Молодежные группировки как обьект социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель – теоретически изучить и проанализировать специфику социальной работы с молодежными группировками, выявить основные формы, методы и средства социальной работы.

К основным задачам можно отнести:

Рассмотрение основных проблем молодежи.

Анализирование различных молодежных группировок;

Изучение основных форм и методов социальной работы с молодежью и молодежными группировками.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.18 Кб (Скачать)

Введение 

     Молодежь  – это наиболее мобильная часть  российского общества, с которой  связаны перспективы дальнейшего  развития страны на ближайшие десятилетия. Составляя примерно четвертую часть  населения страны, молодежь должна играть большую роль в социальных переменах, в реализации курса реформ. Социальное неблагополучие в обществе отражается на состоянии здоровья этой социальной группы, в результате чего повышается заболеваемость, повышается число не  имеющих работу. Объединение  молодежи в группировки проявляются  в преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции. Поэтому  главной задачей государственной  молодёжной политики является помощь, поддержка молодых граждан, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации, столкнувшихся с самостоятельно неразрешимыми обстоятельствами. Государство  поддерживает и защищает молодёжь, создаёт необходимые условия  для реализации творческих инициатив. В свою очередь, молодёжь строит это  государство.

Объектом курсовой работы является молодежные группировки.

Предметом курсовой работы является социальная работа с молодежными группировками.

Цель – теоретически изучить и проанализировать специфику социальной работы с молодежными группировками, выявить основные формы, методы и средства социальной работы.

К основным задачам можно отнести:

Рассмотрение  основных проблем молодежи.

Анализирование  различных молодежных группировок;

Изучение  основных форм и методов социальной работы с молодежью и молодежными группировками.

Методы  используемые в работе:

1. Анализ нормативно правовой базы.

2.Анализ  научной литературы;

3.Анализ  материалов периодической печати.

     Реализация  интересов и удовлетворение потребностей молодежи во многом зависит от понимания  ее ценностных ориентаций. Понимание  механизмов формирования, трансформации, развития социально-политических ориентаций молодежных группировок  позволит разработать  и реализовать эффективную молодежную политику, учитывающую как национальные и мировые тенденции общественного  развития, так и стратегические ориентиры  развития субъектов Российской Федерации. Одновременно появится возможность  активизировать роль социальных институтов, связанных с осуществлением этой политики, в трансформации социальной структуры общества, поскольку здесь  возникают эффекты регулирования  положения молодежи на рынке труда, перспектив ее трудоустройства на региональном уровне. Политический акцент 2009 года, Года молодежи, объявленного правительством нашей страны, делает  исследование еще более актуальным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Молодежные группировки

    1. Социальная сущность понятие молодежь.
 

     Необходимо  представить  себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп. В отечественном   обществознании   долгое   время   молодёжь   не рассматривалась как самостоятельная  социально-демографическая  группа.

     Одно  из первых    определений понятия  “молодёжь” было дано  в  1968г.  В.Т.  Лисовским:  “Молодёжь - поколение  людей,  проходящих    стадию социализации, усваивающих, а в более  зрелом  возрасте  уже  усвоивших, образовательные,  профессиональные,  культурные  и  другие   социальные функции; в зависимости от конкретных  исторических  условий  возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16  до  30  лет”.

     Позднее более полное определение было дано  И.С. Коном:  “Молодёжь - это  социально-демографическая группа, выделяемая на  основе  совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки,  связанный  с  ней  социальный  статус  и  социально-психологические особенности имеют социально-историческую  природу  и зависят  от  общественного  строя,  культуры  и  свойственных   данному обществу закономерностей социализации”.

     Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу  общества,  выделяемую  на  основе  совокупности  характеристик, особенностей социального положения и  обусловленных  теми  или  другими социально-психологическими  свойствами,  которые  определяются  уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

     Молодость - это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование  - это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что  с ним будет завтра, через месяц, через год.

  В  возрастной  психологии  молодость  характеризуется  как   период

формирования  устойчивой системы ценностей, становление  самосознания  и формирования социального статуса личности. Сознание  молодого  человека обладает  особой  восприимчивостью, способностью   перерабатывать   и усваивать огромный  поток информации. В этот период развиваются критичность  мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе  с  тем  в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека  с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых  качеств и черт: стремление  к  идентификации   и  обособление,   конформизм   и негативизм, подражание и  отрицание  общепринятых  норм,  стремление  к общению  и  уход,  отрешённость  от  внешнего  мира.  Неустойчивость  и

противоречивость  молодёжного сознания оказывают  влияние на многие формы поведения  и деятельности  личность. Молодёжное сознание  определяется рядом объективных обстоятельств1.

       Во-первых,  в  современных  условиях  усложнился  и  удлинился  сам

процесс  социализации,  и  соответственно  другими  стали  критерии  её

социальной  зрелости.  Они  определяются  не   только   вступлением   в самостоятельную  трудовую  жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и  гражданскими  правами материальной независимостью от родителей. Действие данных  факторов  не одновременно и не однозначно  в разных  социальных  группах,  поэтому усвоение  молодым человеком системы социальных ролей   взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и  серьёзным  в одной сфера и чувствовать себя как подросток в другой.

     Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит  под влиянием многих относительно самостоятельных  факторов:  семьи,  школы, трудового   коллектива,   средств   массовой   информации,   молодёжных организаций  и  стихийных  групп.  Эта  множественность  институтов   и механизмов социализации не представляет собой  жёсткой  иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в  развитии личности.

     Молодость - пора, когда каждый должен  сам  определить  свою  судьбу, найти единственно верный, ведущий  к  успеху  жизненный  путь,  который позволит максимально реализовать  свои  способности  и  дарования.  Это период,  сопряжённый  с  мучительно  трудным  процессом   самопознания, обретения собственного “Я”. Человеку  нужно  определить  границы  своих реальных возможностей, понять, на что он  способен,  утвердить  себя  в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо  сформировать максимально    достоверное    представление  о окружающим  мире, систематизировать ценностные  ориентации,  политические,  нравственные, эстетические  воззрения.   Жизнь   ставит   молодого   человека   перед необходимостью принятия ряда  важнейших  решений  в  условиях  дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей - вот далеко не полный перечень проблем, то или иное решение которых в значительной степени формирует образ последующей жизни2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Группировки и их виды.
 

     Под группировками обычно понимают в  достаточной степени криминализированные, структурированные и агрессивные группы. При фиксации на «группировках» выпадают из зоны внимания некриминальные, аморфные и миролюбивые сообщества, для которых было бы правильнее использовать слова компания, группа и т.п. Вынести такие компании за рамки обсуждения никак нельзя, а граница между «мирными» дворовыми компаниями и «аргессивными» группировками очень размыта.

     Составить единое, стандартное для всех групп  описание невозможно. Однако по отдельным  параметрам можно выявить разброс  характеристик. Например, в качестве таких параметров можно указать:

– степень  организованности (аморфность и организованность);

– степень сексизма, нормативную для участников группы (равноправие полов и сексизм);

–степень агрессивности, нормативной для участников группы (неагрессивность  и агрессивность);

– степень криминализации группы (законопослушность и преступность);

– степень  униформированности группы (вольный  стиль и униформирование);

– степень  увлеченности спортом; и т.д.

     Под группировкой понимается достаточно организованное сообщество, предполагающее определенную дисциплину, способность к коллективному реагированию, умение координировать деятельность участников.

     Для описания молодежных группировок необходимо ввести оценочную шкалу по параметру степени их организованности. Сообщество, в котором показатель степени организованности приобретает максимальное значение, представляет собой «образцовую» группировку с жесткой дисциплиной,

организационной структурой. Как правило, это объединение, занимающееся криминальной деятельностью. При этом группы с организационной и возрастной иерархией часто уделяют внимание пополнению рядов за счет молодежи; выбирают из «молодняка» потенциальных «бойцов», вводят их в жизнь группировки, проводят разъяснительную работу. В группировках с высокой степенью организованности возможно исполнение участниками определенных обязательных повинностей, например, участия в дежурствах: «Обязательными для всех членов являются дежурства на точках, которые имеют важное стратегическое значение. Они не только предупреждают появление вражеской группировки, но и осуществляют контроль за всем, что происходит на охраняемой территории. Дежурные не пропустят ни одного незнакомого  в местах массового скопления людей (кинотеатры, кафе, универмаги и т.д.), не взяв с него денежной пошлины или не применив каких-нибудь мер воздействия»3.

     О минимальной организованности можно говорить в тех случаях, когда уличная среда аморфна, не предполагает какой-либо дисциплины и обязательности для участников; это именно круг общения и место для времяпровождения, а не группировка.

     Граница между «мирными» дворовыми компаниями и «аргессивными» группировками  часто неуловима. При встрече  с тем или иным информантом  могут возникнуть затруднения. В  уличных компаниях встречаются  разные точки зрения на вопрос, обязан ли юноша, проживающий на территории группировки, принимать участие  в ее деятельности. Значение по этому параметру минимально в том случае, если участие в компании построено по принципу «не хочешь – не делай». Молодой человек участвует в тех или иных совместных действиях, только если ему это интересно; например, он может не поехать на драку и его никто не будет за это порицать. Неоднократно сталкивались с ситуацией, когда молодые люди, выросшие в непосредственной близости от мест локализации группировок, оказывались не в курсе относительно существования этих самых группировок. Такая форма времяпровождения была им неинтересна, и они сами были неинтересны группировщикам, оставаясь для них как бы в параллельном мире.

     Максимальное значение относится к случаям, когда все без исключения молодые люди, проживающие на территории, относящейся к группировке, обязаны входить в нее или, по крайней мере, участвовать в ее деятельности. Заменой членства в группировке может быть регулярная уплата денежного взноса. Различалась также степень жесткости в отношении вступления в группировку и выхода из нее. В наиболее «мягком» (и наиболее распространенном) случае серьезных обрядов перехода для вступления в группу не производилось, а выход из нее не представлял проблемы. Группировки с жестким подходом к членству организовывали серьезные испытания для вступающих (драки, участие в криминальных действиях) и не приветствовали попытки «отойти от дел».

     Говоря  об агрессивности, мы главным образом  рассуждали о конфликтах с другими  такими же молодежными группировками. Но, в отличие от этого, агрессивность  может проявляться к посторонним.

     Соответственно, минимальные значения этого показателя присущи толерантным группам, склонным к терпимости.

     Максимальные же показатели – у групп, которые относятся к различным категориям «чужих» с крайней агрессивностью; третирование этих «чужих» может стать важной (или даже ключевой) частью деятельности группы.

Информация о работе Молодежные группировки как обьект социальной работы