Общественное призрение - его организация, мотивы, цели

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:47, реферат

Краткое описание

Цели:
Исследование феномена благотворительности в истории России.
Задачи:
Зарождение и сущность благотворительности.
Проблемы развития Благотворительности в России.

Оглавление

Введение.
Глава I
1.1.Зарождение благотворительности.
1.2.Развитие благотворительности в России.
1.3. Сущность и содержание благотворительности.
Глава II.
2.1. Общественное призрение - его организация, мотивы, цели
2.2. Проблемы развития благотворительности в России.
Заключение.

Файлы: 1 файл

социология лук.docx

— 51.34 Кб (Скачать)

Альтруизм и сострадание - необходимые условия  осуществления благотворительности. Они в той или иной степени  присущи каждому человеку. В какой-то степени занятие благотворительностью - это удовлетворение потребности  в альтруизме или выход соответствующих  эмоций. Отдавая свое, благотворитель таким образом «оплачивает» эту  услугу или «получает удовлетворение»  своей потребности в альтруизме.

Вторым  необходимым условием благотворительности  является наличие частного ресурса, который составляет экономическую  базу благотворительности. Таким ресурсом могут быть деньги, материальные ценности или время, которое может быть потрачено на благое деяние.В общем случае благотворительность представляет собой помощь другим лицам за счет собственного благосостояния или свободного времени и при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона. Подразумевается также, что в той или иной степени благотворительность должна приносить пользу не только непосредственному благополучателю, но и обществу в целом.

В макроэкономическом аспекте благотворительность - это  независимый от государства механизм перераспределения частных средств  в интересах осуществления общественно  полезных программ. Это - своего рода механизм добровольного налогообложения, в  котором «налоги» уплачиваются добровольно  и не в централизованный «бюджет», а непосредственно в бюджет исполнителя  программы. Благотворительный ресурс при этом может принимать любую  форму: денег, услуг, имущества, труда.

Не всякая некоммерческая деятельность является благотворительной, а только та, которая  в полной мере соответствует признанному  определению благотворительности.

По вопросу  о том, что заведомо не относится  к благотворительности, современное  общество пришло к определенному  консенсусу.

Все виды коммерции, т.е. деятельности, имеющей целью получение прибыли или любой выгоды для того, кто ее осуществляет, не является благотворительностью. Настоящий благотворитель всегда ухудшает свое благосостояние, благотворительность сопровождается убытком для благотворителя.

Политическая деятельность, т.е. деятельность, имеющая целью расширить свои властные полномочия или увеличить свое влияние на общество, также не может расцениваться как благотворительная. Сюда входят и участие в выборах и политических кампаниях, и ведение идеологической пропаганды, и удовлетворение честолюбия, и стремление к известности или популярности.Все участники благотворительного деяния и само деяние должны иметь легальный статус и соответствовать общепринятым стандартам, а участники, к тому же, - соблюдать нормы поведения. Например, к благотворительности не относится пожертвование незаконно приобретенного имущества, лечение непроверенными методами, действия, унижающие достоинство людей или не соответствующие представлениям об общественной нравственности. Нелегальная деятельность подразумевает, что ей предшествовали незаконные действия и что благотворительность, тем самым, оказывается осуществленной за счет и против воли третьих лиц, в отношении которых был нарушен закон.К благотворительности не относятся также проекты, ориентированные на обеспечение дополнительных благ людям, которые сами в силу своего благосостояния и общественного статуса в состоянии обеспечить себя этими благами. В то же время аналогичную помощь т.н. социально уязвимым категориям населения следует признать благотворительностью.Таким образом, обобщая характеристики, имманентно присущие благотворительной деятельности и отличающие ее от других видов общественной деятельности, следует определить благотворительность как добровольную деятельность граждан и юридических лиц, осуществляемую в формах бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, выполнении работ, предоставлении услуг, оказании иной помощи.Достаточность благотворительной помощи предусматривает такой ее объем, который будет удовлетворять базовым потребностям благополучателей на социально приемлемом уровне и минимальному возмещению материального ущерба от различных социальных рисков и непредвиденных чрезвычайных обстоятельств. Социальная эффективность благотворительности проявляется в обеспечении социально приемлемого уровня жизни благополучателя и, в тоже время, предотвращает возникновение социального иждивенчества трудоспособного населения.Принцип правовой обеспеченности достигается за счет разработки новых и упорядочивания действующих законодательных и иных нормативных актов, регулирующих сферу благотворительности. Устойчивость благотворительной деятельности обеспечивается за счет наиболее полного, целесообразного, прозрачного использования средств из всех источников.Научная обоснованность системы благотворительности предполагает применение теоретических, методических и экспериментально опробированных механизмов и технологий, доказавших на практике свою эффективность в решении проблем благотворительности.·Помощь жертвам общественных конфликтов, катастроф и стихийных бедствий. Предполагается, что в результате масштабных, локальных или бытовых событий отдельные люди или группы людей оказываются лишенными жизненно важных условий существования. Они теряют возможность проживать в нормальных жилищных условиях или полностью остаются без жилища, не могут далее проживать на прежнем месте, теряют имущество, получают увечья или выводятся из психологического равновесия. Как правило, жертвы таких событий испытывают на себе весь комплекс возможных проблем.К этой разновидности благотворительности в первую очередь относятся помощь и защита людей, терпящих бедствие, их спасение, обеспечение возможности выживания.Для восстановления нормальной жизни таким людям, как правило, требуется переждать определенное время, когда жизнь вернется в привычное русло. В данном случае благотворительность нацелена на обеспечение им возможности с наименьшими потерями пройти этот участок жизни. Часто возникшая ситуация означает, что они должны поменять место жительства и социальную среду. Тогда благотворительность направлена на компенсацию потерь, вызванных этими изменениями и адаптацию к новым условиям. Она предусматривает как можно более полное восстановление прежнего состояния в рамках общественных стандартов;· Реабилитация социально ущемленных групп населения.К социально ущемленным группам населения относятся люди с особенностями физического или ментального развития, а также другие категории, определяемые своим общественным статусом или обделенные вниманием. В различных обстоятельствах к социально уязвленным группам относятся инвалиды, пожилые, больные, беженцы, дети, участники военных событий, люди, работавшие в опасных условиях или подвергшиеся преследованиям, и т.д. В силу своих особенностей они объективно оказываются в более сложном положении, чем обычные в общепринятом представлении люди. В этом случае благотворительность направлена на подтягивание их возможностей к уровню жизни основной части населения.

Глава II.

2.1.  Общественное призрение - его организация, мотивы, цели.

В давние времена общественное призрение  определялось как организованная форма  благотворительности. В современном  же русском языке слово призрение  забыто. Оно не упоминается ни в  научных публикациях, ни в правовых документах. Вместе с тем история  становления и развития системы  социального обеспечения в России в советский период и социальной защиты в наши дни начинается именно с общественного призрения.

Первичная форма благотворительности есть подаяние милостыни нищенствующему. От милостыни общественное призрение отличается организацией, мотивами и целями. В общественном призрении организационная сторона проявляется двояким способом: по отношению к получающим помощь и по отношению к оказывающим ее. Милостыня, по существу своему, не поддается организационному началу. Она подается тому, кто протягивает руку. Общественное же призрение простирает свою помощь только на тех, кто не в состоянии сам себя призреть и не делает из своей нужды промысел. Милостыня исходит из субъективного порыва подающего. Субъектом же общественного призрения является коллективное лицо, а мотивом — осознание гражданской солидарности между членами общины, общественный интерес, забота государства о благе бедствующих граждан. В России толчком к переходу от милостыни к общественному призрению послужило развитие нищенства и бродяжничества в местностях, где подавалась щедрая милостыня.

2.3. Проблемы развития благотворительности в России.Возрождаемая сегодня благородная традиция, безусловно, требует новых форм, которые далеко еще не обрели ни внутренней логики, ни стабильности, ни достойного места в скитаниях современной культуры. Художественная и научная общественность с чувством какой-то ностальгии призывает "новых русских" равняться на Мамонтовых и Третьяковых, хотя, кажется, сама мало верит в то, что они действительно (если не сегодня, то уж завтра точно) придут и выступят не в роли разыгрывающих свою карту спонсоров, а в роли подлинных благотворителей. Дело в том, что на сегодняшний день существует много проблем, стоящих на пути предпринимателей, желающих заниматься благотворительностью17.

Сегодня в любом поступке большинство  ищет некий тайный смысл, подтекст. «Бедным помогаешь? Значит, в депутаты собрался. Театр спонсируешь? Не иначе  как актрису- любовницу завел». Я считаю, что причина этому – нестабильность экономики, порождающая неуверенность в завтрашнем и недоверие к богатым людям, которые склонны «разбрасываться» деньгами18.

Так, препятствием благотворительной деятельности является нестабильность экономики, которая  в любой момент может обернуться потерями и потребовать незапланированных  расходов и вложений. Поэтому всегда нужно иметь резерв, чтобы покрыть  убытки. Это означает, что предпринимателю  для благотворительности может  просто не доставать оборотных средств.

Еще одной проблемой является несовершенство законодательства. Я считаю, что  если бы в законодательном порядке  было утверждено, что средства, направляемые на благотворительность, шли в затраты  предприятия, снижая тем самым налогооблагаемую прибыль, то взносов и пожертвований  было бы гораздо больше. В законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятом в 1995г., закреплена налоговая  льгота для предпринимателей 3% от суммы  прибыли, идущей на благотворительные  цели. Но из-за высоких налогов она  практически не работает. Так, вместо того, чтобы разработать стимулы, законодательство создает для благотворителей  препятствия. Дело в том, что имущественные  пожертвования облагаются налогом, и если, например, коммерческая структура  хочет передать школе списанные  компьютеры, то придется заплатить  государству за свой порыв к милосердию.

Одновременно, благотворительность играет большую  положительную роль в общественных взаимоотношениях. Феномен благотворительности  касается таких основных смысложизненных общественных ценностей, как "общественная справедливость", "добро" и "зло". Благотворительность, рассматриваемая как социальное целое, оказывает существенное влияние на состояние социальной напряженности в обществе или, как иногда говорят, на его нравственно-психологический климат. Она снимает, по крайней мере, частично, остроту противоречия между богатыми и бедными, имущими и неимущими, добровольно дарящими и по своему желанию принимающими эти дары20.

Указанные стороны отмеченного выше противоречия, разрешаются с помощью благотворительности  в духе особо деликатного по форме  и содержанию примирения сторон. Добровольность дара и его принятия снимает социальную напряженность, заменяет ее особым состоянием душевной близости, гражданской незлобивости и примирения, социального конформизма  и толерантности. Ограниченное участие в благотворительных акциях объясняется общей неустойчивой экономической ситуацией, требующей резервных средств, собственными ограниченными возможностями, неблагоприятной системой налогообложения. Серьезным барьером остается недоверие к существующим благотворительным фондам, организациям, неуверенность в том, что переданные средства будут эффективно использованы и удастся достичь реальных результатов.

Тем не менее, очень важно, что представители  коммерческих структур, безусловно, готовы оказать поддержку программам, рассчитанным на основные социально уязвимые группы населения. Сотрудничество с общественными  организациями, оказываемая им помощь, помимо очень важного морального удовлетворения, способно создать жертвователям  дополнительную рекламу, более благоприятный  имидж, укрепить деловую репутацию. От общественных организаций ожидается, что они могут оказаться посредниками между бизнесом и властями. Предполагается, что они могли бы лоббировать  принятие более либерального налогового законодательства, других форм учета  и поощрения благотворительной  деятельности бизнеса.Сама деятельность общественных организаций должна выглядеть для жертвователей прозрачной.То есть, несмотря на все недостатки российской действительности, препятствующие развитию благотворительности, она является неотъемлемым аспектом поведения предпринимателей. И отличительной чертой благотворительной деятельности отечественных предпринимателей является то, что они руководствуются, как правило, мотивами милосердия, стремятся удовлетворить свои кратковременные интересы и выбирают для этого в партнеры не общественные организации, а государственные структуры. Конечно, современным предпринимателям еще далеко до знаменитых меценатов прошлого, и руководствуются они порой совсем иными целями, но и то, что они делают, имеет огромное значение для общества, и я считаю, что государство должно всячески стимулировать подобного рода деятельность21.Что касается перспектив развития благотворительности в России, то мне кажется, они вполне благоприятны. Это можно заметить как в общесоциологическом смысле, касающемся формирования общероссийского нравственно-психологического климата в целом, благоприятно настроенного по отношению к развитию благотворительности, так и в личностном плане, касающемся социального статуса класса предпринимателей. Оба эти фактора взаимодействует друг с другом, обеспечивая в комплексе благоприятные перспективы развития российской благотворительности.Подъем экономики, начавшийся в последние годы, рост жизненного уровня народа, происходящий пока очень медленно, в перспективе, мне кажется, может привести к созданию общих благоприятных условий для развития данного социального явления. Здесь опять-таки очень важна государственная поддержка.Кроме того, рано или поздно и перед предпринимателями встанет вопрос "вечной жизни", что также должно позитивно сказаться на перспективах развития российской благотворительности. Также мне хочется заметить, что дети современных российских предпринимателей получают образование в лучших учебных заведениях мира, а культура, как известно, одно из престижных условий, заставляющих предпринимателей заниматься этой гуманной, подлинно человечной деятельностью.

Гуманность общественных отношений, одним из проявлений которой является благотворительность, выражающаяся в различных формах помощи нуждающимся членам общества, определяется не только уровнем общественного производства и его богатством, но также уровнем общественного сознания и культуры общества. Эстетические вкусы общества являются не только продуктом общественных отношений, но и сами в значительной мере определяют эти общественные отношения. Вот почему подъем благотворительности на рубеже XVIII-XIX столетий связан не только с развитием общественных производительных сил и укреплением материальной базы общества, но также с новыми веяниями, родившимися в общественном сознании под воздействием европейского просвещения. Истоки этого подъема благотворительности лежат в смене гедонистических наклонностей общества на новые общественные духовные ценности, выразившиеся в обостренной гражданственности, в охватившей все слои населения идее государственности, в престижности идеи общественной пользы. XVIII век был для России веком созидательным и победным, что придавало любой сфере человеческой деятельности общественно полезное значение; это духовное начало, объединяя нацию, рождало успех.  
Благословенно то общество, которое открывает путь добродетели, трижды благословенно то общество, которое выработало механизмы, превращающие зло во благо, если оно сформировало такое общественное мнение, которое направляет в русло добродетели помыслы и поступки людей далеко не мягких, и, быть может, даже где-то в глубине души далеких от альтруизма.  
Сегодня милосердие – это помощь нуждающимся; формы этой помощи могут быть очень разнообразными. Это и призрение осиротевших детей, и опека над престарелыми, помощь многодетным семьям, забота об инвалидах и т.д.  
Отрадно отметить, что в наши дни, вместе с возрастанием роли в жизни российского общества возрожденной Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий, в народе вновь утверждаются понятия духовности и нравственности, активно возрождаются вековые традиции российской благотворительности.  
Самая глубокая, самая искренняя доброта всегда бескорыстна. Она – родник живительной энергии, которая помогает заполнять миллионы опустошенных, страждущих сердец. Благотворительность имеет огромное воспитательное значение, потому что она способствует формированию в людях чувств благородства, душевной щедрости и солидарности, поднимает в них творческую активность, делает их настоящими гражданами Отечества. 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Общественное призрение - его организация, мотивы, цели