Общественное призрение - его организация, мотивы, цели

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:47, реферат

Краткое описание

Цели:
Исследование феномена благотворительности в истории России.
Задачи:
Зарождение и сущность благотворительности.
Проблемы развития Благотворительности в России.

Оглавление

Введение.
Глава I
1.1.Зарождение благотворительности.
1.2.Развитие благотворительности в России.
1.3. Сущность и содержание благотворительности.
Глава II.
2.1. Общественное призрение - его организация, мотивы, цели
2.2. Проблемы развития благотворительности в России.
Заключение.

Файлы: 1 файл

социология лук.docx

— 51.34 Кб (Скачать)

Благотворительное общество могло состоять из неограниченного числа членов, уплачивающих членские взносы или обязывающихся содействовать обществу личным трудом в достижении его целей. Члены, в зависимости от участия в делах общества, делились на почетных, действительных и соревнователей (сотрудников).

Средства  благотворительных обществ слагались из взносов и пожертвований; поступлений по займам, процентным бумагам, от проведения увеселений, базаров и лотерей; доходов от недвижимости; доходов от заведений, принадлежащих обществу, а также различного рода сборов и прочих поступлений.

Денежные  средства общества делились на части, которые именовались «капиталы». Капитал, который образовывался  из пожертвований с точно определенным назначением, носил название — специальный. Запасной капитал — часть, на образование  которой отчислялись суммы по усмотрению Общего собрания. Расходный  капитал состоял из поступлений, не перечисленных в специальный и запасной капиталы.

В состав специального капитала мог входить  неприкосновенный капитал, который  образовывался за счет поступлений, сделанных под условием неприкосновенности. Из него можно было заимствовать средства лишь по специальному решению общего собрания членов общества. Расходование остальных капиталов осуществлялось также по решению общего собрания посредством утверждения сметы  общества на каждый год или по особым постановлениям. Часть средств благотворительных обществ могла обращаться в государственные или гарантированные правительством процентные бумаги.

Из  средств благотворительных обществ  выдавались пособия нуждающимся. Решение о выдаче и предельном размере такого пособия принималось общим собранием. В исключительных случаях пособие могло быть выдано по разрешению председателя правления под его личную ответственность с последующим обязательным доведением до сведения правления.

Относительно  расходования денежных поступлений  в благотворительные организации  представляет определенный интерес  право отзыва пожертвования, изложенное законодателем следующим образом: «В случае невозможности, вреда или совершенной бесполезности употребления переданного для определенной надобности имущества и капитала сообразно указанному жертвователем назначению, сии имущества и капиталы могут получать другое назначение (если жертвователем не сделано на сей предмет никаких указаний) не иначе как с согласия жертвователя, а если его уже нет в живых, то по испрошению Высочайшего разрешения через Кабинет Министров. Если бы пожертвованные для определенной надобности имущество и капиталы были обращены на другое употребление без согласия жертвователя, то ему принадлежит право иска о возврате им жертвованного» (ст. 980 Законов гражданских).

Благотворительные общества могли осуществлять свою деятельность также и за счет доходов, поступающих  от заведений и предприятий общества, проведения благотворительных базаров  и лотерей, прочих «увеселительных  мероприятий», так как в уставах  было предусмотрено право благотворительных  обществ открывать при себе разного  рода организации, в том числе  производственного и торгового  характера.

Однако  основным источником образования имущества  благотворительных обществ были все-таки пожертвования.

По  мнению Е. Д. Максимова, специально занимавшегося  этой проблемой, при регулировании  отношений, связанных с пожертвованиями, должны приниматься определенные правила, и первое из них состоит в свободе  пожертвований. Он указывал на неудачное  правило о том, что при пожертвованиях от частных лиц следует обращать внимание на их поведение и прежний образ жизни, на отсутствие их состояния под судом и следствием, установленное ст. 40 Устава об общественном призрении. «Никакие стеснения к принятию пожертвований не желательны», должно быть лишь «взаимное соглашение правоспособного жертвователя и благотворительного учреждения, которому приносится дар». Необходимым правилом должна быть также организованность сбора пожертвований и, наконец, возможность для жертвователя контролировать употребление пожертвования.

Для контроля как со стороны жертвователей, так и со стороны государства, были разработаны две основные формы отчетов благотворительных обществ: финансовый отчет и общий отчет о деятельности.

В течение  почти 60 лет это были единственные нормативные акты всесоюзного значения, в которых определялись организационная  структура, функции, полномочия и другие важные вопросы деятельности добровольных обществ. Главный порок законодательства этого времени заключался в том, что добровольные общества могли  возникать и существовать под  жестким контролем государства. Для регистрации обществу приходилось  пройти идеологический тест, доказать, что оно действует в соответствии с целями коммунистического строительства (п. 3 Положения). Положением были введены  ограничения для членов обществ: «Лица, проявившие враждебное отношение  к революционному движению пролетариата, не могут быть приняты в члены  добровольного общества» —указывалось в п. 4 названного Положения. Было установлено также, что государственный орган, производящий регистрацию, решал вопрос о целесообразности создания данного общества, о соответствии его уставных целей «общим задачам данной отрасли социалистического строительства», о персональном составе учредителей (причем он имел право отвода отдельных лиц). Кроме того, государственные органы имели право давать обществам обязательные для них указания, а при уклонении от указанных в уставе целей и задач «принимать любые меры вплоть до ликвидации общества» (п. 20 Положения). В Положении было определено, что уставы обществ и союзов, «задачи которых связаны непосредственно с деятельностью отдельных народных комиссариатов или приравненных к ним центральных учреждений РСФСР, утверждаются соответствующими наркоматами или учреждениями» (п. 14)4.

Помимо  этого Положения деятельность благотворительных  организаций регулировалась Уставами конкретных добровольных обществ, принятыми  и утвержденными на самых различных  уровнях в индивидуальном порядке.

К объективным факторам могут быть отнесены те, которые проявляют влияние системы на деятелей - акторов взаимодействия. К субъективным факторам относят те, в которых проявляется выбор, свобода социального деятеля (актора). Благотворительность подразумевает взаимодействие, во-первых, обусловленное объективно сложившейся в социальной системе нуждой, потребностью одной из действующих сторон в помощи, во-вторых, субъективным желанием другой стороны оказать необходимую помощь.

Современная благотворительная деятельность.

Появление в нашей стране современных форм социальной защиты поставило перед  российской теорией и практикой  вопрос: «Возможно ли применение опыта  стран Запада для строительства  современной системы социальной защиты и поддержки населения  в России?»Сейчас часто пытаются приспособить к нашим условиям зарубежные системы благотворительности с их крепкой материальной базой и богатым финансированием.Сегодня настало время, когда необходимо использовать богатый российский опыт, накопленный в области социальной поддержки населения, в современной практической деятельности региональных органов управления, а также ответить на вопрос: что в ней должно преобладать – сохранение системы советского государственного социального обеспечения или возрождение традиций, принципов и форм российской благотворительности, или же соединение их в одно целое.За последние пять лет (1999 – 2003) система социального обслуживания охватила медицинскую помощь, как стационарную, так и поликлиническую, содержание и обслуживание на дому, протезную помощь и обеспечение транспортными средствами, организацию труда на специально созданных предприятиях, жилищно – бытовое и коммунальное обслуживание.Правда, следует заметить, что медицинская помощь производится финансово не в полном объёме, т.к. зачастую страховой полис оказывается недостаточным для получения какой -–либо медицинской помощи.Трудоустройство и профессиональное обучение граждан в настоящее время в основном – на коммерческой основе, т.е. для малоимущих граждан вход в престижные средние и высшие учебные заведения «закрыт».К счастью, к началу 90 – х гг. в России уже сформировалась система социальных служб.За прошедшее десятилетие она не была окончательно разрушена, а даже получила в какой – то степени своё дальнейшее развитие.Сейчас формируется законодательная база социального обслуживания населения. Создаются новые его формы, такие, как:

-геронтологические  центры;

-центры  психолого – педагогической помощи;

-специализированные  центры для лиц без определённого  места жительства;

-социально  – реабилитационные центры.

Однако, сохранив свои формы , эта система  из – за резкого снижения государственного финансирования ухудшилась по своему качеству.Существовавшая система социального обеспечения оказалась неприспособленной к решению новых задач, появившихся в результате «нового экономического курса».В частности, она по своей сути не предусматривала большого увеличения числа получателей и видов пособий, льгот и гарантий.Появились такие категории населения как беженцы, вынужденные переселенцы, безработные, к ним прибавились многодетные семьи, жертвы политических репрессий, участники локальных войн и конфликтов.Я думаю, этим людям нужны были не только и не столько социальное обеспечение, сколько социальная защита и социальные гарантии.В конце 1992 года Министерством социальной защиты населения Российской Федерации была разработана концепция социальной защиты населения, которая:

1.Предусматривает  разработку федеральных программ  по социальной защите;

2. Предоставляет  большие права органам исполнительной  власти на местах в принятии  решений установления различных  видов пособий:

-по  бедности;

-на  приобретение продуктов питания;

-на  оплату жилья и коммунальных  услуг;

-семьям  с детьми;

3. Предусматривает  новые формы натуральной и  денежной помощи;

4. Предоставляет  услуги малоимущим категориям  граждан, оплачиваемых из местных  бюджетных и внебюджетных средств.

Сегодня социальная защищённость граждан зависит  и от уровня экономического развития общества и от лежащих в её основе принципов и механизмов их реализации.Одним из главных условий проведения эффективной социальной политики является её разумный консерватизм.Реформирование социальной сферы, которое не опирается на позитивные результаты предшествующего развития своей страны, в данном случае на опыт государственного социального обеспечения, обречено на провал.Использование советской государственной системы социального обеспечения в новых экономических условиях противоречиво и создаёт много трудностей из – за отсутствия необходимого количества государственных средств.Но именно сохранение институтов государственной социальной поддержки населения является стабилизирующим фактором, сдерживающим процессы социальной деградации населения.

Это относится:

-к пенсионному  обеспечению;

-к социальному  обслуживанию граждан с ограниченными  физическими и умственными способностями;

-государственным  пособиям на детей;

-государственной  помощи многодетным семьям.

Преемственность в социальной сфере, сохранение институтов государственного социального обеспечения  и институтов социального страхования, сложившихся к началу экономических  реформ, не мешает процессу трансформации  системы социальной поддержки, появлению  новых её принципов и форм.Наиболее важными направлениями в реформировании государственной социальной поддержки населения, я думаю, следует признать:

-отмену  исторически сложившихся льгот;

-замену  их адресной социальной помощью  по нуждаемости;

-возрождение  общественной и частной благотворительности.Для скорейшего развития благотворительности в настоящее время существуют неблагоприятные условия, такие, как:

-малочисленность  рентабельных предприятий;

-коррупция;

-отсутствие  достаточной численности среднего  класса.Но всё же, несмотря на это, многие состоятельные граждане – бизнесмены (например, Александр Довгань), политики оказывают спонсорскую помощь детским домам, интернатам, образовательным учреждениям России.Так что благотворительность всё же развивается и занимает свою нишу в системе социальной работы наряду с государственными структурами.Но в отличие от дореволюционной России её роль ничтожно мала, и она не может быть большой и сравнимой с государственным и страховым социальным обеспечением, которое стало характерной чертой всех современных развитых стран.

1.3. Сущность и содержание благотворительности.Общепринятое определение благотворительности формулируется через указание общественных проблем. Любые действия, направленные на их решение, признаются благотворительностью. Каждая проблема обычно подразумевает и установление категорий населения, которые испытывают эту проблему. Они являются благо получателями при осуществлении благотворительности. Виды деятельности при этом как правило не устанавливаются жестко, т.е. допускаются любые действия, которые способствуют решению проблемы. Тем не менее, часто указываются «запрещенные» виды деятельности, которые ни при каких условиях не относятся к благотворительности.Осуществлять благотворительность значит «творить благо». Понятие «творить благо» всегда будет оставаться непостоянным и неоднозначным. Даже в одном социуме официальная трактовка «благотворительности» в представлениях различных социальных, культурных, духовных, экономических и политических групп различаются.

Информация о работе Общественное призрение - его организация, мотивы, цели