Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:28, доклад
Охарактеризуем основные методы, которые наиболее часто используются в социологии права:
— методы наблюдения, интерпретации, сравнения, анализа документов, эксперимента, опроса.
6. Эксперимент. Одним из самых распространен ных методов научного познания является эксперимент. Этот метод используется практически во всех научных дисциплинах. Исторически метод эксперимента возник и получил широкое распространение в естествознании. В социальных науках он стал использоваться в 20-е годы XX века. Эксперимент является оптимальным методом исследования реакции тех или иных социальных групп на воздействие факторов, способствующих из менению сложившейся ситуации. В таких случаях пе ред исследователем стоит задача искусственно воспроизвести условия, в которых можно будет выявить и за фиксировать подобные реакции на дестабилизирующие факторы. Таким образом, экспериментатор вмешивается в действия социальной общности и подчиняет их ' условиям своего эксперимента.
Однако социальная реальность представляет собой гораздо более трудный объект экспериментирования, чем реальность физическая или биологическая. Применение эксперимента к изучению социальных явле ний жестко ограничено прежде всего тем, что на соци альном уровне вступает в действие субъективный фак тор — сознание, воля, интересы и ценности задейство ванных в эксперименте людей, и экспериментатор вы нужден принимать в расчет этот труднопредсказуемый фактор. Кроме того, проведение эксперимента с людьми и обществом ограничено существующими в этом обществе моральными и правовыми нормами. Нако нец, социальная система обладает функцией сохране ния и поддержания своей целостности и сопротивляется вторжению новых факторов, если они представляют угрозу для ее нормального функционирования.
Однако несмотря на наличие
жестких ограничений метод
Под социологическим экспериментом понимается специфический метод исследования, позволяющий по лучить информацию о возникновении количественных и качественных изменений в жизнедеятельности иссле дуемого социального объекта в результате воздействия вводимых и контролируемых экспериментатором новых факторов.
Структура эксперимента
как исследовательской про
Если представить себе
исследуемый социальный объект как
систему взаимосвязанных переме
В качестве независимой переменной обычно выбира ются объективные факторы, способные к изменению по воле экспериментатора и оказывающие воздействие на субъективные характеристики деятельности испытуемых. Например, это различные виды наказаний и поощрений за те или иные поступки, определенные стимулы и пре пятствия и т.д. Зависимыми переменными выступают упо мянутые нами только что субъективные характеристики деятельности: поведенческие мотивации, навыки, стерео типы, политическая, правовая, религиозная, экономичес кая активность и т.п.
Эксперимент может быть — в зависимости от типа создаваемой в ходе его ситуации — полевым или лабо раторным, контролируемым или неконтролируемым (ес тественным).
Контролируемым называется такой эксперимент, когда экспериментальный фактор искусственно вводит ся исследователем с целью зафиксировать и изучить его воздействие на объект эксперимента.
Неконтролируемым, или естественным, называет ся такой тип эксперимента, когда исследователь сам не вводит в действие экспериментального фактора, а лишь наблюдает за влиянием на объект изучения опре деленных уже существующих факторов, которые ус ловно рассматриваются как экспериментальные.
Полевой эксперимент — это такой вид эксперимен та, когда влияние ввода независимой переменной про слеживается в естественных условиях, существовав ших и до начала эксперимента.
В отличие от него лабораторный эксперимент — это исследование воздействия независимой переменной в спе циально искусственно созданных для этого условиях.
Еще одна классификация эксперимента основыва ется на различии между мысленно моделируемой ситу ацией и ситуацией реально существующей.
Реальный эксперимент — это эксперимент, проводимый посредством ввода независимой переменной в контекст реально существующей социальной ситуации.
Мысленный, или идеальный, эксперимент — это эк сперимент, который проводится не в реальном социальном контексте, а в информационном поле. Совре менная форма мысленного эксперимента в социологии состоит в создании математической модели социально го объекта или процесса и проработке возможных ва риантов воздействия на них различных эксперименталь ных факторов. Мысленный эксперимент имеет неизме римо более широкие возможности, чем реальный, поскольку его проведение не ограничивается рамками, в которые неизбежно бывает замкнут реальный эксперимент. Например, в условиях мысленного эксперимента можно моделировать экстремальные для существова ния человечества ситуации с тем, чтобы изучить воз можные варианты развития событий. Так, в 60-е годы XX века американские социологи Р. Сиссон и Р. Акофф разработали математическую модель различных вари антов развития социального конфликта, в которой про слеживалось воздействие ряда экспериментальных фак торов, таких как наличие или отсутствие разрушений, материальные и людские потери, разрушительная мощь используемого в войне оружия. Ясно, что эксперимен тальное исследование такого рода могло проводиться только посредством мысленного эксперимента.
В зависимости от формы организации выделяют па раллельный и последовательный эксперимент. Парал лельным называют такую форму эксперимента, когда исследователем проводится сравнение состояния экс периментальной группы, на которую оказывает действие независимая переменная, и контрольной группы, по своей структуре и основным параметрам идентичной экспериментальной, но не подвергающейся воздействию экспериментального фактора. Все выводы в этом слу чае делаются на основе проводимого сравнения.
Последовательный эксперимент т
К качеству проведения эксперимента обычно предъ являются два основных требования. Первое — это тре бование чистоты проводимого эксперимента, то есть максимально возможного отсутствия в ходе его побоч ных и непрогнозируемых воздействий, искажающих картину и оказывающих влияние на исход эксперимен та. Социальная реальность в этом смысле представля ет собой неблагодарный объект экспериментирования, поскольку добиться требуемой чистоты здесь очень трудно: социальные объекты являются гораздо более сложными и многофакторными, чем любые другие. Второе — требование репрезентативности эксперимен та, то есть максимальное обеспечение того, чтобы ис кусственно создаваемая экспериментальная ситуация воспроизводила основные характеристики и черты ес тественной ситуации. Только в этом случае полученные в ходе эксперимента результаты можно считать досто верным отображением изучаемой реальности.