Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 11:38, курсовая работа
Социология (фр. sociologie, лат. Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии.
1. Введение …………………………………………………………..2
2. Объект и предмет социологии ………………………………….6
2.1 Социология – наука о социальных отношениях общества…8
3. Общество как целостная система……………………………….10
4. Общество как система:
4.1 Общество как система………………………………………..16
4.2 Развитие знаний об обществе …………………………………17
4.3 Особенности функционирования общества………………….20
4.4 Исторический процесс………………………………………....21
4.5 Основные вехи развития общества ………………………….25
5. Заключение ……………………………………………………..34
Литература ……………………………………………………..
"Нация" - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, местности, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. Хронологические рамки этого периода - от конца 15-го до середины 17-го веков. Это час характерно своей особой системой ценностей, конечно различной у той или иной группы населения. У крестьянства: например, эта система была следующей. Во-первых, вселенная этих людей ограничивалась родной деревней, замком феодала и сельской церквушкой. О мире, лежавшем за пределами всего этого, они имели очень смутные представления. Мысль о том, что общество развивается, была совершенно чужда крестьянам. Наоборот, постоянное общение с природой приводило их к уверенности, что все движется по кругу. Их идеал был в прошлом, в "старых добрых временах". Мир крестьян не мог породить идею равенства всех людей. У рыцарства наблюдается совсем иная система ценностей: Центральным моментом рыцарского идеала была доблесть. Доблесть - смелость, доходящая до безрассудства, постоянный поиск опасностей и поиск смерти. Неразрывно связана с доблестью обязанность достойного поведения на рыцарском поединке. Итак, благородство и учтивость... Однако все в средневековье построено на контрастах. Наряду с цивилизованностью в рыцаре оставалась изрядная доля дикости от германского воина-зверя. Весьма важным аспектом ценностей рыцарства были вассальные отношения . Щедрость и роскошь , переходящие в мотовство, предписывались не только сеньорам, но и вообще всем рыцарям. Все старались перещеголять товарищ друга в различных причудах. Трепетное и почтительное отношение к женщине покрывало неувядаемым очарование идею рыцарства. Следует также отметить обязательность мести за оскорбление родича или друга. Нелишним будет отметить, что правила чести действовали только внутри рыцарского сословия и на иные сословия не распространялись. Может быть, это одна из причин того, что доблесть и благородство причудливо переплетались в "хозяевах Средневековья" с чванством, кровожадностью, необразованностью. Если же обобщить все сказанное и определить веру Средневекового человека, то она будет следующей: Мир в представлении человека Средневековья был ни чем иным, как сценой, на которой развертывалась борьбы между "божьим" и "дьявольскими" воинствами. Борьба эта происходила на трех уровнях: 1) Между ангелами и бесами; 2) Между добрыми христианами и язычниками; 3) В душе каждого человека, так как Бог дал свободу выбора между добром и злом. В эпоху Возрождения в Европе, в городах, зарождается новое понимание мира. Здесь вырабатывается принципиально новое отношение к труду. Ремесленник находит в труде не только средство существование, но и удовлетворение. Создавая яркое изделие, мастер одновременно утверждается в мысли о собственной значимости и неповторимости. В городах, таким образом, рождается необычная для средневековья мысль, что человек не только часть какого-то общества, но и индивидуальность, ценная не знатностью или святостью, а своим талантом, проявляющемся в повседневном труде. Наконец, возникает принципиально новое представление о труде как о заслуге перед Богом. Здесь начинает проявляться совсем иная система ценностей: важность науки, постоянное стремление к прогрессу, к изменениям сложившихся форм деятельности. Иным было и понимание природы человека, его роли в общественной жизни. Оно основывалось на христианском учении о морали и отношении к человеческому разуму, как созданному по образу и подобию божественного и поэтому способного к постижению смысла бытия. Человек рассматривался не как носитель всяческих пороков, обязанный посвятить жизнь искуплению "первородного греха", а как свободная личность, обладающая "естественным правом на счастье". Не отказ от земных радостей, а полнокровная, насыщенная духовными и плотскими наслаждениями жизнь рассматривалась как достойная человека.
3) Период промышленных и революционных переворотов : Этот срок был ознаменован большим количеством катаклизмов, переворотов и т.д. В Англии произошел промышленный переворот, который обозначил близость прихода капиталистической эры, которая незамедлила появится. Всем известны события, происходившие тогда в Англии, поэтому пересказывать их не буду. 19-ый век полон потрясений, в которых рабочий класс заявлял о себе как о политической силе, выступающей за ликвидацию классового неравенства и частной собственности. Все это свидетельствует о том, что организовывались росли массовые силы, которые выступали против ценностей западной цивилизации, тех ценностей, которые составляли ее мотор. Существенные изменения произошли и в характере взаимодействия человека с природой. Хозяйственная деятельность все более пагубно сказывалась на состоянии природной Среды. Все больше в мире становилось крупных городов, центров оживленной экономической жизни. В развитии общества все очевиднее проявлялись такие факторы, как быстрая смена технических достижений и технологий, экономическая конкуренция, отчуждения человека от результатов своего труда, борьба трудящихся за свои экономические права. Зарождавшееся профессиональное движение пролетариата начинает оказывать влияние на политику государства, а в дальнейшем способствует превращению его в инструмент согласования интересов граждан. Новым "идолом" становились финансы, богатство, капитал, поклонение которому становилось смыслом жизни. Стремление к прекрасному сочеталось с расширением поля деятельности искусства, ходом его на массовую орбиту. Во второй трети века началось формирование крупного машинного производства. Индустриальная революция наступала, неся с собой ощущение огромных возможностей человека, бурных изменений всего окружающего мира, поистине революционных сдвигов во всех сферах общественной жизни. Энгельс писал о промышленном перевороте, как о"...революции, которая одновременно произвела полный переворот в гражданском обществе и всемирно-историческое важность которого начинают уяснять себе лишь в настоящее время".
4) Империализм и постимпериализм: Индустриальная пора внедряла корпоративный коллективизм. Фабрика, предприятие, компания выступали как корпоратиные объединения людей имеющих общие интересы. По мере индустриализации корпорации нарастали. Появились монополии, они грозили проглотить общество, стереть индивидуализм и личные интересы. Нарастание корпоратизма замедляло развитие основным двигателем которого была: 1) Личная инициатива; 2) Свобода предпринимательства. Постимпериализм предполагает развитие техники производства, а также отраслевого и профессионального разделения труда. Ведущую роль в нем приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают главное место университетам, а деловые люди - ученым и профспециалистам.
Исторический
путь РФ В этом разделе важно понять
по какому пути шла наша великая держава:
по западному или же по восточному. Вот
что анонсирует по этому поводу американский
историк Д.Тредголд. Для восточного общества
характерен политический монизм - сосредоточенность
власти в одном центре; социальный монизм,
означающий, что права и собственность
разных общественных групп определяются
центральной властью; слабо явленный принцип
собственности, которая вечно условна
и не гарантирована властью; произвол,
суть которого в том, что властвует человек,
а не закон; отсутствие понимания личности
как абсолютной ценности. Именно такая
модель общества возникла и укрепилась
в процессе становления государства Московского
с 1450 по 1700 гг. С реформ Петра Россия начала
сдвиг к западной модели. И только к 1917
году ей удалось впритык подойти к рубежу,
разделяющему западные и восточные модели.
Революция разрушила все, что сблизило
Россию с Европой, ещё отбросила ее к восточной
модели. Если учесть семейную общину в
противовес соседской общине-марке на
Западе, горизонтальный принцип наследования
власти (вертикальному), цивилизацию, основанную
на общинной собственности (частная на
западе), то можно отметить существенное
своеобразие древнерусской цивилизации,
отличающее ее как от средневековой западноевропейской,
так и от традиционных восточных. Она оказалась
в силу уникального сочетания социально-экономических,
политических и географических причин
цивилизацией исключительно подвижной,
центробежной и поэтому экстенсивной,
строившейся не столько за счет всестороннего
культивирования и максимального освоения
ограниченного природного и социального
пространства, сколько за счет включения
в свою орбиту все новых пространств. Можно
предположить, что древнерусская цивилизация,
несмотря на свое значительное своеобразие,
постепенно втянулась бы в цельный цивилизационный
стиль Западной Европы. Особенно Новгород
был близок к этому стилю, по своей социально-экономической
организации напоминая античный полис
или средневековую торговую город-республику.
Однако сближению Руси и Европы помешали
два обстоятельства - особая форма христианства
и очередной порядок княжения. То и другое
под мощным внешним воздействием повело
Древнюю Русь по иному пути. Древняя Русь
через христианизацию оказалась тесно
связанной с Византией. В 1054 году византийская
церковная иерархия и посланники главы
западной церкви подвергли товарищ друга
взаимному проклятию. Это означало глубокий
раскол единого до той поры христианского
мира и распад единой церкви на римско-католическую
и православную. Едва крестившись, Русь
в середине 11-го века оказалась отделенной
от западноевропейской цивилизации непреодолимым
вероисповедным барьером. Далее укрепляется
московское княжество и обращает свой
взор на Восток, чему способствовало два
знаменательных события: разрушение турками
православной Византии в 1453 году и прекращение
даннической зависимости Руси от Орды
в 1480 году. Московские великие князья с
помощью церковных книжников осознали
себя наследниками традиций "священного
царства", царями третьего и последнего
христианского "Рима", хранителями
подлинного правоверия. Идя дальше по
дороге российской истории мы находим
опять некую обращенность к западу: В факте
выборности царя Михаила Романова (царь
решил, а бояре согласились) обнаруживается
нечто похожее на ограничение самодержавной
власти, снаружи сближающее Московию и
западноевропейские монархии. Затем шел
Петр Великий с его историческими нововведениями:
Сбривание бород, введение европейских
костюмов, перемена русских названий государственных
служб на немецкие. Однако это была лишь
внешняя видимость. Петр, меняя наружность
москвитян, наносил удар в самое сердце
старой Руси. Не случайно Д.С.Мережковский
писал: "Раскол,
соединившийся с казацкой
вольницей, пугачевщиной
есть революция снизу,
черный террор; а революция
сверху, белый террор -
сама реформа, если не
по идее общей, то по
личным свойствам Петрова
гения..., который сделался
гением всей новой РФ.
Эти-то два противоположные,
но одинаково бурные
течения слились в один
водоворот, в котором
и крутится государственный
корабль РФ вот уже два
столетия. Православное
самодержавие оказалось
невозможным равновесием,
реакцией в революции,
страшным висением над
бездною, которое должно
кончиться ещё более
страшным падением в
бездну".
5.
Заключение:
Общество — это сверхсложная система, обладающая значительной спецификой в своем происхождении, функционировании и развитии. Источник ее развития представляет собой единство разных сил — природных, социальных и духовных. Соотношение их в ходе истории меняется и никогда не может быть предсказано с абсолютной точностью.
Общество представляет собой универсальный способ организации социального взаимодействия людей, обеспечивающий удовлетворение их основных потребностей.
Общество — открытая система с не полностью реализованными потенциальными возможностями и с закономерной непредсказуемостью многих событий. Есть основания полагать, что на данном этапе развития мировая цивилизация находится на рубеже, когда необходимо без промедления решать глобальные проблемы современности и определять новые горизонты развития. Это заставляет по-новому взглянуть на процессы взаимодействия культур и цивилизаций, религий и моральных учений, политических и экономических концепций.
Человечество способно выжить, развиваться и эволюционировать при исключении насилия как пути решения всех проблем общества и обеспечения права каждого человека и биосферы в целом на существование в соответствии с их предназначением и сущностью
В заключении
считаем нужным еще раз подчеркнуть, что
общество является целостной системой
с качествами, которых нет ни у одного
из включенных в него элементов в отдельности.
Вследствие своих качеств данная социальная
система приобретает определённую самостоятельность
по отношению к составляющим её элементам,
относительно самостоятельный способ
своего развития.
1) «Социология» Под ред. Лавриненко В.Н. Москва 2007
2)
Кондауров В.И. Предмет
3)
Монсон П. Современная
4) Гулиев М.А. Волков Ю.Г. Епифанцев С.Н.. «Социология» Учебное пособие для вузов. Изд.- МарТ, Ростов/Д., 2007
5) В.В. Радаев О.И. Шкаратан. «Социальная стратификация», Учебник для ВУЗов, Изд. Аспект Пресс., 2004
6) В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. «Социология». Изд.- Инфра-М., 2008
7) Мертон Р.. «Социальная теория и социальная структура» Изд. АСТ, М., 2006
8) . История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Редкол.: Г.В.Осипов (отв. ред.), Л.Г.Ионин, В.П.Култыгин; Ин-т соц.-полит, исслед. РАН. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 1999
9) Колбановский В.В. К истории постсталинской социологии: от ренессанса до реформации // Российская социология шестидесятых годов: В воспоминаниях и документах / Ин-т социологии Рос. Академии Наук: [Отв.ред. и авт. предисл. Г.С.Батыгин; Ред.-сост. С.Ф.Яр-молюк]. — СПб.: Русский христианский гуманитарный ин-т, 1999. - С.19-41
10) Кон И.С. Кризис эволюционизма и антипозитивистские течения в социологии конца XIX — начала XX вв. // История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Редкол.: Г.В.Осипов (отв. ред.). Л.Г.Ионин, В.П.Култыгин: Ин-т соц.-полит, исслед. РАН. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М. 1999.
11) . Кон И.С. Психологическая социология конца XIX — начала XX вв. // История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Редкол.: Г.В.Осипов (отв. ред.), Л.Г.Ионин, В.П.Култыгин; Ин-т соц.-полит. исслед. РАН. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 1999
12) Култыгин В.П., Осипов Г.В. Чикагская социологическая школа // История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Редкол.: Г.В.Осипов (отв. ред.), Л.Г.Ионин, В.П.Култыгин; Ин-т соц.-полит. исслед. РАН. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 1999
Информация о работе Общество - основной объект изучения социологии