Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 17:24, контрольная работа
Цель контрольной работы - изучение и анализ законодательства Российской Федерации и иностранных государств в сфере защиты трудовых прав работников профессиональными союзами.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать деятельность профсоюзных организаций в России.
Рассмотреть нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов в современных условиях.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Анализ деятельности профсоюзов в России………………………………5
2 Нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов в современных условиях…………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………….………………..25
Список нормативных актов и литературы……………..……………………..28
В Федеральных округах России взаимодействие с законодательными и исполнительными органами власти осуществляют секретари ФНПР. В рамках ФНПР действуют Ассоциации профсоюзов, объединяющие работников непроизводственной сферы, трудящихся базовых отраслей, рабочих оборонной промышленности, машиностроения, транспорта, действующих в сфере предпринимательства и малого бизнеса.
«Программный документ ФНПР, принятый VI съездом Федерации и носящий название «За достойный труд», определяет перспективные задачи Федерации. Это – доведение заработной платы в России до уровня среднеевропейского, обеспечение занятости трудоспособного населения, безопасных условий труда, достойных пенсий, соблюдение государственных социальных гарантий, рост уровня жизни трудящихся и членов их семей»8.
ФНПР участвует на экспертном уровне в разработке проектов федеральных и региональных законов, касающихся социально-трудовой сферы, соблюдения прав профсоюзов и трудящихся. Действуя в этом направлении, ФНПР активно влияет на процесс совершенствования российского законодательства, в том числе через своих представителей в Государственной Думе – межфракционную депетутскую группу «Солидарность». Одним из наиболее значительных эпизодов этой работы стало принятие и совершенствование Трудового Кодекса РФ.
Правовые службы ФНПР и её членских организаций постоянно участвуют в судебных заседаниях, разрешающих трудовые споры и конфликты. Практика показывает: там, где работают профсоюзные юристы, - там более 90% исков членов профсоюзов судами удовлетворяются.
«Свой стратегический курс
ФНПР всегда связывала с полноценной
реализацией механизма
ФНПР играет ведущую роль в деятельности профсоюзной стороны Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений. Из 30 мест профсоюзной стороны РТК избран Председатель ФНПР М.В. Шмаков. В рамках работы комиссии регулярно заключаются Генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
Таким образом, мы видим, что деятельность ФНПР, объединяющая более 95 процентов всех членов профсоюзов в стране, направлена в первую очередь на защиту работников от неправомерных действий работодателей. В своей деятельности ФНПР старается найти пути реализации интересов членов профсоюзов в рамках переговорного процесса и только в крайнем случае прибегает к организации коллективных действий.
2 Нормативно-правовое
регулирование деятельности
В современных условиях роль профсоюзов существенно меняется. Прежде всего, профсоюзы декларируют твердую приверженность защите интересов трудящихся и отказ от выполнения производственных функций. «В новых условиях профсоюзы перешли от организационного монизма, обусловленного однопартийной системой, к плюрализму: в стране возникли и функционируют профсоюзы различных направлений»10.
Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились в практике взаимодействия профсоюзов с государственными, хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие - предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных правовых актах.
Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутри профсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах.
Из круга общественных
отношений, в которые вступают профсоюзы,
правовому воздействию
Общественные отношения
с участием профсоюзов регулируются
правом в той мере, в какой это
необходимо для обеспечения
«Пределы правового
регулирования отношений с
Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформировать законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов.
Правовой статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных (общественных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они занимаются в соответствии с уставами в силу их общественного характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны соблюдать это законодательство.
Таким образом, соотношение общественного (внутри профсоюзного) и правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи, взаимозависимости с приоритетом внутри профсоюзных норм при подготовке законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над внутри профсоюзными нормами после принятия соответствующих законодательных актов.
Правовую основу деятельности профессиональных союзов составляет Конституция Российской Федерации, нормы которой закрепляют право на объединение (ст. 30), равенство перед Законом всех общественных объединений, в том числе и профессиональных союзов (ст. 14), запрещают дискриминацию по признаку членства в общественных объединениях, в том числе и профессиональных союзах (ст. 19).
Помимо Конституции правовое положение профессиональных союзов закреплено в целом ряде специальных законов. Это прежде всего Гражданский Кодекс РФ, Федеральные законы «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. и положения Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет место общественных объединений в системе юридических лиц, действующих в гражданском обороте, устанавливает правовой режим имущества общественной организации, определяет условия и порядок участия таких организаций в гражданском обороте.
В Федеральном законе «Об общественных
объединениях» развиваются
Кроме того, Закон устанавливает, что «особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - политических общественных объединений (политических организаций, в том числе политических партий, а также политических движений), профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом»12.
Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяются правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В соответствии с Законом некоммерческой организацией является «организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками»13. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Как видим, профессиональные союзы являются некоммерческими общественными организациями, и положения Федерального закона «О некоммерческих организациях» определяют и правовое положение профессиональных союзов.
Правовое положение профессиональных союзов как представителей и защитников социально - трудовых прав работников закрепляется в Трудовом кодексе, которым определены права профсоюза при подготовке проекта, заключении, изменении и контроле за выполнением коллективного договора. Кроме того, Кодекс закрепляет правовое положение профессиональных союзов как участника системы социального партнерства. Кодекс устанавливает правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в Российской Федерации в ходе разрешения коллективного трудового спора. При этом Кодекс определяет роль профессионального союза как представителя работников в процессе выдвижения требований, проведении примирительных процедур и проведении законной забастовки.
Базовым законом в сфере осуществления деятельности профессиональными союзами своих функций и задач по представительству и защите интересов работников и развитию социально - экономических отношений является Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», т.к. именно он закрепляет правовые основы осуществления именно профсоюзной деятельности, как на уровне организации, так и на отраслевом, территориальном и общенациональном уровнях.
Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривается, что «законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами»14. Т.е. законодатель допускает, что субъекты Российской Федерации вправе принимать собственное законодательство, касающееся профессиональных союзов.
Как нами уже указывалось, акты, регулирующие деятельность профессиональных союзов, носят комплексный характер и содержат нормы конституционного, гражданского и трудового законодательства. Такое положение ставит законодателей в субъектах Российской Федерации в достаточно сложное положение. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ «гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации»15. То есть ее субъекты не вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, противоречащие или иным образом не соответствующие федеральному законодательству. Вместе с тем, согласно ст. 72 Конституции РФ, «законодательство о труде отнесено к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов»16. Это означает, что субъекты Российской Федерации, используя предоставленное право, могут принимать собственные законодательные акты в сфере трудовых и тесно связанных с ними отношений, восполняя пробелы и конкретизируя федеральное законодательство.
Иными словами, перед
законодателями субъектов РФ стоит
достаточно сложная задача: «выделить
из норм законодательства о профессиональных
союзах трудоправовые нормы, которые
могут составить предмет
Нормы же, относящиеся к гражданскому законодательству и определяющие правовое положение профессионального союза как одной из некоммерческих организаций, порядок его создания и регистрации, участия в гражданском обороте и др., должны оставаться неизменными и полностью соответствовать федеральному законодательству. Однако анализ законодательства о профессиональных союзах, принятого в субъектах Российской Федерации, и сопоставление его с федеральным законодательством позволяет сделать вывод о том, что законодатель на региональном уровне не только не решил поставленную перед ним задачу, но в значительной степени превысил предоставленные полномочия.
Информация о работе Оценка правового положения профсоюзов в России