Общество как саморазвивающаяся система

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей, собственной основе. Более того, одним из теоретических достижений науки XX в. можно считать, представление о социальной системе. Под ней понимается все относящееся к системной характеристике общества как определенной целостности, объединяющей индивидов разнообразными связями и отношениями. В известном смысле слова индивид тоже может рассматриваться как социальная система, но чаще это относится к государству, нации, классу, элементам структуры общества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Общество……………………………………………………………4
Свойства общества как системы …………………………………….10
Социальная структура общества и ее элементы………………...….12
Глава 2. Общество как саморазвивающаяся система……………………...15
2.1. Сферы жизнедеятельности……………………………………………..16
2.2. Механизмы функционирования общества…………………………….18
Глава 3. Социальные институты и их роль в жизни общества……….......21
Заключение…………………………………………………………………...24
Список использованной литературы…………………………………….....25

Файлы: 1 файл

социология курсовая.docx

— 51.69 Кб (Скачать)

       В-третьих, в процессе материального  производства люди создают и  закрепляют определенный тип  ментальности, вытекающий из самого  характера трудовых операций. Таким  образом, материальное производство («базис») решает основные задачи, определяющие развитие духовного  производства («надстройки»). Например, работа писателя как производителя  духовных благ малоэффективна  без книгопечатания.

     Общественная  жизнь предполагает сложную систему  социальных связей, соединяющих воедино  людей и вещи. В некоторых случаях  такие связи могут складываться стихийно, в качестве побочного продукта деятельности, преследующей совсем иные цели. Однако большей частью их создают  осознанно и целенаправленно. Именно в этом и заключается регулятивная деятельность.

     Регулятивный  тип деятельности охватывает множество конкретных видов труда, которые могут быть распределены на два подтипа. Одним из них является коммуникативная деятельность – установление связей между различными элементами общества (рыночный обмен, транспорт, связь). Другим подтипом регулятивной деятельности является социальное управление, цель которого – регулирование совместного поведения субъектов (политика, религия, право).

     Третья  сфера общественной жизни – это  духовное производство. Главным его продуктом являются не предметы, в которых воплощена информация (книги, кинопленка), а сама информация, адресованная человеческому сознанию, – идеи, образы, чувства. Если до научно-технической революции производство информации рассматривалось как относительно второстепенное, вторичное по отношению к производству вещей, то в современную эпоху наиболее важным становится именно производство идей. В силу высокой важности духовного производства современное общество все чаще называют «информационным обществом».

     Функционирование общества – это его постоянное самовоспроизводство. Главный элемент общества – это человек с его потребностями, устремлениями, знаниями, навыками и предпочтениями. В нем источник силы общества как системы, от него зависит, будет ли вообще оно существовать. Вот почему сложнейший комплекс механизмов функционирования общества ориентирован в первую очередь на контроль за человеком.

     2.2. Механизмы функционирования  общества

     Основой этого комплекса является социализация («введение» человека в общество). В  ходе социализации индивиды учатся исполнять  предписываемые обществом роли и  формируются как полноценные  личности, что обеспечивает постоянное воспроизводство сложившихся социальных связей. Чем более развито общество, тем сложнее в нем протекают  процессы социализации. Ранее решающую роль в социализации новых поколений  играла семья, теперь эта функция  в значительной степени перешла  к системе.

     Механизм  социализации, даже умноженный на силу государственного принуждения, не может  долгое время сдерживать инновационные  процессы. Поэтому в условиях нарастания таких процессов судьба общества начинает зависеть от работы другого  важного механизма – институализации, рождения новых институтов. Благодаря  ему создаются новые структурные  образования, оформляются новые  статусно-ролевые отношения, которые  не находили себе места в ранее  существовавших институтах и общностях.[6;178]

     Вмешательство государства в процессы институализации  имеет свои пределы. Общество не может  позволить, например, правящей элите, опираясь на насилие, по своему усмотрению, исходя лишь из собственных представлений  и интересов, перекраивать ткань  социальных взаимодействий. Поэтому  существует третий механизм функционирования общества – легитимация. Благодаря ему происходит постоянное сравнение результатов социализации и институализации с общепринятыми ценностными образцами культуры данного общества. В результате происходит своего рода «выбраковка» тех новообразований, которые не соответствуют сложившейся системе ценностей. Тем самым поддерживается целостность общества при развитии его внутреннего многообразия. Например, протестантизм играл в эпоху нового времени роль механизма легитимизации стремления к обогащению, поощряя честное стремление к богатству и «выбраковывая» стремление к «наживе любой ценой».

     Общество  – это развивающаяся система, поэтому наряду со структурным и  функциональным анализом необходимо рассматривать  его в динамике. Представить общество как закономерный естественно- исторический процесс, определив его сущность, направленность, выявив, каким образом  соотносится внутреннее единство этого  процесса с его внешним конкретно-историческим многообразием.

     При рассмотрении этого вопроса также  выявляются различные подходы:

     1. восхождение человечества на  более высокие исторические ступени  поступательного развития осуществляется  в процессе смены общественно-экономических  формаций.

     2. динамику общественного развития  авторы теорий модернизации и  других концепций общественно-экономического  и политического развития в  западной социологии объясняют  процессом перехода от стабильного  "традиционного" к непрерывно  меняющемуся современному индустриальному  обществу.

     Преодоление эволюционной "отсталости" традиционных обществ мыслится результатом такого изменения социальных институтов, которое  поощряло бы развитие рациональности европейского типа, вознаграждало индивидуальные усилии. Умственную энергию и изобретательность.

     Выявляются  два типа модернизации. Первые тип  – оригинальная спонтанная модернизация – характерен для стран, переживающих переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного развития внутренних процессов.

     Другой  тип – вторичная, "обращенная" модернизация – характерен для стран по тем или иным причинам, отставшим в своем развитии и теперь, при широком использовании опыта передовых государств, пытающихся достичь того же уровня и качества жизни.

     Рассматривая  общество как развивающуюся систему, следует специально подчеркнуть  одно важное обстоятельство. При различных  подходах к его исследованию мы имеем  не "ставший" объект, а "становящийся", подвижный, изменяющийся. Кроме того, все его функциональные элементы тоже подвижны. Они коэволюционно  развиваются, даже если в определенные периоды вступают в противоречие друг с другом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава 3. Социальные институты и их роль в жизни общества

     Социальные  институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Это – государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др. Их возникновение обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности.[6;196]

     Каждый  более или менее оформленный  институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института.

     Многообразие  социальных институтов определяется дифференциацией  социальной деятельности на различные  виды: экономическую, политическую, идеологическую, культурную и др. Отсюда в зависимости  от их социально-функциональной роли социальные институты разделяют на типы:

  • регулирующие репродуктивное поведение (семейно-родственные связи и др.);
  • воспитания, образования, обучения, производства;
  • обеспечивающие сохранение организации общества;
  • регулирующие деятельность в сфере культуры.

     По  характеру организации различают формальные и неформальные институты.

     Деятельность  формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современном обществе.

     Не  менее важную роль, особенно в сфере  межличностного общения в малых  группах, играют неформальные институты (дворовая компания, компания друзей). Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе строго не установлены и не зафиксированы в виде устава.

     Каждый  институт включает в себя:

  • определённую сферу деятельности;
  • группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;
  • организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель–подчинённый, преподаватель–студент);
  • материальные средства (общественные здания, оборудование и т.п.), необходимые для решения поставленных задач.

     Социальные  институты отличаются друг от друга  своими функциональными качествами :

  1. Экономико-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки, различные хозяйственные объединения – обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя вместе с тем экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
  2. Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
  3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм.
  4. Нормативно-ориентирующие – механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу.
  5. Нормативно-санкционирующие – осуществляют социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закреплённых в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.
  6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты внутригруппового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., ход собраний, деятельность каких-то объединений.

     Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которого выступает  общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Особенно остро эта проблема возникает во времена революций или быстрых социальных изменений, когда многие традиционные общественные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых социальных задач. Но формирование общественных институтов требует времени. В итоге люди сталкиваются с серьёзными трудностями неурегулированности возникающих новых социальных отношений и поддержания общественного порядка в традиционных областях жизни. Такие переходные периоды, когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных институтов, Э. Дюркгейм назвал аномией.

Заключение

     Общество  постоянно развивается. В этом нетрудно убедиться, если сравнить современное  общество с теми его состояниями, которые имели место, скажем, сто, двести и более лет назад. Из данной работы видно, насколько ушли вперед в своем развитии материальное производство, в том числе техника, технология, организация производства и экономические  отношения людей, а также социальная структура и политическая система  общества, равно как и его духовная культура. Видно, какие качественные изменения произошли в обществе, в каком направлении оно развивалось  и продолжает развиваться.

     Однако  становление отдельного человека неразрывно связано с его жизнью в обществе, зависит от совокупной деятельности людей по созданию необходимых для жизни благ, общественных отношений, возникающих в процессе жизнедеятельности [4;5].

     Бытие человека по существу, является общественным, оно характеризует материальную жизнь людей, способ и условия  производства материальных благ. На определенном этапе развития эти процессы получают осмысление, появляется духовная жизнь  общества, общественное сознание. Отношение личности и общества на протяжении истории складывались неодинаково. И общество, и личность развиваются, изменяются и их взаимоотношения.

     Общество  как система человеческих отношений  для каждого индивида выступает  одновременно и внешней социальной средой, и внутренним условием его  жизнедеятельности. Огромное значение имеет личностный элемент социальной среды, та социальная общность (семья, друзья, коллектив), в которую включена данная личность и ее духовная атмосфера. 
 
 
 

Информация о работе Общество как саморазвивающаяся система