Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:32, курсовая работа
Цель – теоретически изучить и проанализировать специфику социальной работы с молодежными группировками, выявить основные формы, методы и средства социальной работы.
К основным задачам можно отнести:
Рассмотрение основных проблем молодежи.
Анализирование различных молодежных группировок;
Изучение основных форм и методов социальной работы с молодежью и молодежными группировками.
Введение
Молодежь
– это наиболее мобильная часть
российского общества, с которой
связаны перспективы
Объектом курсовой работы является молодежные группировки.
Предметом курсовой работы является социальная работа с молодежными группировками.
Цель – теоретически изучить и проанализировать специфику социальной работы с молодежными группировками, выявить основные формы, методы и средства социальной работы.
К основным задачам можно отнести:
Рассмотрение основных проблем молодежи.
Анализирование различных молодежных группировок;
Изучение основных форм и методов социальной работы с молодежью и молодежными группировками.
Методы используемые в работе:
1. Анализ нормативно правовой базы.
2.Анализ научной литературы;
3.Анализ
материалов периодической
Реализация
интересов и удовлетворение потребностей
молодежи во многом зависит от понимания
ее ценностных ориентаций. Понимание
механизмов формирования, трансформации,
развития социально-политических ориентаций
молодежных группировок позволит разработать
и реализовать эффективную
Глава 1. Молодежные группировки
Необходимо представить себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп. В отечественном обществознании долгое время молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа.
Одно из первых определений понятия “молодёжь” было дано в 1968г. В.Т. Лисовским: “Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет”.
Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: “Молодёжь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации”.
Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
Молодость - это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование - это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.
В возрастной психологии молодость характеризуется как период
формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и
противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств1.
Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам
процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её
социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфера и чувствовать себя как подросток в другой.
Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.
Молодость
- пора, когда каждый должен сам
определить свою судьбу, найти единственно
верный, ведущий к успеху жизненный
путь, который позволит максимально
реализовать свои способности
и дарования. Это период, сопряжённый
с мучительно трудным процессом
самопознания, обретения собственного
“Я”. Человеку нужно определить
границы своих реальных возможностей,
понять, на что он способен, утвердить
себя в обществе. С другой стороны,
в это же время ему необходимо сформировать
максимально достоверное
представление о окружающим мире,
систематизировать ценностные ориентации,
политические, нравственные, эстетические
воззрения. Жизнь ставит
молодого человека перед
необходимостью принятия ряда важнейших
решений в условиях дефицита
жизненного опыта. Выбор профессии, выбор
спутника жизни, выбор друзей - вот далеко
не полный перечень проблем, то или иное
решение которых в значительной степени
формирует образ последующей жизни2.
Под группировками обычно понимают в достаточной степени криминализированные, структурированные и агрессивные группы. При фиксации на «группировках» выпадают из зоны внимания некриминальные, аморфные и миролюбивые сообщества, для которых было бы правильнее использовать слова компания, группа и т.п. Вынести такие компании за рамки обсуждения никак нельзя, а граница между «мирными» дворовыми компаниями и «аргессивными» группировками очень размыта.
Составить единое, стандартное для всех групп описание невозможно. Однако по отдельным параметрам можно выявить разброс характеристик. Например, в качестве таких параметров можно указать:
– степень организованности (аморфность и организованность);
– степень сексизма, нормативную для участников группы (равноправие полов и сексизм);
–степень агрессивности, нормативной для участников группы (неагрессивность и агрессивность);
– степень криминализации группы (законопослушность и преступность);
– степень униформированности группы (вольный стиль и униформирование);
– степень увлеченности спортом; и т.д.
Под группировкой понимается достаточно организованное сообщество, предполагающее определенную дисциплину, способность к коллективному реагированию, умение координировать деятельность участников.
Для описания молодежных группировок необходимо ввести оценочную шкалу по параметру степени их организованности. Сообщество, в котором показатель степени организованности приобретает максимальное значение, представляет собой «образцовую» группировку с жесткой дисциплиной,
организационной структурой. Как правило, это объединение, занимающееся криминальной деятельностью. При этом группы с организационной и возрастной иерархией часто уделяют внимание пополнению рядов за счет молодежи; выбирают из «молодняка» потенциальных «бойцов», вводят их в жизнь группировки, проводят разъяснительную работу. В группировках с высокой степенью организованности возможно исполнение участниками определенных обязательных повинностей, например, участия в дежурствах: «Обязательными для всех членов являются дежурства на точках, которые имеют важное стратегическое значение. Они не только предупреждают появление вражеской группировки, но и осуществляют контроль за всем, что происходит на охраняемой территории. Дежурные не пропустят ни одного незнакомого в местах массового скопления людей (кинотеатры, кафе, универмаги и т.д.), не взяв с него денежной пошлины или не применив каких-нибудь мер воздействия»3.
О минимальной организованности можно говорить в тех случаях, когда уличная среда аморфна, не предполагает какой-либо дисциплины и обязательности для участников; это именно круг общения и место для времяпровождения, а не группировка.
Граница
между «мирными» дворовыми
Максимальное значение относится к случаям, когда все без исключения молодые люди, проживающие на территории, относящейся к группировке, обязаны входить в нее или, по крайней мере, участвовать в ее деятельности. Заменой членства в группировке может быть регулярная уплата денежного взноса. Различалась также степень жесткости в отношении вступления в группировку и выхода из нее. В наиболее «мягком» (и наиболее распространенном) случае серьезных обрядов перехода для вступления в группу не производилось, а выход из нее не представлял проблемы. Группировки с жестким подходом к членству организовывали серьезные испытания для вступающих (драки, участие в криминальных действиях) и не приветствовали попытки «отойти от дел».
Говоря об агрессивности, мы главным образом рассуждали о конфликтах с другими такими же молодежными группировками. Но, в отличие от этого, агрессивность может проявляться к посторонним.
Соответственно, минимальные значения этого показателя присущи толерантным группам, склонным к терпимости.
Максимальные же показатели – у групп, которые относятся к различным категориям «чужих» с крайней агрессивностью; третирование этих «чужих» может стать важной (или даже ключевой) частью деятельности группы.
Информация о работе Молодежные группировки как обьект социальной работы