Общество - основной объект изучения социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Социология (фр. sociologie, лат. Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии.

Оглавление

1. Введение …………………………………………………………..2
2. Объект и предмет социологии ………………………………….6
2.1 Социология – наука о социальных отношениях общества…8
3. Общество как целостная система……………………………….10
4. Общество как система:
4.1 Общество как система………………………………………..16
4.2 Развитие знаний об обществе …………………………………17
4.3 Особенности функционирования общества………………….20
4.4 Исторический процесс………………………………………....21
4.5 Основные вехи развития общества ………………………….25
5. Заключение ……………………………………………………..34
Литература ……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

      Естественно, общество объективно состоит из различных  социальных общностей, это имманентная то есть свойственная черта любого человеческого объединения, обусловленная многими общими, специфическими факторами. Между социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной личностью не только могут, но и реально возникают многообразные отношения. Любые отношения, обусловливающие то или иное социальное явление, подчиняют действиям определенных закономерностей или тенденций. Вот эти-то закономерности и тенденции социальных отношений и составляют основной предмет изучения социологии. Различные исследователи определяют предмет социологии по-разному. Эти различия связаны, прежде всего, с тем, что акцент делается на разных сторонах жизни социальных общностей и личности: деятельности, поведении и отношениях. В социологии существуют разные направления, которые определяются неодинаковыми подходами к исследованиям социальной жизни общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Общество как целостная система

Общество -  это  сложная динамическая система связи людей,  объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями.

Система -  это  множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих  некоторое  целостное единство. Сложность  любой системы проявляется в количественном отношении - система состоит из множества элементов.

Социальная  система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. 
Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколения.

Основным  элементом  социальной системы,  являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Они носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из  поколения в поколение.  Действия индивидов вызывают изменения в социальной общности или обществе в  целом.  Социальные  взаимодействия приводят к  изменению  старых и становлению новых общественных отношений, т.е. к их динамике. Общественные отношения характеризуются  устойчивыми и самостоятельными связями между индивидами социальными группами.  На уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют системное качество.

Социальная  связь – это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются объективно. Установление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность.  

Социология  выделяют следующие  виды связей:

1)взаимодействия; 
2) отношений; 
3) контроля; 
4) институциональные и т. д.
 

Социальное  взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемых этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. 
Социальные отношения – это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.
Таким образом, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений.

Общество  обладает системностью – рассматривается как объединенная устойчивыми взаимодействиями или взаимосвязями (социальными структурами). Каждый человек является членом различных социальных групп, исполняет предписанные социальные роли, совершает социальные действия. Выпадая из привычной для себя социальной системы, индивид испытывает сильный стресс. Будучи целостной системой, общество обладает устойчивостью.

Общество  обладает универсальностью – создает необходимые условия для удовлетворения самых разнообразных потребностей индивидов. Только в обществе, основанном на разделении труда, человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде. Только в обществе он может приобрести необходимые трудовые навыки, познакомиться с достижениями культуры и науки. Общество предоставляет ему возможность сделать карьеру и подняться по социальной иерархии. Иными словами, общество обладает той универсальностью, которая дает людям формы организации жизни, которые облегчают достижение их личных целей.

Общество  имеет высокий  уровень внутренней саморегуляции - обеспечивает постоянное воспроизводство всей сложной системы социальных отношений.

Общество  обладает внутренними механизмами  самообновления – включения в  сложившуюся систему взаимосвязей новых социальных образований. Оно  стремится подчинить своей логике вновь возникающие институты  и социальные группы, заставляет их действовать в соответствии с ранее сложившимися социальными нормами и правилами.

Наиболее  важным для системы являются  коррелятивные связи.

Коррелятивные связи- взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию элементов.  В результате  общество  становится  целостной системой с  качествами,  которых  нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности.  Социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам и относительно самостоятельный способ своего развития.

Самой большой системой является общество в целом. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, социальная, политическая и идеологическая. Каждая из названных подсистема включает в себя множество других подсистем.

Одни  и те же индивиды могут быть элементами различных систем. В основе классификации социальных систем  лежит тип социальных связей. В этом случае выделяются социальные группы (социальные отношения), социальные институты, система социального контроля, социальные организации.

Все социальные явления и процессы рассматриваются  как системы, обладающие определенной внутренней структурой. Наиболее общей  и сложной социальной системой является общество. Элементами общества являются люди, социальная деятельность которых обуславливается определенным социальным статусом, которые они выполняют.

Социальная  система рассматривается в трех аспектах.

1) Рассматривается  как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня и т.д.)

2) Рассматривается  как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций.

3) Рассматривается как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы.

Социальная  система, выступает как единство трех сторон - социальной общности, социальной организации и культуры.  

Система понимается как упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. В частности, любая социальная группа представляет собой сложную систему, не говоря уже об обществе.  

Общество  как целостная  система представляет собой органическое единство четырех сфер общественной жизни - экономической, социальной, политической и идеологической. Каждая из сфер общественной жизни выполняет определенные функции. Система представляет собой органическое единство четырех сфер общественной жизни - экономической, социальной, политической и идеологической. Каждая из сфер общественной жизни выполняет определенные функции:

Экономическая - функцию материального производства.

Социальная  – социализации.

Политическая  - социального управления.

Идеологическая - духовного производства. 
 

Социальная  система представляет собой явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру.

Социальная  структура - устойчивая связь элементов в социальной системе.

Существенными чертами любой системы являются целостность и взаимосвязанность  всех элементов ее структуры. Элементами социальной системы являются люди и  их деятельность, которую они осуществляют в процессе взаимодействия с другими людьми. В процессе этого взаимодействия люди и социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность становится системой, целостностью с качествами, которых нет ни в одной из включенных в нее элементов в отдельности.

Структура общества включает в себя не только отдельные объекты. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов. Оно включает в себя реальные отношения, которые и объединяют людей. Поэтому в качестве простейшего приемлемо определение общества как совокупности людей и их взаимоотношении.

Социальная  жизнь- совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных систем, в основе которых лежит материальное производство. Структура, выступая как единство совокупности элементов, управляется своими законами и закономерностями. Существование, функционирование и изменение структуры определяются не законом, а носит характер саморегуляции, поддерживающей в определенных условиях равновесие элементов внутри структуры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     4.Общество как система 

                                    4.1.Общество как система:  

В философской  литературе общество определяется как динамическая система. Слово "система" греческого происхождения, означает целое, составленное из частей, совокупность. Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное важность приобретают связи и отношения между частями. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, появление новых и отмирание старых частей и связей между ними. Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях.

Сферы общественной жизни  1. Экономическая (отношения в процессе материального производства) 
2. Социальная (взаимодействие классов, социальных слоев и групп) 
3. Политическая (деятельность государственных организаций, политичес-ких партий)

4.Духовная (мораль, религия, искусство, философия,  дело науч-ных, религиозных, образовательных  организаций и учреждений) Каждая  сфера общественной жизни тоже  представляет собой сложное образование:  составляющие его элементы дают представление об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем организаций (государства, церкви, системы образования), другие - сквозь призму взаимодействия социальных общностей, ведь человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, танцевального). Общество представляется как коллектив коллективов. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. Принято различать отношения, которые складываются в сфере материального производства, и те, которые пронизывают духовную жизнь общества. Если первые обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития, то вторые (идеологические, политические, нравственные, юридические и др.) есть результат и условие взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Вместе с тем материальные и духовные общественные отношения находятся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества. 

4.2. Развитие знаний об обществе: 

На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира является мифология (от греч. -сказание, предание и - слово, учение). Мифы существовали у всех народов. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. Передавались от поколения к поколению духовные ценности: зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды, различные виды искусства и др. Таким образом в мифологии выражается насущная потребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира. И эта потребность воплощается в многообразных фантастических вариантах картин реального мира. В древних мифах о происхождении мира и людей наиболее часто выделяются две идеи: мысль творения (мир создан каким-либо сверхъестественным существом-богом, великим колдуном) и мысль развития (мир постепенно развился из некоего бесформенного состояния - хаоса, воды, яйца и т.д.). В классовом обществе ответы на вопросы о возникновении и развитии общества наряду с мифологией давали религия и философия. В срок средневековья в Западной Европе появилась мысль, объяснявшая возникновения общества как результат контракта человека с богом. Эта концепция состоит в следующем: у людей до соглашения есть определенные права, "абсолютная свобода", равенство. Неограниченно пользуясь этими правами, люди могут погрузится в состояние "войны всех против всех". Чтобы не предположить этого, они заключили мирный общественный контракт, отказавшись от посягательства на свободу, собственность и жизнь товарищ друга. Гарантом соблюдения этого контракта выступает страна, в пользу которого граждане отказываются от части своей естественной свободы. Ряд новых плодотворных идей, раскрывающих природу человека, характер общественных отношений, был выдвинут в 18-ом веке в трудах английского экономиста и философа А.Смита. По мнению Смита, общественные связи между людьми устанавливаются на основе общественного разделения труда с последующим обменом плодами своего труда. Таким образом, каждый, работая на себя, вынужден работать на других, и напротив, работая на других, работает на себя. Смит выделил три основных условия процветания государства:         господство частной собственности, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы. Положение, при котором интересы рабочих противоположны интересам имущих классов, Смит считал неизбежным. Ряд важных и глубоких идей об обществе, его возникновении и путях развития был выдвинут в трудах выдающегося немецкого философа конца 18-го - начала 19-го веков Г.Гегеля. Философом было введено понятие "гражданского общества", которое философ определял как "систему всесторонней зависимости", где "пропитание и благо единичного лица и его правовое существование переплетены с пропитанием, благом и правом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены. По Гегелю основой исторического развития является развертывание "абсолютной идеи". Каждое единичное, чувственно воспринимаемое явление имеет, помимо снаружи выраженных свойств, свою скрытую сущность, объединяющую весь класс родственных явлений. Чьи же это мысли? Поскольку они охватывают весь мир, это мысли некоего "духа", которого Гегель называет "мировым духом" или "абсолютной идеей". Историю Гегель рассматривает как "прогресс духа в сознании свободы", который проявляется через "дух" отдельных народов, сменяющих товарищ друга в историческом процессе по мере выполнения своей миссии. Понятие "социология" как научное изучение явлений общественной жизни было введено в употребление французским философом и социологом первой половины 19-го века О.Контом. Определяя место социологии в системе других наук, он дал их общую классификацию: математика-астрономия-физика-химия-биология(тоже термин Конта)-социология. Таким образом, изучая социальные явления, следует учитывать законы биологического развития, а также выявлять и исследовать законы наблюдаемых общественных явлений, не прибегая к поиску сверхъестественных причин изменения.

Информация о работе Общество - основной объект изучения социологии