Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 21:19, курсовая работа
Цель данной работы: проанализировать социальную работу с неполной семьёй.
Объект исследования - неполная семья.
Предмет исследования – особенности социальной работы с неполной семьёй.
Задачи работы:
1. Изучить понятие неполной семьи и источники формирования неполной семьи.
2. Рассмотреть проблемы неполных семей.
3. Выявить благоприятный процесс воспитания в неполной семье.
4. Изучить направления социальной работы с неполной семьей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3-5
ГЛАВА 1. Социально-психологическая характеристика неполных семей
1.1. Понятие неполной семьи. Источники формирования неполной семьи. Типы семей……………………………………………………………...……..6-12
1.2. Проблемы неполных семей……………………………………..………12-16
ГЛАВА 2. Воспитание и социальная работа в неполной семье.
2.1. Процесс воспитания в неполных семьях…………………….……..….17-24
2.2. Социальная работа с неполной семьей………………………….……..24-32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………33-34
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..
Дело в том, что обычная семья
проходит в своем развитии
определенную
Типичный жизненный цикл обычной семьи состоит из следующих фаз:
1) женатая пара (без детей);
2) рождение ребенка (старшему ребенку от 0 до 2,5 лет);
3) семьи с дошкольниками (старшему ребенку 2,5 года – 6 лет);
4) семьи со школьниками (старшему ребенку 6 – 13 лет);
5) семьи с подростками (старшему ребенку 13 – 20 лет);
6) семьи как стартовая площадка для образования новых семей (период ухода детей из семьи от старшего до самого младшего);
7) пожилые родители (жизнь без детей, до ухода на пенсию);
8) старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов).
При этом, конечно, любая семья может столкнуться и с неожиданными событиями: финансовые трудности, ранняя подростковая беременность и т.п. Такие кризисы нарушают нормальный ход развития семьи и неизбежно приводят к изменению взаимоотношений внутри семейной системы. Как «кризисы развития», так и неожиданные события ставят семью перед необходимостью отказаться от решения новых ситуаций прежними способами и усложнить свои приспособительные реакции.
Развод или преждевременная
Чтобы преодолеть это стрессовое состояние, требуется приложить немало усилий. Специалисты считают, что в идеале для преодоления стресса после развода или преждевременной смерти одного из супругов все оставшиеся члены ставшей теперь неполной семьи – взрослые, и дети - должны решить для себя следующие задачи:
1) пережить утрату семьи как целого;
2) принять долю своего участия в распаде семьи;
3) восстановить социальные связи;
4) внести свою лепту в перестройку родительско-детских отношений.
В результате этих взаимных и согласованных усилий, как взрослые, так и дети должны прийти к обоюдному пониманию, что распад («смерть») прежней семейной структуры одновременно означает и рождение новой семьи. В новой семье должны быть пересмотрены прежние правила, возникнуть новые паттерны взаимодействий, способствующие преодолению кризисного состояния и началу формирования новых семейных стратегий.
Все эти, простые на первый
взгляд, действия могут помочь
ставшим неполными семьям
Такие установки могут лишь
законсервировать то
Нежелание принять наступившие
изменения - это и есть самая
главная психологическая
Одним из наиболее эффективных
методов социальной работы с
неполной семьей, испытывающей временные
социальные, психологические и иные
трудности, является метод
Показанием к семейной терапии является ситуация, когда неполная семья не справляется с выполнением основных функций. Психологическая работа с семьей начинается с диагностического периода. Диагноз – термин из медицинской модели. В этом смысле семейного терапевта диагноз не интересует. Обычно не диагностируется один член семьи, так как он рассматривается только лишь как выразитель проблем семьи как целого организма, и индивидуальная работа именно с ним может усилить мнение всей семьи, что проблема заключается именно в нем. При работе с семьей у социального работника обязательно должен присутствовать образ целостной семьи, даже если семья пришла на встречу в неполном составе.
Обследование семьи должно
В процессе семейной социальной терапии выделают 4 этапа:
1) Присоединение социального работника или психолога к семье.
2) Диагностика. Постановка целей.
3) Реконструкция семейных взаимоотношений.
4) Завершение семейной социальной терапии.
Задача специалиста на первом
этапе – объединение с семьей.
Технический прием,
На втором этапе задача
Критерием оценки того, что семья готова работать со своими неосознаваемыми проблемами, служат доверительность и свобода, с которой члены семьи начинают рассказывать о себе, приводить такие факты, которые раньше вызвали у них выраженные негативные реакции. Поэтому на третьем этапе – этапе реконструкции семейных отношений - специалист путем присоединения к различным семейным подсистемам создает ситуации фрустрации с целью инициировать переход семьи на иной, более сложный уровень функционирования. Содержанием семейной терапии в этом случае является анализ взаимодействия всех членов семьи в ситуации «здесь и сейчас». Терапевтические действия основаны на принципе «действие предшествуют пониманию»: именно действие ведет к новому опыту, новым переживаниям и, как следствие, к пониманию необходимости изменений.
Используемые приемы: рассаживание
членов семьи по-другому,
Актуализация и
- разыгрывания ролевых ситуаций;
- построения семейной скульптуры;
- рисования семейного рисунка;
- видеотехник;
- переформулирования проблемы (рефрейминг)14.
Эффективен также метод «
- изменение поведения членов семьи;
- придание дополнительного стимула к построению отношений между членами семьи и социальным работником;
- изучение реакций членов семьи при выполнении ими заданий;
- осуществление социальным работником поддержки членов семьи, так как во время выполнения задания специалист как бы незримо присутствует среди них.
Работа специалиста на этом
этапе способствует
Наконец, четвертый этап –
это завершение терапии. Об
его наступлении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данное время тема воспитания детей в неполной семье до конца не изучена, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом и перед самим человеком. Большое значение имеет сохранение в неполной семье культурного уровня воспитанности её членов. Грубость, нетерпимость, пьянство хотя бы одного из членов неполной семьи ведут к ее полнейшему разрушению. Проблема распада семьи, негативная семейная обстановка, а в результате и неправильное воспитание детей связана с отсутствием внимания и поддержки со стороны государства, низким уровнем культуры у современной молодёжи и порой не пониманием молодыми, что создание семьи это задача не из лёгких, требующая от человека больших эмоциональных затрат.
Цель данной работы состояла в составлении технологии социальной работы с неполной семьей, выявлении эффективных форм и методов социально-педагогической помощи неполным семьям в современных условиях. Она достигнута посредством реализации поставленных задач.
В теоретической части исследования нами были решены следующие задачи: раскрыто понятие неполной семьи, проблемы неполных семей, источники формирования неполных семей.
В практической части были предложены методы и формы социальной работы с неполной семьей, для изучения ее проблем, на основе которых может разрабатываться последующая работа социального педагога.
Изучив проблематику социально-педагогической работы с неполной семьей, формы и методы работы, можно сделать вывод о том, что социально-педагогическая работа с неполными семьями является одной из актуальных проблем современного общества. В целях улучшения социально-педагогической работы с неполными семьями должна совершенствоваться законодательная база по улучшению материального положения неполных семей, а также разрабатываться новые методы работы, создаваться и реализовываться программы поддержки и реабилитации неполных семей.
Семья как социальная группа,
в которой совершаются
Информация о работе Неполные семьи как объект социальной работы