Общие сведения о специальности « Социальная работа »

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 05:22, реферат

Краткое описание

Предпосылки благотворительной деятельности, вдохновляемой идеями милосердия, гуманности, человечности уходят в первобытнообщинный строй, в первобытный коллективизм. Это подтверждается сведениями из многих наук: истории, археологии, антропологии, этнологии, философии. Еще Ч.Дарвин отмечал, что человек сохранил с отдаленных времен некоторого рода инстинктивную любовь и сочувствие к своим сородичам.

Файлы: 1 файл

прфессиограмма.docx

— 76.83 Кб (Скачать)

-         2. соответствие инструментария конкретно решаемым проблемам;

-         3. опора на физические и духовные ресурсы клиента;

-         4. контроль действенности применяемого инструментария;

-         5. коррекция содержания, форм, методов в процессе работы.

Было выделено пять этапов технологической  деятельности социального работника: предварительный этап, этап формирования целей, этап обработки информации, этап процедурно-организационный и этап контрольно-аналитический.

1. Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения факторов, обусловивших ее возникновение. Социальный работник настраивается на ее решение, мобилизует свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал. Одновременно уточняются критерии действенности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной социальной проблемы. При этом критерии успеха действий социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы.

2. Этап формирования целей. Уже было отмечено, что технологический процесс в социальной работе носит характер творческий, то есть он не линейный. Ряд операций в процессе решения проблемы может осуществляться параллельно, либо идти в обратном направлении. Процедуры могут меняться местами. В этом случае правильно сформулированная цель – важная ориентирующая процедура. На уровне работы с клиентом она может рассматриваться как конкретное руководство к практическим действиям.

При формировании цели необходимо иметь  в виду следующее:

а) цель должна быть сформулирована ясно и конкретно;

б) цель должна быть понятна для  конкретных исполнителей;

в) цель должна иметь сроки ее достижения;

г) с получением дополнительной информации цель может корректироваться, уточняться, модифицироваться и даже полностью  изменяться.

На этапе разработки целей важно  выявить управляемые и неуправляемые  переменные (обстоятельства) проблемной ситуации. То есть определить, какие  из них поддаются воздействию  и контролю, а какие – нет. Если переменные ситуации оказываются неуправляемыми, то просто опасно тешить себя иллюзиями  относительно собственных возможностей.

3. Этап обработки информации. На этом этапе технологического процесса идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, составляют содержательную базу для уточнения целей и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социальной работы.

4. Этап процедурно-организационной работы. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной деятельности.

5. Контрольно-аналитический этап. Это завершающий этап технологического цикла, на котором организаторы социальной работы анализируют итоги деятельности специалистов, выявляют факторы, способствующие положительному разрешению социальных проблем, выясняют причины, мешавшие успешному решению задач социальной работы, и намечают пути устранения этих причин в дальнейшем.

В социальной работе в качестве внешних факторов рассматриваются  социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности клиентов, а внутренними  факторами являются нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы человека. Средствами, применяемыми в процессе работы с клиентом, могут быть все явления окружающей действительности. Например, средством является деятельность, которая может быть познавательной, коммуникативной, игровой и т.д. Вовлекая клиента в различные виды деятельности, социальный работник, способствует развитию у него определенных личностных качеств и навыков поведения. Но, очевидно, что деятельность становится средством, когда она подчинена определенной цели.

Навыками и умениями общения  специалист пользуется на всех уровнях  профессиональной социальной работы, как при контактной работе на личностном и групповом уровнях, так и  на бесконтактном уровне организационной  социальной работы. Они являются инструментом технологий социальной работы.

Социальный работник должен овладеть двумя видами навыков общения. В первую группу навыков общения  входит умение познакомиться с клиентом и расположить его к себе, умение выслушать его, навыки основной эмпатии, а также умение проверить на практике запланированное при беседе.

Вторая группа навыков  общения, направленных на то, чтобы  помочь клиенту мобилизовать свои силы,

Именно эти навыки позволяют  социальному работнику помочь клиенту  разобраться в том, что же является причиной его проблем, прояснить  все непонятные места в его  жизни и раскрыть перед ним  новые перспективы, призывающие  его к конкретным действиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль знаний  и моральной подготовки специалиста  по социальной работе. Общие психологические  качества и способности.

 

Знания и опыт, приобретенные  социальным работником в процессе учебы  и жизненной практики, являются наиболее фундаментальной основой его  способности оказывать свое влияние  на других людей, хотя сами эти способности  могут

варьировать в зависимости  от личного опыта, личных интересов, талантов.

Знания и опыт применяются, прежде всего, в межличностных отношениях. В этой сфере большое значение имеют такие умения и навыки, как интервьюирование, оказание поддержки, способность к лидерству, установление обратной связи, посредничество, которые нацелены на достижение перемен в поведении и отношениях друг к другу.

Другая сфера применения знаний и умений социального работника  — дифференцированный подход к клиентам. Здесь необходимо знание потребностей и интересов человека на различных  этапах жизненного пути, кризисных  состояний, последствий физических и психических недомоганий.

Еще одна сфера применения знаний и умений социального работника — управление деятельностью социальных служб, подбор кадров для них и применение необходимых технологий.

Восприятие людьми окружающего мира, а также их поведение в определенной степени зависит от уровня информированности. Поэтому среди прочих требований к социальному работнику одно из важных мест занимает его уровень информированности, который способствует расположению и доверительности к нему со стороны клиентов, выработке у них уверенности в том, что им будет оказана соответствующая помощь и поддержка.

Итак, социальный работник должен:

  • иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации производства, законодательства, информатики и математической статистики;
  • обладать достаточно высокой общей культурой, быть высокоэрудированным человеком, что предполагает наличие хороших знаний в области литературы, музыки, живописи и т. д.;
  • владеть информацией о современных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о различных социальных группах населения;
  • обладать предвидением, т. е. предвидеть последствия своих действий, не попасть "на удочку клиента", твердо проводить в жизнь свою позицию;
  • обладать определенной социальной приспособляемостью (в связи с разнообразием контингента, нуждающегося в советах специалиста социальной сферы); ему необходимо умело контактировать с "трудными" подростками, сиротами, инвалидами, престарелыми, людьми, находящимися на реабилитации, и т. д.;

— иметь профессиональный такт, способный вызвать 
симпатию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну, деликатность во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека;

— обладать эмоциональной  устойчивостью, быть готовым к психическим нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях и, несмотря на возможные неудачи (реакции не по существу, отказы), уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным к подопечному; уметь принимать нужное решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать.

Совет по образованию  США разработал 10 критериев компетентности социального работника общего профиля, который должен уметь выполнять следующее:

1) идентифицировать и  оценить ситуацию в тех случаях,  когда требуется начать (или прекратить), усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами;

  1. развивать способности человека в решении проблем, в преодолении стрессов;
  2. связать людей с системами, которые обеспечивают их (людей) ресурсами, услугами и возможностями;
  3. эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ;
  4. способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями;
  5. активно участвовать в создании новых, модифицированных или усовершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, обоснованными и чувствительными к запросам потребителей услуг, и в устранении техсистем, которые не являются справедливыми;
  6. оценить эффективность проделанной работы;
  7. постоянно совершенствоваться в профессии, расширяя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы профессии;

10) содействовать совершенствованию службы.

Ценностные ориентации представляют собой тот компонент структуры личности, который определяет ее поведение и отношение к окружающему миру.

Исследования, проведенные  профессором Н. Б. Шмелевой, анализирующие жизненные ценности показаны в таблице №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №1

Среднегрупповой проранжированный ряд жизненных  ценностей.

 

Ценности-цели

Ранговое место

Средний балл

 

соц. работник

студент

соц. работник

студент

Безопасность  своей семьи, родных, близких

1

1

5,0

4,8

Отсутствие войн и межнациональных конфликтов

2

3

4,9

4,6

Безопасность страны

 

7

4,5

4,0

Счастье, преданная  дружба

4

4

4,9

4,5

Внутренняя гармония (отсутствие конфликта с собой)

5

6

4,1

4,1

Выполнение своих  обязанностей (профессиональных, семейных)

6

10

4,0

3,5

Признание в обществе, в кругу людей, коллег

7

5

3,9

4,2

Независимость, свобода выбора

8

9

3,8

3,8

Активная жизнь, внутренний подъем

9

8

3,6

3,9

Спокойная, благополучная  жизнь

10

13

3,6

3,0

Равенство (равные возможности для всех), спасение души, вечная жизнь

11

14

3,4

2,9

Красота природы  и искусства

12

12

3,3

3,1

Духовная и  физическая близость

13

2

3,2

4,7

Удовольствия (приятная, с достатком жизнь, свободная от дел и забот)

14

11

2,3

3,3




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из приведенных  данных социальные работники отдают приоритет общечеловеческим ценностям (забота о семье, ближнем, мир без войн и конфликтов и т. д.), выполнению своих служебно-профессиональных, семейно-личных обязанностей. Но вместе с тем середина эталонного ряда отражает личностно-прагматическую ценностную ориентацию: признание своей профессии в обществе, личное движение к успеху в жизни, в деятельности, независимость, внутренний подъем и др.

Исследователи выделяют три  группы качеств социального работника:

  • психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;
  • психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как специалиста-профессионала;
  • психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.

В первую группу качеств  включаются требования, предъявляемые  профессиональной деятельностью к  психическим процессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению, психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как состоянию созна-

ния); эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам. Некоторые из этих психологических оснований являются главными, без которых вообще невозможна качественная профессиональная деятельность. Они входят в структуру задатков. В работе с людьми, как правило, психологические требования основываются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т. д. Без этих, ведущих для данной профессии характеристик психики, невозможна эффективная работа.

Ко второй группе качеств  относятся психоаналитические качества, направленные на совершенствование специалиста как личности, как работника. Это такие качества, как самоконтроль, самокритичность, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключиться и управлять эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость и др. В частности, третья группа качеств связана и базируется на некоторых психологических теориях коммуникаций (самопредъявление или самопрезентация). Данной проблеме посвящены различные исследования, которые опубликованы в основном в зарубежной литературе. Они разноречивы. Однако умением правильно (адекватно ситуации) подать себя должен владеть специалист в любой сфере социального взаимодействия

Информация о работе Общие сведения о специальности « Социальная работа »