Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:42, курсовая работа
Задачи:
1. Раскрыть понятие неполной семьи, представить принятую в специальной литературе характеристику и типологию неполных семей.
2. Проанализировать основные современные тенденции и факторы роста числа неполных семей и выделить основные типичные проблемы неполных семей.
3. Выделить и охарактеризовать основные направления социальной работы с неполными семьями в учреждениях социальной помощи семье и детям.
4. Раскрыть основные формы и методы социальной работы с неполными семьями.
5. Изучить законодательные основы и раскрыть правовые особенности мер социальной поддержки неполных семей в России.
Таким образом, можно сказать, что количество неполных семей с каждым годом увеличивается, растет число разводов и, необходимы конкретные меры по решению проблем такой слабозащищенной семейной группы, как неполная семья.
2. Неполная семья как объект социальной работы
2.1 Основные направления социальной работы с неполными семьями
В России неполные семьи являются традиционным объектом социальной работы. С начала - середины 1990-х годов, т.е. с самого начала зарождения и становления сети российских территориальных социальных служб нового типа, неполные семьи стали считаться одной из основных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и потому особо нуждающихся в мерах социальной защиты и поддержки.
Сегодня
в Российской Федерации таких
семейных социальных служб насчитывается
уже более 1200. Концепция федеральной
целевой программы «Дети
На сегодняшний день в этих центрах и отделениях социальной помощи семье и детям накоплен достаточно обширный опыт социальной работы с неполными семьями. Он включает в себя деятельность по оказанию различных видов и форм непосредственной социальной поддержки неполных семей, включая оказание материальной и бытовой поддержки, консультативной помощи (юридической, социально-педагогической, психологической и пр.), оказание социальной поддержки в рамках патронажа, привлечение детей и родителей из неполных семей в специально организуемые для них клубы общения, «службы знакомств» и т.д.
Суть
этой широкой и многоплановой
деятельности - оказание помощи одинокому
родителю и его ребенку (детям) на
личностном уровне в решении любых
проблем их жизнедеятельности, начиная
от получения положенного по закону
пособия, содействия в трудоустройстве
до оказания психологических, юридических,
социально-бытовых и иных услуг.
Как правило, потребность в этих
услугах возникает в периоды
кризисного состояния, при возникновении
каких-либо затруднений (в семье, школе,
на работе, с ближайшим окружением),
при появлении различных
В целом можно выделить четыре основных направления, сложившиеся на сегодняшний день в практике социальной работы с неполными семьями учреждений социальной защиты:
- оказание экстренных, неотложных мер, направленных на выживание семьи;
- среднесрочные
меры различного характера,
- долгосрочные
меры различного характера,
- профилактические
меры различного характера,
Экстренные меры включают в себя экстренную помощь, оказание разовой или регулярной материальной поддержки неполной семье, предоставление натуральной помощи (детская одежда, обувь, школьные принадлежности и т.п.).
Экстренные меры также необходимы в тех ситуациях, когда обнаруживается, что в неполной семье дети подвергаются жестокому обращению со стороны одинокого родителя, оставлены им без родительского попечения и т.п. Мерами экстренного реагирования в этих случаях должно быть немедленное удаление детей из неблагополучной семьи, предоставление им убежища через помещение их на временное пребывание в социальный приют, постановка перед органами опеки и попечительства вопроса о лишении такого одинокого родителя родительских прав, сбор необходимых для этого документов.
Среднесрочная социальная и психологическая работа, ориентированная на стабилизацию семейных отношений, на социальное развитие неполной семьи и ее членов, включает в себя нормализацию и гармонизацию отношений между членами семьи, взаимоотношений всех членов семьи с окружающими. По мере достижения конкретных результатов, эта работа может вылиться в программу более долгосрочного характера, направленную на постепенное повышение психологической устойчивости матери и ребенка, формированию у них навыков здорового образа жизни, выработке активной социальной позиции, навыков самодостаточности и т.д. Мероприятия, проводимые центрами и отделениями социальной помощи семье и детям в этих случаях, включают в себя, как правило, и «детские», и «взрослые», и совместные мероприятия, акции, групповые занятия.
Важно отметить, что социальная работа с неполными семьями имеет ярко выраженный межведомственный характер. Социальному работнику, осуществляющему поддержку конкретной неполной семьи, часто приходится взаимодействовать с социальными службами различной ведомственной подчиненности (школа, служба занятости, детская комната милиции и пр.), а также с общественными и религиозными организациями, и с самыми разными людьми - учителями, соседями и др. При этом схема действий социального работника не должна ограничиваться только организацией разовой материальной помощи, но и дополняться решением педагогических, психологических и иных проблем семьи.
Одним из значимых направлений поддержки неполных семей в рамках среднесрочной и долгосрочной работы является оказание им психологической помощи и поддержки. Дети и подростки, растущие в неполных семьях, особенно в неблагополучных, в большинстве случаев остро нуждаются в проведении с ними постоянной психологической работы. Как правило, острую потребность в психологической поддержке испытывают и их одинокие родители или опекуны.
Следует
отметить, что оказание индивидуальной
психологической помощи неполным семьям
проводится в рамках среднесрочной
и долгосрочной социальной работы,
через социальный патронаж и по отдельным
индивидуальным запросам. В каждом
центре и отделении социальной помощи
семье и детям работают психологи.
Они берут на себя основную ответственность
за психологическое состояние
Сегодня для российских социальных служб это направление является одним из приоритетных. Утилитарные задачи проведения профилактической работы с подростками, особенно с девушками, - просветить их в вопросах планирования семьи, методах предотвращения нежелательной беременности; в целом помочь им стать сексуально образованными и воспитать у них половую культуру, и, тем самым, предотвратить их риск оказаться в юношеском возрасте брошенными «мадоннами». Одновременно с предоставлением подросткам чисто утилитарных знаний о том, как лучше предохраняться от беременности, необходимо также воспитывать в них уважение к духовным началам отношений полов, пропагандировать такие понятия, как «гордость», «девичья честь», «мужское поведение» и т.п.
В целом весь арсенал видов, форм, методов и технологий, используемых центрами и отделениями социальной помощи семье и детям при проведении конкретной практической социальной работы с неполными семьями, достаточно разнообразен. Как правило, их использование зависит от местной специфики, реалий и наиболее актуальных потребностей жителей конкретных населенных пунктов.
2.2 Законодательные основы и правовые особенности мер социальной поддержки неполных семей в Российской Федерации
Семья в современном обществе представляет собой не только особую социальную группу, но и правовой институт. Как правовой институт семья представляет собой группу связанных между собой брачными и родственными отношениями лиц, которые наделены правами и обязанностями, соответствующими правовыми нормами. Маркович Д. Общая социология: Пер. с серб.-хорв. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2007г. - 200с. В российском законодательстве эти права и обязанности в основном определяются Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ, а также рядом специальных законодательных и нормативно-правовых документов.
К числу основных прав семей относится их право на меры дополнительной социальной поддержки. Неполные семьи, согласно российскому законодательству, обладают различными правами на дополнительные меры социальной поддержки. Объем и специфика этих прав зависит от того, к какому типу неполных семей относится данная конкретная семья. В зависимости от этого семья может обладать большими правами, чем обычные семьи, или, наоборот, может быть лишена этих прав вовсе.
Так, дети из неполных семей, ставших таковыми в результате смерти одного из родителей, в соответствии с российскими законами, имеют право на трудовую или социальную пенсию по случаю потери кормильца.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», дети-сироты, в том случае, если их умерший родитель был застрахован, имеют право на получение единовременной страховой выплаты по потере кормильца.
Кроме единовременной страховой выплаты, дети-сироты имеют право на получение ежемесячной страховой выплаты вплоть до достижения ими 18-летнего возраста (учащиеся старше 18 лет - до окончания учебы в учебных заведениях по очной форме, но не более чем до 23 лет). На получение ежемесячной страховой выплаты имеет право также один из родителей, вдова (вдовец) либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми вплоть до наступления ими 18-летнего возраста. Если вдова (вдовец) в период ухода за детьми умершего стала нетрудоспособной, то право на получение страховых выплат сохраняется за ней и после окончания ухода за детьми.
Неполные расширенные семьи, образовавшиеся после потери родителей и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников, согласно пункту 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ, имеют право на получение (опекунами, попечителями) ежемесячно выплачиваемых денежных средств на содержание ребенка. Порядок и размер этих выплат устанавливается законами субъекта Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // Гарант - справочная правовая система // www.garant.ru.
Основаниями прекращения выплаты денежных средств на содержание подопечных детей являются:
- достижение подопечным совершеннолетия;
- усыновление ребенка;
- устройство
подопечного на полное
- передача
ребенка в приемную семью,
- вступление подопечного в брак;
- объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
- освобождение,
отстранение опекуна (
- смена места жительства подопечного на другой субъект РФ;
- признание
подопечного, опекуна (
- смерть опекуна (попечителя), подопечного;
- возврат подопечного родителям.
В перечисленных случаях прекращение выплаты денежных средств на содержание подопечного производится на основании распоряжения органа опеки и попечительства, которое в трехдневный срок направляется в управление социальной защиты.
Следует
особо отметить, что действующим
законодательством
Информация о работе Неполная семья как объект социальной работы