Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:43, творческая работа
Семья – самое главное в жизни человека, ведь нет более замечательного союза между людьми, чем семейный. Всё самое доброе, родное, надёжное сосредоточено в семье. И как человек не может жить без дома, так он не может жить без семьи. В России сегодня 42 миллиона семей. У каждого слово «семья» наполнено своим, особенным смыслом.
ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО» -
ДУХОВНОЕ ЕДИНЕНИЕ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЯ
Семья – самое главное в жизни человека, ведь нет более замечательного союза между людьми, чем семейный. Всё самое доброе, родное, надёжное сосредоточено в семье. И как человек не может жить без дома, так он не может жить без семьи. В России сегодня 42 миллиона семей. У каждого слово «семья» наполнено своим, особенным смыслом.
Официальный год семьи остался в прошлом, но наша «крепость», «тихая гавань», «святая святых» остаётся с нами навсегда. Именно в семье нас ждут, любят, ценят. Именно в семье мы учимся уважению, заботе, ответственности и любви. И сколько бы нам ни было лет, и где бы мы ни были, мы должны помнить о своей семье, знакомиться с её историей, предками, традициями и бережно всё хранить.
С давних
времён одной из традиций русского
народа было знание своей
Сегодня проблема изучения своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало знают о своих предках. Начиная исследование «Моя семья – моё богатство», преследовалась цель развить интерес к истории своих предков, содействовать укреплению духовных ценностей, повышать интеллектуальный и культурный уровень учащихся. Этот интересный проект способствовал более близкому общению членов своей семьи, формировал коммуникативные умения детей, умения работать с книгами, фотографиями, семейными реликвиями. Учащиеся знакомятся с такими понятиями, как «родословная», «генеалогия», «поколение», «потомки», «традиции», «семейный герб», «лента времени».
Всю работу
над проектом «Моя семья –
моё богатство» условно можно
разделить на 3 этапа: подготовительный,
основной, итоговый.
Подготовительный этап
Классный час: « Что мы знаем о своей семье?»
1. Анкетирование «Что я знаю о своей семье?»
2.Беседа о необходимости изучения своей семьи.
3.Составление вопросов для альбома «Моя семья – моё богатство»
Интервью: «Расскажи мне о себе,…
Дети задают вопросы каждому члену семьи
В какие игры играл в детстве? Любимые предметы в школе.
Самое яркое событие из школьной жизни
В каком учебном заведении получал профессию? Увлечения в молодости?
Самое удивительное в жизни? О чём мечтает? Что больше всего радует?
Какие качества человека уважает? Что желает своему ребёнку?
Мостик познания: « Родословная семьи»
Учащиеся составляют родословную семьи в виде дерева, схем и чертежей.
Оформление альбома: « Моя семья – моё богатство»
Коллективно выбирается девиз семьи, правило жизни, форма альбома (сердечко, раскладушка, книга, глобус, цветы и др.)
Каждому члену
семьи отводятся отдельные
Проектирование: «Герб моей семьи»
Семья выбирает
девиз, рисунки, цвета для герба,
учитывая род занятий, интересы всех
членов семьи.
Основной этап
Выставка рисунков: «Портрет семьи»
Учащиеся рисуют портрет семьи, дополняя его рисунками предметов, показывающими увлечения всех членов семьи.
Встреча с интересным человеком: « Поклонимся великим тем годам!»
На встрече в интересной форме проследили события четырёх поколений одной семьи, которые учились в нашей школе.
1) основание школы; 2) военные годы 1941 – 1945 г.г.;
3) учёба в годы войны;4) чем писали и что читали наши бабушки и дедушки;
5) песни военных лет в подарок в исполнении учащихся.
Выставка: «Фотомозаика созвездий»
Каждая семья представляет плакат в виде звезды с самыми яркими фотографиями из их жизни.
Мастерская творчества: «Дерево семьи»
Учащиеся выполняют объёмное дерево и с разных сторон помещают рисунки, поделки, картинки, которые отражают жизненные принципы семьи, их увлечения, профессии, духовные ценности.
Конференция: «Реликвия моей семьи»
Дети вместе с родителями представляют семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение (книга, паспорт, фотографии, грамоты
1900 – 1920 г.г.; деревянная ложка 1930- х г.; патефон, книга 1950-х г. и др.)
Родительское собрание – концерт: «Союз детей, учителя и родителей»
На собрании
учитель и учащиеся показали, какую работу
они сделали над проектом «Моя семья
– моё богатство» в интересной форме (исполнение
песен, стихов, инсценирование, презентация,
выставка творческих работ)
Заключительный этап
Праздник: «Моя семья – моё богатство»
Цели: систематизировать сведения, полученные на предыдущем этапе работы над проектом « Моя семья - моя богатство », развивать интерес к семейным увлечениям, способствовать развитию творческих способностей детей, их художественному вкусу, способствовать объединению детей и их родителей на основе общего интереса и общей деятельности, воспитывать интерес к истории своей семьи, чувства уважения к интересам всех членов семьи.
Оборудование: карточки с пословицами о семье и доме, плакаты, эмблемы семейных команд, буквы для названия праздника, изображение семейных деревьев (яблони, яблоки), рисунки семейных « домов будущего»
Вступительное слово учителя
Семья - это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Взлёт и падения, радость, печаль.
Семья - это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом -
Сердце навеки останется в нём!
Рада приветствовать вас на празднике, посвящённом всем нам – взрослым и детям, посвящённом тому, что нас объединяет друг с другом – семье. Праздники – неизменные спутники нашей жизни. Праздник – это не обязательно число, это состояние души. Праздник происходит там, где его чувствуют, где его ждут. И сегодняшний праздник выступает как способ духовного единения, личного и коллективного самовыражения, способ снятия будничных забот и тревог.
Представление семейных команд
( семья представляет эмблему, девиз семьи)
Блиц-опрос «Что ты знаешь о своей семье?»
( учитель задаёт детям вопросы о членах их семьи, взятые из альбомов « Моя семья - моё богатство »)
Интервью с участниками команд
- Сколько лет твоей семье?
- Что главным
вы считаете в отношениях
- Какие обязанности у каждого?
- Какие памятные дни отмечаете?
- Какие телепередачи смотрите вместе?
- Кто в вашей семье самый старший, самый младший?
- Увлечения кого считаете самым интересным, необычным?
Чтение стихотворения « Дом » Л.Евдокимова учащимися
Здесь дом, в котором я живу. Здесь брат родной,
И для меня он лучший самый. Хоть иногда я ссорюсь с ним,
Здесь
и во сне, и наяву,
Я слышу добрый голос мамы. Игрой и книжками своими.
Здесь
вечерами папа мне,
Когда
смолкают птицы в гнёздах,
Рассказывают о луне, И вместе с нами здесь живёт
Ракетах,
спутниках и звёздах.
Изготовление « дома будущего » семейными командами
( команды изготавливают дома, используя цветную бумагу, картон, ткань, природный материал, пластилин, краски и др.)
Исполнение классом песен о доме, семье, дружбе, школе
Представление командами « домов будущего »
Оформление « Семейных деревьев »
( каждый учащийся выбирает изображение яблока, читает слово и определяет, должно ли это присутствовать в семье или нет, если нужно, то прикрепляет на рисунки яблонь)
Честность,
взаимоуважение, ложь, книги, любовь, лень,
цветы, зло, трудолюбие, животные, фотографии,
ласка, горе, болезни, радость, добро.
Заключительное слово учителя
Чтобы жизнь удалась, А чтоб было уютно,
Надо выстроить
дом,
Тепло в доме том,
Не забыть о деревьях. Надо искренне верить.
Данный проект
рассчитан на два года обучения детей
в начальной школе и по желанию
может быть продолжен в среднем
звене. Работа по изучению родословной
семьи доводит до сознания родителей и
детей всю значимость и необходимость
изучения истории семьи. История изучения
семей способна уловить и понять оттенки
истории страны в целом. Тщательное изучение
истории любого рода, любой семьи может
раскрыть нечто общезначимое и существенное
для понимания исторического развития
России вообще.
Литература:
1. Волина В.В. Откуда пришли слова. Занимательный
этимологический словарь. М., 1996 г.
2. Энциклопедия «Я познаю мир». М., 2004 г.
3. Суперанская А.В. О русских именах. С-П., 2007 г.
4. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. С-П., 2007 г.
5. Василевская
В.С. Моя родословная. М., 1999 г.