Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:01, практическая работа
Актуальность: Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта: Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям,которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»
Педагогический факультет
Кафедра дошкольных методик и педагогики
«Моя семья»
проект
Выполнила студентка
Группы Н-ДПП-091
Уманчук Яна Евгеньевна
Актуальность: Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Продолжительность проекта:краткосрочный (2-3 недели).
Тип проекта: исследовательский,творческий.
Участники проекта: дети второй младшей группы; воспитатели группы; работники детского сада; родители.
Возраст детей: 3-4 года.
Цель проекта: Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям,которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Задачи проекта:
Форма итогового мероприятия : досуг «Вечер дружной семьи».
Ожидаемые результаты по проекту:
дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни дедушек и бабушек. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений. Повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.
Формы реализации проекта:непосредственно - образовательная деятельность с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям:
Интеграция образовательных областей (Указаны образовательные области) |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей (формы организации) |
Обогащение
развивающей среды для |
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами | |
1 |
3 |
4 |
5 | |
1 этап Мотивационно-диагностический | ||||
Социализация Познание Коммуникация |
Опрос детей: «Что я знаю о семье?» (Приложение 1, Рис. 3); Цель: Выявить проблему
нравственно-патриотического Беседа о семье (сидя за столами) - Скажите ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? - Правильно домой. А почему? - Да, вас ждет ваша семья! - Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть маленькой – например мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях? - Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая ...)? - А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть ...) - А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый ...) - Что папа умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить ...) Беседа с использованием иллюстраций (индивидуально): Кто это? (бабушка). Что она делает? (кормит котенка). Это хорошо? Почему? Кто это? (мама). Что мама делает? (стирает белье). Это хорошо? Почему? и т.д. Рассказ по картинкам: Воспитатель, показывает детям картинки, на которых изображены сцены из жизни (больной ребенок лежит, мама дает ему лекарство и т.д.) - Давайте вместе рассмотрим картинки. - Расскажите, что вы видите на картинке, кто изображен, во что одеты? - Что делают? - А как вы думаете. А что они могут говорить друг другу? Давайте оживим картинку. - Итак, что же такое семья? (Ответы детей). Вывод: дети отвечают на вопросы о своей семье, понимают, что у других детей тоже есть своя семья, что родители любят своих детей, знают, что у них есть бабушка и дедушка, но не знают, что они являются родителями их родителей. Были затруднения в перечислении функций членов семьи. Дети проявили интерес к теме «Семья», хотят узнать о радостных семейных событиях, праздниках, о том, как в семье помогают друг другу, заботятся друг о друге. |
Иллюстрированный материал по теме «Семья». |
Анкетирование родителей по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание» (Приложение 1, Рис.1); Цель: диагностика отношения родителей к нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Консультация: «Нравственное воспитание детей» Цель: актуализация нравственно – патриотического воспитания детей. Беседа «Семейные традиции». Цель: выяснить, какие существуют традиции в семьях дошкольников. | |
2 этап Организационный | ||||
Воспитатель планирует деятельность с детьми: -познавательно- речевую; -художественно-творческую; -игровую; -совместную деятельность родителей с детьми. Планирует формы работы с детьми: индивидуальные и групповые. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
|
Анализ предметной развивающей среды группы. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал по теме «Семья». |
Донести до участников проекта важность данной темы. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. | ||
3 этап Содержательно-практический | ||||
Социализация Труд Познание Коммуникация Здоровье Чтение худ. Литературы Художественное творчество Физическая культура Музыка
|
Познавательно-речевая деятельность: Образовательные ситуации из цикла «Я и моя семья» (Приложение 2) Образовательная ситуация №1.«Моя мама». Цель: Дать детям представление, что у всех есть мамы. Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям и уважение к семьям животных на примере их сходства. Образовательная ситуация №.2. «О моём любимом папе» Цель: Формировать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека, учить детей рассказывать небольшие истории из личного опыта. Образовательная ситуация №3. «Едем в гости к бабушке». Цель: Учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относится к ней с нежностью и любовью. Воспитывать культуру поведения. Ситуации общения (индивидуальные): «Я и мои друзья», «Почему поссорились Саша и Наташа»», «Какие мы есть»(рассматривание себя в зеркале),«Мы разные». «Наши хорошие поступки». Беседа с ребёнком: Какая у тебя фамилия? Кто ты: мальчик или девочка? Использование пиктограмм на определение эмоций «Какое у меня сегодня настроение».
Видео-интервью детей о своих семьях в рассказах «Семья глазами ребенка»; Пальчиковые игры: «Семья», «Птенцы», «Части тела», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Ладушки», «Этот пальчик дедушка…». Чтение стихов, художественной литературы, рассказов: Е.Благинина «Посидим в тишине», Л. Воронцова «Маша – растеряша», К. Ушинский «Петушок с семьей», В.Берестов «Больная кукла, Бычок, Котенок». А. Шлыгин « По дороге в детский сад», Э. Шим «Петух и наседка», «Все умеют сами». Сказки: «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Гуси лебеди», «Три медведя». Потешки: «Жили у бабуси», «Знаешь, мамка, где я был?», «Дедушка Егор», «Катя, Катя маленька», «Пальчик – мальчик». Рассматривание картин: «Лошадь с жеребенком», «Свинья с поросятами», Коза с козлятами». Рассматривание семейных альбомов «Моя семья». - Разучивание песен, стихов, на семейную тематику; - Рассматривание фотографий членов семьи; Художественно-творческая деятельность: Изо: «Нарисуй свое настроение», «Заборчик для цыплят», «Матрешка танцует». Лепка: «Платочек в подарок маме», «Ежата и ежиха». Конструирование: «Сказочный домик для моей семьи», «Комната трех медведей». Аппликация: «Коврики для котят», «Платочек в подарок маме», «Украсим домик козы с козлятами», «Моя семья» (Приложение 2); Цель: Учить детей называть членов своей семьи. Знать, что в семье все заботятся и любят друг друга. Понимать роль взрослых и детей в семье. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья. Совместная работа детей и родителей – оформление альбома «Моя семья».
Игровая деятельность: «Птенцы и птенчики»,
Сюжетно – ролевая игра «Семья» Строительные игры: «мебель для дома». Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?» (пожелание детей своей семье). Проведение дидактических игр: «Выложи цепочку: кто старше, кто моложе», «К нам гости пришли». д/и «Настроение». Детям предлагается набор картинок с изображением различных эмоциональных состояний. Задание: определить настроение. Драматизация сказок: «Репка», «Теремок». Физическое развитие: Комплекс утренней гимнастики: «Медвежья семья». Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья». Музыкальное развлечение: Слушание музыки П.И Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла». |
Материалы по развитию речи и познавательной деятельности. -Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, животные с детенышами, продукты питания, одежда, посуда, мебель, предметы обихода. -Наборы предметных картинок для последовательной груп-пировки по разным признакам (назначению и т.п.). -Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации). -Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, по теме «Семья»). 1.Уголок «Маленькие строители» -Средний строительный конструктор. -Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали. -Конструкторы типа «Лего».(крупный) -Нетрадиционный материал: картонные коробки разных размеров, оклеенные самоклеющейся бумагой, деревянные чурочки и контейнеры разных размеров с крышками. -Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.). Уголок «Книжкин дом» -Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр. -Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья», «Детский сад» и т.д. «Петрушкин театр» -Ширма, отделяющая зону от зон подвижных игр; маленькие ширмы для настольного театра, ковролиновое наборное полотно и картинки или фланелеграф. -Различные виды театра: плоскостной (набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи), стержневой, кукольный (набор наручных кукол би-ба-бо: семья и сказочные персонажи). Сюжетно-ролевые игры -Кукольная мебель: стол, стулья (4 шт.), кровать (2шт.), диванчик, шкафчик для кукольного белья, кухонная плита. -Игрущечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной и столовой посуды (крупной и средней), миски (тазики) (2 шт.), ведерки. -Куклы: крупные (3 шт.), средние (7 шт.). -Коляска для кукол (3шт.). -Атрибуты для игр «Магазин», «Больница», «Семья», «Детский сад», «На дачу», «Парикмахерская» и т.д. -Различные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, шали, юбки, плащ-накидки и т.п. -Мягкие игрушки: крупные и средние. |
Содержание деятельности родителей: - Рисунки совместно с детьми: «Портрет нашей мамы», «Дом в котором я живу»; - изготовление эмблемы семьи, девиз; -изготовление поделок совместно с детьми, из природного и бросового материала. Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья». Консультация «Мама, папа и я – счастливый выходной».
| |
4 этап Итоговый | ||||
Социализация Коммуникация Познание |
Презентация проекта. Выставка рисунков «Моя семья». Выставка конкурс «Семейные умельцы» (выставка поделок). Досуг «Вечер дружной семьи». Цель: привлечь внимание к семье, показать её ценность для каждого человека. План: 1. Выступление педагога. 2. Представление родителями проектов «Счастливый выходной день». 3. Игровая программа для взрослых и детей. 4. Поздравление от детей для их мам.
Постановка новой задачи. Составление генеалогического древа семьи. - Выставка «Древа семьи», эмблем и девизов.
Повторный опрос
детей и анкетирование |
Участвуют в подготовке и проведении досуга «Вечер дружной семьи».
Изготовление «Древа семьи»; - подготовка к презентации детьми «Древа семьи». |
Оценка результатов
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические образовательные ситуации, совместная деятельность детей и родителей, мы решили поставленные задачи. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду. Следующий этап нашей работы с детьми по формированию нравственно – патриотического воспитания это краткосрочный проект «Мой любимый город».
Приложение 1
Анализ результатов анкетирования родителей
по теме:
«Нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
1.Как Вы считаете, следует
ли знакомить детей
2. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?
3.Готовы ли Вы участвовать в проектах по нравственно – патриотическому воспитанию детей?
Рис. 1 Анкетирование родителей
на начало проекта
Опрос детей:
1. Как тебя звать?
2. Как твоя фамилия?
3.Что такое - семья?
Рис. 3 Опрос детей
на начало
проекта
Приложение 2
Конспекты тематических образовательных ситуаций.
Образовательная ситуация 1: «Моя мама».
Цель: дать детям представление, что у всех есть мамы. Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям и уважение к семьям животных на примере их сходства.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Ребята, кто вас сегодня привел в детский сад? (Мама, папа, бабушка и т. д.). И все-таки большинство детей привели мамы. Ребята, а как зовут ваших мам? (Ответы детей).
Какие красивые имена у ваших мам.
Ребята, а вы своих мам любите? (Да).
Хотите сделать мамам подарок? (Да).
Основная часть:
Вот, посмотрите, какой волшебный сундучок. Давайте подберем для своей мамы самые нежные, самые ласковые слова и сложим их в свой сундучок. (Дети подбирают слова, воспитатель помогает детям наводящими вопросами).
- Когда мама обнимает вас, гладит по голове, целует. Она какая? (Ласковая)
- Когда мама модно одевается? Какая она? (Красивая).
- Когда мама улыбается, смеется? Какая она? (Веселая).
- Когда мама не ругает, когда вы шалите. Какая она? (Добрая).
- А если вы маму любите, то она какая? (Любимая).
- Молодцы, вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок для мамы. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.
Как хорошо, когда у каждого ребенка есть своя мама.
А вы знаете, что у ваших мам и пап тоже есть мамы и папы? (Бабушки, дедушки).
- Правильно, мамы есть не только у маленьких детей, но и у взрослых.
И вы, когда вырастите, тоже станете мамами и папами.
- А вы знаете, что мамы есть не только у людей. Мамы есть и у птиц, и у животных.
- Мамы птиц и животных такие же заботливые, нежные и ласковые, как и ваши мамы. И их дети также похожи на своих родителей.
Посмотрите на картинки и вы сразу догадаетесь, где чьи дети.
- Ребята, на какую маму похож жеребенок? (На лошадь).
- На какую маму похож теленок? (На корову).
- Ягненок? (На овцу).
- Поросенок? (На свинью).
- А как мамы животных заботятся о своих детях? (Они их ласкают, лижут языкам, кормят, играют с ними и т. д.).
- А еще мамы корова и лошадь учат своих, детей находить и щипать лугу вкусную, сочную, полезную траву.
Дикие животные живут в лесу, и их мамы учат добывать себе пищу. Белка учит кого? (Бельчонка). Чему? (Собирать грибы, шишки). Зайчиха учит кого? (Зайчонка). Чему? (Быстро бегать от лисы).
Заключительная часть:
- Ребята, давайте громко скажем мамам за то, что всему нас научила : «Мамочка, спасибо». (Дети повторяют по одному каждый).
- Молодцы! Ребята! А кто хочет про свою маму рассказать всем ребятам? (Рассказы детей).
Образовательная ситуация 2: «О моем любимом папе».
Цель: формировать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека. связная речь: учить детей рассказывать небольшие истории из личного опыта;
Ход занятия:
Организационный момент:
- Ребята, вы всегда были такими большими, как сейчас? (Нет).
- Какими вы были? (Маленькими).
- А когда вы были маленькие, какие вы были по характеру, по поведению? (Несмышленые, забавные, смешные, непоседливые, глупые, очаровательные, милые и т. д.).
- Когда вы были маленькими, вы многое не умели делать. Что вы не умели делать? (родить, бегать, есть ложкой, разговаривать, одеваться, умываться, говорить и т. д.).
- А кто же вас всему этому научил? (Мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатели).
- Кто вас носил на руках? (Мама, папа и т. д.).
- А кто вас носил на плечах? (Папа).
Основная часть:
- А какие у папы руки? (Сильные, твердые, уверенные, ласковые, добрые, большие и т. д.).
- Какой ваш папа? Придумайте много слов, чтобы охарактеризовать вашего папу. (Добрый, сильный, веселый, трудолюбивый, смелый, умный и т. д.).
- Ребята, подумайте и вспомните случаи из вашей жизни, когда папа был смелым, сильным, мужественным? (Ответы детей).
- А теперь вспомните случаи из жизни, кош папа был веселым и добрым? (Ответы детей).
-А когда ваш папа был трудолюбивым, ловким? (Ответы детей).
- Ребята, какие замечательные у вас папы. А какие дела в доме может делать только папа? А мамы не умеют. (Пилить, рубить, строгать, чинить телевизор, машину водить, ремонтировать машину, чинить пылесос и утюг, стеклить окно, пылесосить и т. д.).
Игра-имитация со звукопроизношением:
Пилить - джик-джцк.
Пылесосить - у-у-у-у.
Забивать гвозди - тук-тук.
Строгаль - чик-чик-чик.
- Ребята, подумайте, а каким очень важным делам вас научил папа? (Завязывать шнурки, мыть руки, держать правильно ложку, научил читать, в футбол играть, гвозди забивать, кататься на велосипеде и т. д.).
Заключительная часть:
-Да, ребята, по вашим рассказам чувствуется, что вы очень любите своих пап и папы любят вас.
- А теперь постарайтесь вспомнить случай из своей жизни, когда папа вас очень обрадовал, и попробуйте всем вам рассказать про этот случай.
(Рассказы детей из личного опыта).
Образовательная ситуация 3: «Едем в гости к бабушке».
Цель: учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относиться к ней с нежностью и любовью. Воспитывать культуру поведения.