Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:17, курсовая работа
Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
1. Введение.
. Определение конфликта.
. Предмет молодежной конфликтологии.
. Классификация молодежных конфликтов.
Межгрупповые (межпоколенные) конфликты.
. Проблема юношеского возраста в истории.
. Межпоколенные отношения.
. Аспекты конфликтности межпоколенных отношений.
. Теории межпоколенных конфликтов.
9. Конфликты в школе.
. Кризис института образования.
. Конфликты “ученик – учитель”.
. Конфликты “ученик – родитель”
. Конфликты “ученик – ученик”.
. Итоги и последствия межпоколенных конфликтов. (тезисы)
15. Межгрупповые молодежные конфликты.
. Классификация молодежной группы.
. Современное состояние молодежной группы.
. Типология членов молодежной группы.
. Истоки межгрупповых конфликтов
20. Межличностные конфликты в армии.
. Кризис в армии.
. Типы механизмов функционирования конфликтов в армии.
. Ценности – как основание межличностных конфликтов.
24. Заключение.
Типы механизмов функционирования конфликтов в армии.
При рассмотрении содержания каждой из приводимых выше механизмов, нужно
иметь в виду, что в “чистом” виде ни “дедовщина”, ни “землячество”, ни
другие формы, как правило, не встречаются. Каждая из механизмов
функционирования в определенные периоды времени может выступать в качестве
доминирующей, но это не означает, что другие формы при этом отсутствуют.
Они существуют, но имеют не столь ярко выраженное проявление. Приводимая
граница дается для удобства рассмотрения этого сложного комплекса
негативных явлений.
“Дедовщина” (получившая на флоте название “годковщина”) представляет
собой проявление неуставных взаимоотношений, при котором в качестве
доминирующего социального признака (а в соответствии с ним - и комплекса
“привилегий” или “обязанностей” в неформальной структуре подразделения)
выступает срок службы.
Разделение военнослужащих на “категории” с соответствующими для каждой
из них своими функциями закрепляется путем создания и проведения
военнослужащими старших периодов службы порочных ритуалов и традиций.
Данные ритуалы, как стихийно возникшее средство упрочнения “дедовщины”,
“исключительно разнообразны по своей форме, но суть их одна: закрепить
дифференциацию, разделение военнослужащих срочной службы по периодам,
“напомнить” о роли каждого в структуре искаженных, деформированных
внутриколлективных связей, порожденных феноменом неуставных
взаимоотношений”.
Неформальная иерархическая структура (в нашем случае – “дедовщина”),
существующая практически в каждом воинском подразделении, компенсирует
недостатки формальной (уставной) структуры, в том числе и слабость
института младших командиров. Так же, как в уставной структуре существуют
свои системы форм дисциплинарного воздействия и морального поощрения,
призванные обеспечить нормальное функционирование официальной структуры,
так и в неформальной структуре воинских подразделений сложились свои
системы мер аналогичного предназначения.
Неформальная система морального поощрения заключается в основном в том,
что неукоснительное выполнение “обязанностей” младших периодов службы
гарантирует своевременное перемещение в новое качество – старший период
службы с последующей утратой названных “обязанностей” и приобретением ряда
“привилегий”. Система – отлаженная, безотказная и весьма действенная, а
потому и воспринимаемая большинством военнослужащих как необходимая и
целесообразная в армейских условиях.
Разделение форм насилия на акты физического и психического воздействия
представляется весьма условным, так как иногда весьма трудно определить,
какая из этих составляющих доминирует. Психическое насилие часто переходит
в физическое или является его существенным дополнением. Нельзя однозначно
определить и преобладающее значение того или другого вида насилия по
степени воздействия на личность.
В случае с дедовщиной, главное состоит в том, что обе противостоящие
стороны (старослужащие и молодые солдаты) во всех случаях вынуждены
воспринимать роли (“руководителей” и “подчиненных”) навязываемые им
неформальной структурой (как в “Тюремном эксперименте” Ф. Зимбардо).
“Землячество” - особый вид неуставных взаимоотношений, основанный на
неформальном разделении военнослужащих по национальной или региональной
принадлежности. В период с конца 70-х и вплоть до начала 90-х годов шел
интенсивный процесс вытеснения “дедовщины” “землячеством” (на национальной
основе), как следствие сложившейся демографической ситуации, при которой
основной прирост населения страны происходил за счет среднеазиатских и
закавказских республик.
Однако ввиду распада СССР на суверенные государства (и как следствие
этого – образование национальных республиканских армий) проблема
“землячества” в Вооруженных Силах Российской Федерации в настоящее время
утратила свое прежнее значение.
“Культ силы” - неформальное разделение военнослужащих по наличию
определенных индивидуальных качеств и особенностей. Конфликты на этой
основе особенно контрастно проявляются в подразделениях однопризывного
состава. Этот фактор может являться основным поводом для межличностного
конфликта. Особенно в армии, где проявляется “специфика юношеской
психологии в условиях закрытого мужского сообщества, и попытки компенсации
дефицита свободного времени, мероприятий культурно-досугового характера,
различных видов довольствия, трудностей воинского быта и др.”
“Религиозный фактор” - особый вид неуставных взаимоотношений, основанный
на разделении военнослужащих по принадлежности к различным религиозным
конфессиям, когда имеет место противоправное действие одних военнослужащих
к другим военнослужащим представителей отдельных конфессий (в частности,
мусульман). “Данная разновидность неуставных взаимоотношений имела
ограниченное распространение, но исключать возникновение данной проблеме в
перспективе не стоит”.
“Криминогенный фактор” - неуставные взаимоотношения, основанные на
неформальном разделении военнослужащих по принадлежности к различным
группировкам криминогенной направленности до их призыва в ряды Вооруженных
Сил. О том, что данная проблема актуальна, свидетельствуют официальные
данные: среди призывников весны 1992 г. 8% имели приводы в милицию, 1,5%
были осуждены; осенью того же года криминогенность призывного контингента
составляла 18,3% и 3,7%.
Представители данной категории военнослужащих до призыва в армию имели
непосредственные дружеские контакты с лицами, отбывавшими сроки заключения
в местах лишения свободы, и как следствие этого – перенявшие “стиль и форму
поведения, свойственные этому кругу лиц (от внешних признаков – татуировка
и жаргон, до восприятия особой идеологии о “высших” принципах и нормах
поведения)”.
В условиях, когда молодые люди, принадлежавшие до призыва к указанной
группе лиц, попадают в подразделение, они, как правило, в короткий период
времени “добиваются привилегированного положения, не свойственному их
статусу ни с точки зрения “дедовщины” (срок службы), ни “землячества”
(национальность или место жительства). При наличии же в подразделении,
части (на корабле) нескольких таких военнослужащих, создаются предпосылки
для их объединения во внутренне сплоченную группу, создающую себе некий
имидж высшей касты”, столь характерный для мест лишения свободы.
“Общественно-политический фактор” - неуставные взаимоотношения,
основанные на неформальном разделении военнослужащих по принадлежности до
призыва в Вооруженные Силы к различным политическим и общественно-
политическим организациям и объединениям.
Активное втягивание молодежи в политику может со временем привести к
созданию в подразделениях и частях группировок военнослужащих, имеющих
сходные общественно-политическую ориентацию, принадлежавших до призыва в ВС
к одним и тем же политическим партиям и организациям. Противостояние же
подобных социальных образований создает предпосылки к возникновению системы
посягательств противоположных группировок на интересы друг друга и к борьбе
за доминирующее положение в казарме. Усилению данной тенденции способствует
всевозрастающее расслоение общества на различные социальные группы по
уровню доходов.
Рассмотрев механизмы проявления межличностных молодежных конфликтов,
надо сказать об их истоках. Выделим такие типы конфликтов, в основе которых
лежит:
1. Конфликт ценностей – конфликт, связанный с исповедованием индивидами
различных ценностей, установок и предпочтений.
2. Конфликт интересов – имеет место, когда действие одной личности,
стремящийся достичь своих целей, блокируются, сталкиваются с
действиямидругой личности, также пытающейся достичь своих целей.
3. Обладание возможностями – конфликты, связанные с контролированием и
обладанием материальных ценностей и возможностей.
Сложно сказать, что же лежит в первоистоках возникновения конфликтов, но
видимо различие в ценностных представлениях подростков является основным,
для дальнейших, более сложных конфликтных взаимоотношениях.
Заканчивая работу надо заметить, что термины межгрупповые конфликты и
межпоколенные конфликты в данном контексте воспринимаются как синонимы. Так
как межпоколенные конфликты (проблема “отцов и детей”) – и есть та
глобальная проблема между молодежной группой и другими поколениями. Вообще
это извечная тема, извечный конфликт, который, видимо, ни когда не изжить.
Его можно только изучить и контролировать, направляя в нужное русло.
Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической
ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся
в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою
роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же
процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе привело к
кризису в системе образования - нехватка учителей, раздаточного материала и
т. п. - все это сказывается на уровне образования детей. Подростки, вместо
контроля со стороны родителей и школы оказываются предоставлены сами себе,
на улице, в молодежных неформальных группах. Отсюда, нарушена связь между
поколениями, агенты социализации не выполняют свою функцию. Все это ведет к
нарастанию конфликтности.
То же можно сказать и о конфликтах внутри молодежной среды, когда
появился новый феномен: “молодежные разборки” (забить стрелку) - подростки
сами не ведают, что творят! Резкий рост таких негативных явлений ведет к
дезорганизации общества. Ведь дети сегодня - это полноценные граждане
завтра, которые должны будут, например, участвовать в выборах. Так кто же
они, люди будущего?
1. Радугин А. А. Радугин К. А. Социология. Курс лекций.// М. “Владос” 1995
2. Социология молодежи.// под ред. В. Т. Лисовского С-Петербург 1996
3. США глазами американских социологов.// Под ред. Ю. Н. Давыдова Г. В.
Осипова. М. “Наука”1982
4. Дементьева Н. Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий
старшекласснников.// Социс 6/95
5. Воронин Г. Л. Конфликты в школе.// Социс 3/94
6. Дорохова Л. Били ли мальчика? // Учительская газета 4/91
7. Аргументы и факты //№52
8. Суд над системой образования. М.,1991
9. Симонова Л. Способы взаимодействия старшеклассников с учителями в
конфликтных ситуациях.//Психология учителя. М.,1988.
10. Исаичева Н. Школа глазами учеников и учителей.//Вопросы психологии 4/90
11. Школа - 1988. Проблемы. Противоречия. Перспективы. М.,1989.
12. Гатанова Н. Психологические аспекты разрешения учителями конфликтов с
учениками.//Психология учителя. М.,1988.
13. Саймон Б. “Общество и образование” М.,1989.
14. Образцов И. В. Формы проявлений неуставных отношений.//Социс2/96
15. Д. Джонсон, Р. Джонсон Программы по разрешению конфликтов и
посредничеству лиц равных по статусу в начальной и средней школах: обзор
исследований.// Социальный конфликт. 1/97
16. Основы социологии. Курс лекций./под ред. А. Г. Эфендиева М.,1994
17. А. Г. Здравомыслов Социология конфликта. М., 1996
18. Козер Л. А. Функции социального конфликта.//Социальный конфликт:
современные исследования. Реферативный сборник. М., 1991
19. А. Г. Здравомыслов Исследование конфликта на макроуровне, Теоретические
предпосылки. Н-Новгород, 1994
20. Левичева В. Ф. Молодежный Вавилон. М., 1989.
21. Шепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования
системы. СПб., 1993