Молодежные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Оглавление

1. Введение.

. Определение конфликта.

. Предмет молодежной конфликтологии.

. Классификация молодежных конфликтов.



Межгрупповые (межпоколенные) конфликты.



. Проблема юношеского возраста в истории.

. Межпоколенные отношения.

. Аспекты конфликтности межпоколенных отношений.

. Теории межпоколенных конфликтов.

9. Конфликты в школе.

. Кризис института образования.

. Конфликты “ученик – учитель”.

. Конфликты “ученик – родитель”

. Конфликты “ученик – ученик”.

. Итоги и последствия межпоколенных конфликтов. (тезисы)

15. Межгрупповые молодежные конфликты.

. Классификация молодежной группы.

. Современное состояние молодежной группы.

. Типология членов молодежной группы.

. Истоки межгрупповых конфликтов

20. Межличностные конфликты в армии.

. Кризис в армии.

. Типы механизмов функционирования конфликтов в армии.

. Ценности – как основание межличностных конфликтов.

24. Заключение.

Файлы: 1 файл

молодежные конфликты.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

направленной против родительского поколения. Ненависть, которую  они  питают

к  нам  -  старшему  поколению,  -  сродни  национальной  ненависти,   самой

разрушительной из  всех  эмоций.  Она  исключает  всякую  коммуникацию,  что

делает ее “слепой” и создает угрозу эскалации вражды”.

   Другой   подход   предлагал   французский   психоаналитик   Ж.   Мандель

противопоставляет классическому  “конфликту”,  описанному  Фрейдом  (“Эдипов

комплекс”), идею “Кризиса поколений”. Если “конфликт  поколений”,  связанный

с Эдиповым комплексом”, состоял в том,  что  подросток  стремился  занять  в

обществе место своего отца и вообще старших, “социальных отцов”, то  “кризис

поколений” означает, что юноша не соперничает  с  отцом,  чтобы  в  конечном

счете идентифицироваться с ним,  а  полностью  отвергает  его  как  образец,

отказываясь от своего социально-культурного наследства.

   Это  происходит  прежде  всего  по  тому,  что  современное  общество  и

существующая в нем власть  больше  не  переживается  в  бессознательном  как

образ  Отца - наставника, покровителя и воплощения ценностей, а  напоминает,

скорее, архаический образ всемогущей Матери в обществе  и семье.

  В  1994  году  в  школах  Москвы  и  Московской   области   производились

социологические исследования, которые ставили задачей определить,  сохраняет

ли  российская  семья  свою  социализирующую  роль  и  в  каком  направлении

формирует она сегодня профессиональные интересы детей.  Исследованиями  были

охвачены  старшеклассники  и  их  родители,  которым  было  предложено   ряд

вопросов; объем выборки - 405 единиц.

  Как показывают исследование, сегодня авторитет матери как советчицы очень

велик: 71%  подростков Подмосковья  и  66%  москвичей  советуются  именно  с

матерью по важным для себя вопросам.

 

                  Адресаты обращений старшеклассников за советом (%).

|Варианты                        |Москва |Подмосковье  |

|Мать                            |68     |71           |

|Отец                            |23     |17           |

|Старший брат (сестра)           |6      |11           |

|Друг (подруга)                  |36     |43           |

|Кто-либо еще (бабушка, дядя др.)|6      |3            |

|Ни с кем не советуются          |28     |15           |

 

  Из общего числа мальчиков, попавших в выборку, 62%  выбирают  в  качестве

первоочередного  советчика  мать.  Лишь  30%  мальчиков  считают   возможным

обращаться за помощью и советом  также  к  отцу.  Как  выяснилось,  фактором

повышения авторитета родителей для детей является их занятость  коммерческой

деятельностью.  Дети  с  большей  готовностью  полагаются  на   их   советы,

справедливо считая своих родителей более адаптированными  к  новым  условиям

жизни, трезво оценивающую реальную жизненную ситуацию.

  Следует  также  обратить  внимание  на  весьма  высокий  процент   детей,

предпочитающих не обращаться за советом ни  к  кому,  полагаться  только  на

себя. Причем в Москве таких детей значительно  больше,  чем  в  Подмосковье,

разрыв  составляет  13%,  а,  учитывая,  что  Москва  город  с  ограниченной

возможностью   социального    контроля    над    детьми,    такая    высокая

самостоятельность подростков-москвичей свидетельствует  о  повышенном  риске

их  действий,  о  возможности  их  более  частого  попадания  в  критические

ситуации.

  Столь же рискованным является очень популярное среди подростков обращение

за советом к другу или подруге, занимающим второе после матери место в  ряду

авторитетов.  Некомпетентные  советы  сверстников   также   могут   привести

подростка к рискованным поступкам.  Интересно,  что  родители  недооценивают

роль товарищей своих детей,  полностью  исключив  их  из  состава  возможных

советчиков, в то время как по признанию 36% детей, они  пользуются  услугами

друзей для этой цели, исследования показали, что 55% подростков  общаются  с

товарищами, неизвестными их родителям.

 

   Современные теоретические взгляды  на  конфликт  представлены  либо  как

теории человеческого развития, либо как социально-психологические теории.

   Развивающие  теории  включают   психоаналитическую   теорию   и   теорию

когнитивного развития.

   Психоаналитическая теория  утверждает,  что  конфликты  с  родителями  и

отчуждения от   родителей  являются  полезной  для  здоровья  необходимостью

поддержки  становления  личности,   перестройки   отношений   и   уменьшения

тревожности. Личность, развивающаяся в  семье,  характеризуется  отношениями

любви  и  поддержки  родителями.  По  мере  созревания  личности,   семейные

отношения разрушаются, конфликты  гарантируются,  и  личность  отдаляется  и

устанавливает альтернативные отношения  со  сверстниками,  которые  занимают

место тесных связей с родителями.

   Когнитивно-развивающая  теория  утверждает,   что   конфликты   являются

результатами интеллектуальной зрелости, побуждающей к  пересмотру  понимания

себя и отношений. Конфликты являются механизмом, при помощи которого дети  и

подростки овладевают  новыми  познавательными  структурами,  развивая  новые

взгляды,  и  значительно   изменяя   модели   поведения   с   родителями   и

сверстниками.

 

 

 

                                Часть вторая.

 

                             Конфликты в школе.

 

 

 

1. Кризис института образования.

2. Конфликты “ученик – учитель”.

3. Конфликты “ученик – родитель”

4. Конфликты “ученик – ученик”

5. Итоги и последствия межпоколенных конфликтов. (тезисы)

 

   Межгрупповые молодежные конфликты касаются взаимоотношений подростков ни

только с родителями, но и со школой. Большинство специалистов  считают,  что

системы образования развитых стран во всем мире  испытывают  кризис.  Причем

кризис носит глобальный характер  и  продолжает  углубляться  даже  в  самых

развитых и “спокойных” в смысле национальных потрясений странах.

   Глобальный кризис, который охватил все сферы жизни российского общества,

представляет  реальную  угрозу  как  для  человека,  так   и   для   системы

образования.  Нарушены многие формы самоутверждения  и  выживания  человека.

Раньше его самоутверждение во многом  осуществлялось  на  базе  образования.

Однако в настоящее время наблюдается падение  престижа  образования,  утрата

интереса к получению знаний вообще.

   В институте образования принято  выделять четыре субъекта  деятельности:

ученик, учитель, родитель и администратор (руководители различных  уровней).

Отсюда можно выделить 10 видов противостояний:

   1.   ученик - учитель

   2.  ученик – родитель

   3. ученик - ученик

   4.  ученик - администратор

   5.  учитель - учитель

   6.  учитель - родитель

   7.  учитель - администратор

   8.  родители - родители

   9.  родители - администратор

  10.  администратор - администратор

 

   Нас же интересует первые три вида противостояния.

    конфликт между учеником и учителем –  один  из  примеров  межгрупповых,

межпоколенных конфликтов. Причинами такого противостояния,  с  точки  зрения

учеников, являются:

    . оскорбление со стороны учителя

    . нетактичное поведение

    . необъективность при оценке знаний

    . завышенные требования

 

   Наиболее  распространены  следующие  формы   поведения   в   конфликтных

ситуациях старшеклассников с учителем:

    . сотрудничество

    . компромисс

    . соперничество

    . уклонение от контактов

    . приспособление

   Причем формы  поведения  в  конфликтной  ситуации  у  юношей  и  девушек

существенно различаются. Девушки, прежде всего, стремятся к  сотрудничеству,

затем выбирают компромисс, приспособление, уклоняются от  встреч  и  лишь  в

крайнем   случае   идут   на   соперничество.    Среди    юношей    наиболее

предпочтительной формой поведения является соперничество, далее  компромисс,

сотрудничество,  сведение  контактов  к  минимуму,   приспособление.   Таким

образом,  в   случае   возникновения   конфликтных   ситуаций   с   учителем

старшеклассники выбирают продуктивные  формы  поведения,  хотя  юноши  более

конфликтны, чем девушки.

   Опрос учащихся общеобразовательных школ Тулы показал,  что  конфликты  с

учителями чаще всего возникают из-за:

 

   1.  Неинтересного ведения урока учителем (38%)

   2.  Неподготовленного домашнего задания (36,6%)

   3.  Пропусков уроков (36,3%) [11]

   Крайнюю форму соперничества конфликт, связанный с учебной деятельностью,

приобрел в последнее время: старшеклассники требуют убрать  того  или  иного

учителя.

   Другая точка зрения -  это  мнение  учителей.  В  ходе  социологического

исследования главными причинами возникновения конфликтов  с  учениками  были

названы:

   1.  Нарушение дисциплины на уроке (51,9%)

   2.  Плохое выполнение домашнего задания (35,5%)

   3.  Нездоровые отношения между учениками (22,6%) [12]

 

   Вот типичные формы урегулирования конфликтов с учащимися:

    . внешнее пресечение  конфликтных  действия  путем  наложения  различных

      санкций (самостоятельно, либо с помощью  родителей,  администрации)  -

      66,7% ответов;

    . проведение индивидуальной работы с учащимися  на  уроке  и  вне  урока

      (беседы - внушения) - 50%

    . профилактика возникновения конфликтов,  разрешение  проблем  с  учетом

      индивидуальных и возрастных особенностей учащихся - 19,4%;

    . отсутствие внешней реакции на конфликтную ситуацию - 11,1% [13]

   Еще  одним  внешним  фактором  в   отношениях   учителей   и   учеников,

способствующим  ухудшению  в  школе,  становится  рост  числа   безработных,

особенно  среди  молодежи.  По  мнению  американского  ученого  Б.  Саймона,

“массовая безработица среди молодежи... оказывает отрицательное  воздействие

на мотивацию как учеников, так и  учителей:  первые  катастрофически  теряют

интерес к учебе, вторые - к работе”[14].

 

   Самым важным фактором социализации ребенка была и остается семья. Помимо

сознательного,  целенаправленного  воспитания,  которое  дают  родители,  на

ребенка  действует  вся  внутрисемейная  атмосфера.   Конфликт   “ученик   -

родитель” вписывается в вечную тему “отцы и дети”.

  Социологи Нижегородского государственного  университета  изучали  причины

конфликтов между родителями  и  детьми.  Анкетированием  было  охвачено  850

учащихся 6-10 классов общеобразовательных школ города.  Опрос  показал,  что

конфликты между детьми и  родителями  обусловлены  полом  ребенка.  Приведем

наиболее частые причины ссор мальчиков и девочек с родителями:

 

|Ответы мальчиков.                 |Ответы девочек                     |

|54,5% - мало учу уроки дома       |50,3% - иногда не слушаю родителей,|

|                                  |делаю по-своему                    |

|46,1% - иногда не слушаю          |47,4% - мало учу уроки дома        |

|родителей, делаю по-своему        |                                   |

|40,5% - из-за плохой учебы        |37,2% - из-за моей грубости,       |

|                                  |несдержанности                     |

|34,1% - мало читаю                |33,7% - из-за плохой учебы         |

|33,5% - много гуляю               |31,9% - не убираю свои вещи        |

|32,7% - не убираю свои вещи       |28,6% - ссорюсь с братом           |

|31,6% - из-за моей грубости,      |27,4% - забываю выполнять просьбы, |

|несдержанности                    |поручения                          |

|30,2% - много смотрю ТВ           |25,4% - много смотрю ТВ            |

|24,6% - много слушаю магнитофон   |23,7% - мало ем, не то ем, не ем в |

|                                  |школе                              |

|24,3% - мало помогаю по дому      |23,5% - мало помогаю по дому       |

|24,3% - ссорюсь с сестрой         |23,3% - меня не понимают           |

|24,3% - плохо веду себя в школе   |23,3% - из-за выбора профессии     |

 

  Как видно, главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с родителями

являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать  по  своему

разумению, что родители расценивают как непослушание.

 

   Конфликты среди учеников происходят довольно часто и, по мнению учителей

“являются обычным делом для школы”[7]. Наверно  основные  поводы  конфликтов

между учениками - зависть,  грубость,  хамство,  жестокость,  озлобленность,

агрессивность. Наиболее часто конфликты  происходят  в  8-9  классах  в  так

называемый переходный возраст. Конфликты  в  подростковой  среде  характерны

для всех времен и  народов.  Сегодня  причиной  серьезного  конфликта  может

стать спор между представителями разных музыкальных  культур  (“реперами”  и

“металлистами”), между  болельщиками  разных  спортивных  команд  (Динамо  и

Спартак). “Детская жестокость - явление  общественное.  Один  из  парадоксов

мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо  больше  взрослого

подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли...”[6]

   Как признается ученик 10-го класса  г.  Новосибирска,  в  школе,  “чтобы

выжить, надо иметь “крутых” знакомых, или много денег”/8/

   Конфликты между учениками наверно  изжить  нельзя.  В  школе  происходит

нормальная социализация личности подростка и в  зависимости  от  того  сколь

успешно  протекает  этот   процесс,   (воспитание   духовных,   нравственных

ценностей) снижается или возрастает частота  конфликтов  между  школьниками.

Информация о работе Молодежные конфликты