Неполные семьи как объект социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: проанализировать социальную работу с неполной семьёй.
Объект исследования - неполная семья.

Предмет исследования – особенности социальной работы с неполной семьёй.

Задачи работы:

1. Изучить понятие неполной семьи и источники формирования неполной семьи.

2. Рассмотреть проблемы неполных семей.

3. Выявить благоприятный процесс воспитания в неполной семье.
4. Изучить направления социальной работы с неполной семьей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3-5


ГЛАВА 1. Социально-психологическая характеристика неполных семей


1.1. Понятие неполной семьи. Источники формирования неполной семьи. Типы семей……………………………………………………………...……..6-12


1.2. Проблемы неполных семей……………………………………..………12-16


ГЛАВА 2. Воспитание и социальная работа в неполной семье.


2.1. Процесс воспитания в неполных семьях…………………….……..….17-24


2.2. Социальная работа с неполной семьей………………………….……..24-32


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………33-34


ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТОЧКА.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

   Дело в том, что обычная семья  проходит в своем развитии  определенную последовательность  типичных и потому ожидаемых  событий – фаз, таких как  вступление в брак, рождение первого  ребенка, наступление у детей  подросткового возраста, уход из дома самого младшего ребенка, выход супругов на пенсию и т.д. Эта последовательность типичных событий, или фаз, составляет, по аналогии с индивидуальным развитием человека, жизненный цикл семьи - цикл, связанный с взрослением и старением ее членов, а также с последовательной сменой их ролей.

Типичный  жизненный цикл обычной семьи  состоит из следующих фаз:

1)     женатая пара (без детей);

2)     рождение ребенка (старшему ребенку от 0 до 2,5 лет);

3)     семьи с дошкольниками (старшему ребенку 2,5 года – 6 лет);

4)     семьи со школьниками (старшему ребенку 6 – 13 лет);

5)     семьи с подростками (старшему ребенку 13 – 20 лет);

6)     семьи как стартовая площадка для образования новых семей (период ухода детей из семьи от старшего до самого младшего);

7)     пожилые родители (жизнь без детей, до ухода на пенсию);

8)     старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов).

   При этом, конечно, любая семья может столкнуться и с неожиданными событиями: финансовые трудности, ранняя подростковая беременность и т.п. Такие кризисы нарушают нормальный ход развития семьи и неизбежно приводят к изменению взаимоотношений внутри семейной системы. Как «кризисы развития», так и неожиданные события ставят семью перед необходимостью отказаться от решения новых ситуаций прежними способами и усложнить свои приспособительные реакции.

   Развод или преждевременная смерть  одного из супругов являются  одними из самых острых проявлений  подобных семейных кризисов. Образовавшаяся  неполная семья подвергается тяжелым психологическим испытаниям. Согласно исследованиям, по крайней мере, один год после развода все без исключения члены семьи пребывают в состоянии стресса. Относительное же равновесие восстанавливается не менее чем через 2 года.

   Чтобы преодолеть это стрессовое состояние, требуется приложить немало усилий. Специалисты считают, что в идеале для преодоления стресса после развода или преждевременной смерти одного из супругов все оставшиеся члены ставшей теперь неполной семьи – взрослые, и дети - должны решить для себя следующие задачи:

1)     пережить утрату семьи как целого;

2)     принять долю своего участия в распаде семьи;

3)     восстановить социальные связи;

4)     внести свою лепту в перестройку родительско-детских отношений.

   В результате этих взаимных и согласованных усилий, как взрослые, так и дети должны прийти к обоюдному пониманию, что распад («смерть») прежней семейной структуры одновременно означает и рождение новой семьи. В новой семье должны быть пересмотрены прежние правила, возникнуть новые паттерны взаимодействий, способствующие преодолению кризисного состояния и началу формирования новых семейных стратегий.

   Все эти, простые на первый  взгляд, действия могут помочь  ставшим неполными семьям избежать  большинства психологических ловушек. К сожалению, однако, во многих семьях перспектива необходимых изменений очень часто встречается с ригидностью, нежеланием перемен. Многие семьи, ставшие неполными в результате развода или смерти одного из родителей, еще долгое время по инерции пытаются сохранить «старый» жизненный цикл ядерной семьи. Ощущение внезапной утраты, страх перед незнакомым и непредсказуемым будущим вызывает чувство бессилия и мешает матери (отцу) адекватно реагировать на новую семейную реальность. Возникает симптом сопротивлениям изменениям, который выражается в подсознательном и тщетном стремлении членов семьи предотвратить изменения, возвратить паттерн отношений в семье в прежнее состояние.

   Такие установки могут лишь  законсервировать то изначальное  стрессовое состояние, которое было вызвано разводом или смертью одного из родителей, и усугубить психологические проблемы семьи. В будущем они, скорее всего, лишь усилятся, и, в конечном итоге, отразятся на ребенке (детях), его социальном и психическом благополучии.

   Нежелание принять наступившие  изменения - это и есть самая  главная психологическая ловушка,  стоящая перед ставшими по  воле случая или судьбы неполными  семьями. Попавшие в нее матери (отцы) обречены на последующие  ошибки в воспитании детей,  установлении и поддержании с ними интеллектуального и эмоционального контакта.

   Одним из наиболее эффективных  методов социальной работы с  неполной семьей, испытывающей временные  социальные, психологические и иные  трудности, является метод семейной  терапии. Под семейной терапией принято понимать комплекс психологических методов и приемов, направленных на психологическую коррекцию индивидуума в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений.

   Показанием к семейной терапии  является ситуация, когда неполная семья не справляется с выполнением основных функций. Психологическая работа с семьей начинается с диагностического периода. Диагноз – термин из медицинской модели. В этом смысле семейного терапевта диагноз не интересует. Обычно не диагностируется один член семьи, так как он рассматривается только лишь как выразитель проблем семьи как целого организма, и индивидуальная работа именно с ним может усилить мнение всей семьи, что проблема заключается именно в нем. При работе с семьей у социального работника обязательно должен присутствовать образ целостной семьи, даже если семья пришла на встречу в неполном составе.

   Обследование семьи должно включать  в себя получение картины о  сильных и слабых сторонах  семьи, областях эффективного  функционирования и дисфункциональных областях, а также поиск происхождения рассматриваемой проблемы. С целью выявления дисфункциональных областей используется наблюдение за паттернами взаимодействия членов семьи между собой, а также за взаимодействием семьи с внешним миром.

В процессе семейной социальной терапии выделают 4 этапа:

1)     Присоединение социального работника или психолога к семье.

2)     Диагностика. Постановка целей.

3)     Реконструкция семейных взаимоотношений.

4)     Завершение семейной социальной терапии.

   Задача специалиста на первом  этапе – объединение с семьей. Технический прием, используемый  на первом этапе семейной терапии, - положительное эмоциональное подкрепление  самой попытки обратиться за  помощью. С помощью приема подражания  специалист старается вступить в общение на том языке, который понятен и свойственен членам данной семьи. На первых консультациях не следует анализировать мотивацию поведения участников, пользоваться оценочными суждениями, так как это, с одной стороны, блокирует личностный рост членов семьи, а с другой – усиливает механизм как индивидуальной, так и групповой психологической защиты.

   На втором этапе задача специалиста  – выявление правил и системы  убеждений семьи, с помощью  которых происходит регуляция  семейных отношений. Для успешности семейной терапии необходимо согласие в формулировании и достижении цели между членами и специалистом. Поэтому важной задачей на данном этапе работы является совместное формулирование психологического запроса, перевод манипулятивного запроса («Сделайте так, чтобы мой ребенок стал другим») на уровень осознавания истинных проблем в семье. В этот момент важно перевести психологическую работу из плоскости изучения прошлого в плоскость «здесь и сейчас». Исследуются цели, которые поставлены каждым членом семьи и которых они хотят достигнуть в ходе терапии. Формулирование целей каждого члена семьи приводит к формулированию целей семьи как единого психологического организма. Не менее важной задачей специалиста на этом этапе является дисфункциональных шаблонов поведения семьи, а также существующих правил и семейных убеждений, которые мешают оптимальным взаимоотношениям.

   Критерием оценки того, что семья  готова работать со своими  неосознаваемыми проблемами, служат  доверительность и свобода, с  которой члены семьи начинают рассказывать о себе, приводить такие факты, которые раньше вызвали у них выраженные негативные реакции. Поэтому на третьем этапе – этапе реконструкции семейных отношений - специалист путем присоединения к различным семейным подсистемам создает ситуации фрустрации с целью инициировать переход семьи на иной, более сложный уровень функционирования. Содержанием семейной терапии в этом случае является анализ взаимодействия всех членов семьи в ситуации «здесь и сейчас». Терапевтические действия основаны на принципе «действие предшествуют пониманию»: именно действие ведет к новому опыту, новым переживаниям и, как следствие, к пониманию необходимости изменений.

   Используемые приемы: рассаживание  членов семьи по-другому, разъединение  различных членов семьи и объединение в новые коалиции, положительное подкрепление участников одних подсистем и блокировка других.

   Актуализация и структурирование  полученного материала осуществляется  с помощью:

-       разыгрывания ролевых ситуаций;

-       построения семейной скульптуры;

-       рисования семейного рисунка;

-       видеотехник;

-       переформулирования проблемы (рефрейминг)14.

   Эффективен также метод «домашних  заданий». Домашние задания можно  разделить на 3 вида: прямые директивы,  метафорические, парадоксальные. Цель этих заданий:

-       изменение поведения членов семьи;

-       придание дополнительного стимула к построению отношений между членами семьи и социальным работником;

-       изучение реакций членов семьи при выполнении ими заданий;

-       осуществление социальным работником поддержки членов семьи, так как во время выполнения задания специалист как бы незримо присутствует среди них.

   Работа специалиста на этом  этапе способствует установлению  границ между подсистемами, усилению функционирования одних и связанному с этим ослаблению функционирования других подсистем. Например, если раньше мать и ребенок большую часть времени занимались обвинением друг друга, то в процессе семейной терапии произойдет их переориентация на конструктивное взаимодействие, нацеленное на обретение смысла семьи как единого целого.

   Наконец, четвертый этап –  это завершение терапии. Об  его наступлении свидетельствует  согласие членов семьи о том,  что сформулированные цели терапии  достигнуты. Основная задача при этом – взаимное отсоединение семьи и специалиста друг от друга.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   В данное время тема воспитания детей в неполной семье до конца не изучена, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки  в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом и перед самим человеком.          Большое значение имеет сохранение в  неполной семье  культурного  уровня воспитанности её членов. Грубость, нетерпимость, пьянство хотя бы одного из членов неполной семьи ведут к ее полнейшему разрушению. Проблема распада семьи, негативная семейная обстановка, а в результате и неправильное воспитание детей связана с отсутствием внимания и  поддержки  со стороны государства, низким уровнем культуры у современной молодёжи и порой не пониманием молодыми, что создание семьи это задача не из лёгких, требующая от человека больших эмоциональных затрат.

Цель  данной работы состояла в составлении технологии социальной работы с неполной семьей, выявлении эффективных форм и методов социально-педагогической помощи неполным семьям в современных условиях. Она достигнута посредством реализации поставленных задач.

В теоретической  части исследования нами были решены следующие задачи: раскрыто понятие  неполной семьи, проблемы неполных семей, источники формирования неполных семей.

В практической части были предложены методы и формы  социальной работы с неполной семьей, для изучения ее проблем, на основе которых может разрабатываться  последующая работа социального  педагога.

Изучив  проблематику социально-педагогической работы с неполной семьей, формы  и методы работы, можно сделать  вывод о том, что социально-педагогическая работа с неполными семьями является одной из актуальных проблем современного общества. В целях улучшения социально-педагогической работы с неполными семьями должна совершенствоваться законодательная база по улучшению материального положения неполных семей, а также разрабатываться новые методы работы, создаваться и реализовываться программы поддержки и реабилитации неполных семей.

   Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные  процессы и которая осуществляет  определенные функции, исторически  развивается. Неполные семьи –  это та форма семейного жизнеустройства,  которая на нынешнем отрезке  человеческой истории стала достаточно распространенной. И это исторический факт.

Информация о работе Неполные семьи как объект социальной работы