Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 11:38, курсовая работа
Социология (фр. sociologie, лат. Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии.
1. Введение …………………………………………………………..2
2. Объект и предмет социологии ………………………………….6
2.1 Социология – наука о социальных отношениях общества…8
3. Общество как целостная система……………………………….10
4. Общество как система:
4.1 Общество как система………………………………………..16
4.2 Развитие знаний об обществе …………………………………17
4.3 Особенности функционирования общества………………….20
4.4 Исторический процесс………………………………………....21
4.5 Основные вехи развития общества ………………………….25
5. Заключение ……………………………………………………..34
Литература ……………………………………………………..
Общественные
науки Общественная жизнь сложна
и многогранна, потому ее изучают многие
науки, получившие название общественных
:
1. Социальная философия
2. Частно-социологические науки: а)
Экономическая теория ;б) Этнология; в)
Социология; г) Социальная психология;
д) Этика; е) Политология; ж) Эстетика; з)
Культурология
3. Науки, изучающие реальную историю
а) История религии; б) Экономическая история;
в) История культуры; г) Политическая история;
д) История науки
4.3. Особенность функционирования общества:
В любом обществе существует своеобразное, только ему присущее сочетание экономических, духовных, социальных, политических факторов. Каждое общество имеет только ему присущие свойства, связанные с культурой народа, его историческим опытом и традициями, мировосприятием. Поэтому использовать при изучении одной страны знания, полученные при изучении прочий, можно, лишь используя метод аналогии.
Аналогия - это подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках, отношениях, причем таких предметов, которые в целом различны. Три парадигмы развития общества:
Формационный История представляется в виде смены "ступенек" - общественно-экономических формаций. Первоосновой развития общества является трудовая, производительная дело людей, направленная на удовлетворение материальных потребностей. В основе Формационного подхода лежит развитие производительных сил общества. Хозяйство, по Марксу, - базис, а институты менеджмента - надстройка. Базис - экономический строй общества, представляющий совокупность производственных отношений. Надстройка - совокупность общественных взглядов, идей, теорий, многообразных политических, юридических, нравственных и других отношений, а также учреждений и организаций, созданных в соответствие с этими взглядами и идеями. Эта теория также говорит о неизбежности перехода от одной формации к прочий.
Цивилизационный: Был выдвинут американским философом Тойнби. Суть его рассуждений сводилась к следующему: Цивилизации - крупные социо-культурные системы со своими закономерностями, "живут" своей жизнью, самобытно, имеют свою "историческую судьбу", свои институты и ценности. В отличии от вышеизложенного подхода данная трактовка не предполагает основных черт во всеобщем ходе мировой истории; Тойнби разделил мир на вышеуказанные социо-культурные системы, оградив их товарищ от друга и указав их несовместимость. Он также определил критерии определения цивилизаций: 1) "Дух", стиль; 2) Ментальность; 3) Мировоззрение; 4) Этнос; 5) Географо-культурный ареал.
Функция цивилизации состоит в реализации единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной местности.
Культурологический:
Этот подход был выдвинут немецким философом
О.Шпенглером. Он резко развел понятия
"культуры" и "цивилизации" и
выделил восемь культур: 1) Египетская;
2) Индийская; 3) Вавилонская; 4) Китайская;
5) Греко-римская; 6) Византийско-арабская;
7) Майя; 8) Русско-сибирская. Все они подчинены
жесткому биологическому ритму: 1) Рождение
и ребячество; 2) Молодость и зрелость;
3) Старость и закат. Каждая из них, проходя
эти стадии, превращается в цивилизацию.
Переход от культуры к цивилизации означает
упадок творчества, героических деяний,
когда художественное творчество оказывается
ненужным, а торжествует механическая
работа. Сторонники такого подхода отрицали
взаимосвязь и преемственность в развитии
культуры, тем самым отрицая один из основных
законов философии: закон отрицания отрицания.
4.4.
Исторический процесс:
Исторический процесс - это последовательная череда сменяющих товарищ друга событий, в которых проявилась дело многих поколений людей. Основы, "живую ткань" исторического процесса составляют события, т.е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Именно в событиях воплощается дело людей, их экономические, социальные, политические, культурные связи и отношения. Каждое историческое событие обладает специфическими, только ему присущими чертами, и выяснения этих черт дает вероятность полнее, красочнее представить то или иное событие и совместно с тем обогащает наши знания об историческом процессе в целом.
Закономерности и варианты развития общества: Для того чтобы систематизировать огромный массив исторических данных введем понятие "цивилизации" как основной типологической единицы истории. Английский историк Тойнби дал следующее определение цивилизации: Это саморазвивающаяся система, это организм, все части которого взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Опираясь на вышесказанное, дадим рабочее определение. Цивилизация - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее особые устойчивые черты социально-политической организации, культуры, экономики и психологии, чувство принадлежности к этому сообществу.
Общие признаки цивилизаций: 1) Общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития; 2) Взаимопереплетение культур; 3) Наличие сфер общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития
На основе
сформулированных признаков можно
выделить три варианта развития общества:
1) Непрогрессивная форма
Непрогрессивное К этому типу относятся народы, живущие в рамках природного годового цикла в единстве и гармонии с природой (аборигены Австралии, народы Севера и т.д.). Важнейшая категория общественного сознания - представление о времени и цели существования человека. Народы, относящиеся у этому типу развития цивилизации, живут за пределами исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствуют понятия прошлого, будущего, нет идей о необходимости изменений, развития. Для них существует лишь час текущее и час мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы видят поставленная проблема и смысл своего существования в сохранении обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих единства с природой. Если изобразить графически путь этих народов, то получится замкнутый круг. Неизменность однажды установленного порядка вещей поддерживается системой жестких запретов, так называемых "табу". Самые страшные табу - это запрет на изменение, на прогресс.
Циклический: Второй тип развития возник в глубокой древности, в разных вариантах имеет широкое распространение и в данный момент. Поскольку его черты сформулированы на примерах Индии и Китая, где он получил классическое воплощение, то его можно назвать "восточным" типом развития. Общества, относящиеся к нему существуют в рамках исторического времени, однако представления о времени имеют свои особенные. Время земное и час небесное текут как бы совместно, одновременно. Это связано с тем, что на Востоке боги рассматриваются как часть активный природы. Они влияют на человеческую жизнь, но и человек может влиять на жизнь богов; к тому же настоящее, прошлое и будущее действуют одновременно, поскольку считается, что суть человеческая бессмертна, и умершие предки живут рядом, но только перевоплотившись в другую форму, будущее тоже рядом, т.к. неродившееся потомство также уже существует только в какой-то прочий форме структурной организации материи. В некоторых обществах час воспринимается как циклическое, т.е. оно периодически возвращается к исходным точкам. С подобным представлением связана поэтизация прошлого. Прошлое дает образцы поступков. Отличительная черта этих народов - сосредоточенность на духовном. Главной ценностью бытия является постижение высшего божественного смысла, а не реализация конкретных целей. Общество построено на принципах коллективизма, личные интересы полностью подчинены общественным и государственным. Традиции канонизировались как высшая общественная ценность. Не было проблемы "отцов и детей", не наблюдалось разрыва между поколениями. Новое поколение использовало опыт старших. В этом обществе развитие идет циклами. Его исторический путь можно изобразить в виде спирали, где один виток - цикл развития, а шаг от одного витка к другому - поступательное развитие.
Прогрессивный:
Этот тип наиболее ослепительно представлен
античными цивилизациями Др.Греции и Рима,
а также современными европейскими цивилизациями.
Этот тип связан с постоянными изменениями
в жизни человека. В 19-20 веках эти преобразования
набрали огромную скорость. Жизнь менялась
так резко, что опыт старшего поколения
быстро устаревал и отвергался молодыми.
Образовался разрыв между поколениями
(возникла проблема "отцов
и детей", чего не наблюдалось в 1 и
2 типах развития). Прошлое воспринимается
как образец, а в целом общество устремлено
в будущее, ориентировано на прогресс.
Характерно, что в греко-римской цивилизации
в первый раз был поставлен и разрешен
очень сложный вопрос: Как достичь гармонии
в обществе, найти разумное сочетание
между общественными и личными интересами.
Выяснилось, что нужны законы, которые
должны: 1) Защищать права граждан; 2) Неукоснительно
соблюдаться как властями, так и гражданами.
В античном мире были заложены основы
гражданского общества. Оно должно: 1) Предусматривать
право каждого гражданина участвовать
в менеджменте; 2) Предусматривать признание
личного достоинства; 3) Прав и свобод Духовная
жизнь в античном обществе носила светский
характер(в др. Греции - Зевс, в др. Риме
- Юпитер, они были почитаемы, но не обожеств-ляемы).
4.5.
Основные вехи развития
общества:
1) До 5-го века - срок древнего мира: Это час удобно рассмотреть на цивилизациях др. Рима и Греции. Здесь на первый план выходят частнособственнические отношения, не известные или слабо развитые в окружающем мире. Проявилось господство частного товарного производства ориентированного на рынок. Появилась такая форма государственной власти как демократия. Государство мало вмешивалось в частную жизнь граждан. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья, система образов - все это функционировало независимо от власти, но в рамках закона, гарантом которого выступало страна. Демократия ограниченная - женщины и рабы не входили в это понятие. Остальное см. выше: в предыдущем разделе. В др. Греции с ее полисной психологией соответственно выработалась определенная система ценностей: Твердая уверенность в том, что полис - высшее благо, что существование человека за пределами его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. К ценностям полиса относились и признание превосходства земледельческого труда над всеми иными видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта), осуждение стремления к прибыли, стремление сохранить неизменными и экономическую основу, и все остальные условия жизни полиса, приоритет традиций. Др. Рим - это особая цивилизация, основанная на системе ценностей, сложившихся в римской гражданской общине. Прежде всего систему таких ценностей составлял патриотизм, представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Рим рассматривался как высшая ценность, а задолженность гражданина состоял в том, чтобы служить Риму всеми силами, не щадя самой жизни. Для того, чтобы соответствовать этим ценностям, гражданин должен был обладать мужеством, стойкостью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне и власти закона и обычаям предков в мирное час. Делами, достойными римлянина, считались только политика, махаловка, разработка права.
2) С 5-го по 17-ый века - срок становления и развития феодального строя :Признаки феодального строя: 1) Господство натурального хозяйства. Крепостное поместье должно было представлять из себя самодовлеющее, замкнутое целое, находящееся в очень слабой связи с остальным миром; 2) Для такого хозяйства надобно, чтобы непосредственный производитель был наделен средствами производства вообще и землею в частности; мало того - чтобы он был прикреплен к земле, так как иначе помещику не гарантированы рабочие руки. 3) Условием такой системы хозяйства является личная подневольность крестьянина от помещика. Если бы помещик не имел прямой власти над личностью крестьянина, то он не мог бы принудить работать на себя человека, наделенного землей и ведущего свое хозяйство; 4) Условием и следствием описываемой системы хозяйства было крайне низкое и рутинное состояние техники, потому как ведение хозяйства было в руках мелких крестьян, задавленных нуждой, приниженных личной зависимостью и умственной темнотой. В своем развитии феодально-крепостнический строй прошел три основных периода: 1) Раннее Средневековье: Когда феодализм лишь устанавливается как господствующий способ производства и в общественном строе остается ещё много пережитков как рабовладельческих отношений, так, особенно, пережитков дофеодального строя "варварских" обществ. Основным содержанием этого периода является появление феодального землевладения и постепенное закрепощение крупными землевладельцами свободных крестьян - общинников. Классовая борьба развивается главным образом как борьба закрепощаемого крестьянства против закрепощения. В результате этой борьбы складывается феодальное страна как классовый орган господства землевладельцев - феодалов, направленный на закрепощение крестьянства и на подавление его сопротивления. В тот самый срок складывается и оформляется христианская церковь. Племена и союзы племен начинают складываться в народности. Этот срок начинается приблизительно в 5-ом веке и кончается в 11-ом;. 2) Период развитого феодализма :Общий рост производительных сил приводит к развитию общественного разделения труда, к отделению ремесла от сельского хозяйства, к появлению феодальных городов. Классовая борьбы развивается в основном как борьбы эксплуатируемого крестьянства против угнетателей - феодалов. Рост внутреннего рынка приводит, обострение классовой борьбы приводят к усилению феодальных монархий во многих странах Европы.11-ый - 15-ый века - таковы хронологические рамки этого периода. К концу этого периода в ряде стран складываются предпосылки для образования наций. 3) Позднее Средневековье: Период разложения феодализма, срок, когда в недрах феодального общества начинает складываться новый, капиталистический способ производства. Этот срок характеризуется зарождением новых общественных классов - буржуазии и пролетариата - и напряженной классовой борьбой в деревне и в городе. На конец этого периода приходится час первых буржуазных революций - первый удар по феодализму: реформация и крестьянская махаловка в Германии, буржуазная революция в Нидерландах и подготовка буржуазной революции в Англии. В ряде стран начинается складывание наций.
Информация о работе Общество - основной объект изучения социологии