Общественное призрение - его организация, мотивы, цели

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:47, реферат

Краткое описание

Цели:
Исследование феномена благотворительности в истории России.
Задачи:
Зарождение и сущность благотворительности.
Проблемы развития Благотворительности в России.

Оглавление

Введение.
Глава I
1.1.Зарождение благотворительности.
1.2.Развитие благотворительности в России.
1.3. Сущность и содержание благотворительности.
Глава II.
2.1. Общественное призрение - его организация, мотивы, цели
2.2. Проблемы развития благотворительности в России.
Заключение.

Файлы: 1 файл

социология лук.docx

— 51.34 Кб (Скачать)

План.

Содержание.

Введение.

Глава I

1.1.Зарождение благотворительности.

1.2.Развитие благотворительности в России.

1.3. Сущность и содержание благотворительности.

Глава II.

2.1.  Общественное призрение - его организация, мотивы, цели

2.2. Проблемы развития благотворительности в России.

Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

На современном  этапе развития российского общества все более актуальной становится тема “благотворительности”; учет и  возрождение традиций благотворительности  имеет принципиальное значение для  повышения эффективности системы  социальной защиты населения. О серьезности  социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты: 70-80% населения находится на грани  нищенского существования; впервые  за многие годы (после войны) смертность превысила рождаемость; увеличивается  количество детей-сирот при живых  родителях; распадается каждый второй-третий брак: ежегодно без одного из родителей  остается около 1 млн. детей; обострилась  проблема детской инвалидности: около 1 млн. детей инвалидов нуждается  в материальной, психологической  и юридической помощи; растет преступность; Россия вышла на “передовые рубежи”  по количеству алкоголиков и догоняет другие страны по числу наркоманов. Обострение социально-экономической  ситуации в России в начале 1990-х  годов, изменение ориентиров в социальной политике пробудили интерес к  изучению проблем милосердия, благотворительности  и меценатства.

В мире накоплен колоссальный опыт благотворительной  деятельности или, как теперь говорят, социальной работы. Имеется и немалый  отечественный опыт. Благотворительность  как социальное явление в России имеет свою историю и традиции, поэтому нужно знать исторические корни и мотивы российской благотворительности, не повторять уже сделанных ошибок, знать своих великих предшественников, учитывать их опыт в деле заботы о благе человека. Среди тех  нравственных ценностей, которые сегодня  заслуживают особого внимания, укрепления и культивирования - видное место  занимает благотворительность. Несмотря на возрастающий интерес к проблеме, благотворительность остается сравнительно неизученным и остающимся без  объективной исторической оценки явлением как в целом по стране, так и по отдельным ее регионам.

Все, что  связано c историей благотворительности, имеет сегодня не только практическое значение. Тема достаточно актуальна  и по моральной причине: необходимо воссоздать те события, факты, имена  людей, усилиями которых в самых  сложных обстоятельствах укреплялось  российское государство, которые следовали  народной традиции и помогали выжить тем, кто имел ограниченные возможности  для жизни и деятельности.

Актуальность темы исследования проводимого в данной работе так же состоит в том, что благотворительность во все времена и при всех экономических формациях была сложным человеческим действием, мотивация которого обусловливалась социальными и психологическими факторами. С одной стороны, призрение бедных, немощных, убогих находилось в ведении государства. С другой - существование определенного «неблагополучного» социального слоя обращало на себя внимание общества, вызывало сострадание и побуждало к действиям, призванным снизить остроту неблагополучия.

Для раскрытия темы мною была поставлена цель и две задачи:

Цели:

Исследование  феномена благотворительности  в истории России.

Задачи:

Зарождение  и сущность благотворительности.

Проблемы  развития Благотворительности  в России.

Глава I.

1.1. Зарождение благотворительности

Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему». Определение, предложенное Энциклопедическим словарем Брокгауза и Эфрона, содержит в себе указание на то, что, во - первых, благотворительность является отношением между имущим и неимущим, во - вторых, и мы подчеркиваем данное положение, это отношение является ролевым, так как оно предписано институтом нравственности.

История благотворительности, как свидетельствуют  источники, прошла в своем развитии два этапа - дохристианский и христианский. Каждый из них может быть охарактеризован  как особый тип социального отношения  в европейской цивилизации. Первый связан с культурой древней Греции и Римской империи. Объединение  в дохристианском этапе благотворительности  двух культур - греческой и римской - является очень условным, ибо культуры эти базировались на совершенно различных  принципах. Но в обеих социальных системах сформировалось структурированное  отношение к тем, кто нуждался в помощи.

Исторические  наблюдения позволяют рассмотреть  этот этап благотворительности как  особый тип субъект - субъектных отношений. Сторонами отношения выступали, с одной стороны, сословие богатых  и государство, но, с другой - сословия имущих и неимущих. В этом отношении  были распределены функции поддержания  общности. Государство заботилось об общем уровне благосостояния населения, используя при этом материальные и людские ресурсы империи. В  проводимой социальной политике государство  поощряло обогащение граждан и ожидало  от них соучастия в удовлетворении общественных нужд.

Христианство - религия веры, надежды и любви  угнетенных сословий, не могло не изменить идеологии и содержания благотворительности. Посредством христианства в мире утверждались добродетели сострадания, милосердия, любви к ближнему. И с течением времени благотворительность, помощь нуждающимся переросла из отношений между оказывающим и принимающим помощь в отношение между верующим и Богом. Помощь оказывалась во имя любви к Богу, во имя спасения.

В российском православном христианстве благотворительность была очень  личным, по сути, исповедальным делом (подавая нищему кусок хлеба, верующий фактически исполнял христову заповедь и как бы общался с самим  богом).

Необходимо  отметить, что благотворительность  как составная часть учения была присуща не только христианству. Не раскрывая глубоко этот вопрос, который  не является основным в нашем исследовании, скажем, что милосердие, благотворительность  всегда были одной из важнейших сфер деятельности и ислама, и иудаизма, и буддизма, и ими накоплен огромный опыт благотворительной деятельности, исчисляемый тысячелетиями.

Христианство  открыло славянам новый мир высоких  нравственных ценностей любви и  сострадания к ближнему, научило соединять молитву с милостыней, являющихся очистительной жертвой... Благотворительность являлась своего рода священным ритуалом, обычаем, традицией, нормой поведения.

Отношение благотворительности в эпоху  становления Христианства носило непосредственно  субъект — субъектный характер. Это было отношение между теми, кто обладал излишками, и теми, кто был лишен самого необходимого. Оба участника отношения выступали  в качестве субъекта потому, что  между ними возникало личностное взаимодействие, которое предполагало благодарность и ответные добрые чувства и дела. С утверждением Христианства, с его институционализацией меняются отношения благотворительности. Их можно обозначить как: субъект  — субъект — объект. Субъектами выступали богатый, оказывающий  помощь, и Церковь, ее принимающая. Объектом выступали нуждающиеся. Они принимали помощь от Церкви в качестве божьей помощи, что должно было укрепить их веру. Но при этом благотворительность, осуществляющаяся через посредничество Церкви, не требовала действий со стороны тех, кто нуждался в помощи. Эта социальная черта взаимодействия в благотворительности с особой яркостью проявилась в православии, в России. Богатый и «убогий» несли в себе особую миссию перед Богом. Богатство было отягощено сознанием греха, нищенство связывалось с чистотой и невинностью помыслов. Полюсы светских ролей определяли статичность взаимодействия, неизменность содержания и формы отношения благотворительности.

1.2. Развитие благотворительности в России.

Благотворительность в России имеет исторические корни, которые связаны со становлением и развитием Российского государства.

Первоначально благотворительность формировалась  на идеях христианства, и поэтому  наиболее простой и древней формой филантропической деятельности в России были раздача милостыни нищим  и пожертвования в церковь. Церковное  имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители —  лишь распорядителями этого имущества  в интересах обездоленных. Пожертвования  в церковь притекали также  под влиянием взгляда на благотворительность  как на «защиту от грехов». Вполне естественно, что все это обеспечило церкви на долгое время ведущую роль в благотворительной деятельности. Благотворительность оказывалась  церковью через монастыри, но выражалась она, главным образом, в бесплатной раздаче пищи и милостыне бедным, что приводило к «увеличению  числа нищих вместо облегчения бедности».

Вторым, не менее важным источником благотворительности, была народная традиция взаимопомощи, которая основывалась не столько  на моральных и религиозных воззрениях, сколько на здравом смысле и опыте  человеческого общежития: любой, кто  помогает ближнему в беде, давая  ему работу и деньги, знает, что, окажись  он в подобной же ситуации, ему можно  рассчитывать на помощь со стороны  других. Взаимопомощь обусловливает принцип равенства дающего и берущего — и тот и другой равны перед ударами судьбы. Лишь только такая благотворительность не унижает берущего.

Постепенно  благотворительность стала приобретать  организованный характер. Историю благотворительных  организаций в России можно разделить  на два этапа. Первый — с середины XVI в. до 1862 г. Это период становления  благотворительных организаций  в России. Второй — 1862 г. — 1906 г. —  это период расцвета русской благотворительности.

Первые  сведения о возникновении организованной благотворительности в России можно  отнести к 1551 году, когда Патриарх обратился к правительству с  просьбой организовать богадельни для  мужчин и женщин во всех городах  и селах. А двести лет спустя, в 1775 году, появился Царский указ об образовании  частных и общественных благотворительных  организаций. До XVIII в. известно о существовании  всего 8 благотворительных обществ, а наибольшее их число было основано в 1851-1860 гг., но и оно не достигало 100.

В 1862 г. был принят специальный акт, где указывалось: «во изменение изъясненного порядка, учреждение обществ для взаимного вспомоществования или с другой благотворительной целью, Высочайше предоставляю, по соглашению с подлежащими ведомствами, министру внутренних дел». С этого времени отмечается значительный рост числа благотворительных учреждений, и к 1890 году было создано еще около 2000 новых. Помощь нуждающимся большей частью оказывалась специальными благотворительными организациями. В некоторых же случаях этой деятельностью занимались организации, для которых оказание благотворительной помощи составляло лишь одну из второстепенных задач.

Специальные благотворительные учреждения представляли собой две группы: благотворительные  общества и благотворительные заведения

Благотворительные общества — это добровольные объединения  лиц, имеющие цель помогать нуждающимся в том или ином отношении. Деятельность благотворительных обществ сводилась к оказанию помощи нуждающимся деньгами или вещами, а также к учреждению и содержанию различного рода благотворительных заведений в рамках направлений деятельности общества. Благотворительные общества иногда объединялись в союзы, а иногда они имели довольно сложную многоступенчатую структуру, возглавляемую центральными органами, дающими направление деятельности всей системе. Благотворительные заведения, в отличие от обществ, это учреждения для удовлетворения потребностей нуждающегося населения в стенах заведения, то есть нуждающиеся или жили в этих заведениях, или являлись в них для питания, ночлега и т. д.

В России к 1902 году функционировало 11040 благотворительных  учреждений (47 62 благотворительных  общества и 6278 благотворительных заведений).

Все благотворительные учреждения, действовавшие  на территории России, несмотря на их общественный характер, состояли в ведении и  надзоре министерств и ведомств, таких как Министерство внутренних дел, Ведомство православного исповедания, Министерство финансов, Министерство юстиции.

Благотворительные учреждения России оказывали помощь взрослым и детям путем организации  дешевого бесплатного обучения (школы, мастерские, классы), проживания (ночлежки, квартиры, комнаты, общежития), питания (столовые, чайные), трудоустройства (работные дома, рукодельни), лечебной помощи (больницы, амбулатории, врачебные пункты).

Как правило, одна благотворительная организация  оказывала сразу несколько видов  помощи.

Информация о работе Общественное призрение - его организация, мотивы, цели