Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:32, курсовая работа
Цель – теоретически изучить и проанализировать специфику социальной работы с молодежными группировками, выявить основные формы, методы и средства социальной работы.
К основным задачам можно отнести:
Рассмотрение основных проблем молодежи.
Анализирование различных молодежных группировок;
Изучение основных форм и методов социальной работы с молодежью и молодежными группировками.
Прежде
всего, нужно отметить основные категории
«непацанов», которые воспринимаются
пацанами как чужие и по отношению
к которым проявляется
Ботаники. Данным термином (появился в середине 1980-х годов) обозначаются молодые люди и девушки, уделяющие чрезмерно много внимания учебе, не интересующиеся уличной жизнью и вообще неадекватные многим требованиям реальной жизни. Отличник может и не быть ботаником; ботаника отличает не только система его ценностей, но и неумение себя вести, за себя постоять, быстро реагировать на ситуацию, связно говорить; ботаник, как правило, не развит физически, нескладен. Часто считается, что ботаник не умеет одеваться; молодым людям данной категории приписывается нелепость во внешнем виде и т.д.
Неформалы. Молодые люди, относящиеся к идеоцентрическим неформальным объединениям молодежи, часто воспринимались (и воспринимаются) неприязненно. Причинами этого является, прежде всего, нетипичность неформалов – они необычно одеты, странно себя ведут, слушают непонятную музыку, исповедуют чуждую идеологию.
Впрочем, даже в советские времена (особенно сильно во второй половине 1980-х годов) можно было встретить множество примеров того, что неформалы входили в группировки или образовывали собственные группировки. Речь идет прежде всего о представителях субкультур, предполагающих конструирование брутальной маскулинности – байкерах, металлистах, алисоманах, киноманах. В постсоветские времена в качестве примера неформальной субкультуры, можно назвать рэперов.
Лохи. Под лохами понимаются люди, не включенные в уличную среду, не умеющие вести себя при общении, физически слабые, пугливые, заторможенные, несообразительные, не умеющие постоять за себя. С практической точки зрения, это те, «кто представляет из себя потенциальную или реальную жертву уличных ограблений и других насильственных действий»4. Проявлением крайне агрессивного отношения к «чужим» является одобренная групповыми нормами практика «разводки лохов» – большое внимание уделяется прессингу лохов с целью получения от них денег или ценных вещей. Эту практику можно назвать своеобразным искусством – разводка часто осуществляется артистично, с применением довольно изощренного психологического давления.
Возможны случаи (получили распространение в 1990–2000-х годах), когда тот или иной лох становится постоянным сдатчиком денег («кормушкой») для группировки или ее конкретного члена. В случае если участие в группировке обязательно для всех, проживающих на территории, в разряд таких «терпил» попадает практически вся молодежь мужского пола, не задействованная в жизни группы.
Этнические инородцы. Межнациональная нетерпимость во все времена была нетипична для уличной среды. Тем не менее, конфликты на межнациональной почве встречаются. При рассмотрении конкретных конфликтов на национальной почве часто становится понятно, что национальная составляющая здесь не главная – речь идет прежде всего о конфликте между группировками, а то, что они построены по национальному принципу – это уже частный случай. Примером может служить вражда молодежи подмосковных Люберец, проживающей возле одного из местных заводов, с кавказской молодежью, работавшей на этом заводе по спецнабору и жившей в общежитии.
В 1990–2000-е годы межнациональная напряженность значительно повысилась; агрессивное отношение к этническим инородцам как особой категории «чужих» стало типичным для многих группировок, в частности приверженных ультраправой идеологии (например, для скинхедов).
Минимальные показатели по шкале «сексизм» относятся к тем группам, в которых нормативным является уважение к девушке, признание за ней равных прав с юношами. Максимальный показатель сексизма – у групп, декларирующих половую дискриминацию, приниженное положение девушек, ущемление их в правах, мнение о них, как о людях «второго сорта».
Можно выявить определенный «гендерный договор», негласно существующий в отношениях между пацанами и девушками. Хорошим отношение со стороны пацанов скорее всего будет к той девушке, которая соответствует требованиям данного договора. Были выделили следующие параметры, по которым может оцениваться девушка.
1. Родственные
отношения с кем-либо из
2. Отношения любви и дружбы. Показательная гендерная формула: «Девчонка – не человек, но девчонка кого-либо из членов группировки неприкосновенна»5. Стоит уточнить, что речь идет не о любых подругах, а именно о девушках, имеющих статус «порядочных» и связанных отношениями особой личной симпатии (такие отношения могут закончиться браком). Случайная подруга, с которой пообщался «просто так», «по приколу» такого статуса может и не иметь (даже наоборот, может подвергаться повышенной сексуальной агрессии).
3. Умение
соблюдать сексуальную
4. «Приличный» внешний вид. Девушка не должна одеваться вызывающе.
Встречаются случаи, когда «приличным» считается, если девушка одета в брюки, если же на ней платье или юбка – это воспринимается как вызывающее поведение6.
5. Внешняя
привлекательность. Красивая
Таким образом, есть высокостатусные девушки, и есть девушки, не пользующиеся уважением. Иногда низкостатусные девушки виктимизируются, становятся кем-то вроде сексуальных рабынь.
Видимо,
можно выстроить
Впрочем, даже при равноправии полов в компаниях могут встречаться определенные правила гендерной сегрегации. Так, часто встречается мнение о том, что девушке не желательно пересекать границу мужского пространства.
В целом рассматриваемые группы можно свести к двум крайним состояниям.
1. Аморфные,
не предполагающие
2. Организованные,
предполагающие обязательность
участия, агрессивные,
Глава 2. Социальная работа с молодежными группировками
2.1.
Особенности социальной
работы с молодежью.
Социальная
работа среди молодежи рассматривается
как обеспечение наиболее благоприятных
социально-экономических
Решение
возникающих в молодежной сфере
социальных проблем не может
быть реализовано без организации
социальной работы, разворачивания
деятельности социальных служб для
молодежи. Социальная работа среди
молодежи рассматривается как
обеспечение наиболее благоприятных
социально-экономических
При организации деятельности социальных служб для молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.
Так, развиваются службы психологической, медико-социальной помощи, открываются "телефоны доверия", консультационные центры. Такие центры действуют более чем в 30-ти регионах России.
Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.
Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.
В настоящее время во многих регионах России открыты центры социальной помощи молодежи. Работа в них идет по обращаемости (через "телефон доверия" и консультирование, когда анонимно обращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и т.д.) и путем привлечения в центры. Получили развитие и центры здоровья, планирования семьи, консультации "Брак и семья", которые оказывают консультативную, лечебно - профилактичнскую помощь.
В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения РФ" комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).
Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии- приюте, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.
Одной
из главных проблем молодых
При организации социальных служб для молодежи очень важно четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.
В
Российской Федерации накоплен опыт
практической социальной работы с
молодежью. Так, в Ярославле
принята областная государственная
социальная программа "Молодежь",
направленная на создание правовых,
экономических и
Астраханская областная социальная служба помогает молодым людям разобраться в себе и окружающих, учит самостоятельно находить выход из стрессовой ситуации, снимать ее последствия, обретать уверенность в своих силах. В деятельности службы предпочтение отдается таким видам помощи и услуг молодежи, как консультативная помощь по правовым вопросам, семейно-брачным отношениям, медико-психологическая помощь.
Информация о работе Молодежные группировки как обьект социальной работы