Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:59, доклад
Теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье
нежеланные или рожденные вскоре после смерти предыдущего ребенка;
трудно вынашиваемые, часто болеющие и разлученные в течение первого года жизни с матерью, которая тяжело перенесла роды;
живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшим (погодки);
имеющие врожденные или приобретенные увечья, специфические особенности внешности, умственного (физического) развития, нарушения здоровья, в т.ч. сна, низкий интеллект и несформированные социальные навыки;
отличающиеся
девиантным поведением,
раздражающими привычками
и такими чертами
характера, как вспыльчивость,
гиперактивность, непредсказуемость,
замкнутость, равнодушие,
требовательность, внушаемость
и др.
Итак, факторы риска возникновения домашнего насилия в отношении детей группируются в характеризующие среду, т.е. семью, и детей. Замечено, что жестокое обращение с детьми больше распространено среди бедных и неимущих. Экономические факторы, к которым можно отнести плохие жилищные условия и недоступность квалифицированного медицинского обслуживания, ограничивают возможность заботы о ребенке и создают фон для жестокого обращения с ребенком.
Структура семьи также является важной характеристикой, поскольку дети, живущие с одним из родителей, значительно больше рискуют оказаться лишенными заботы вследствие трудовой занятости взрослого или подвергнуться жестокому обращению из-за его физической или эмоциональной перегрузки. Причем, дети, живущие только с отцами, в два раза чаще подвергаются насилию, чем оставшиеся с одной матерью. Наконец, жестокое обращение с детьми, в особенности отсутствие заботы о физическом состоянии ребенка или педагогическая запущенность, чаще встречаются в больших семьях, где появление каждого нового ребенка привносит дополнительные заботы и трудности.
Ребенок может способствовать насилию своей агрессивностью и импульсивностью, являющимися следствием плохого обращения. Гиперактивные дети более возбудимы и менее охотно выполняют правила, что раздражает взрослых и провоцирует их на насилие. В свою очередь ребенок, подражая родителям и желая предотвратить жестокое обращение по отношению к себе, демонстрирует такую же агрессивность. В результате создается порочный круг.
Отдельным объектом внимания российских (С.В. Ильина, А.Д. Кошелева, О.С. Лобза, Е.Т. Соколова) и зарубежных ученых стали “сензитивные к насилию” возрастные периоды развития ребенка. По данным проведенного в США общенационального исследования, такими периодами являются дошкольный и подростковый возраст. Так, случаи плохого ухода со стороны родителей фиксировались преимущественно в отношении дошкольников: 23% случаев касались детей от рождения до 2 лет. Объясняется это тем, что период младенчества и раннего детства, когда ребенок наиболее беспомощен и зависим от взрослых, бывает самым стрессовым временем и для большинства родителей, особенно для склонных к злоупотреблению алкоголем.
Непрекращающийся крик и раздражительность младенца приводят к уменьшению привязанности матери и, как отметил S.M. Bell, в этом случае женщины могут уйти, оставляя малыша одного. Впрочем, пассивные, отстающие в развитии, родившиеся преждевременно, требующие из-за этого или вследствие психофизических особенностей специального ухода младенцы тоже могут фрустрировать матерей. Такие дети не только обременительны для родителей, но и рассматриваются ими как постоянное напоминание об уязвленном самолюбии, что стимулирует со стороны взрослых жестокое обращение в виде недостатка ухода.
Жертвами же физического насилия в семье зачастую становятся подростки 12-17 лет. Самый пик приходится на 15-17-летних: 14,2 случая на 1000 исследуемых, в то время как для всех школьников показатель в два с лишним раза ниже (6,3 на 1000). Любопытен и такой факт: хотя в физическом насилии дети признают виновными обоих родителей (94,2% всех случаев), насильственные методы воспитания чаще допускают женщины (60,8%), а не мужчины. Матери виновны также в 75% фактов плохого ухода за детьми. В этом данные американских специалистов практически совпадают с результатами, полученными белорусским ученым, доктором социологических наук Ю.М.Бубновым (г. Могилев).
По половому признаку пострадавшие различаются следующим образом: с физическим насилием и мальчики и девочки от рождения до 3-лет встречаются одинаково часто. Среди 4-12-летних наказываемых физически мальчиков примерно на 30% больше, чем девочек. Далее, в подростковом возрасте соотношение выравнивается, чтобы после 16 лет качнуться в сторону девочек, которые теперь уже страдают чаще на те же 30%.
От сексуального преследования чаще страдают девочки всех возрастных групп. С возрастом доля девочек, ставших жертвами домогательств, увеличивается и достигает максимума после 16 лет, когда соотношение становится 1:4. Как ни странно, но запущенными в бытовом плане также чаще бывают девочки, особенно после 10 лет. Пик неухоженности припадает все на тех же 16-летних девушек, когда их преобладание над юношами становится шестикратным.
Перечисленные выше факторы риска не обязательно оборачиваются прямой опасностью для детей. Нередко в семьях, представители которых обладают приведенными характеристиками, дети окружены теплотой и любовью. Однако выделение таких факторов способствует обозначению своеобразной "зоны особого внимания" для специалистов, помогая им выявить, а иногда и предотвратить домашнее насилие.
Ближайшие и отдаленные последствия перенесенного насилия
Как утверждают ученые, испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми. К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях ребенок бывает охвачен страхом, тревогой, гневом. Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия, где можно выделить два взаимосвязанных аспекта: вред для жертвы и для общества.
К общественным потерям в результате насилия над детьми относятся не только утраты человеческих жизней из-за убийств и самоубийств детей, но и потери в их лице полноценных членов общества, формирование социально дезадаптированных личностей со следующими характеристиками:
Что касается нарушений физического и психического развития, то у детей из семей, где побои и брань являются распространенными "методами воспитания", или где ребенок лишен тепла и внимания (например, в семьях родителей-алкоголиков), выявляются такие признаки задержки физического и психического развития, которые вызывают, по выражению зарубежных специалистов, состояние "неспособности к процветанию".
К особенно тяжелым последствиям приводит сексуальное насилие. В результате домогательств у детей возникают страхи перед каким-то человеком, местом, темнотой; чрезмерная сонливость или бессонница, истерические проявления, регрессия, т.е. формы поведения, соответствующие более младшему возрасту; агрессивность и раздражение; несоотносимый с возрастом интерес ребенка к интимной области. Кроме того, чувствуя себя несчастными и пытаясь найти выход из создавшегося положения, дети, с одной стороны, сами могут шантажировать совершивших сексуальное насилие, вымогая у взрослых насильников деньги и подарки в обмен на обещание хранить совершенное в секрете. С другой стороны, обладая несвойственными их возрасту сведениями об интимной жизни, жертвы насилия могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них окружающих.
Однако наиболее универсальной и тяжелой реакцией на попытки детей адаптироваться к страданиям является низкая самооценка, закрепляющая психологические нарушения и приводящая к значительному отставанию в развитии. Ребенок с низкой самооценкой постоянно испытывают чувство вины, стыда, приступы беспокойства и безотчетной тоски. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии, сопровождающейся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности. У подростков, страдающих от одиночества, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные суициды. Повзрослев, жертвы домашнего насилия на годы погружаются в депрессию, зачастую не отдавая отчета в своем состоянии, а только удивляясь, почему их ничего не радует, не клеится карьера, не привлекает общение с людьми, даже самыми симпатичными.
Наконец, последствиями пережитой травмы может стать не только агрессивность, о чем шла речь выше, но и избыточная пассивность, отсутствие способности к самозащите, виктимность. Кроме того, заброшенные, эмоционально депривированные дети часто стремятся привлечь к себе внимание любым путём вплоть до вызывающего, эксцентричного поведения.
(3текст)
Помощь детям,
пострадавшим от
жестокого обращения
Ежегодно
в России более 100 тысяч детей
становятся жертвами преступлений, из
них более семи тысяч детей - жертвы
сексуальных преступлений. О распространенности
насилия и пренебрежения в отношении несовершеннолетних
со стороны членов семьи нет столь достоверных
статистических данных, но известно, что
такие действия не являются редкостью.
Насилие в отношении ребенка чревато тяжелыми
физическими повреждениями, вплоть до
летального исхода. Кроме того, любой вид
насилия над ребенком оказывает негативное
влияние на его психическое развитие,
нарушает социализацию, порождает беспризорность
и правонарушения несовершеннолетних.
Предотвращение такого развития событий
возможно при раннем выявлении случаев
насилия и принятии мер по реабилитации
ребенкаи и, если это возможно, семьи.
Происходящее в семье насилие в отношении ребенка трудно поддается выявлению. Общество не готово открыто обсуждать эту проблему, жертвы насилия и их окружение не готовы придавать огласке произошедшее, а государственные органы не всегда должным образом реагируют на положение детей в неблагополучных семьях. Большинство случаев домашнего насилия над детьми не регистрируются и не преследуются в судебном порядке.
Система
детских медицинских учреждений
предоставляет определенные возможности
для выявления случаев насилия,
инициирования расследования и
организации доступа ребенка
и семьи к социально-
Цель
проекта: повышение эффективности
оказания помощи детям, пострадавшим от
жестокого обращения, в Санкт-Петербурге
В ноябре
2008 года на базе ГУЗ «Детская городская
клиническая больница №5 им Н.Ф. Филатова»
(ДГКБ №5) открылaсь Социально-реабилитационная
служба для несовершеннолетних, пострадавших
от насилия и находящихся в трудной жизненной
ситуации. Комплексную помощь детям, подросткам
и их семьям оказывают специалисты организаций
«Врачи детям», «Право на здоровье» и Социально-реабилитационного
центра для несовершеннолетних Фрунзенского
района Санкт-Петербурга. Сотрудники службы
выявляют несовершеннолетних, подвергшихся
домашнему насилию и находящихся в трудной
жизненной ситуации, из числа пациентов
больницы. Детям и членам их семей оказывается
экстренная социально-психологическая
помощь. Кроме того, в задачи службы входят
координация межведомственного взаимодействия
при оказании помощи несовершеннолетним
и обеспечение преемственности комплексного
сопровождения ребенка после выписки.
Так, в случае выявления физического или
сексуального насилия по отношению к ребенку
сотрудники проекта организуют взаимодействие
и взаимный обмен информацией между учреждениями
здравоохранения, социальной защиты населения,
органами опеки и попечительства и правоохранительными
органами. Кроме того, специалисты проекта
информируют самих несовершеннолетних
и членов их семей о службах и лицах, к
которым можно обратиться за помощью после
выписки из ДГКБ №5, мотивируют и координируют
обращение к ним.
Социальная помощь:
• Содействие в реабилитации ребенка путем направления в реабилитационные центры, интернатные учреждения или социальные гостиницы;
• Социально-правовая
поддержка.