Нравственность в социокультуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 10:59, контрольная работа

Краткое описание

Переход России к рыночной экономике означает ломку сложившихся в обществе экономических и социальных отношений. Это вызывает множество серьезных проблем: социально-психологическую напряженность, снижение жизненного уровня народа, социальное расслоение общества, конфликтность в общении и другие. Эти кризисные явления особенно остро и болезненно отражаются на воспитании детей. Об этом свидетельствует рост преступности в стране, склонность к потребительству, проявление жестокости и другие негативные последствия. Социальное расслоение общества ведет к расхождению Г представлении, понятии о моральных принципах и нравственном поведении.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…….3
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...5
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ……………..…………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...…………25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ нравственность в социокультуре.docx

— 47.11 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…….3

  1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...5
  2. ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ……………..…………………20

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...…………25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..……….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современное российское общество переживает период сложных и многогранных перемен, которые качественно изменяют требования к человеку.

Переход России к рыночной экономике означает ломку сложившихся в обществе экономических и социальных отношений. Это вызывает множество серьезных проблем: социально-психологическую напряженность, снижение жизненного уровня народа, социальное расслоение общества, конфликтность в общении и другие. Эти кризисные явления особенно остро и болезненно отражаются на воспитании детей. Об этом свидетельствует рост преступности в стране, склонность к потребительству, проявление жестокости и другие негативные последствия. Социальное расслоение общества ведет к расхождению Г представлении, понятии о моральных принципах и нравственном поведении.

В силу этого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, деятельность молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций.

Угрожающие масштабы приобрела безнадзорность, беспризорность детей.

Быстро растет число необучающихся и неработающих подростков. Увеличивается доля детей младшего возраста и девочек- подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. Наблюдается тенденция роста детской преступности. Высокий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия, угрожает социальной безопасности.

Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили

В информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность.

Новые черты приобрело и участие молодежных и детских общественных объединений в воспитательном процессе. Если в прошлом пионерская и комсомольская организации в образовательных учреждениях были частью единой системы воспитания, то в начале 90-х годов многочисленные молодежные и детские объединения, как правило, действуют за пределами учреждений образования, их социально-педагогический потенциал не востребован государством в полном объеме.

Существенно ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений хроническое отставание их материально-технической базы от современных запросов: научно-методическая необеспеченность, отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности, неустроенность и нахождение за чертой бедности большинства членов педагогического коллектива. Огромный, ущерб нанесен социальной инфраструктуре для детей. Резко уменьшилась доступность культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения.

В - этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. Большинство образовательных учреждений стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования - развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала.

  1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1) Склонность к игре. В  условиях игровых отношений ребенок  добровольно упражняется, осваивает  нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется  от ребенка умение соблюдать  правила. Нарушение их дети с  особой остротой подмечают и  бескомпромиссно выражают свое  осуждение нарушителю. Если ребенок  не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать  много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок  учится считаться с другими, получает  уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников  умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков  во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко.

2) Невозможность долго  заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего  возраста не могут удерживать  свое внимание на одном каком-либо  предмете более 7-10 минут. Дальше  дети начинают отвлекаться, переключать  свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена  видов деятельности во время  занятий.

3) Недостаточная четкость  нравственных представлений в  связи с небольшим опытом. Учитывая  возраст детей, нормы нравственного  поведения можно разбить на 3 уровня:

4) Может существовать  противоречие между знанием, как  нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил  хорошего тона, общения). Так, обсуждая  предстоящую поездку в музей, напоминаем, как вести себя в  транспорте. Вдруг дети говорят:

-А я видел, как Сережа  в автобусе сидел, а его бабушка  стояла возле него.

- Сережа в парах ходить  не умеет: то толкается, то на  ноги наступает, то отстает.

- Сегодня он чуть не  сбил с ног учительницу из  другого класса...

- Это правда? - удивляется  учитель.

-Да, но я так больше  не буду! — искренне заверяет  мальчик.

Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5) Неравномерность применения  вежливого общения со взрослыми  и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице). Обратимся  к опыту великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической  работе по нравственному воспитанию  наш педагогический коллектив  видит прежде всего формирование  общечеловеческих норм нравственности.»  В младшем возрасте, когда душа  очень податлива к эмоциональным  воздействиям, мы раскрываем перед  детьми общечеловеческие нормы  нравственности, учим их азбуке  морали:

- Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

- Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

- Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

- Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

- Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.» Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности.Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.

Необходим переход ко второй стороне вопроса, выдвигаемого в гипотезе о структуре учебной деятельности - к вопросу о значимости единства всех трех компонентов учебной деятельности (мотивационного, содержательного, операционного) для становления учащихся начальных классов как субъекта учебной деятельности. Причем, суть значимости этого единства можно рассматривать в двух аспектах. Первое – это возможность развития каждого из них на основе двух других. Так, формирование мотивационной сферы учащегося невозможно без достаточного развития и содержательной, и операционной стороны, поскольку и сознание своих возможностей и возникновение отношения (чувств), соответствующих «сигналов» возможно лишь в том случае, если ребенок владеет определенным содержанием, на основе которого возникает потребность, и комплексом приемов, - способов удовлетворения этих потребностей. Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения, т. е. субъектом учебной деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определятся и его знаниями, и его уровнем овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности.

Второй аспект, раскрывающий сущность значимости единства данных компонентов, представляет собой следующее: на сегодняшний день процесс обучения в начальной школе в значительной степени направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы, т.е. упор делается на содержательный и частично операционные компоненты. При этом предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие, и нравственное. В определенной своей части это положение верно, но при целенаправленном формировании содержательных элементов, в какой – то степени «стихийное» развитие операционной и мотивационной сторон неизбежно отстает, что, естественно, начинает тормозить и процесс усвоения знаний, не дает в полной мере использовать заложенные в учебной деятельности возможности для умственного и нравственного развития учащихся. Во–первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.

Во–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.

И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе. Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.

Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом

Информация о работе Нравственность в социокультуре