Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:59, доклад
Теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье
Психологическая помощь:
• Кризисное консультирование детей и членов их семей;
• Психологическая диагностика;
• Индивидуальное и семейное консультирование;
• Профилактическая
работа, индивидуальное консультирование
и групповые занятия, направленные
на формирование навыков поведения
в рискованных ситуациях и
пропаганду здорового образа жизни.
Межведомственное взаимодействие
Организация «Врачи детям» при поддержке Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, Главного следственного управления Следствоенного комитета по г. Санкт-Петербургу и в партнерстве с отделами и учреждениями социальной защиты населения Калининского, Невского, Фрунзенского районов Санкт-Петербурга и ДГКБ №5 реализует проект, направленный на улучшение межведомственного взаимодействия по оказанию помощи детям, подвергшимся жестокому обращению. В 2010 году в рамках проекта разработана, апробирована и документирована в форме протокола модель межведомственного взаимодействия. Протокол включает описание этапов оказания помощи, порядок взаимодействия специалистов различных учреждений и ведомств, систему направлений и информационного обмена с целью оказания комплексной преемственной и оперативной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. Во всех мероприятиях проекта участвовали как государственные учреждения трех районов города, так и общественные организации, вовлеченные в оказание помощи несовершеннолетним – жертвам насилия и пренебрежения. Также было организовано обучение специалистов методам оказания помощи детям, подвергшимся жестокому обращению.
В течение
2011 года организации «Врачи детям»
и «Право на здоровье» приняли участие
в совершенствовании единой межведомственной
системы реагирования на случаи насилия
во всех 18 районах Санкт-Петербурга посредством
доработки и распространения Протокола
межведомственного взаимодействия, были
инициаторами создания единого центра
защиты детей, а также организовали обучение
и оказали методическую поддержку специалистам
различных районов Санкт-Петербурга.
Обучение специалистов
В рамках
проекта с октября 2011 года проходит
обучение междисциплинарных команд
специалистов в 18 районах Санкт-Петербурга
единому порядку межведомственного взаимодействия
при оказании помощи несовершеннолетним,
пострадавшим от жестокого обращения.
В состав межведомственных команд включены
специалисты по социальной работе и психологи
из районных учреждений социальной защиты
населения, районные педиатры, специалисты
из районных отделов опеки и попечительства,
следователи, инспекторы отделов по делам
несовершеннолетних, представители учреждений
образования и комиссий по делам несовершеннолетних
и защите их прав.
Интернет-ресурс для детей и подростков
Интернет
стал наиболее распространенным источником
информации, особенно для детей и
подростков, многие из которых чувствуют
себя более комфортно, общаясь в
виртуальном пространстве, чем в
реальности. Интернет несет в себе множество
опасностей для несовершеннолетних, но
также дает прекрасную возможность получить
анонимное и конфиденциальное консультирование
тем, кому нужна помощь. В рамках проекта
будет создан первый русскоязычный интернет-ресурс
для детей и подростков, направленный
на противодействие жестокому обращению
с детьми, предусматривающий возможность
он-лайн консультирования. Психологи будут
оказывать профессиональную помощь детям
и подросткам в режиме реального времени.
Результаты работы проекта (ноябрь 2008 - декабрь 2011 гг):
•
1513 несовершеннолетних и 826 членов
их семей получили помощь
• 328 детей были направлены и получили поддержку в других учреждениях и службах города;
• 31 ребенок прошел реабилитацию в социальных гостиницах и приютах;
• 419 специалистов
государственных учреждений и ведомств
прошли обучение.
(4 текст)
Кризисная помощь женщинам и детям, пострадавшим от домашнего насилия
Домашнее
насилие относится к одной
из самых опасных социально-
Одним из самых негативных последствий домашнего насилия является травматизация психики ребенка, даже и в том случае, когда насилию подвергается только мать. Согласно статистике в России примерно один миллион детей и подростков живут на улице и приблизительно 90% из них имеют родителей. Причинами беспризорности и безнадзорности являются алкоголизм и домашнее насилие.
Другим
негативным результатом домашнего
насилия является интроециование сценария
насильственного поведения, при
чем дети могут идентифицироваться
как с позицией жертвы, так и с позицией
насильника, что в последствии может привести
к серьезным психопатологическим личностным
проявлениям. Реализация подобного семейного
сценария переносится не только на свои
собственные семьи во взрослой жизни,
но и проявляется в социуме в различных
формальных и неформальных группах (школа,
дворовая компания, Армия). Так дедовщина
в Армии напрямую зависит от личного опыта
переживания или наблюдения насилия в
родительской семье.
Решение этой проблемы в целом возможно лишь при участии всех государственных структур и общественных организаций, которые по роду своей деятельности напрямую сталкиваются со случаями домашнего насилия. Это, прежде всего, правоохранительные и правозащитные органы, учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты. Даже если каждое из перечисленных учреждений выполняет успешно свою определенную функцию с прецедентом домашнего насилия, результативной работа будет лишь только тогда, когда образуется скоординированное межведомственное взаимодействие. Другими словами, необходима разработка эффективной модели междисциплинарного реагирования на случаи домашнего насилия. Такая модель должна состоять из комплекса мер и мероприятий, проводимых своевременно и поэтапно.
В работе
на самом начальном этапе можно рассмотреть
две ситуации, в том случае, если произошла
физическая расправа, необходима правоохранительная
интервенция, поскольку здесь совершается
уголовное преступление, но, к сожалению,
Российское законодательство рассматривает
факт избиения жены как преступление в
том случае, если пострадавшая пишет заявление
в соответствующие инстанции.
Другая ситуация, более распространенная, когда женщины обращаются за помощью и поддержкой не в правоохранительные органы, а в медицинские или социально-психологические учреждения. В этом случае необходимо проведение диагностической консультации с целью выявления факта насилия в семье, определения его видов и форм, продолжительности, цикличности и прогноза степени опасности и риска.
Каждому консультирующему специалисту необходимо помнить, что женщине, подвергающейся насилию очень трудно принять решение о расторжении брака, притом, что многие из них высказывают мысль о разводе, как единственном способе спасения себя и ребенка. Но для того, чтобы совершать какие-то радикальные действия, необходимы волевые усилия, стабильный эмоциональный фон и уверенность в себе. Подвергаемая насилию женщина всего этого лишена, подвержена «стокгольмскому синдрому» и демонстрирует те же модели поведения, что и заложники. Самые крайние проявления такой позиции это полное подчинение, идентификация с обидчиком, ощущение невозможности изменить свою ситуацию, оторванность от внешнего мира, потеря чувства идентичности.
В этом случае консультанту необходимо:
- дать возможность пострадавшей высказаться, поощрять проявление чувств и эмоций, чтобы произошло отреагирование и осознание;
- верить
всему, что говорит
- обращать
внимание на оставшиеся
- информировать
пострадавшую о ее правах, обсудить
возможность обращения в
- информировать
о существующих службах и
- обсудить
позицию родственников и
- составить план безопасности.
Второй
этап кризисной работы с пострадавшими
от домашнего насилия – социально-
В ситуации
домашнего насилия
Социально-психологическая реабилитация решает только часть проблем, возникающих в связи с домашним насилием. Другая часть проблемы – это существующие стереотипные установки, которые обесценивают значимость проблемы для общества. Только в совокупности профилактические мероприятия, направленные на информирование населения о проблеме, подготовка квалифицированных специалистов и межведомственное сотрудничество могут изменить ситуацию, сложившуюся в современном обществе.