Нравственность в социокультуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 10:59, контрольная работа

Краткое описание

Переход России к рыночной экономике означает ломку сложившихся в обществе экономических и социальных отношений. Это вызывает множество серьезных проблем: социально-психологическую напряженность, снижение жизненного уровня народа, социальное расслоение общества, конфликтность в общении и другие. Эти кризисные явления особенно остро и болезненно отражаются на воспитании детей. Об этом свидетельствует рост преступности в стране, склонность к потребительству, проявление жестокости и другие негативные последствия. Социальное расслоение общества ведет к расхождению Г представлении, понятии о моральных принципах и нравственном поведении.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…….3
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...5
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ……………..…………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...…………25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ нравственность в социокультуре.docx

— 47.11 Кб (Скачать)

Мы убеждены, что возникла необходимость переосмысления феномена «воспитание» в современной социокультурной ситуации. Нужна четкость осознания особенностей нашей современной школы в изменившемся коренным образом обществе, стремящемся войти в систему мировой цивилизации.

Наша позиция определяется, с одной стороны, введением гуманистической парадигмы в образовании, следованием современным тенденциям личностью ориентированного обучения, направленного на становление уникальной целостной личности школьника, самоценной и неповторимо индивидуальной, являющейся активным и творческим субъектом собственного развития.

С другой стороны, в поиске оптимальных стратегий организации работы с учащимися мы опираемся на научно обоснованные подходы по осуществлению воспитательной работы в школе, предполагающей переориентацию сложившейся системы на личность школьника, развитие его инициативы, самодеятельности, формирование характера, установок, мотивов поведения, усвоения нравственных норм, творчески используя при этом воспитательный потенциал общечеловеческих культурных ценностей.

  1. ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ

Было выдвинуто предположение о том, что эффективное нравственное воспитание младших школьников в современной социокультурной ситуации возможно, если:

• нравственное воспитание осуществляется в адекватной социокультурной среде;

• организуется по типу личностно ориентированного процесса, в ходе которого происходит «очеловечивание» ребенка, введение его в мир ценностей, оказание педагогической помощи и поддержки в решении жизненных проблем, предоставление возможности нравственного выбора;

• воспитателями глубоко изучаются психологические особенности младшего школьника, которые рассматриваются как предпосылки успеха в организации воспитания;

• в процессе педагогического управления нравственным развитием личности младшего школьника педагог ориентируется на зону ближайшего развития, способствует переводу развития в саморазвитие, нравственного воспитания— в самовоспитание, организации - в самоорганизацию, внешней регуляции - во внутреннюю саморегуляцию;

• процесс нравственного воспитания опирается на российскую менталь-ностъ: духовность, соборность, добротворчество и другие особенности ментального воспитательного пространства;:

• нравственное воспитание младших школьников осуществляется в определенной системе.

1. Определить теоретико-методологические  основы нравственного воспитания  младших школьников в современной  социокультурной ситуации.

2. Охарактеризовать психолого-педагогические  основы нравственного воспитания  современных младших школьников.

3. Произвести сравнительный  анализ теорий нравственного  воспитания в отечественной и  зарубежной! педагогике с целью  выявления тенденций развития  гуманистической педагогики.

4. Разработать опытно-экспериментальную  программу нравственного воспитания  младших школьников в современной  социокультурной ситуации.

5. Осуществить интеграцию  нравственного просвещения, воспитания  чувств, свободного выбора поступка и творческой деятельности на пользу окружающим, для чего внедрить интегративно-конструктивную диалоговую культурно-историческую концепцию нравственного воспитания младших школьников, особое внимание уделить добротворчеству, интеграции российских ценностей, социокультурной среды и нравственного воспитания.

В современной социокультурной ситуации актуализируются воспитательные функции школы: она решает жизненно важные задачи всестороннего, гармоничного развития личности, осуществляет главную цель воспитания - самоактуализацию личности взрослеющего человека.

По мере взросления и развития воспитанника его позиция субъекта воспитания усиливается, превращая процесс воспитания в процесс самопознания и на этой основе - самовоспитания, саморазвития.

Вот почему процесс воспитания в современной школе должен быть инструментован как процесс стимулирования саморазвития личности школьника.

Общепедагогические основы формирования нравственных знаний, которые рассматриваются как часть целостной проблемы формирования личности, раскрыты в трудах О.С. Богдановой, H.H. Болдырева, И.С. Марьенко, Л.И. Новиковой и др.

В ряде психолого-педагогических исследований уделяется, серьезное внимание вопросам формирования и s развития нравственных отношений учащихся (Л.П. Болотина, З.И. Васильева, Т.Н. Мальковская, В.И. Петрова, А.И. Шемшу-рина).

Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок поступков.

Проблемы нравственного воспитания детей привлекали внимание ученых на различных этапах развития нашего общества. В советский период было предложено несколько интересных проектов, направленных на совершенствование процесса нравственного воспитания.

Предлагались и другие проекты, но, как правило, они не учитывали современной социокультурной ситуации, достижений мировой педагогики.

Критический анализ педагогических проектов наших дней показывает, что появившиеся различные воспитательные системы сходятся в главном - они устремляют весь наставнический корпус к объединению разрозненных воспитательных влияний, к формированию растущего гражданина как целостного саморегулирующегося организма и цельной личности.

Одним из условий решения проблемы нравственного воспитания младших школьников является личностно ориентированный подход, где, по мнению ряда ученых абсолютной ценностью является ребенок.

Существо современной педагогической ситуации заключается в следующем: разработанная ранее знаниевая система обучения и воспитания вошла в противоречие с современными подходами, специфика нового взгляда на учебно-воспитательную технологию требует организации адекватной политики образования в нашей стране.

Кризисность ситуации объясняется и следующими противоречиями: между стремлением общества выйти на качественно новый уровень экономического, политического развития и невозможностью это сделать в силу несовершенства воспитательно-образовательной системы; отсутствием возможности реализовать творческий потенциал каждой личности; несоответствием между содержанием, формами и методами учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах и стремлением многих одаренных учащихся творчески развивать себя; между новыми задачами воспитания и общим низким уровнем культуры педагогов и т.д.

Актуальность исследования состоит и в разрешении возникших в педагогической теории и практике противоречий:

- между пониманием педагогическими  работниками культурной ситуации, осознанием того, что вся тяжесть  нравственного воспитания младших  школьников должна лежать на  школе, и отсутствием программ  в данном направлении;

- между установившимися  гуманистическими ценностными ориентациями, представляемыми существующей воспитательной  системой, и альтернативными ценностными  ориентациями, выделяемыми в современной  социокультурной ситуации;

- между необходимостью  использования в нравственном  воспитании младших школьников  уникальных возможностей народной  педагогики и недостаточной разработанностью  этой проблемы;

- между разрозненными  попытками использования интеграции  в обучении и полным отсутствием  теории культурно-исторической интеграции  в воспитании;

- между стремлением к  сохранению российской ментальности  в воспитании и ориентацией  педагогов на использование зарубежного  опыта нравственного воспитания  младших школьников;

- между внутренней способностью  личности к самоактуализации  и недостаточной опорой воспитания  на субъектные свойства младших  школьников и др.

Социально-политическая значимость вопроса, его недостаточная разработанность, особенности современного социума вызвали к жизни и актуализировали проблему: каковы теоретико-методологические основания разработки современной теории нравственного воспитания, ориентированной на продуктивное разрешение противоречий между потребностями духовно-нравственного саморазвития и изменившимися условиями воспитания и жизни детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с кризисными явлениями и реформированием всей жизни страны и школы возникает необходимость более глубокого изучения специфики и особенностей нравственного воспитания подростков, старших школьников; преемственности в нравственном воспитании, начиная с детского сада; поиска эффективных путей формирования доброты у детей с акцентуированными характерами — на основе общечеловеческих нравственных ценностей, при использовании традиций народной педагогики и т.д.

Специфика процесса нравственного воспитания во многом обусловлена его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника.

Педагогический  смысл  работы  по  нравственному  становлению  личности  младшего  школьника  состоит  в  том,  чтобы  помогать  ему  продвигаться  от  элементарных  навыков  поведения  к  более  высокому  уровню,  где  требуется  самостоятельность  принятия  решения  и  нравственный  выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

При выборе форм и методов воспитательной работы педагог должен помнить, что большое место в младшем школьном возрасте продолжает занимать игра. Для получения наибольшего воспитательного эффекта от игры учителю необходимо фиксировать внимание младших школьников  не только на игровых действиях, но и на осознанных способах решения возникающих конфликтных ситуаций. В этом случае у школьников появится потребность осуществлять перенос этих способов в различные жизненные ситуации.

С учетом того, что в младшем школьном возрасте значимым взрослым для ученика остается учитель, мнение которого является очень важным для ребенка, оценка со стороны учителя становится действенным фактором развития личности школьника.

Управление процессом воспитания на этом возрастном этапе состоит в том, чтобы предъявлять учащимся нравственные образцы в яркой, убедительной форме, раскрывать поступки близких им людей, сверстников.

На наш взгляд, одна из главных задач, стоящих перед специалистами, заключается в том, чтобы создать условия для достижения осознанного взаимодействия взрослых членов семьи и педагогов профессионалов, учитывающих при этом актуальные возможности и интересы детей. Это способствовало бы комфортному вхождению каждого ребенка в систему активных отношений с окружающим его миром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. – 2005 – 324с.

  1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2001– 534с.

  1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании. Педагогика, – 2005.  –224с.

  1. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей.Вопросы психологии. - М.:Просвещение, – 2000.- 254с.

  1. Бехтерева Н.В. Нравственное воспитание младших школьников средствами изобрази-тельной деятельности в процессе обучения. Тез. докл. конференции «Проблемы воспитания на рубеже веков». – Иркутск: Бурятский гос. университет. – 2000. -320с.
  2. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях. Стандарты и мониторинг в образовании – 2003.– С. 9-12
  3. Занковские педагогические чтения : Опыт : Достижения : Перспективы / Федеральный научно_методический центр им. Л.В. Занкова. – М. : Изд. дом «Федоров», 2007. –257с.
  4. Котряхов Н.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в России: история и современность. – Киров, 2003. – 39 с.
  1.  Лихачев, Б.Т. Педагогика : Курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М. : Юрайт, 2000. – 523 с.

  1.  Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев. Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 158с.

  1. Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом.– М.: ТЕИС, 2007. – 278 c.

  1. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. -Ленинград, 2000. –265 с. 

  1. Рындак В.Г. Педагогика: Учебное пособие.– М.: БЕК, 2006. – 311 с.

  1. Рожков М.И. Теория и методика воспитания. – М.: Владос-пресс, 2004.  – 230 с.

  1.  Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: Русь, 2005. – С.320.

Информация о работе Нравственность в социокультуре