Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 10:59, контрольная работа
Краткое описание
Переход России к рыночной экономике означает ломку сложившихся в обществе экономических и социальных отношений. Это вызывает множество серьезных проблем: социально-психологическую напряженность, снижение жизненного уровня народа, социальное расслоение общества, конфликтность в общении и другие. Эти кризисные явления особенно остро и болезненно отражаются на воспитании детей. Об этом свидетельствует рост преступности в стране, склонность к потребительству, проявление жестокости и другие негативные последствия. Социальное расслоение общества ведет к расхождению Г представлении, понятии о моральных принципах и нравственном поведении.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…….3 НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...5 ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ……………..…………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...…………25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………
Воспитательный процесс строится
таким образом, что в нем предусматриваются
ситуации, в которых школьник ставится
перед необходимостью самостоятельного
нравственного выбора. Моральные ситуации
для школьников всех возрастов ни в коем
случае не должны быть представлены или
выглядеть как обучающие, или контролирующие,
иначе их воспитательное значение может
быть сведено на нет.
В последние годы в законодательстве
страны произошло обновление многих, правовых
норм образования, что выразилось в признании
вариативности, многообразии систем и
участников воспитательного процесса.
Закон Российской Федерации «Об образовании»
нацеливает учительство на формирование
человека-гражданина, интегрированного
в современное ему общество и заботящегося
о совершенствовании этого общества. Воспитание
у молодых людей подлинной доброты как
элемента их общеличностного развития
имеет огромное значение для ускорения
социально-экономического прогресса и
потому представляет собой миссию высокой
общественной значимости.
Принципы государственной политики
в связи с быстротекущими в последние
годы изменениями в социальной, политической
и экономической жизни Российской Федерации
конкретно заявлены в Законе РФ «Об образовании»:
«гуманистический характер образования,
приоритет общечеловеческих ценностей,
жизни и здоровья человека, свободного
развития личности, воспитание гражданственности
и любви к Родине».
Духовно-нравственное становление
детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной
жизни есть важнейшая составляющая развития
общества, государства. Выражением государственной
политики в области воспитания стали сформулированные
в Законе Российской Федерации «Об образовании»
принципы гуманистического характера
образования. Определение конкретных
целей и задач воспитания, моделирование
воспитательного пространства в целях
обеспечения самоопределения личности,
создание условий для ее самореализации,
взаимодействие семьи и педагогических
коллективов образовательных учреждений
составляют основу такой политики.
В соответствии с Законом Российской
Федерации «Об образовании» воспитание
рассматривается как целенаправленная
деятельность, осуществляемая в системе
образования, ориентированная на создание
условий для развития духовности общающихся
на основе общечеловеческих и отечественных
ценностей; оказание им помощи в жизненном
самоопределении, нравственном, гражданском
и профессиональном становлении, создание
условий для самореализации личности.
Концентрация воспитания на
развитии социальной и культурной компетентности
личности предполагает, что стратегия
и тактика воспитания должны быть направлены
на помощь ребенку, подростку, молодому
человеку в освоении социокультурного
опыта и свободном самоопределении в социальном
окружении.
Доктрина образования в Российской
Федерации» (2000 г), документ, определяющий:
дальнейшее развитие отечественного образования,
уже в первом абзаце устанавливает приоритет
образования в государственной политике.
В разделе «Основные цели и
задачи образования» записано: «Система
образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность
поколений, сохранение и развитие
национальной культуры;.
- воспитание патриотов
России; граждан правового, демократического,
социального государства, уважающих
правая свободы личности и
обладающих высокой нравственностью;
- разностороннее и своевременное
развитие детей и молодежи, формирование
навыков самообразования и самореализации
личности.».
Главной задачей переустройства
образования должно стать улучшение его
качества, повышение доступности и эффективности.
В «Концепции модернизации
российского образования на период до
2010 года» читаем: «Многонациональной российской
школе предстоит проявить свою® значимость
в деле сохранения и развития русского
и родного языков, формирования: российского
самосознания и самоидентичности. Обновленное
образование должно сыграть ключевую
роль в сохранении науки, ее генофонда,
обеспечении устойчивого, динамического
развития российского общества -общества
с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой,
профессиональной и бытовой культурой».
Наметилась тенденция создания
современных отечественных концепций
воспитания подрастающих поколений.
В них выделены ценности активной
социокультурной жизни, личного и национального
достоинства, общекультурной и профессиональной
компетентности, культуры, гражданства,
семьи, ответственности перед собой и
другими. Формируются новые культурные
основания воспитания: плюрализм и вариативность
воспитательной практики, демократизация
отношений субъектов учебно-воспитательного
процесса, ответственность государства
за воспитание детей и молодежи.
В современных условиях очевидна
необходимость разработки и реализации
новых подходов к определению приоритетов
и основополагающих принципов гражданского
воспитания. Особого внимания заслуживает
вопрос о сочетании стратегии и тактики
в; его развитии; создании современных
динамических методов воспитательной,
работы с учетом целей и задач образовательных
учреждений различных типов и видов.
Сейчас обществу нужны люди
деловые, умеющие адаптироваться к изменяющимся
условиям, способные принимать быстрые
и компетентные решения. Совершенно очевидно,
что необходимо пересмотреть концепцию,
цели воспитания, внести изменения в содержание,
формы и методы работы с молодежью. Понятно,
что в условиях всеобщего кризиса в стране
невозможно реализовать воспитание всесторонне
развитой личности. Поэтому разумно в
данной ситуации вести речь о гуманистическом
воспитании детей. Именно гуманистическое
направление поможет нам формировать
тип личности, отличающейся чувством человеческого
достоинства, стремлением служить людям,
устойчивым рефлексом обостренного внимания
к чужой беде, душевной щедростью, порядочностью,
справедливостью, потребностью в добротворчестве.
Воспитание этих нравственных качеств
является, по нашему мнению, условием подготовки
подрастающего поколения для возрождения
России. Спасение молодежи от нравственного
и духовного оскудения в кризисном обществе
требует перехода к истинно гуманистическому
воспитанию, выдвижения на первый план
идей и ориентиров, пронизанных уважением
к личности каждого учащегося.
В современных условиях невиданную
остроту приобретает проблема воспитания
высоконравственной личности. Особое
значение имеет формирование базовой
культуры личности, понимания самоценности
человеческой жизни.
По мысли Серикова В.В., «гуманно-личностный
подход к воспитанию в современной российской
школе опирается на глубинную мудрость
российского менталитета; он питается
от источника мировой педагогической
мысли, он несет в себе чистоту идей современного
гуманизма».
Исследователи русского этноса
A.B. Мудрик, Д.С. Лихачев, C.B. Куль-невич,
И .С. Кон считают, «русский - тот, кто идентифицирует
себя с русской историей и культурой, а
тем самым и со страной, в которой все формы
социальной жизни ориентированы именно
на эту культуру и на общие для данной
нации историю и систему ценностей».
Этнопсихологии выделяют различия
между национальными культурами, которые
соответствуют ценностям воспитания:
трудовая деятельность и отношение к ней,
красота домашнего быта, красивое и уродливое,
доброта, вежливость, такт, сдержанность,
самостоятельность и т.д.
Наиболее ярко ценностное отношение
проявляется в фольклоре: былинах, сказках,
пословицах, поговорках. Устное народное
творчество - благодатный материал для
нравственного воспитания младших школьников.
Традиционно для русских характерно
ценностное отношение к труду, любовь
к родной земле, к результатам труда, желание
защитить свою землю, проявление отваги,
гостеприимство, любовь к матери, уважение
к старшим и т.д.
Воспитание подлинных нравственных
ценностей определяет смысл нравственного
воспитания. Основное внимание учителям
начальных классов следует сосредоточить
на воспитании положительных, нравственных
ценностных ориентаций.
Но нужно обращать внимание
воспитанников и на особенные черты российского
менталитета, препятствующие адаптации
в современной социокультурной ситуации
в стране: постоянное ожидание чуда, потребность
некоторых иметь много, ничего не производя,
праздность, поиск врагов, русский «авось»,
безмятежное времяпрепровождение и т.п.
Психологические и возрастные
особенности детей младшего школьного
возраста позволяют им через знакомство
с фольклором во всем его многообразии
понять, какой огромный вклад внес русский
народ в развитие мирового искусства и
культуры.
Мы обращаемся к народной педагогике
не только потому, что это источник мудрости
и нравственного здоровья, но и потому,
что это наши истоки. Свод законов прост,
но и в них огромен многовековой опыт поколений.
В настоящее время решающим
элементом духовно-нравственной культуры
все более становятся общечеловеческие
ценности. Народ через многие тысячелетия
пронес культурные ценности, проверил
их, они стали истинно человеческими ценностями.
Вот почему современные поколения должны
хранить и оберегать и старые колыбельные
песни, и национальную одежду, народные
праздники и танцы, художественные ремесла
- живопись, архитектуру; хранить память
об их творцах, о тех, кто мужественно бился
за независимость нашей Родины, за свободу
и счастье нашего народа.
В современных условиях мы должны
учить детей жить в мире плюрализма, терпимости,
преданности идее свободы личности, предоставлять
возможность развития творческих способностей,
усвоения культурных традиций своего
народа, а также воздействия основных
средств народной педагогики при опоре
на нравственные идеалы.
Решение проблем нравственного
воспитания младших школьников в наибольшей
степени отвечает не только современным
научным представлениям, но и социально-политической
ситуации в стране.
Усвоение детьми нравственных
норм; так же, как и овладение различными
способами деятельности, делает их представителями
той или иной культуры. За счет процессов
воспитания и обучения культурное общество
обеспечивает свое воспроизводство. В
этом смысле вопросы нравственного воспитания
имеют непреходящий характер.
Необходимость уделять в нашем
обществе особое внимание вопросам нравственного
воспитания продиктована современной
социокультурной ситуацией. Для этой ситуации
характерны следующие моменты: социальная
и политическая нестабильность, разнородность
и противоречивость ценностного пространства
(альтруизм и прагматизм, коллективизм
и индивидуализм сосуществуют в одной
социальной среде).
Сущность социального аспекта
проблемы нравственного воспитания определяется
тем, что особенностью современной эпохи
являются эволюционные изменения, преобразующие
мир на принципиально новых началах.
В условиях рыночной экономики
от человека требуется переход от дисциплины
исполнения к дисциплине творчества, от
внешнего управления к самоуправлению
и саморегуляции поведения личности, которая
должна выступать как ее внутренняя потребность,
способность и готовность управлять собой
в оптимальном режиме, заданном общественным
прогрессом.
Психологический аспект проблемы
нравственного воспитания предполагает
мотивацию морально-волевой сферы личности,
закономерностей, регулирующих ее становление.
Он связан с анализом внутренних воздействий,
а также изменений, определяемых психологическими
процессами и механизмами, которые обеспечивают
развитие морально-волевой сферы личности.
По нашему твердому убеждению,
обновление нашего общества возможно
только на основе возрождения нравственности
в самом широком ее понимании. Социально-педагогические
явления заставляют переосмыслить существующие
в учебно-воспитательном процессе проблемы
с точки зрения общечеловеческих ценностей:
доброты, порядочности, великодушия, отзывчивости,
сострадания. Обучение должно быть насквозь
воспитывающим, воздействуя одновременно
на ум, чувства и душу ребенка.
Современный сложный период
общественного обустройства России с
начальным становлением во всех областях
жизни жестких рыночных отношений, а также
процесс смены господствующей идеологии
внесли в устоявшийся мир нравственных
установок определенные изменения. Данные
обстоятельства существенным образом
повлияли на воспитательную деятельность
школы.
Педагогам в особенности следует
позаботиться о подрастающей смене, которой
важно иметь твердую веру в разумное начало
мировой жизни, в Истину, Добро и Справедливость,
быть убежденной в том, что прогресс человечества
зависит от постоянного развития нравственных
начал в каждом человеке.
Для учителя-воспитателя значимый
смысл имеет ориентация педагогического
процесса на воспитание у юной смены непреходящих
духовно-нравственных ценностей: жизни
народов в мире и ненасилии, партнерстве
и взаимовыгодном сотрудничестве; признании
прав и достоинства человека высшим мерилом
цивилизованности; любви к отчему дому
и родному краю; истинного гуманизма, выражающегося
в действенной доброте, сострадании и
милосердии; заботе об окружающей среде
и т.п.
Современная педагогика переживает
период внедрения новой образовательной
парадигмы, стержнем которой является
личностно ориентированный подход. Он,
в свою очередь, обусловливает серьезную
потребность в глубоком познании динамики
становления личностных качеств ребенка.
По мнению академика РАО Е.В.
Бондаревской, «эпицентром в школе является
ученик: его развитие, становление его
индивидуальности, удовлетворение образовательных
потребностей, интересов, творческих возможностей».
Основу ее концепции составляет
переосмысливание ценностных оснований
воспитания. Основными ценностями гуманистического
личностно ориентированного воспитания
выступают: человек как предмет воспитания;
культура как среда, растящая и питающая
личность; творчество как способ развития
человека в культуре.
В соответствии с указанными
ценностями определяются цели, принципы,
содержание, технологии личностно ориентированного
воспитания, характеризуется его парадигма.
Гуманистическое личностно
ориентированное воспитание представлено
как педагогически управляемый процесс
культурной идентификации, социальной
адаптации и творческой самореализации
личности.
В последние годы возрос интерес
педагогической общественности к проблеме
духовно-нравственного становления личности
средствами воспитания, к проблеме развития
идеи свободного воспитания. Он определяется
современной социокультурной ситуацией,
ориентированной на общечеловеческие
идеалы и идею свободного развития каждого
члена общества; положением в системе
образования, характеризующимся сменой
парадигм в педагогической науке и практике;
тенденциями образования, суть которых
состоит в обращении к мировому историческому
прошлому, преемственности духовных идеалов
и ценностей, их реализация в современных
условиях.
По общему признанию, теория
и практика нравственного воспитания
не отвечают социальным потребностям
и интересам развития личности. С 30-х годов
проблемы нравственного воспитания обсуждались,
как правило, в контексте теории воспитательного
коллектива. В отечественной педагогической
теории к началу 90-х годов сложилась модель
воспитания, в которой нравственное воспитание
рассматривается. как часть, элемент общего
процесса воспитания всесторонне и гармонично
развитой личности; Такие важные теоретические
проблемы, как сущность, цель, содержание
нравственного воспитания, долгие годы
осмысливались с позиций идейно-политического,
классового подхода. Основными теоретико-практическими
проблемами были вопросы воспитания сознательной
дисциплины, общественной активности,
коммунистической идейности, советского
патриотизма и пролетарского интернационализма.
Утверждение мировоззренческого плюрализма
и потребность в критическом осмыслении
теоретических проблем воспитания; побуждают
современную педагогическую мысль к поиску
оснований для синтеза ценных идей, представленных
в отечественном педагогическом наследии.
В условиях социальной нестабильности,
утраты прежних ценностных ориентиров
особенно важным становится следование
культурной традиции, в том числе и педагогической.