Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:05, реферат
Цель научных теорий обычно состоит в том, чтобы выявить взаимосвязь тех или иных явлений и процессов, выстроить иерархию выявленных причин и следствий. Использование в социологии таких научных методов, как наблюдение, эксперимент, математическая статистика, изучение документов и др., оценка данных и теоретических обобщений путем логических аргументов и доказательств позволяет придать ей статус научного знания. Результатом социального исследования становится не только радикально новое знание, сколько открытие новых способов понимания социальной реальности.
Существует несколько методов сбора социологической информации:
1. выборка;
2. анализ документов;
3. наблюдение;
4. опрос.
СОДЕРЖАНИЕ. 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ СБОРА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ. 8
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ. 10
ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ. 10
КРИТЕРИИ ОТБОРА ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ. 12
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ. 12
АНКЕТИРОВАНИЕ. 14
МЕТОД ОПРОСА. 17
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ. 18
НАБЛЮДЕНИЕ. 19
МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА. 20
ВИДЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И МЕТОДЫ ОТБОРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОТБОРА ГРУПП. 21
ПЛАНИРОВАНИЕ И ЛОГИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 25
Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов, одним из широко применяемых и наиболее эффективных методов сбора и анализа первичной информации, является метод анализа документов. Документы с различной степенью полноты отражают социум общества. В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности человека; вследствие этого документальная информация представляет большой интерес для социологов.
К понятию документы в прикладной социологии относятся в первую очередь специально созданные человеком материалы, предназначенные для хранения и передачи информации о социальных фактах, явлениях общественной жизни, тех или иных социальных субъектах.
Существует
ряд оснований для
Принципиальное
значение для исследователя имеют
официальные документы, которые отражают
общественные, социальные и экономические
связи в обществе. Все эти документы составляются
и утверждаются государственными или
иными органами, учреждениями и могут
выступать в качестве юридического доказательства.
Большое значение имеет изучение неофициальных документов. Среди них выделяются личные документы, такие как дневники, мемуары, личная переписка, записки профессионального характера. Неофициальные документы позволяют вскрыть глубинные социально-политические механизмы образования ценностных ориентаций, понять историческую обусловленность стереотипов поведения, найти основу для выделения социальных типов в обществе.
Следует выделить ещё одно основание для типологии документов – их целевое назначение. Выделяют: документы созданные независимо от исследователя, и документы «целевые», то есть подготовленные точно в соответствии с программой, задачами социологического исследования. К первой группе относятся те документы, существование которых ни прямо, ни косвенно не обусловлено техникой проведения социологического исследования: связанные с темой исследования официальные документы, статистические сведения, материалы прессы, личная переписка и т.д. Вторая группа документов включает: ответы на открытые вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений, отражающих мнения и поведение респондентов; справки официальных и иных организаций, выполненные по заказу исследователей; статистическую информацию, собранную и обобщённую в ориентации на определённое социологическое исследование.
Информацию,
содержащуюся в документах, принято
разделять на первичную и вторичную.
В первом случае речь идёт об описании
конкретных ситуаций, об освещении деятельности
отдельных субъектов социума. Вторичная
информация носит более обобщённый, аналитический
характер; в ней, как правило, отражены
более глубоко скрытые социальные связи.
Самостоятельные этапы анализа документов – отбор источников информации и комплектование выборочной совокупности подлежащих анализу материалов. Основой для этого служит программа исследований.
В качестве средства проверки надёжности, достоверности информации и одновременно анализа их содержания является
«внешнее» и «внутреннее» исследование документов. Внешний анализ – это изучение обстоятельств возникновения документа, его исторического и социального контекста. Внутренний анализ – это и есть собственно изучение содержания документа, всего того, о чём свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.
Во всём многообразии
Качественный анализ зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов. Как самостоятельный метод особое значение он приобретает при изучении уникальных документов: их число всегда крайне мало и поэтому нет надобности в количественной обработке информации. Поэтому суть традиционного подхода заключается в углублённом логическом исследовании содержания документов.
Стремление в максимальной степени избежать субъективизма, потребность в социологическом изучении и обобщении большого объёма информации, ориентация на использование современной вычислительной техники при обработке содержания текстов привели к появлению метода формализованного, качественно-количественного изучения документов (контент-анализа).
При этом методе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нём сведений, оценок, объединённых в некую совокупность единой концепцией, замыслом.
Процедура формализованного анализа документов начинается с выделения двух единиц анализа: смысловых (качественных) и единиц счёта. Цель исследования – отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающие содержание текстовой информации.
Плодотворным
Анализ документальной информации имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами:
1. Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные о предприятии в целом и его рабочих и служащих.
2. Эта информация носит объективный характер.
Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством информации, получаемой при данном анализе:
а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдениями опросов;
б) часть этой информации
в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом;
г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фактографической информации.
Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.
Групповым
анкетированием называется опрос, применяемый
в основном в организациях (места работы,
учёбы и т.д.).
Правила
группового анкетирования.
8. Организовать сбор и косвенный контроль качества заполнения анкет.
При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).
Социологическая анкета
- объединенная единым исследовательским
замыслом система вопросов, направленных
на выявление количественно-
Правила построения вопросов
1. вопрос не должен содержать ожидаемый ответ или определенным образом стимулировать его (изучение социологии расширяет кругозор человека?: Да, Нет, Не знаю);
2.
вопрос не должен
3.
вопросы должны
4. количество вариантов ответов не должны превышать возможностей памяти опрашиваемого;
5.
вопрос и предлагаемые варианты
ответов должны логически
При составлении анкет
Все
вопросы можно
Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).
Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и не альтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а не альтернативные - нескольких вариантов ответов.
Открытые вопросы не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.
Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.
Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Не основные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).
Метод опроса – это не изобретение социологов. Во всех отраслях науки, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства дела, также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможности оценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации.