Насилие и жестокое обращение с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:59, доклад

Краткое описание

Теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье

Файлы: 1 файл

насилие и жестокое обращение над детьми.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

нежеланные  или рожденные  вскоре после смерти предыдущего ребенка;

трудно  вынашиваемые, часто  болеющие и разлученные  в течение первого  года жизни с матерью, которая тяжело перенесла  роды;

живущие в многодетной  семье, где промежуток между рождениями детей был небольшим (погодки);

имеющие врожденные или приобретенные  увечья, специфические  особенности внешности, умственного (физического) развития, нарушения  здоровья, в т.ч. сна, низкий интеллект и несформированные социальные навыки;

отличающиеся  девиантным поведением, раздражающими привычками и такими чертами  характера, как вспыльчивость, гиперактивность, непредсказуемость, замкнутость, равнодушие, требовательность, внушаемость  и др. 

Итак, факторы риска возникновения домашнего насилия в отношении детей группируются в характеризующие среду, т.е. семью, и детей. Замечено, что жестокое обращение с детьми больше распространено среди бедных и неимущих. Экономические факторы, к которым можно отнести плохие жилищные условия и недоступность квалифицированного медицинского обслуживания, ограничивают возможность заботы о ребенке и создают фон для жестокого обращения с ребенком.

Структура семьи также является важной характеристикой, поскольку дети, живущие с одним из родителей, значительно больше рискуют оказаться лишенными заботы вследствие трудовой занятости взрослого или подвергнуться жестокому обращению из-за его физической или эмоциональной перегрузки. Причем, дети, живущие только с отцами, в два раза чаще подвергаются насилию, чем оставшиеся с одной матерью. Наконец, жестокое обращение с детьми, в особенности отсутствие заботы о физическом состоянии ребенка или педагогическая запущенность, чаще встречаются в больших семьях, где появление каждого нового ребенка привносит дополнительные заботы и трудности.

Ребенок может способствовать насилию своей  агрессивностью и импульсивностью, являющимися следствием плохого  обращения. Гиперактивные дети более  возбудимы и менее охотно выполняют  правила, что раздражает взрослых и провоцирует их на насилие. В свою очередь ребенок, подражая родителям и желая предотвратить жестокое обращение по отношению к себе, демонстрирует такую же агрессивность. В результате создается порочный круг.

Отдельным объектом внимания российских (С.В. Ильина, А.Д. Кошелева, О.С. Лобза, Е.Т. Соколова) и зарубежных ученых стали “сензитивные к насилию” возрастные периоды развития ребенка. По данным проведенного в США общенационального исследования, такими периодами являются дошкольный и подростковый возраст. Так, случаи плохого ухода со стороны родителей фиксировались преимущественно в отношении дошкольников: 23% случаев касались детей от рождения до 2 лет. Объясняется это тем, что период младенчества и раннего детства, когда ребенок наиболее беспомощен и зависим от взрослых, бывает самым стрессовым временем и для большинства родителей, особенно для склонных к злоупотреблению алкоголем.

Непрекращающийся  крик и раздражительность младенца приводят к уменьшению привязанности  матери и, как отметил S.M. Bell, в этом случае женщины могут уйти, оставляя малыша одного. Впрочем, пассивные, отстающие в развитии, родившиеся преждевременно, требующие из-за этого или вследствие психофизических особенностей специального ухода младенцы тоже могут фрустрировать матерей. Такие дети не только обременительны для родителей, но и рассматриваются ими как постоянное напоминание об уязвленном самолюбии, что стимулирует со стороны взрослых жестокое обращение в виде недостатка ухода.

Жертвами  же физического насилия в семье  зачастую становятся подростки 12-17 лет. Самый пик приходится на 15-17-летних: 14,2 случая на 1000 исследуемых, в то время как для всех школьников показатель в два с лишним раза ниже (6,3 на 1000). Любопытен и такой факт: хотя в физическом насилии дети признают виновными обоих родителей (94,2% всех случаев), насильственные методы воспитания чаще допускают женщины (60,8%), а не мужчины. Матери виновны также в 75% фактов плохого ухода за детьми. В этом данные американских специалистов практически совпадают с результатами, полученными белорусским ученым, доктором социологических наук Ю.М.Бубновым (г. Могилев).

По половому признаку пострадавшие различаются  следующим образом: с физическим насилием и мальчики и девочки  от рождения до 3-лет встречаются  одинаково часто. Среди 4-12-летних наказываемых физически мальчиков примерно на 30% больше, чем девочек. Далее, в подростковом возрасте соотношение выравнивается, чтобы после 16 лет качнуться в сторону девочек, которые теперь уже страдают чаще на те же 30%.

От сексуального преследования чаще страдают девочки всех возрастных групп. С возрастом доля девочек, ставших жертвами домогательств, увеличивается и достигает максимума после 16 лет, когда соотношение становится 1:4. Как ни странно, но запущенными в бытовом плане также чаще бывают девочки, особенно после 10 лет. Пик неухоженности припадает все на тех же 16-летних девушек, когда их преобладание над юношами становится шестикратным.

Перечисленные выше факторы риска не обязательно  оборачиваются прямой опасностью для  детей. Нередко в семьях, представители которых обладают приведенными характеристиками, дети окружены теплотой и любовью. Однако выделение таких факторов способствует обозначению своеобразной "зоны особого внимания" для специалистов, помогая им выявить, а иногда и предотвратить домашнее насилие.

Ближайшие и отдаленные последствия перенесенного насилия

Как утверждают ученые, испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и  приводит к самым разнообразным  последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми. К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях ребенок бывает охвачен страхом, тревогой, гневом. Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия, где можно выделить два взаимосвязанных аспекта: вред для жертвы и для общества.

К общественным потерям в результате насилия  над детьми относятся не только утраты человеческих жизней из-за убийств и самоубийств детей, но и потери в их лице полноценных членов общества, формирование социально дезадаптированных личностей со следующими характеристиками:

  1. испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подверженные частым приступам гнева и немотивированной агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство самой жестокости. Косвенным подтверждением может служить увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием;
  2. у переживших насилие детей зачастую формируются такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их обладателей малопривлекательными для окружающих. В результате ребенок испытывает трудности социализации, у него бывают нарушены связи со взрослыми, нет навыков общения со сверстниками. А если он не обладает достаточным уровнем знаний и эрудицией для завоевания авторитета в школе, то может примкнуть к криминальной, пристраститься к алкоголю, наркотикам и опять-таки совершать правонарушения. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация;
  3. насилие по отношению к детям может привести к потере в их лице родителей. Выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают трудности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать здоровое физически и нравственно потомство;
  4. жестокое обращение с детьми вызывает у них нарушения памяти, отсутствие способности сосредоточиться, формирует инфантильных и малообразованных людей с низким профессиональным уровнем, не умеющих и не желающих трудиться.

Что касается нарушений физического и психического развития, то у детей из семей, где побои и брань являются распространенными "методами воспитания", или где ребенок лишен тепла и внимания (например, в семьях родителей-алкоголиков), выявляются такие признаки задержки физического и психического развития, которые вызывают, по выражению зарубежных специалистов, состояние "неспособности к процветанию".

К особенно тяжелым последствиям приводит сексуальное  насилие. В результате домогательств  у детей возникают страхи перед  каким-то человеком, местом, темнотой; чрезмерная сонливость или бессонница, истерические проявления, регрессия, т.е. формы поведения, соответствующие более младшему возрасту; агрессивность и раздражение; несоотносимый с возрастом интерес ребенка к интимной области. Кроме того, чувствуя себя несчастными и пытаясь найти выход из создавшегося положения, дети, с одной стороны, сами могут шантажировать совершивших сексуальное насилие, вымогая у взрослых насильников деньги и подарки в обмен на обещание хранить совершенное в секрете. С другой стороны, обладая несвойственными их возрасту сведениями об интимной жизни, жертвы насилия могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них окружающих.

Однако  наиболее универсальной и тяжелой  реакцией на попытки детей адаптироваться к страданиям является низкая самооценка, закрепляющая психологические нарушения и приводящая к значительному отставанию в развитии. Ребенок с низкой самооценкой постоянно испытывают чувство вины, стыда, приступы беспокойства и безотчетной тоски. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии, сопровождающейся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности. У подростков, страдающих от одиночества, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные суициды. Повзрослев, жертвы домашнего насилия на годы погружаются в депрессию, зачастую не отдавая отчета в своем состоянии, а только удивляясь, почему их ничего не радует, не клеится карьера, не привлекает общение с людьми, даже самыми симпатичными.

Наконец, последствиями пережитой травмы может стать не только агрессивность, о чем шла речь выше, но и избыточная пассивность, отсутствие способности к самозащите, виктимность. Кроме того, заброшенные, эмоционально депривированные дети часто стремятся привлечь к себе внимание любым путём вплоть до вызывающего, эксцентричного поведения.

(3текст)  Помощь детям,  пострадавшим от  жестокого обращения 

Ежегодно  в России более 100 тысяч детей  становятся жертвами преступлений, из них более семи тысяч детей - жертвы сексуальных преступлений. О распространенности насилия и пренебрежения в отношении несовершеннолетних со стороны членов семьи нет столь достоверных статистических данных, но известно, что такие действия не являются редкостью. Насилие в отношении ребенка чревато тяжелыми физическими повреждениями, вплоть до летального исхода. Кроме того, любой вид насилия над ребенком оказывает негативное влияние на его психическое развитие, нарушает социализацию, порождает беспризорность и правонарушения несовершеннолетних. Предотвращение такого развития событий возможно при раннем выявлении случаев насилия и принятии мер по реабилитации ребенкаи и, если это возможно, семьи. 

Происходящее  в семье насилие в отношении  ребенка трудно поддается выявлению. Общество не готово открыто обсуждать  эту проблему, жертвы насилия и их окружение не готовы придавать огласке произошедшее, а государственные органы не всегда должным образом реагируют на положение детей в неблагополучных семьях. Большинство случаев домашнего насилия над детьми не регистрируются и не преследуются в судебном порядке.

Система детских медицинских учреждений предоставляет определенные возможности  для выявления случаев насилия, инициирования расследования и  организации доступа ребенка  и семьи к социально-психологической  помощи. Своевременно оказанная поддержка может защитить ребенка от насилия и минимизировать последствия травмы. 

Цель  проекта: повышение эффективности  оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, в Санкт-Петербурге 

В ноябре 2008 года на базе ГУЗ «Детская городская  клиническая больница №5 им Н.Ф. Филатова» (ДГКБ №5) открылaсь Социально-реабилитационная служба для несовершеннолетних, пострадавших от насилия и находящихся в трудной жизненной ситуации. Комплексную помощь детям, подросткам и их семьям оказывают специалисты организаций «Врачи детям», «Право на здоровье» и Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Сотрудники службы выявляют несовершеннолетних, подвергшихся домашнему насилию и находящихся в трудной жизненной ситуации, из числа пациентов больницы. Детям и членам их семей оказывается экстренная социально-психологическая помощь. Кроме того, в задачи службы входят координация межведомственного взаимодействия при оказании помощи несовершеннолетним и обеспечение преемственности комплексного сопровождения ребенка после выписки. Так, в случае выявления физического или сексуального насилия по отношению к ребенку сотрудники проекта организуют взаимодействие и взаимный обмен информацией между учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, органами опеки и попечительства и правоохранительными органами. Кроме того, специалисты проекта информируют самих несовершеннолетних и членов их семей о службах и лицах, к которым можно обратиться за помощью после выписки из ДГКБ №5, мотивируют и координируют обращение к ним. 

Социальная  помощь:

• Содействие в реабилитации ребенка путем  направления в реабилитационные центры, интернатные учреждения или  социальные гостиницы;

• Социально-правовая поддержка. 

Информация о работе Насилие и жестокое обращение с детьми