Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:50, контрольная работа
В данной контрольной работе мы рассмотрим этапы подготовки эмпирических данных к обработке и анализу, сущность и виды группировок, таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных.
Введение. ………………………………………………………………………………...3
1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу. …………………...…..4
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных. ………………………………………………………………7
3. Какова структура отчета о социологическом исследовании? ……………………12
Заключение. …………………………………………………………………………….13
Список литературы. ……………………………………………………………………14
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Кафедра философии
по дисциплине: Социология
Студент
Факультет:
№ группы
№ студ. билета
Преподаватель
– 2012г.
Содержание.
Введение.
………………………………………………………………………………
1. Подготовка
эмпирических данных к
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных. ………………………………………………………………7
3. Какова
структура отчета о
Заключение.
…………………………………………………………………………….
Список литературы. ……………………………………………………………………14
Введение.
Эмпирические данные — сведения, полученные на основе опыта, практики.
Эмпирические данные социологического исследования еще не позволяют сделать верные выводы, обнаружить тенденции, проверить выдвинутые в программе гипотезы. Полученную первичную социологическую информацию следует обобщить, проанализировать и научно интерпретировать. Для все собранные анкеты или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в ЭВМ, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики, диаграммы и т.д.
Социологическое
исследование начинается вовсе не с
составления анкеты, как принято
думать, а с проработки проблемы,
выдвижения целей, гипотез, построения
теоретических моделей. Лишь затем
социолог переходит к разработке
инструментария (чаще всего это действительно
анкета), затем сбору первичных
данных и их обработке. А на конечной
стадии снова теоретический анализ,
ибо данные надо правильно, то есть
в соответствии с выдвинутой теорией,
интерпретировать и объяснить. Только
после этого следуют
В данной
контрольной работе мы
Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля над качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки (выбраковки) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п. Категории качества заполнения инструментария разнообразны, подходы здесь неоднозначны. Все зависит от условий работы анкетеров, интервьюеров, места опроса и других факторов.
Вначале проверяется правильность
ответа на каждый вопрос и при необходимости
исправляется. Например, на вопрос: «Знаете
ли вы основные условия, заложенные в
трудовом договоре?» чаще всего отвечают:
«Да, знаю». Но далее в анкете стоит
открытый контрольный вопрос: «Если
знаете, назовите их, пожалуйста». Он остается
незаполненным. В этом случае альтернативу
«да, знаю» надо зачеркнуть и отметить
другую, скорее всего «нет ответа»,
«затрудняюсь ответить» и т.п. Затем
подсчитываются неправильные ответы.
При исправлении каждого
Более жесткие требования предъявляются к вопросам, касающимся социально-демографических характеристик (пол, возраст, образование), если нет ответов на эти вопросы, то инструментарий изымается из общего массива.
Допущенные к обработке
Кодировка выступает связующим звеном между качественной и количественной информацией. На данной основе как раз и осуществляются числовые операции с информацией, введенной в память машины. Если во время кодировки произойдет сбой, замена или потеря кода, то информация окажется неправильной.
Сущность обработки первичной информации заключается в ее обобщении. Результаты обобщения называются социологической информацией. Решение о способе обработки инструментария принимается заранее. При опросе 60 – 70 человек обработку вполне можно провести вручную на микрокалькуляторе. Если анкета сравнительно невелика (содержит до 20 вопросов), то ручная обработка возможна при наличии 200-350 анкет. Но если в инструментарии более 20 вопросов, тогда предел для ручной обработки – 100-200 анкет. При обработке на ЭВМ результаты отражаются в виде табуляграмм, поэтому здесь нужна помощь программиста.
Каждый вопрос в анкете или бланке
интервью представляет собой в определенной
степени шкалу измерений. Единицами
измерений выступают
Измерение производится с помощью
различных шкал, которым соответствуют
различные правила
Простейшая шкала – номинальная
Номинальной шкале в анкете обычно соответствуют вопросы, способствующие выделению мнений, установок, объективных характеристик респондента (пол, возраст, национальность и т.д.). Ранговой шкале (порядковой) соответствует основное число вопросов анкеты или бланков интервью. В социологическом исследовании с ее помощью измеряются те характеристики, которые можно выразить числами: возраст, образование, стаж работы и др. По этой шкале возможно вычисление различных величин.
Этап обработки подразделяется на несколько стадий:
* редактирование информации - проверка, унификация и формализация полученной в ходе исследования информации. На стадии предварительной подготовки к обработке осуществляется проверка методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, выбраковываются некачественно заполненные анкеты;
* кодирование - перевод данных на язык формализованной обработки и анализа путем создания переменных. Кодирование представляет собой связующее звено между качественной и количественной информацией, характеризующееся числовыми операциями с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произошел сбой, замена или потеря кода, то информация будет неверной;
* статистический анализ - выявление некоторых статистических закономерностей и зависимостей, которые дают социологу возможность сделать определенные обобщения и выводы;
* интерпретация -- превращение социологических данных в показатели, которые являются не просто числовыми величинами, а определенными социологическими данными, соотнесенными с целями и задачами исследователя, его знанием, опытом.
2.
Сущность и виды группировок.
Таблицы и графики: их роль
в анализе социологических
Наиболее простой формой обобщения
первичной социологической
* выделить важнейшие социально-
* дать характеристику состава
(структуры) совокупности по
* выявить взаимосвязи в
Выделенные группы можно сопоставить, сравнить, а следовательно, глубже и обстоятельнее проанализировать то или иное социальное явление, мотивы, интересы опрашиваемых. Выбор признака группировки предопределяется задачами социологического исследования, а так же его гипотезами. Ошибка в выборе признака группировки приводит к ошибкам при анализе групп. Исследуя один и тот же эмпирический материал, разные исследователи могут сделать диаметрально противоположные выводы.
Социологическая информация может быть сгруппирована по:
- номинальному признаку (род занятий, национальность и т.д.);
- признакам, соответствующим ран
- количественному признаку (группы характеризуются числовым значением, они качественно сравнимы между собой, например группировка по возрастным интервалам: 18-20 лет, 21-25 лет, 26-30 лет и т.д.).
Работа с номинальными и ранжированными группами ведется с использованием приемов математики, а группы, распределенные по количественному признаку, изучаются с помощью математической статистики.
Если опрашиваемых необходимо сгруппировать по двум и более признакам (например, по полу, возрасту и образованию), тогда речь может идти о перекрестной, или комбинированной группировке. Она может быть структурной, типологической, аналитической – все зависит от решаемых в ходе исследования задач. Например, надо установить возрастной состав опрашиваемых. В этом случае применяется структурная группировка по возрастным интервалам, т.е. респондентов классифицируют по объективному признаку, присущему всей совокупности опрашиваемых. Если же необходимо из респондентов группы по такому, например, признаку, как «отношение к частной собственности», тогда осуществляется типологическая группировка (выделяются соответствующие типы респондентов). И, наконец, аналитическая группировка производится по двум и более признакам и служит для выявления их взаимосвязи. Если проверить, имеется ли связь между интересом к вопросам нравственного воспитания и чтением литературы (газет, журналов, монографий по данной проблеме), то группировку следует сделать по этим двум признакам.
В социологическом исследовании, как
правило, выделяется не одна, а несколько
групп респондентов (по возрасту, образованию,
месту проживания и т.п.). Каждой группе
соответствует некоторое
Более глубоко проанализировать социологическую информацию позволяют широко применяемые в эмпирических исследованиях статистические и математические методы анализа получаемой информации. Однако при всем значении получаемых распределений, математических и статистических методов, используемых в исследовании, решающую роль в интерпретации полученных данных играет, прежде всего, сама концепция проводимого исследования, научная эрудиция социолога.
Общая логика интерпретации состоит в превращении статистических данных в показатели, которые выступают уже не в качестве цифровых величин (процент, среднее арифметическое и т.п.), а как социологические данные. Такие показатели – результат интерпретации, несущей определенную смысловую нагрузку.
От возможных крайностей, неумышленных
заблуждений исследователя
При пилотажном исследовании гипотеза проверяется соотнесением предполагаемого утверждения с выясненной в результате исследования числовой величины. Например, вероятность утверждения о неудовлетворительном состоянии морально-психологического климата в коллективе не вызывает сомнения, если мы располагаем данными полученными в пилотажном исследовании, о том, что 50% опрошенных идут на работу с полным безразличием, а 12% - ожидая неприятности.
Что касается описательного (а тем
более аналитического) исследования,
то здесь процедура проверки гипотез
значительно усложняется. Так, приведенные
выше данные (о состоянии морально-