Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:28, доклад
Охарактеризуем основные методы, которые наиболее часто используются в социологии права:
— методы наблюдения, интерпретации, сравнения, анализа документов, эксперимента, опроса.
Особенно интересны с точки зрения социально-пра вового исследования такие текстовые документы, как жалобы граждан, направленные в различные офици альные инстанции, письма читателей в редакции газет, журналов, радио- и телепрограмм. Уже один только анализ затрагиваемых в таких обращениях вопросов оказывается очень продуктивным, поскольку позволя ет выявить реально существующие в обществе проблемы. Анализ личных обращений погружает исследова теля в сферу живых правоотношений, дает ему воз можность понять, в какой степени в обществе охраня ются права личности, соблюдается законность.
Другим важным моментом является анализ законо дательных актов. Помимо исследования самого текста, весьма продуктивно изучение откликов населения на принимаемые законы в той же читательской почте га зет и журналов. К сожалению, в последние годы актив ность населения в этом плане заметно снизилась, что объясняется дороговизной подписки и нарастающим разочарованием в политических лидерах и политике вообще.
Что касается обществ, прекративших свое существо вание и известных нам только по дошедшим до нас сви детельствам, то в применении к ним метод анализа до кументов зависит, естественно, от того, что представ ляют собой эти свидетельства. Есть среди них такие, из которых невозможно извлечь ценную информацию о понятии права в этих обществах. Несмотря на все уси лия, институты доисторического человечества нам прак тически неизвестны. Только с момента возникновения письменности можно реально говорить о документах, имеющих отношение к социальным институтам исчез нувших цивилизаций. Имеется два типа таких пись менных памятников: речь может идти о прямых или косвенных сведениях. Во втором случае мы имеем дело с данными, предоставленными третьей стороной, на пример, Геродотом о персах, Посидонием о фракий цах, Тацитом о германцах и т.д. Напротив, свидетель ства являются прямыми и, в принципе, менее подле жащими критике, когда они исходят именно из той сре ды, в которой проводятся исследования. Несмотря на массу утерянных документов, мы все же имеем их весь ма большое количество по одним народам и почти ни чего — по другим. Например, по Египту времен фара онов существует очень мало текстов, тогда как тысячи папирусов, повествующих о той же стране, имелись в наличии в птолемеевскую эпоху и в последующие эпо хи. Что же касается права у древних евреев, то мы должны довольствоваться информацией, почерпнутой в Ветхом Завете. Примерно то же можно сказать о древ неиндийском праве, которое известно нам лишь по ведическим сборникам и законам Ману. Напротив, число юридических документов из Месопотамии, написанных клинописью, настолько велико, что для их расшифров ки понадобится несколько десятков лет. В Западной Европе у нас не осталось никаких непосредственных данных ни о галлах, ни о древних германцах (исключе ние составляют ирландцы и скандинавы, но речь идет о более поздних по времени сборниках). С другой сторо ны, римляне оставили нам довольно обширную юриди ческую литературу и не столько в смысле количества, сколько в смысле ее ценности. Из этого следует, что в силу определенных случайных обстоятельств, как, на пример, изобретение алфавита в Малой Азии, сухой климат, позволивший сохранять папирусы, или проч ность месопотамских глиняных табличек, мы довольно много узнали о шумеро-аккадском, эллинистическом или римском праве, тогда как другие юридические системы нам почти неизвестны.
В общем можно сказать, что и для относительного недавнего периода, каким является начало или даже середина XIX века, нам остается иметь дело только с письменными документами, поскольку живых свидете лей нет.
3. Опрос. Опрос представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного социально-пси хологического общения исследователя и опрашиваемо го (респондента) путем регистрации ответов респондента на заранее подготовленные вопросы.
Основное назначение метода опроса состоит в том, чтобы получить отраженную в сознании опрашиваемо го информацию о фактах, событиях, оценках, связан ных с его жизнедеятельностью. Эта информация выра жается в форме высказываний респондентов.
Опрос является ведущим методом в изучении сфе ры человеческого сознания. Особенно возрастает зна чение этого метода в исследовании социальных явле ний и процессов, малодоступных непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когда изучаемая сфера мало обеспечена документальной информацией. Наиболее эффективно его применение в сочетании с другими методами исследования.
Однако метод опроса имеет ограничения в применении. Дело в том, что данные, полученные в результате опроса, выражают не объективные факты, а субъек тивное мнение опрошенных. Поэтому выводы, сделан ные на базе полученной в ходе опроса информации, нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, более адекватно отражающими объективное положение дел. Необходим учет смещений, происходящих из-за неизбежной субъективности ответов респондентов.
Имеется две основные разновидности опроса. Анке тирование — это письменная форма опроса, в которой используется опосредующее звено: готовый вопросник, или анкета. Интервью — это опрос в форме устной беседы исследователя с респондентом. Задаваемые ин тервьюером вопросы ориентированы на конкретную ис следовательскую цель и заранее подготовлены таким образом, чтобы ответы респондента выявляли его ре альное отношение к тем или иным фактам. Если заполнение анкеты происходит без прямого участия исследо вателя и потому ответы, полученные таким способом, можно считать более объективными, то в ходе интервью исследователь задает наводящие вопросы и своим эмоциональным участием и пояснениями оказывает определенное влияние на респондента. Однако преиму ществом этого метода является более глубокий уро вень понимания респондентами сути задаваемых воп росов, обеспечиваемый прямым контактом с интервью ером. Оптимальные результаты получаются в резуль тате сочетания обоих методов.
Существует и такая разновидность опроса, как экспертный опрос, когда в роли респондента выступают «эксперты», люди, в силу профессии, обстоятельств, жизненного опыта обладающие большей информацией по изучаемой проблеме, чем все остальные.
Большое значение приобрели статистические мето ды организации опроса и обработки полученных дан ных. В социологии существует два типа опроса — сплошной и выборочный. Если исследование охватывает всю совокупность членов той или иной группы в ка честве респондентов, оно называется сплошным, а оп рашиваемая группа — генеральной совокупностью.
Если же опрашивается не вся группа, а выборочно отдельные ее представители, такая форма опроса на зывается выборочным, а опрошенные люди — выбо рочной совокупностью, или выборкой. Таким образом, выборка — это специально отобранная по особым кри териям часть генеральной совокупности.
Выборка должна быть репрезентативной. Репрезентативностью называется способность выборки отра жать реальные характеристики генеральной совокуп ности. Это значит, что выборочная совокупность лю дей, подвергнутых опросу, должна иметь такое же ста тистическое распределение изучаемых свойств и ка честв, что и генеральная совокупность. В таком случае выборка точно отражает объективное состояние дел во всей генеральной совокупности, и, исследуя выборку, социолог получает такие же результаты, как если бы он опрашивал всю генеральную совокупность. Тем не менее всегда существует так называемая ошибка вы борки, в нормальных случаях составляющая до 5%. Если величина ошибки больше 5%, это говорит о том, что выборка была произведена неправильно. Обычно возникновение ошибки объясняется недостаточным зна нием структуры генеральной совокупности.
Социологи пользуются в своих исследованиях различными способами составления выборки. Например, выборка может быть вероятностной, то есть случай ной. Если число отобранных респондентов достаточно велико, вступают в действие статистические законо мерности, и структура такой выборки с большой вероятностью воспроизводит структуру генеральной сово купности. Квотная (пропорциональная) выборка осу ществляется с сохранением структурной пропорции генеральной совокупности. Это означает, что опросу подвергается столько, допустим, пенсионеров или пред принимателей в процентном отношении к общему ко личеству опрошенных, сколько в процентном же отно шении представителей этих категорий населения насчитывается в генеральной совокупности.
Для опросного исследования малых групп предназ начен социометрический метод, разработанный амери канским психологом Я. Морено. В его основу положено естественное психологическое стремление человека ди станцироваться от несимпатичных ему людей и контактировать преимущественно с теми, кто ему симпа тичен и приятен. Респонденту задаются вопросы типа «Кого бы вы взяли с собой в путешествие?» или «С кем бы вы пошли в разведку?». Результаты по каждому из вопросов суммируются, и полученная сумма характе ризует социометрический статус изучаемой личности в группе. На основе социометрического метода могут быть вычислены показатели конфликтности или сплоченнос ти группы.
4. Статистический метод. Статистика стала исполь зоваться в юриспруденции сравнительно недавно. В 1827 году во Франции опубликовали первые статис тические данные о судебной практике под названием «Отчет о правосудии по гражданским и уголовным делам», которые сохранилось до сего времени. Эта офи циальная публикация, осуществленная под эгидой ми нистерства юстиции, была документом скорее админи стративным, чем научным, и предназначалась для ин формирования правительства о том, как отправляется правосудие. Этот отчет предполагалось выпускать ежегодно и, за исключением форс-мажорных обстоятельств (во время войны), каждый год выходил один том. Инициативу французов посчитали привлекатель ной, и их примеру последовали другие страны Европы. «Отчеты о правосудии» подвергались резкой критике; их даже считали несостоятельными с научной точки зре ния. Однако в такого рода материалах содержится боль шое количество информации, которую невозможно най ти в другом месте и которая относится к очень важному аспекту юридической практики — судебной практике. Естественно, что правовая статистика — иногда называемая номостатистикой — начиналась именно в сфере судебной практики, поскольку дела, находящи еся на рассмотрении судов, сравнительно легко пере числить.
Поразительно, что на протяжении столетий поколе ния юристов занимались изучением таких юридичес ких явлений, как брачные договора, завещания, при знание внебрачных детей, никогда не задаваясь вопро сом, какое место они занимают в социальной жизни. В научном плане развитие юридической статистики яв ляется настоятельной необходимостью. Правовая ста тистика дает сведения об общем количестве правона рушений в обществе, включая административные, граж данские, уголовные. Число зарегистрированных пре ступлений образует показатель уровня преступности, существующего в данном обществе. Помимо этого по казателя, в правовой статистике фигурируют также данные о числе преступников и присужденных им ме рах наказания. На основе этих первичных данных вы числяются обобщающие показатели, представляющие собой среднестатистические величины: средний срок наказания, средний срок рассмотрения дел, средняя сумма ущерба, нанесенного обществу преступниками. Сопоставление этих показателей во времени дает об щую динамику процесса роста или снижения преступности, которая выражается в показателях абсолютного прироста, темпов роста и прироста преступности, и т.п. Важным показателем правовой статистики явля ется процент раскрываемых преступлений, говорящий об эффективности работы правоохранительных органов. Большое значение имеет статистическая оценка криминогенности в обществе по регионам, которая по зволяет сравнить состояние дел на местах и выявить наиболее благополучные и самые неблагополучные в этом отношении регионы. Это, в свою очередь, дает возможность проанализировать локальные причины усиления криминогенности. Главным показателем кри миногенности региона является коэффициент преступ ности, вычисляемый из расчета числа преступлений, приходящегося на каждые 10 тыс. человек, проживаю щих в данном регионе. Составляются статистические сводки по регионам, построенные на вычислении «свод ного индекса преступности».
5. Сравнительный метод. Когда мы говорили о при менении метода анализа документов, мы подчеркива ли, что речь идет об исследовании юридических тек стов, которые представляют собой наиболее обширный источник наших знаний о праве. Однако социология права направлена не только на изучение источников. Ее основная цель — исследование правовых институ тов, т.е. в конечном счете совокупности позитивных или негативных ритуалов или, если хотите, поведенческих моделей, которые предписывает своим членам обще ство для достижения тех или иных результатов. На этом уровне социолог-юрист должен пользоваться прежде всего сравнительным методом. Нам следует немного остановиться на этом методе, который успешно применялся в точных и гуманитарных науках, в частности, в области лингвистики и мифологии, но, похоже, не слиш ком уверенно используется в юриспруденции и социо логии права.
На наш взгляд сравнение можно и нужно проводить в двух планах — временном, или историческом, и пространственном, или географическом, пользуясь модной метафорой — в горизонтальном и вертикальном разре зе. Не все современные юридические системы допуска ются в качества элемента сравнения с изучаемой пра вовой системой. Например, из рассмотрения априорно исключаются общества, хотя и расположенные в не скольких часах полета от наших столиц, но имеющие правовые принципы, коренным образом отличающие ся от тех, что приняты у нас: это так называемые при митивные общества.
Впрочем, большой интерес может представлять сравнение какого-либо института, наличествующего в примитивном обществе, с институтом более высокого культурного уровня. Некоторые институты примитив ных обществ могут прояснить отдельные черты совре менных институтов, а наш опыт помогает понять неко торые правовые особенности этих обществ. Никакой пропасти между ними и нами нет, напротив, существу ет преемственность. Соединительным звеном между прошлым и настоящим может служить этнология. Об щества примитивных народов являются, с точки зре ния социологии, живым прошлым нашего общества. Из этого следует, что если сопоставление их институтов с нашими может быть полезным, то же самое справедли во и для обществ, которые существовали в недавнем прошлом и которые нам, несомненно, ближе. Стало быть, сравнение в историческом плане (сравнение по верти кали) так же оправдано, как и сравнение в географи ческом плане (сравнение по горизонтали).
В области права сравнение
связано с огромными