Молодежные группировки как обьект социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель – теоретически изучить и проанализировать специфику социальной работы с молодежными группировками, выявить основные формы, методы и средства социальной работы.

К основным задачам можно отнести:

Рассмотрение основных проблем молодежи.

Анализирование различных молодежных группировок;

Изучение основных форм и методов социальной работы с молодежью и молодежными группировками.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.18 Кб (Скачать)

Практика  социальной работы с молодёжью представляет собой целенаправленную, проблемно-ориентированную  деятельность, которая развилась  из индивидуальной и групповой работы социальной педагогики и социальной работы. Методы социальной работы с  молодёжью направлены на помощь молодёжи в процессе социализации и адаптации  к обществу. Социальная работа с  молодёжью включает следующие направления:

оказание  индивидуальной помощи; работа с группами; работа на улице;

работа  в микросоциальной среде; создание социальных служб.

Вышеперечисленные направления тесно взаимосвязаны  между собой и образуют единое целое.

     В процессе индивидуальной помощи социальный работник изучает комплекс проблем  молодого человека. В одних случаях  это приводит к систематическому консультированию, в других – к  разрешению данной проблемы подключаются специализированные службы социальной помощи. Например, к решению проблем  наркоманов подключаются медицинские  службы, органы юстиции, исправительные учреждения.

     Индивидуальная  работа с молодёжью сосредотачивается  на таких проблемах как семья, работа и безработица, употребление наркотиков, правонарушения, сексуальность и опасность заражения СПИДом.

     Работа  на улице – разновидность профессионально-социальной работы, которая сосредоточена на улице, в местах сосредоточения групп  подростков, где они проводят большую  часть своего времени. Социальная работа осуществляется в данных местах. Помощь и поддержка строятся на конкретных запросах подростков: от материальной помощи и помощи в решении проблемы в кризисной ситуации до организации досуга и реализации потребностей в конкретном микрорайоне.

     Работа  в микросоциальной среде связана  с повседневными проблемами молодежи. Здесь можно говорить не только о  проблемах интеграции и отторжения, но и о проблемах организации  досуга молодежи, работы с их семьями, с местными жителями.

     Работа  в микросоциальной среде подразумевает  работу с проблемными группами молодежи. Социальные работники устанавливают  отношения с наркоманами. Им предлагается конкретная помощь в микрорайоне. В  рамках клубной работы, досуговой  деятельности социальные работники  предлагают консультационные услуги по проблемам наркомании.

     Социальная  работа с молодежью рассматривает  процесс употребления наркотических  веществ в первую очередь как  способ преодоления комплексных  проблем и сосредоточивает свою работу на разрешение этой ситуации в  повседневной жизни.

Еще одним  направлением социальной работы с молодежью  является создание социальных служб  для молодежи, которые осуществляют следующие функции:

-информирование молодых граждан об их правах и возможностях во всех сферах жизни;

-консультирование молодых граждан и их родителей;

-психологическая, педагогическая, наркологическая и юридическая помощь;

-социальная помощь молодой семье;

-помощь молодым гражданам, оказавшимся в особо неблагоприятных условиях в силу неудовлетворительного состояния их здоровья, инвалидам, а также лицам, находящимся и окончившим пребывание в государственных детских учреждениях, и безнадзорным гражданам;

- социальная работа в специальных учебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей;

-помощь в адаптации молодых граждан, освобожденных из мест лишения свободы и вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений; иные функции по оказанию помощи и созданию условий для развития молодежи.

     К деятельности в системе социальных служб для молодежи допускаются  лица, имеющие соответствующее образование  и профессиональную подготовку либо прошедшие аттестацию в установленном  порядке.

     Социальная  работа с молодёжью в своей  практике использует также психосоциальные методики. Можно выделить следующие виды психосоциальных методик:

- превентивные – направлены на профилактику психических и социальных девиаций;

- реабилитационные методики – направлены на восстановление психики после полученного деструктивного влияния;

- коррекционные, направленный на исправление негативных тенденций в психике;

- интегративные – методы повышения целостности психики. Под целостностью понимается взаимосвязанность, согласованность, системность всех уровней психической деятельности, а также непротиворечивость содержания субъективного опыта индивида.

     Клиент  социальной работы – это человек  с дезинтегрированной психикой, и  для оказания ему помощи необходимо восстановить целостность психики. Факторами, которые нарушают эту  целостность, могут быть травмы, болезни, физические и моральные страдания, одиночество, деструктивные внушения и установки («я никому не нужен», «из  меня ничего не выйдет», «я слабый»).

     При оказании социальной помощи молодому человеку нужно прежде всего исключить  или нейтрализовать действие этих негативных факторов. Необходимо извлечь молодого человека из деструктивной среды  и обеспечить ему нормальные социальные условия, основанные на уважении к его личности и чувствам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.  Молодежные группировки как объект социальной работы.

     Практика  работы с молодежью включает в  себя работу с неформальными группами, которые играют определённую роль в  становлении личности человека. Молодёжные группировки строятся по неформальному  признаку, в котором существует строгая  иерархия отношений.

     Группировки как отражение социальных проблем  общества: закономерности формирования, потребности.  Противоправное и преступное поведение молодежи  имеет преимущественно  групповой характер. Именно криминальным группам принадлежит особая роль в формировании поведения правонарушителей. Обществово сверстников в юношеском  возрасте выполняет специфические  функции, становясь каналом информации, межличностных отношений, видом  эмоционального контакта и деятельности. Отсутствие комфорта и понимания  в семье, учебном или трудовом коллективе приводят к тому, что  во имя сохранения контактов с  группой  юноши нередко готовы принять даже те диктуемые ее нормы  и моральные принципы, которые  расходятся с их собственными. Поэтому  совместно с членами криминальных групп правонарушения и преступления нередко допускают лица, в одиночку их не совершившие  бы. Особенностью криминальных групп молодежи, возникающих  в нашей стране в последние  годы является “почти взрывной рост их числа, рост агрессивной направленности некоторых из них, связь отдельных  объединений с преступным миром.  В молодежные группировки, как правило, входят мальчики. Однако,  за последние  несколько лет возросла преступность девушек. Среди молодежи все больше растет количество наркоманов. И эта  волна не обошла и слабый пол. Пройдя “школу группировок”, девушки, в основном становятся проститутками, наркоманками.

     Употребление  наркотиков, физическая и психическая  привязанность к ним, помимо прочих причин, заставляет подростково-молодежные группировки искать новые источники  получения необходимых для покупки  наркотиков средств. Как правило, это пути нелегальные. Одним из таких источников в молодежной среде является, в частности, вымогательство (рэкет)”. И этим, к сожалению, список преступлений, совершаемых на сегодняшний день подростково - молодежными группировками, не исчерпывается. В криминологической литературе выделяется три типа преступных групп подростков, отличающихся друг от друга по уровню своего развития и по ряду существенных качественных характеристик.

     Первый  тип - это традиционные преступные группы. Они нестойки и малочисленны по своему составу, образуются по месту учебы, жительства или работы. Как правило, их действия носят одноразовый, ситуативный  характер. Именно ситуация диктует  тактику поведения членов таких  групп в зависимости от того, насколько  это выгодно группировке для  достижения полезного для себя результата. Члены этих групп совершают , в основном, имущественные преступления.

     Второй  тип - “переходные” преступные группы. От традиционных групп  они отличаются не только большим количеством членов, но и качественными особенностями. Они характеризуются более продолжительным периодом деятельности. Эти группы совершают значительное число преступлений, а значит действуют в течение довольно продолжительного времени (полгода и больше), что позволяет говорить о наличии отдельных элементов устойчивости этих групп. По сравнению с традиционными группами для “переходных” групп характерно совершение наряду с имущественными преступлениями, преступлений, связанных с посягательствами на общественный порядок (хулиганство) и личность (нанесение телесных повреждений, убийства, изнасилования и т.д.; ). По структуре такие группы обычно делятся на несколько микрогрупп, численность которых не превышает 7 человек. Отдельные микрогруппы, как было выявлено в процессе исследования, выполняют роль так называемого “коллективного лидера”, координируют и направляют преступную деятельность всей группы. Состав членов “лидерской” группы более стабилен, именно ее членами совершается большинство преступлений, приходящихся на всю группировку в целом, что говорит о повышенной криминальной активности лиц, входящих в данную микрогруппу. Именно через членов “лидерской” группы осуществляется связь между всеми остальными микрогруппами, входящими в группировку (сообщение о месте и времени встречи, о готовящемся преступлении).

     Третий  тип преступных групп  - это устойчивые молодежные группировки. Именно они являются законодателями отношений с другими группами.  Эти группировки имеют стойкую антиобщественную направленность, а также элементы преступной организации: деление на сферы влияния, устойчивую структуру, систему подчинения, когда задачи ставятся верхним иерархическим слоем, который состоит из лиц зачастую с опытом уголовной ответственности, а также  кассу - “общаг”, - из которой финансируют тех, кто попал в заключение или похороны “своих”. Группировки возглавляются лидером 19 - 22 лет, далее идут “старики” - 16 - 18 лет - и, наконец, “шелуха” - 14 - 15 летние. Для этого типа преступных группировок характерно наличие не только лидера, но и “идеолога”, которые сами участия в преступлениях не принимают, а занимаются тем, что находят объекты нападения, обучают членов группы как успешно провести преступную операцию, скрыть следы, как вести себя в случае разоблачения преступления. В отличие от групп первого и второго типа, эти группировки имеют организованный характер и их состав более стабилен. Для них характерно насильственное вовлечение в группировку и удержание их с помощью физического и психического принуждения, а также внесения определенной суммы денег за выход из группы. Поэтому актуальными остаются меры предупреждения преступности.

       Как считает Шмельков А.В., социальное  пространство группировки расценивается  ее членами как условие для  самовыражения и самоутверждения.  Но, если раньше принадлежность  к той или иной молодежной  группировке являлась промежуточной  фазой вступления во взрослую жизнь и выполняла функцию соединительного звена между традиционной и современной системой ценностей, то на сегодняшний день группировки выступают в качестве места самоорганизации подростков 7.

     Социальная  работа с молодежью, используя возможности  группировки, вносит тот позитивный ресурс, который выстраивает весь процесс. Посредством использования  сложившихся отношений, работы с  динамикой в группе, руководства  групповыми процессами достигается  возможность преодоления нежелательных  последствий. Непродолжительные отношения  могут быть продолжены в процессе создания поддерживающих структур, которые  существуют длительное время и зачастую являются более эффективными. Для  этого организуется постоянная работа по установлению отношений, проводимая в рамках организации досуга и  систематической групповой работы в специально отведенных для этой цели помещениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В современной ситуации феномены молодежных группировок привлекают внимание социологов, культурологов, психологов, педагогов. При этом причины интереса достаточно разнообразны. Молодежные группировки могут рассматриваться как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной массовой культуры; как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.

     Итак, основными целями социальной работы с молодежными групировками являются:

-оптимизация системы государственно-общественного управления в сфере государственной молодежной политики;

-повышение эффективности функционирования системы образования и расширение спектра оказываемых образовательных услуг для молодежи;

-снижение численности и удельного веса молодежи в структуре безработных, развитие системы временной и сезонной занятости молодежи;

-возрождение ценности и значимости семьи в общественном сознании, укрепление семьи, увеличение рождаемости;

Информация о работе Молодежные группировки как обьект социальной работы