальная статика.