Оценка правового положения профсоюзов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 17:24, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы - изучение и анализ законодательства Российской Федерации и иностранных государств в сфере защиты трудовых прав работников профессиональными союзами.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать деятельность профсоюзных организаций в России.
Рассмотреть нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов в современных условиях.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Анализ деятельности профсоюзов в России………………………………5
2 Нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов в современных условиях…………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………….………………..25
Список нормативных актов и литературы……………..……………………..28

Файлы: 1 файл

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ социальное партнерство.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Зачастую те нормы, которые  относятся к законодательству гражданскому, не соответствуют Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», что  прямо противоречит нормам ст. 71 Конституции РФ, а трудоправовые нормы, установленные федеральным законодательством, воспринимаются в субъектах РФ достаточно произвольно, что противоречит и ст. 72 Конституции РФ.

В настоящее время  собственные Законы о профессиональных союзах приняты:

  • в Республике Саха (Якутия) - Закон от 15 июня 1994 г. «О профессиональных союзах»;
  • в Республике Татарстан - Закон от 18 января 1995 г. «О профессиональных союзах»;
  • в Республике Мордовия - Закон от 13 июня 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
  • в Республике Башкортостан - Закон от 5 ноября 1993 г. «О правах профессиональных союзов Республики Башкортостан и гарантиях их деятельности». Кроме того, нормы, регламентирующие правовое положение профсоюзов, содержатся в Трудовом кодексе Республики Башкортостан;
  • в Свердловской области - Закон от 23 ноября 1995 г. в редакции Закона от 12 марта 1997 г. «О правах профессиональных союзов и гарантиях их деятельности в Свердловской области»;
  • в Брянской области - Закон от 5 февраля 1998 г. «О правах профессиональных союзов и гарантиях их деятельности в Брянской области».
  • в Республике Адыгея - Закон от 14 июля 1994 г. «Об общественных объединениях», в котором содержатся положения, регулирующие деятельность профессиональных союзов.

Все законы о профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности можно разделить на две группы. Первую составляют законы, принятые до 12 января 1996 г., т.е. до принятия Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» - законы Республик Адыгея, Саха (Якутия), Башкортостан, Татарстан, Свердловской области. Вторую - акты, принятые в развитие Федерального закона, - в Республике Мордовия и в Брянской области.

Законы, отнесенные к  первой группе, отличает ориентированность  на действовавший в Союзе ССР Закон от 10 декабря 1990 г. «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности». Однако такое положение представляется не вполне корректным, поскольку в Федеральном законе от 12 января 1996 г. многие вопросы решены совершенно иначе, чем в Законе от 10 декабря 1990 г., и во многом рассматриваемые Законы не только не согласуются, но и противоречат друг другу. Отсюда - появление в региональных законах значительного числа норм, противоречащих федеральному законодательству. Изменить ситуацию попытался лишь законодатель Свердловской области: 12 марта 1997 г. им был принят Закон «О внесении изменений в областной Закон «О правах профессиональных союзов и гарантиях их деятельности в Свердловской области», которым нормы уже действовавшего Закона несколько приближены к нормам законодательства федерального. Законодатели же остальных регионов не сочли необходимым вносить изменения в нормы, не соответствующие федеральному законодательству.

Справедливости ради надо отметить, что нормы союзного Закона показались привлекательными и для законодателей Мордовии и Брянской области. Хотя законы названных субъектов Федерации приняты после 12 января 1996 г., они во многом противоречат федеральному законодательству и содержат положения союзного Закона от 10 декабря 1990 г.

Суммируя изложенное, можно отметить, что в развитии регионального законодательства о  профессиональных союзах, их правах и  гарантиях деятельности прослеживаются две основные тенденции:

а) значительная часть  законодательства о профессиональных союзах субъектов Российской Федерации почти без изменений воспроизводит федеральное законодательство;

б) законодатели субъектов  Российской Федерации воспроизводят  в своих законах нормы законодательства о профессиональных союзах бывшего  Союза ССР.

Законодателями некоторых субъектов Российской Федерации нарушаются положения ст. 71 и 72 Конституции РФ об исключительной компетенции Российской Федерации и о разграничении полномочий между РФ и ее субъектами.

«В законы субъектов  Российской Федерации о профессиональных союзах включены правовые термины, которым дано неоднозначное толкование, не соответствующее определениям, данным тем же терминам федеральным законодательством. Данную практику едва ли можно признать обоснованной и оправданной, поскольку в пределах единого правового пространства толкование основополагающей для трудового законодательства терминологии должно быть единообразным»18.

В отличие от федерального законодательства, все субъекты Российской Федерации предоставили профессиональным союзам право законодательной инициативы, что является дополнительной гарантией прав профсоюзов на представительство и защиту интересов работников. Кроме того, такое положение свидетельствует о признании профсоюзов законодателями субъектов Российской Федерации равноправными партнерами в регулировании социально - трудовых отношений.

Во избежание нарушений  действующей Конституции Российской Федерации представляется необходимым  привести законодательство субъектов  Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством и решить вопрос о целесообразности сохранения законотворчества субъектов Российской Федерации в том виде, в каком оно существует в настоящее время. При разработке и принятии законов и иных нормативных правовых актов законодатели в субъектах Российской Федерации должны более четко представлять себе цели и задачи этой деятельности, поскольку простое дублирование в региональном законодательстве норм федерального законодательства или законодательства Союза ССР нецелесообразно.

Единое правовое пространство Российской Федерации требует единства толкования терминов, используемых в федеральных и региональных законах. В связи с этим на уровне федерального законодательства должны быть приняты специальные меры, ограничивающие права региональных законодателей в этой области.

«В региональном законодательстве очень мало внимания уделяется проблемам  функционирования механизмов согласования интересов социальных партнеров, таких, как проведение консультаций, предоставление информации, порядок принятия работодателем  управленческих решений, затрагивающих существенные интересы работников. Включение подобных положений в региональные законы позволило бы более гибко сочетать интересы социальных партнеров в трудовых отношениях»19.

Помимо перечисленных  законов и иных нормативных правовых актов правовое положение профессиональных союзов в Российской Федерации определяется конвенциями Международной организации труда, среди которых следует назвать:

  • Конвенцию N 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948);
  • Конвенцию N 98 «О праве на организацию и ведение коллективных переговоров» (1949);
  • Конвенцию N 135 «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях» (1971);
  • Конвенцию N 144 «О трехсторонних консультациях» (1976);
  • Конвенцию N 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981) и др.

Кроме того, правовое положение  профессиональных союзов может регулироваться международными договорами, содержащими  нормы о правах профсоюзов.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов осуществляется на основе Конституции РФ, федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г., федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., Гражданского Кодекса РФ и Уставов профсоюзных организаций. Акты, регулирующие деятельность профессиональных союзов, определяют место общественных объединений в системе юридических лиц, действующих в гражданском обороте, устанавливают правовой режим имущества общественной организации, определяют условия и порядок участия таких организаций в гражданском обороте, определяют правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, определяют содержание права граждан на объединение, дают понятие общественного объединения, перечисляют основные требования к учредителям, членам и участникам общественного объединения, определяют организационно - правовые формы общественных объединений, принципы их создания и деятельности, устанавливают ограничения на создание и деятельность общественных объединений.

 

Заключение

 

Проведенный в работе анализ норм права, практики деятельности профсоюзных организаций, а также  тенденций в развитии деятельности профсоюзов органов ФСБ России позволяет сформулировать некоторые выводы.

Во-первых, профсоюз –  добровольное общественное объединение  граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

История показывает, что  профсоюзы в силе защитить права  работников и их интересы. В процессе деятельности было выявлено множество  проблем, которые были устранены  принятием ряда законов, касающихся прав профсоюзов. Профсоюзам для повышения эффективности деятельности необходимо взаимодействовать с различными партиями, движениями, чьи программные положения совпадают с интересами трудящихся.

Во-вторых, отношения  между руководством Федеральной службы безопасности Российской Федерации и её работниками строятся на основах и принципах социального партнерства. Социальное партнерство содействует пониманию и укреплению общей заинтересованности его сторон в достижении высокой эффективности труда, обеспечивающей повышение жизненного уровня всего населения, снижению социальной напряженности в обществе, предупреждению коллективных трудовых споров и забастовок. Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений на всех уровнях, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществления контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. В качестве представителя работников Федеральной службы безопасности Российской Федерации выступает Профессиональный союз работников органов безопасности Российской Федерации.

В-третьих, профсоюзные  организации органов безопасности Российской Федерации обладают следующими правами: право на представительство  и защиту социально-трудовых прав и интересов работников; право на содействие занятости; право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением; право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров; право на информацию; право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде; право на социальную защиту работников. Эти права позволяют профсоюзным организациям отстаивать права и законные интересы работников при незаконных действиях работодателей и нарушениях условий труда.

В-четвертых, считаем  необходимым внести изменения в  абзац 1 статьи 374 Трудового Кодекса  РФ и заменить слова «только с  предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа» на «с учетом мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа». Это связано с тем, что данное положение нарушает права других работников данной организации при решении вопросов увольнения, а также зачастую не позволяет уволить нерадивого работника при наличии соответствующих оснований для увольнения по инициативе работодателя, предусмотренных статьей 81 Трудового Кодекса РФ, так как профсоюзные организации, защищая работника, дают отказ на увольнение работника.

Также, считаем целесообразным исключить абзац 7 статьи 377 Трудового Кодекса РФ об оплате труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором. Это обосновывается тем, что данное положение ставит в зависимость руководителя выборного органа профсоюзной организации от работодателя. К тому же, как уже было сказано ранее, профсоюзная организация является добровольным объединением граждан, а значит и должность руководителя выборного органа профсоюзной организации должна быть добровольной, а деятельность руководителя осуществляться на безвозмездной основе. Благодаря этому возможно добиться повышения роли профсоюзных организаций при защите прав и законных интересов сотрудников организации.

 

 

 

Список нормативных актов  и литературы

 

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации принятая на всенародном референдуме 12.12.1993г. // Российская газета от 25 декабря 1993г.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3.
  3. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-Ф3//Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.
  4. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410.
  5. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"//Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3 ст. 148.
  6. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"//Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3 ст. 145.
  7. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"//Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. N 21, ст. 1930.
  8. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"//Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133.
  9. Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений"//Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. N 18 ст. 2218.
  10. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г., N 18, ст. 566.
  11. Генеральное Соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы//Российская газета от 28 декабря 2007 г. N 293.

Информация о работе Оценка правового положения профсоюзов в России