Насилие и жестокое обращение с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:59, доклад

Краткое описание

Теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье

Файлы: 1 файл

насилие и жестокое обращение над детьми.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

(2 текст)Виды и формы  насилия над детьми

Изучение  любой проблемы, как правило, начинается с уточнения научного аппарата, с определения дефиниций, чтобы при употреблении терминов представители различных сфер знаний и отраслей деятельности вкладывали в используемые термины один и тот же смысл. Поскольку проблемой насилия обязательно занимаются медики, представители правоохранительных органов, юристы, а сейчас еще социальные работники, педагоги, психологи и иные специалисты, обратимся к справочным источникам и уточним, что подразумевается под насилием и жестоким обращением с детьми.

В словаре  С.И.Ожегова, насилие истолковано  как "принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие".

В нормативно-правовых документах насилием называется "воздействие  одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле)". В сборнике "Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия" (Спб., 2003 г.) пишется, что определение "жестокое обращение с детьми" как "конкретное юридическое понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье. Данное понятие жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав в решении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 г. "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей". Из этих разъяснений следует, что под жестоким обращением с детьми понимаются такие насильственные действия, которые нарушают права ребенка, но еще не являются уголовно наказуемыми".

Если  поначалу для юристов приведенного определения было достаточно, то представителей психолого-педагогических наук оно  не удовлетворило. Наблюдаемая в  последние годы общая гуманизация  человеческих взаимоотношений привела к тому, что люди сделались более чувствительными к нюансам насилия и начали негативно реагировать не только на физическую и сексуальную, но также на вербальную и эмоциональную агрессию. В самом общем смысле в психолого-педагогической литературе под насилием понимается умышленное применение человеком, группой различных форм принуждения в отношении к конкретному лицу (группе лиц) с целью достижения каких-либо целей (ущемление прав и свобод, нанесение ущерба или угроза физическому, психическому состоянию). Следовательно, насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов.

Одновременно  специалисты предприняли попытки  уточнить и детализировать содержание понятия, ибо одни ученые используют термин насилие, а другие – жестокость, т.е. нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии и бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т.д. Анализ встречающихся в настоящее время определений насилия позволяет утверждать, что до последних лет выделяли 3-4 основные формы насилия или жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие или развращение, психическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение нуждами ребенка, означаемое некоторыми авторами как моральное насилие. Так, Н.Ю. Синягина ограничивается тремя основными видами, выделяя:

1. Физическое  насилие – преднамеренное нанесение  физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.

2. Сексуальное  насилие или развращение –  вовлечение ребенка с его согласия  или без, осознаваемое или неосознанное  им в силу возрастной незрелости  или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.

3. Пренебрежение  нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей,  опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:

– недостаточное  возрасту и потребностям ребенка питание, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;

– отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой  несчастного случая;

– нанесение  физических повреждений;

– вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение преступления.

Относительно  последнего вида насилия Н.Ю. Синягина сделала оговорку, что в психологических  исследованиях последних лет  выделяют жестокое отношение к детям, предполагающее не физическое воздействие, а ущемление ребенка в потребностях, намерениях, чувствах, установках, унижение или принуждение его к действиям, противоречащим его устремлениям. Далее она уточняет, что существует и психическое (эмоциональное) насилие как периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности (постоянная критика ребенка, угрозы в его адрес, предъявление повышенных требований, не соответствующих возрасту ребенка и др.).

К эмоциональному насилию Н.Ю. Синягиной относит:

– открытое неприятие и постоянную критику  ребенка, вербальные угрозы в его  адрес;

– оскорбления и унижение достоинства ребенка;

– преднамеренную физическую или социальную изоляцию ребенка;

– предъявление к ребенку требований, не соответствующих  возрасту и возможностям;

– ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

– однократное  или многократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму и др.

В этот ряд Н.Ю. Синягина ставит еще один вид насилия – доведение до самоубийства, поскольку статистика отмечает неуклонный рост самоубийств  среди школьников. Наконец, отдельной  новой формой жестокости ученый называет торговлю детьми. Отметим также, что Н.Ю. Синягина (как и многие другие) ставит знак равенства между насилием и жестоким обращением с детьми, раскрывая это понятие следующим образом:

Жестокое  обращение– это любые  действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Вместе  с тем Н.Ю. Синягина утверждает, что  четкого, однозначного определения  жестокости отечественные психологи  так и не дали, хотя юристы, медики, философы, социологи и педагоги часто  используют этот термин. В психологии же чаще применяются такие синонимы "жестокости", как "деспотизм" и "агрессия", которая" трактуется как поведение, приносящее вред другому существу; намерение нанести вред; демонстрация превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку. Причем Н.Ю. Синягина полагает, что определение агрессии не является исчерпывающим для описания всех граней жестокости и не включает ее психологическую сущность в виде насилия над потребностями, чувствами, установками ребенка, его унижение или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.

Более обширное и полное толкование насилию  дали сотрудники американской некоммерческой организации "Project Harmony". Они провели  в 1998 году на территории Карелии исследование в рамках проекта "Предотвращение насилия в семье" и попытались отразить различные аспекты насилия следующим образом:

"Над  ребенком совершено насилие, если:

его истязали, ему нанесли  побои,

его здоровью причинили  вред,

нарушили  его половую неприкосновенность и половую свободу,

на  него кричали,

его запугивали, а) внушая страх с помощью  действий, жестов, взглядов, б) используя для  запугивания свой рост, возраст, в) угрожая  насилием по отношению  к другим (родителям  ребенка, друзьям, животным и т.д.).

К жестокому  обращению относится также использование при этом силы общественных институтов, в том числе: религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.

Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию и контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

унижают его достоинство,

используют  обидные прозвища,

при общении с ребенком проявляют непоследовательность,

ребенка стыдят,

используют  ребенка в качестве доверенного лица, передатчика информации другому родителю (взрослому).

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:

не  удовлетворяются  его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.

взрослыми растрачиваются семейные деньги.

ребенок используется как  средство экономического торга при разводе.

Взрослые  относятся к ребенку жестоко, если:

используют  свои привилегии, в  том числе угрозы: а) бросить его (в  детском доме – исключить или перевести в другое учреждение), б) совершения самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам

обращаются  с ним как со слугой, с подчиненным,

ребенка перебивают во время  разговоров,

отказываются  сообщать а) о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе, б) о посещениях его родителями, опекунами.

Заметим, что приведенный перечень способов совершения насилия над ребенком не только достаточно полно прокомментирован, но и содержит такой новый вид, как экономическое насилие.

Завершая  обзор толкований насилия, заметим, что иногда выделяют и такие виды насилия как изоляция ребенка  в семье, т.е. деятельность членов семьи, препятствующая (ограждающая) взаимодействию их ребенка со сверстниками, другими  людьми; ограничение – установление определенных рамок, границ, условий самопроявления, деятельности, поведения. А эмоциональное насилие иногда заменяют термином эмоциональный террор – унижение и насмешки, вызывающие у ребенка негативные чувства по отношению к себе; угрозы бросить ребенка; манипулятивные игры, высказывания.

Как видим, существуют, во-первых, заметные расхождения  в раскрытии понятия насилия, идентификация его с жестокостью; во-вторых, смешение некоторых видов  насилия, что особенно заметно по отношению к психическому, которое относят к моральному, эмоциональному и пр. В-третьих, в отдельные формы проявления жестокости по отношению к детям стали выделять а) доведение до самоубийства (хотя, на наш взгляд, это является следствием насилия), б) торговлю детьми и в) экономическое насилие (что вполне закономерно). В целом, на наш взгляд, продолжает оставаться острой проблема максимально возможной унификации научного аппарата, используемого специалистами психологами, педагогами, медиками, юристами, социологами и др., что позволит им создать единую систему работы по предупреждению и преодолению жестокого обращения с детьми.

Истоки  и причины насилия

Говоря  об истоках жестокого обращения  с детьми, следует отметить, что  корни этого явления уходят в  далекое прошлое. Например, подход к детям в античные времена был чисто утилитарным. Поскольку интересы общества требовали, чтобы граждане были физически здоровы и способны защищать отечество, то умерщвление младенцев, "выбракованных" в Спарте советом старейшин, герусиями, считалось обыденным явлением. Греческий закон Ликурга предписывал сбрасывать со скалы слабых и уродливых детей, в которых видели угрозу вырождения расы.

Руководствуясь  теми же соображениями целесообразности, Плутарх относил к обязанности  государства уничтожать неполноценных детей и признавал за неимущими родителями право убивать младенцев, которых семья не в состоянии содержать. Позицию Плутарха разделял Платон, который к тому же призывал избавляться от младенцев, рожденных женщинами старше 40 лет. Но особой жестокостью к детям отличались нравы Римской империи, где детоубийство не только было закреплено на государственном уровне согласно заимствованному закону Ликурга, но главе семейства разрешалось убивать и продавать в рабство детей, независимо от их возраста. Подкидывали на городской рынок или убивали новорожденных, от которых отказывались отцы. А теоретическое обоснование такому отношению к детям выдвинул Сенека, который предлагал руководствоваться принципом рациональности и подвергая сомнению затраты на воспитание неполноценных детей.

Информация о работе Насилие и жестокое обращение с детьми