Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:17, курсовая работа
Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
1. Введение.
. Определение конфликта.
. Предмет молодежной конфликтологии.
. Классификация молодежных конфликтов.
Межгрупповые (межпоколенные) конфликты.
. Проблема юношеского возраста в истории.
. Межпоколенные отношения.
. Аспекты конфликтности межпоколенных отношений.
. Теории межпоколенных конфликтов.
9. Конфликты в школе.
. Кризис института образования.
. Конфликты “ученик – учитель”.
. Конфликты “ученик – родитель”
. Конфликты “ученик – ученик”.
. Итоги и последствия межпоколенных конфликтов. (тезисы)
15. Межгрупповые молодежные конфликты.
. Классификация молодежной группы.
. Современное состояние молодежной группы.
. Типология членов молодежной группы.
. Истоки межгрупповых конфликтов
20. Межличностные конфликты в армии.
. Кризис в армии.
. Типы механизмов функционирования конфликтов в армии.
. Ценности – как основание межличностных конфликтов.
24. Заключение.
направленной против родительского поколения. Ненависть, которую они питают
к нам - старшему поколению, - сродни национальной ненависти, самой
разрушительной из всех эмоций. Она исключает всякую коммуникацию, что
делает ее “слепой” и создает угрозу эскалации вражды”.
Другой подход предлагал французский психоаналитик Ж. Мандель
противопоставляет классическому “конфликту”, описанному Фрейдом (“Эдипов
комплекс”), идею “Кризиса поколений”. Если “конфликт поколений”, связанный
с Эдиповым комплексом”, состоял в том, что подросток стремился занять в
обществе место своего отца и вообще старших, “социальных отцов”, то “кризис
поколений” означает, что юноша не соперничает с отцом, чтобы в конечном
счете идентифицироваться с ним, а полностью отвергает его как образец,
отказываясь от своего социально-культурного наследства.
Это происходит прежде всего по тому, что современное общество и
существующая в нем власть больше не переживается в бессознательном как
образ Отца - наставника, покровителя и воплощения ценностей, а напоминает,
скорее, архаический образ всемогущей Матери в обществе и семье.
В 1994 году в школах Москвы и Московской области производились
социологические исследования, которые ставили задачей определить, сохраняет
ли российская семья свою социализирующую роль и в каком направлении
формирует она сегодня профессиональные интересы детей. Исследованиями были
охвачены старшеклассники и их родители, которым было предложено ряд
вопросов; объем выборки - 405 единиц.
Как показывают исследование, сегодня авторитет матери как советчицы очень
велик: 71% подростков Подмосковья и 66% москвичей советуются именно с
матерью по важным для себя вопросам.
Адресаты обращений старшеклассников за советом (%).
|Варианты
|Мать
|Отец
|Старший брат (сестра) |6 |11 |
|Друг (подруга) |36 |43 |
|Кто-либо еще (бабушка, дядя др.)|6 |3 |
|Ни с кем не советуются |28 |15 |
Из общего числа мальчиков, попавших в выборку, 62% выбирают в качестве
первоочередного советчика мать. Лишь 30% мальчиков считают возможным
обращаться за помощью и советом также к отцу. Как выяснилось, фактором
повышения авторитета родителей для детей является их занятость коммерческой
деятельностью. Дети с большей готовностью полагаются на их советы,
справедливо считая своих родителей более адаптированными к новым условиям
жизни, трезво оценивающую реальную жизненную ситуацию.
Следует также обратить внимание на весьма высокий процент детей,
предпочитающих не обращаться за советом ни к кому, полагаться только на
себя. Причем в Москве таких детей значительно больше, чем в Подмосковье,
разрыв составляет 13%, а, учитывая, что Москва город с ограниченной
возможностью социального контроля над детьми, такая высокая
самостоятельность подростков-москвичей свидетельствует о повышенном риске
их действий, о возможности их более частого попадания в критические
ситуации.
Столь же рискованным является очень популярное среди подростков обращение
за советом к другу или подруге, занимающим второе после матери место в ряду
авторитетов. Некомпетентные советы сверстников также могут привести
подростка к рискованным поступкам. Интересно, что родители недооценивают
роль товарищей своих детей, полностью исключив их из состава возможных
советчиков, в то время как по признанию 36% детей, они пользуются услугами
друзей для этой цели, исследования показали, что 55% подростков общаются с
товарищами, неизвестными их родителям.
Современные теоретические взгляды на конфликт представлены либо как
теории человеческого развития, либо как социально-психологические теории.
Развивающие теории включают психоаналитическую теорию и теорию
когнитивного развития.
Психоаналитическая теория утверждает, что конфликты с родителями и
отчуждения от родителей являются полезной для здоровья необходимостью
поддержки становления личности, перестройки отношений и уменьшения
тревожности. Личность, развивающаяся в семье, характеризуется отношениями
любви и поддержки родителями. По мере созревания личности, семейные
отношения разрушаются, конфликты гарантируются, и личность отдаляется и
устанавливает альтернативные отношения со сверстниками, которые занимают
место тесных связей с родителями.
Когнитивно-развивающая теория утверждает, что конфликты являются
результатами интеллектуальной зрелости, побуждающей к пересмотру понимания
себя и отношений. Конфликты являются механизмом, при помощи которого дети и
подростки овладевают новыми познавательными структурами, развивая новые
взгляды, и значительно изменяя модели поведения с родителями и
сверстниками.
Конфликты в школе.
1. Кризис института образования.
2. Конфликты “ученик – учитель”.
3. Конфликты “ученик – родитель”
4. Конфликты “ученик – ученик”
5. Итоги и последствия межпоколенных конфликтов. (тезисы)
Межгрупповые молодежные конфликты касаются взаимоотношений подростков ни
только с родителями, но и со школой. Большинство специалистов считают, что
системы образования развитых стран во всем мире испытывают кризис. Причем
кризис носит глобальный характер и продолжает углубляться даже в самых
развитых и “спокойных” в смысле национальных потрясений странах.
Глобальный кризис, который охватил все сферы жизни российского общества,
представляет реальную угрозу как для человека, так и для системы
образования. Нарушены многие формы самоутверждения и выживания человека.
Раньше его самоутверждение во многом осуществлялось на базе образования.
Однако в настоящее время наблюдается падение престижа образования, утрата
интереса к получению знаний вообще.
В институте образования принято выделять четыре субъекта деятельности:
ученик, учитель, родитель и администратор (руководители различных уровней).
Отсюда можно выделить 10 видов противостояний:
1. ученик - учитель
2. ученик – родитель
3. ученик - ученик
4. ученик - администратор
5. учитель - учитель
6. учитель - родитель
7. учитель - администратор
8. родители - родители
9. родители - администратор
10. администратор - администратор
Нас же интересует первые три вида противостояния.
конфликт между учеником и учителем – один из примеров межгрупповых,
межпоколенных конфликтов. Причинами такого противостояния, с точки зрения
учеников, являются:
. оскорбление со стороны учителя
. нетактичное поведение
. необъективность при оценке знаний
. завышенные требования
Наиболее распространены следующие формы поведения в конфликтных
ситуациях старшеклассников с учителем:
. сотрудничество
. компромисс
. соперничество
. уклонение от контактов
. приспособление
Причем формы поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек
существенно различаются. Девушки, прежде всего, стремятся к сотрудничеству,
затем выбирают компромисс, приспособление, уклоняются от встреч и лишь в
крайнем случае идут на соперничество. Среди юношей наиболее
предпочтительной формой поведения является соперничество, далее компромисс,
сотрудничество, сведение контактов к минимуму, приспособление. Таким
образом, в случае возникновения конфликтных ситуаций с учителем
старшеклассники выбирают продуктивные формы поведения, хотя юноши более
конфликтны, чем девушки.
Опрос учащихся общеобразовательных школ Тулы показал, что конфликты с
учителями чаще всего возникают из-за:
1. Неинтересного ведения урока учителем (38%)
2. Неподготовленного домашнего задания (36,6%)
3. Пропусков уроков (36,3%) [11]
Крайнюю форму соперничества конфликт, связанный с учебной деятельностью,
приобрел в последнее время: старшеклассники требуют убрать того или иного
учителя.
Другая точка зрения - это мнение учителей. В ходе социологического
исследования главными причинами возникновения конфликтов с учениками были
названы:
1. Нарушение дисциплины на уроке (51,9%)
2. Плохое выполнение домашнего задания (35,5%)
3. Нездоровые отношения между учениками (22,6%) [12]
Вот типичные формы урегулирования конфликтов с учащимися:
. внешнее пресечение конфликтных действия путем наложения различных
санкций (самостоятельно, либо с помощью родителей, администрации) -
66,7% ответов;
. проведение индивидуальной работы с учащимися на уроке и вне урока
(беседы - внушения) - 50%
. профилактика возникновения конфликтов, разрешение проблем с учетом
индивидуальных и возрастных особенностей учащихся - 19,4%;
. отсутствие внешней реакции на конфликтную ситуацию - 11,1% [13]
Еще одним внешним фактором в отношениях учителей и учеников,
способствующим ухудшению в школе, становится рост числа безработных,
особенно среди молодежи. По мнению американского ученого Б. Саймона,
“массовая безработица среди молодежи... оказывает отрицательное воздействие
на мотивацию как учеников, так и учителей: первые катастрофически теряют
интерес к учебе, вторые - к работе”[14].
Самым важным фактором социализации ребенка была и остается семья. Помимо
сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают родители, на
ребенка действует вся внутрисемейная атмосфера. Конфликт “ученик -
родитель” вписывается в вечную тему “отцы и дети”.
Социологи Нижегородского государственного университета изучали причины
конфликтов между родителями и детьми. Анкетированием было охвачено 850
учащихся 6-10 классов общеобразовательных школ города. Опрос показал, что
конфликты между детьми и родителями обусловлены полом ребенка. Приведем
наиболее частые причины ссор мальчиков и девочек с родителями:
|Ответы мальчиков. |Ответы девочек |
|54,5% - мало учу уроки дома |50,3% - иногда не слушаю родителей,|
|
|46,1% - иногда не слушаю |47,4% - мало учу уроки дома |
|родителей, делаю по-своему |
|40,5% - из-за плохой учебы |37,2% - из-за моей грубости, |
|
|34,1% - мало читаю |33,7% - из-за плохой учебы |
|33,5% - много гуляю |31,9% - не убираю свои вещи |
|32,7% - не убираю свои вещи |28,6% - ссорюсь с братом |
|31,6% - из-за моей грубости, |27,4% - забываю выполнять просьбы, |
|несдержанности
|30,2% - много смотрю ТВ |25,4% - много смотрю ТВ |
|24,6% - много слушаю магнитофон |23,7% - мало ем, не то ем, не ем в |
|
|24,3% - мало помогаю по дому |23,5% - мало помогаю по дому |
|24,3% - ссорюсь с сестрой |23,3% - меня не понимают |
|24,3% - плохо веду себя в школе |23,3% - из-за выбора профессии |
Как видно, главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с родителями
являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своему
разумению, что родители расценивают как непослушание.
Конфликты среди учеников происходят довольно часто и, по мнению учителей
“являются обычным делом для школы”[7]. Наверно основные поводы конфликтов
между учениками - зависть, грубость, хамство, жестокость, озлобленность,
агрессивность. Наиболее часто конфликты происходят в 8-9 классах в так
называемый переходный возраст. Конфликты в подростковой среде характерны
для всех времен и народов. Сегодня причиной серьезного конфликта может
стать спор между представителями разных музыкальных культур (“реперами” и
“металлистами”), между болельщиками разных спортивных команд (Динамо и
Спартак). “Детская жестокость - явление общественное. Один из парадоксов
мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого
подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли...”[6]
Как признается ученик 10-го класса г. Новосибирска, в школе, “чтобы
выжить, надо иметь “крутых” знакомых, или много денег”/8/
Конфликты между учениками наверно изжить нельзя. В школе происходит
нормальная социализация личности подростка и в зависимости от того сколь
успешно протекает этот процесс, (воспитание духовных, нравственных
ценностей) снижается или возрастает частота конфликтов между школьниками.