Нравственность в социокультуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 10:59, контрольная работа

Краткое описание

Переход России к рыночной экономике означает ломку сложившихся в обществе экономических и социальных отношений. Это вызывает множество серьезных проблем: социально-психологическую напряженность, снижение жизненного уровня народа, социальное расслоение общества, конфликтность в общении и другие. Эти кризисные явления особенно остро и болезненно отражаются на воспитании детей. Об этом свидетельствует рост преступности в стране, склонность к потребительству, проявление жестокости и другие негативные последствия. Социальное расслоение общества ведет к расхождению Г представлении, понятии о моральных принципах и нравственном поведении.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…….3
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...5
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ……………..…………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...…………25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ нравственность в социокультуре.docx

— 47.11 Кб (Скачать)

Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

В последние годы в законодательстве страны произошло обновление многих, правовых норм образования, что выразилось в признании вариативности, многообразии систем и участников воспитательного процесса. Закон Российской Федерации «Об образовании» нацеливает учительство на формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и заботящегося о совершенствовании этого общества. Воспитание у молодых людей подлинной доброты как элемента их общеличностного развития имеет огромное значение для ускорения социально-экономического прогресса и потому представляет собой миссию высокой общественной значимости.

Принципы государственной политики в связи с быстротекущими в последние годы изменениями в социальной, политической и экономической жизни Российской Федерации конкретно заявлены в Законе РФ «Об образовании»: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине».

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу такой политики.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности общающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.

Концентрация воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.

Доктрина образования в Российской Федерации» (2000 г), документ, определяющий: дальнейшее развитие отечественного образования, уже в первом абзаце устанавливает приоритет образования в государственной политике.

В разделе «Основные цели и задачи образования» записано: «Система образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность  поколений, сохранение и развитие  национальной культуры;.

- воспитание патриотов  России; граждан правового, демократического, социального государства, уважающих  правая свободы личности и  обладающих высокой нравственностью;

- разностороннее и своевременное  развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности.».

Главной задачей переустройства образования должно стать улучшение его качества, повышение доступности и эффективности.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» читаем: «Многонациональной российской школе предстоит проявить свою® значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования: российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении науки, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамического развития российского общества -общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой».

Наметилась тенденция создания современных отечественных концепций воспитания подрастающих поколений.

В них выделены ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры, гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими. Формируются новые культурные основания воспитания: плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание детей и молодежи.

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в; его развитии; создании современных динамических методов воспитательной, работы с учетом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов.

Сейчас обществу нужны люди деловые, умеющие адаптироваться к изменяющимся условиям, способные принимать быстрые и компетентные решения. Совершенно очевидно, что необходимо пересмотреть концепцию, цели воспитания, внести изменения в содержание, формы и методы работы с молодежью. Понятно, что в условиях всеобщего кризиса в стране невозможно реализовать воспитание всесторонне развитой личности. Поэтому разумно в данной ситуации вести речь о гуманистическом воспитании детей. Именно гуманистическое направление поможет нам формировать тип личности, отличающейся чувством человеческого достоинства, стремлением служить людям, устойчивым рефлексом обостренного внимания к чужой беде, душевной щедростью, порядочностью, справедливостью, потребностью в добротворчестве. Воспитание этих нравственных качеств является, по нашему мнению, условием подготовки подрастающего поколения для возрождения России. Спасение молодежи от нравственного и духовного оскудения в кризисном обществе требует перехода к истинно гуманистическому воспитанию, выдвижения на первый план идей и ориентиров, пронизанных уважением к личности каждого учащегося.

В современных условиях невиданную остроту приобретает проблема воспитания высоконравственной личности. Особое значение имеет формирование базовой культуры личности, понимания самоценности человеческой жизни.

По мысли Серикова В.В., «гуманно-личностный подход к воспитанию в современной российской школе опирается на глубинную мудрость российского менталитета; он питается от источника мировой педагогической мысли, он несет в себе чистоту идей современного гуманизма».

Исследователи русского этноса A.B. Мудрик, Д.С. Лихачев, C.B. Куль-невич, И .С. Кон считают, «русский - тот, кто идентифицирует себя с русской историей и культурой, а тем самым и со страной, в которой все формы социальной жизни ориентированы именно на эту культуру и на общие для данной нации историю и систему ценностей».

Этнопсихологии выделяют различия между национальными культурами, которые соответствуют ценностям воспитания: трудовая деятельность и отношение к ней, красота домашнего быта, красивое и уродливое, доброта, вежливость, такт, сдержанность, самостоятельность и т.д.

Наиболее ярко ценностное отношение проявляется в фольклоре: былинах, сказках, пословицах, поговорках. Устное народное творчество - благодатный материал для нравственного воспитания младших школьников.

Традиционно для русских характерно ценностное отношение к труду, любовь к родной земле, к результатам труда, желание защитить свою землю, проявление отваги, гостеприимство, любовь к матери, уважение к старшим и т.д.

Воспитание подлинных нравственных ценностей определяет смысл нравственного воспитания. Основное внимание учителям начальных классов следует сосредоточить на воспитании положительных, нравственных ценностных ориентаций.

Но нужно обращать внимание воспитанников и на особенные черты российского менталитета, препятствующие адаптации в современной социокультурной ситуации в стране: постоянное ожидание чуда, потребность некоторых иметь много, ничего не производя, праздность, поиск врагов, русский «авось», безмятежное времяпрепровождение и т.п.

Психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста позволяют им через знакомство с фольклором во всем его многообразии понять, какой огромный вклад внес русский народ в развитие мирового искусства и культуры.

Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это источник мудрости и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Свод законов прост, но и в них огромен многовековой опыт поколений.

В настоящее время решающим элементом духовно-нравственной культуры все более становятся общечеловеческие ценности. Народ через многие тысячелетия пронес культурные ценности, проверил их, они стали истинно человеческими ценностями. Вот почему современные поколения должны хранить и оберегать и старые колыбельные песни, и национальную одежду, народные праздники и танцы, художественные ремесла - живопись, архитектуру; хранить память об их творцах, о тех, кто мужественно бился за независимость нашей Родины, за свободу и счастье нашего народа.

В современных условиях мы должны учить детей жить в мире плюрализма, терпимости, преданности идее свободы личности, предоставлять возможность развития творческих способностей, усвоения культурных традиций своего народа, а также воздействия основных средств народной педагогики при опоре на нравственные идеалы.

Решение проблем нравственного воспитания младших школьников в наибольшей степени отвечает не только современным научным представлениям, но и социально-политической ситуации в стране.

Усвоение детьми нравственных норм; так же, как и овладение различными способами деятельности, делает их представителями той или иной культуры. За счет процессов воспитания и обучения культурное общество обеспечивает свое воспроизводство. В этом смысле вопросы нравственного воспитания имеют непреходящий характер.

Необходимость уделять в нашем обществе особое внимание вопросам нравственного воспитания продиктована современной социокультурной ситуацией. Для этой ситуации характерны следующие моменты: социальная и политическая нестабильность, разнородность и противоречивость ценностного пространства (альтруизм и прагматизм, коллективизм и индивидуализм сосуществуют в одной социальной среде).

Сущность социального аспекта проблемы нравственного воспитания определяется тем, что особенностью современной эпохи являются эволюционные изменения, преобразующие мир на принципиально новых началах.

В условиях рыночной экономики от человека требуется переход от дисциплины исполнения к дисциплине творчества, от внешнего управления к самоуправлению и саморегуляции поведения личности, которая должна выступать как ее внутренняя потребность, способность и готовность управлять собой в оптимальном режиме, заданном общественным прогрессом.

Психологический аспект проблемы нравственного воспитания предполагает мотивацию морально-волевой сферы личности, закономерностей, регулирующих ее становление. Он связан с анализом внутренних воздействий, а также изменений, определяемых психологическими процессами и механизмами, которые обеспечивают развитие морально-волевой сферы личности.

По нашему твердому убеждению, обновление нашего общества возможно только на основе возрождения нравственности в самом широком ее понимании. Социально-педагогические явления заставляют переосмыслить существующие в учебно-воспитательном процессе проблемы с точки зрения общечеловеческих ценностей: доброты, порядочности, великодушия, отзывчивости, сострадания. Обучение должно быть насквозь воспитывающим, воздействуя одновременно на ум, чувства и душу ребенка.

Современный сложный период общественного обустройства России с начальным становлением во всех областях жизни жестких рыночных отношений, а также процесс смены господствующей идеологии внесли в устоявшийся мир нравственных установок определенные изменения. Данные обстоятельства существенным образом повлияли на воспитательную деятельность школы.

Педагогам в особенности следует позаботиться о подрастающей смене, которой важно иметь твердую веру в разумное начало мировой жизни, в Истину, Добро и Справедливость, быть убежденной в том, что прогресс человечества зависит от постоянного развития нравственных начал в каждом человеке.

Для учителя-воспитателя значимый смысл имеет ориентация педагогического процесса на воспитание у юной смены непреходящих духовно-нравственных ценностей: жизни народов в мире и ненасилии, партнерстве и взаимовыгодном сотрудничестве; признании прав и достоинства человека высшим мерилом цивилизованности; любви к отчему дому и родному краю; истинного гуманизма, выражающегося в действенной доброте, сострадании и милосердии; заботе об окружающей среде и т.п.

Современная педагогика переживает период внедрения новой образовательной парадигмы, стержнем которой является личностно ориентированный подход. Он, в свою очередь, обусловливает серьезную потребность в глубоком познании динамики становления личностных качеств ребенка.

По мнению академика РАО Е.В. Бондаревской, «эпицентром в школе является ученик: его развитие, становление его индивидуальности, удовлетворение образовательных потребностей, интересов, творческих возможностей».

Основу ее концепции составляет переосмысливание ценностных оснований воспитания. Основными ценностями гуманистического личностно ориентированного воспитания выступают: человек как предмет воспитания; культура как среда, растящая и питающая личность; творчество как способ развития человека в культуре.

В соответствии с указанными ценностями определяются цели, принципы, содержание, технологии личностно ориентированного воспитания, характеризуется его парадигма.

Гуманистическое личностно ориентированное воспитание представлено как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности.

В последние годы возрос интерес педагогической общественности к проблеме духовно-нравственного становления личности средствами воспитания, к проблеме развития идеи свободного воспитания. Он определяется современной социокультурной ситуацией, ориентированной на общечеловеческие идеалы и идею свободного развития каждого члена общества; положением в системе образования, характеризующимся сменой парадигм в педагогической науке и практике; тенденциями образования, суть которых состоит в обращении к мировому историческому прошлому, преемственности духовных идеалов и ценностей, их реализация в современных условиях.

По общему признанию, теория и практика нравственного воспитания не отвечают социальным потребностям и интересам развития личности. С 30-х годов проблемы нравственного воспитания обсуждались, как правило, в контексте теории воспитательного коллектива. В отечественной педагогической теории к началу 90-х годов сложилась модель воспитания, в которой нравственное воспитание рассматривается. как часть, элемент общего процесса воспитания всесторонне и гармонично развитой личности; Такие важные теоретические проблемы, как сущность, цель, содержание нравственного воспитания, долгие годы осмысливались с позиций идейно-политического, классового подхода. Основными теоретико-практическими проблемами были вопросы воспитания сознательной дисциплины, общественной активности, коммунистической идейности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Утверждение мировоззренческого плюрализма и потребность в критическом осмыслении теоретических проблем воспитания; побуждают современную педагогическую мысль к поиску оснований для синтеза ценных идей, представленных в отечественном педагогическом наследии. В условиях социальной нестабильности, утраты прежних ценностных ориентиров особенно важным становится следование культурной традиции, в том числе и педагогической.

Информация о работе Нравственность в социокультуре