Общественное сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:26, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть понятие общественного сознания, его сущность и роль в жизни человека и общества.
Задачи: выявить единство и различие общественного бытия и общественного сознания, изучить личное и общественное сознание: их взаимопорождающие взаимодействия и противоречия, рассмотреть обыденно-практический и теоретический уровни общественного сознания.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ
В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 4
1. 1. Единство и различие общественного бытия и общественного
сознания 4
1. 2. Личное и общественное сознание: их взаимопорождающие
взаимодействия и противоречия 7
ГЛАВА 2. ОБЫДЕННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
УРОВНИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ. 15
ГЛАВА 3. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И СЛУХИ КАК ФОРМЫ
ВЫРАЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ. 17
ГЛАВА 4. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ИДЕОЛОГИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Файлы: 1 файл

7107 Общественное сознание.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Непосредственным проводником мнения той или иной социальной группы является ее руководитель, особо авторитетное лицо. Информация, формирующая общественное мнение, преломляется через призму личного опыта человека, мировоззрение, уровень его культуры. Роль общественного мнения зависит от характера социального строя, степени участия народных масс в руководстве социальными процессами, от уровня сознательности и культуры народа. Чем демократичнее общественный строй, тем больше возможность влияния общественного мнения на решение внутренних и международных проблем.

Слухи — это альтернативная форма распространения сообщений. Появляются они тогда, когда средства массовой информации, несмотря на всю свою техническую мощь и практически безграничные возможности, не удовлетворяют потребности какой-то группы людей либо даже значительной массы в определенной информации. Именно тогда эта жажда утоляется «коллективным творчеством», т.е. слухами.

 Появление слухов  стимулирует и такое явление,  как эмоциональная недостаточность  информации. Слухи являются важной формой выражения общественных настроений и мнений и в то же время сами формируют эти настроения и мнения. Обществу, государству необходимо изучать закономерности их циркуляции и делать это знание своим орудием в борьбе со слухами: они — дело очень серьезное. Так, опыт всемирной истории говорит о том, что для государства ведущего войну, гибельными являются обычно не столько реальные потери, сколько воображаемые, и вследствие этого упадок боевого духа, лишающий государство даже тех сил, которые оставила ему судьба. Слухи могут стать немалой силой, толкнуть людей на трагические по своим последствиям поступки. Для возникновения того или иного слуха необходим не просто интерес, а неудовлетворенный интерес, когда информация становится остро желанной и необходимой.

ГЛАВА 4. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ИДЕОЛОГИЯ

 

 Соотношение между обыденным и теоретическим уровнями сознания по-особому трансформируется в соотношении между общественной психологией и идеологией.

 Общественная психология есть частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены разнообразные научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, причудливые образы фантазии и логика здравого смысла.

Идеология — это частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка социальной действительности. Идеология возникла в эпоху политических движений XVIII в., она появилась одновременно с государством и политическими партиями. Отстаивая свои интересы, они генерировали соответственно им социальные идеи. В идеологии аккумулируется социальный опыт общественных групп, классов, формулируются их социально-политические задачи и цели, выстраивается система авторитетных идеалов. Существенным свойством идеологии как специфическою теоретической формы сознания выступает то, что она отражает действительность не так целостно-непосредственно, как общественная психология, а опосредствованно, вырабатывая свой категориальный инструментарий, который в силу присущей ему абстрактности как бы дальше отходит от действительности, вследствие чего возникает опасность самозамыкания идеологии, впадения в схоластическое теоретизирование.

 Идеология может  быть иллюзорной и лживой, прогрессивной и реакционной, гуманной и человеконенавистнической. Все зависит от ее конкретного содержания и социально-исторического контекста, ее породившего, питающего и внедряющего в сознание народных масс.

 Например, коммунистическая  идеология, утверждая высокие принципы социальной справедливости, в конечном счете выродилась (особенно в период жестоких, антигуманных форм бытия) в пагубную для общества и личности форму мифологии, резко отрицательно сказавшись на всех формах общественного сознания, прежде всего на общественных науках, литературе и искусстве, на философии, превратившихся в апологетику уродливых форм нашего социального бытия. И дело не только в ложности идеологии и ее пропаганде. Была ложной сама действительность: мы хотели реализовать утопию, тем самым превратив в утопию саму жизнь.

Общественная психология и идеология могут одни и те же явления действительности отражать по-разному. Факт противостояния идеологии и общественной психологии приводит не только к ее отставанию от обыденного сознания, но и к дестабилизации самой общественной психологии, к ее дисгармонии и расшатыванию. Если для структуры общественного сознания характерна дисгармония, доходящая до резкого (кричащего) противоречия, то оно постепенно теряет устойчивость и единство. А это свидетельствует о том, что существует резкое противоречие между миром повседневных реальностей и его отражением в сознании.

  Это проявляется  в факте «отставания» идеологии. Это «отставание» не всеобщая закономерность разнообразных типов соотношения между ними. Логика тоталитарного государства построена на всеобщем недоверии: в этом обществе никто никому не верит и тому же боится довериться. Это социальная психология всеобщего страха.

Термин «идеология»  употребляется в двух сущностно разных смыслах. Первый смысл определяется этимологией самого слова «идеология». Его корнем является «идея», что уже со времен Платона означало первообраз вещей, т.е. нечто, существующее само по себе (как «прообразы вещей», в которых они воплощаются как их смыслы). Отсюда и употребление термина «идеология» в значении руководящей идеи, своего рода стержня, замысла того, что мы хотим осуществить. В этом смысле идеология выступает как методологический принцип, обладающий регулятивной силой, в поисках того или иного пути решения теоретической или практической задачи и тесно связана с мировоззрением, в частности с. ценностными ориентациями, с убеждениями, а главное — со знаниями, с компетентностью.

Применительно к политике слово «идеология» имеет смысл  системы политических верований  и убеждений, ориентированных на определенные пути завоевания власти. Тут имеют место и предвзятые ходы мысли, и ложные идеи, так, например, в идеологии фашистских и всякого рода экстремистских партий и движений. В этом смысле идеология выступает как совокупность всех мыслимых средств для достижения какой-либо цели. Свое фиксированное выражение политическая идеология получает, прежде всего, в программах и уставах политических партий, в конституциях государств, теоретических трудах политических и государственных деятелей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       В  заключение можно сделать следующие  выводы:

  1. Общественное сознание — это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном или искусственном, языке, творениях духовной культуры., социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом.
  2. Общественное сознание оказывает огромное влияние на индивида в течение всей его жизни. Общие условия социальной среды, в которой живут люди, определяют единство их взглядов, ценностных ориентаций, интересов.
  3. Носителями общественного сознания являются индивиды, социальные группы, и общество в целом. Индивидуальное и общественное сознания неразрывно взаимосвязаны между собой и оказывают постоянное влияние друг на друга. Механизмом, реализующим превращение индивидуального сознания в общественное, а общественного в индивидуальное, является процесс общения.
  4. Общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного прогресса и одновременно механизма его торможения. Мощная преобразующая сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы.
  5. Общественное сознание  делится на два уровня: обыденно-практический и теоретический. Обыденное сознание есть первичная форма понимания обществом социального и природного мира. Частичным аналогом теоретического уровня сознания является идеология.
  6. Формами выражения общественного сознания являются общественное мнение и слухи.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Аргунова Е.В. Манипулирование массовым сознанием как фактор социализации в России. - СПб., 2001.
  2. Балабанова, Е.С. Андекласс: понятие и место в обществе / Е.С. Балабанова // Социологические исследования, 2009. - № 9. - C.65-70.
  3. Введение в философию. - М.: Политиздат, 1989. Ч.2. - 3. Структура общественного сознания - С.445-455
  4. Демичёв В.А. Общественное бытие и общественное сознание. - Кишинёв, 1970.
  5. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Формы общественного сознания - М., 1989
  6. Куликов Л.В. Психология сознания. Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2007. – 480 с.
  7. Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. - М.: Наука, 2000. - 222 с.
  8. Современная западная социология: Словарь/Сост. Ю.Н.Давыдова. -М.: Эксмо, 2008.-432 с.
  9. Челышев П.В. Обыденное сознание или не хлебом единым жив человек. М.: Московский государственный горный университет, 2007. - 359 с.
  10. Шкондин М. Б. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). - М., 2009.

Информация о работе Общественное сознание