Методы анализа эмпирических данных

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:50, контрольная работа

Краткое описание

В данной контрольной работе мы рассмотрим этапы подготовки эмпирических данных к обработке и анализу, сущность и виды группировок, таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных.

Оглавление

Введение. ………………………………………………………………………………...3
1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу. …………………...…..4
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных. ………………………………………………………………7
3. Какова структура отчета о социологическом исследовании? ……………………12
Заключение. …………………………………………………………………………….13
Список литературы. ……………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

Контрольная работа для сайта.docx

— 71.38 Кб (Скачать)

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Кафедра    философии

по дисциплине: Социология

на тему: Методы анализа эмпирических данных.

 

 

 

 

 

 

       Студент         

                  Факультет:    

                                    Специальность 

                          № группы                   

                          № студ. билета          

                           Преподаватель    

 

 

 

 

 

– 2012г.

Содержание.

Введение. ………………………………………………………………………………...3

1. Подготовка  эмпирических данных к обработке  и анализу. …………………...…..4

2. Сущность  и виды группировок. Таблицы  и графики: их роль в анализе  социологических данных. ………………………………………………………………7

3. Какова  структура отчета о социологическом  исследовании? ……………………12

Заключение. …………………………………………………………………………….13

Список  литературы. ……………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Эмпирические данные — сведения, полученные на основе опыта, практики.

Эмпирические  данные социологического исследования еще не позволяют сделать верные выводы, обнаружить тенденции, проверить  выдвинутые в программе гипотезы. Полученную первичную социологическую  информацию следует обобщить,  проанализировать и научно интерпретировать. Для все собранные анкеты или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в ЭВМ, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики, диаграммы и т.д.

Социологическое исследование начинается вовсе не с  составления анкеты, как принято  думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей, гипотез, построения теоретических моделей. Лишь затем  социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно  анкета), затем сбору первичных  данных и их обработке. А на конечной стадии снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, то есть в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.

 В данной  контрольной работе мы рассмотрим этапы подготовки эмпирических данных к обработке и анализу, сущность и виды группировок, таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу.

Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля над качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки (выбраковки) некачественно заполненных  анкет, бланков, карточек и т.п. Категории  качества заполнения инструментария разнообразны, подходы здесь неоднозначны. Все  зависит от условий работы анкетеров, интервьюеров, места опроса и других факторов.

Вначале проверяется правильность ответа на каждый вопрос и при необходимости  исправляется. Например, на вопрос: «Знаете  ли вы основные условия, заложенные в  трудовом договоре?» чаще всего отвечают: «Да, знаю». Но далее в анкете стоит  открытый контрольный вопрос: «Если  знаете, назовите их, пожалуйста». Он остается незаполненным. В этом случае альтернативу «да, знаю» надо зачеркнуть и отметить другую, скорее всего «нет ответа», «затрудняюсь ответить» и т.п. Затем  подсчитываются неправильные ответы. При исправлении каждого третьего ответа в анкете ее лучше не готовить к машинной обработке. В случае если респондент не ответил на 10-15% основных вопросов, против них контролер ставит отметку «нет ответа», и анкета идет на обработку на ЭВМ.

Более жесткие требования предъявляются  к вопросам, касающимся социально-демографических  характеристик (пол, возраст, образование), если нет ответов на эти вопросы, то инструментарий изымается из общего массива.

Допущенные к обработке документы  нумеруются, в целях контроля за их прохождением. В дальнейшем массив передается кодировщикам. Но перед тем, как передать анкеты в руки операторов, надо закодировать открытые вопросы. На каждый открытый вопрос, как правило составляется не менее пяти шифров-кодов. Выше уже приводился один из открытых вопросов: «Если вы знаете, назовите, пожалуйста». Ответы могут быть самыми разнообразными: от полных, глубоких, обстоятельных, до ответов схем. Шифры-коды должны отражать шкалу интенсивности ответов на открытый вопрос. Обычно кодировка таких ответов проходит в два-три этапа. Сначала варианты ответов выписывают отдельно, подсчитывают число употреблений каждого варианта – частота его повторения. Затем варианты группируются по смысловой близости, совпадению. Таких групп, как показывает практика набирается четыре-пять, и каждой из них присваивается свой шифр или код.

Кодировка выступает связующим  звеном между качественной и количественной информацией. На данной основе как раз  и осуществляются числовые операции с информацией, введенной в память машины. Если во время кодировки  произойдет сбой, замена или потеря кода, то информация окажется неправильной.

Сущность обработки первичной  информации заключается в ее обобщении. Результаты обобщения называются социологической информацией. Решение о способе обработки инструментария принимается заранее. При опросе 60 – 70 человек обработку вполне можно провести вручную на микрокалькуляторе. Если анкета сравнительно невелика (содержит до 20 вопросов), то ручная обработка возможна при наличии 200-350 анкет. Но если в инструментарии более 20 вопросов, тогда предел для ручной обработки – 100-200 анкет. При обработке на ЭВМ результаты отражаются в виде табуляграмм, поэтому здесь нужна помощь программиста.

Каждый вопрос в анкете или бланке интервью представляет собой в определенной степени шкалу измерений. Единицами  измерений выступают соответствующие  альтернативы (позиции), варианты ответов. По эти позициям (вариантам ответов) проводится группировка респондентов. Кроме того, определенную шкалу измерений  представляют объективные характеристики опрашиваемых, их субъективные оценки, предпочтения и пр.

Измерение производится с помощью  различных шкал, которым соответствуют  различные правила математического  анализа данных. В социологических  исследованиях применяются, как  правило, шкалы трех основных типов: номинальная, ранговая (порядковая) и  интервальная.

Простейшая шкала – номинальная. Чаще всего она фиксирует (отражает) дихотомичный ответ: «да» или «нет», «тепло» или «холодно». Применяя ранговую шкалу, можно зафиксировать более определенное состояние, определяющее ранжированное распределение типа «холодно» - «тепло» - «горячо». Но цифровые величины пока отсутствуют. Если же мы точку замерзания воды примем за нуль, а точку кипения (пар) за 100 и расстояние между этими точками разделим на 10 равных интервалов, то получим интервальную шкалу.

Номинальной шкале в анкете обычно соответствуют вопросы, способствующие выделению мнений, установок, объективных  характеристик респондента (пол, возраст, национальность и т.д.). Ранговой шкале (порядковой) соответствует основное число вопросов анкеты или бланков  интервью. В социологическом исследовании с ее помощью измеряются те характеристики, которые можно выразить числами: возраст, образование, стаж работы и др. По этой шкале возможно вычисление различных величин.

Этап обработки подразделяется на несколько стадий:

* редактирование информации - проверка, унификация и формализация полученной в ходе исследования информации. На стадии предварительной подготовки к обработке осуществляется проверка методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, выбраковываются некачественно заполненные анкеты;

* кодирование - перевод данных на язык формализованной обработки и анализа путем создания переменных. Кодирование представляет собой связующее звено между качественной и количественной информацией, характеризующееся числовыми операциями с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произошел сбой, замена или потеря кода, то информация будет неверной;

* статистический анализ - выявление некоторых статистических закономерностей и зависимостей, которые дают социологу возможность сделать определенные обобщения и выводы;

* интерпретация -- превращение социологических данных в показатели, которые являются не просто числовыми величинами, а определенными социологическими данными, соотнесенными с целями и задачами исследователя, его знанием, опытом.

2. Сущность и виды группировок.  Таблицы и графики: их роль  в анализе социологических данных.

Наиболее простой формой обобщения  первичной социологической информации является группировка. Группировка - разделение единиц совокупности на группы по изучаемым признакам с целью:

* выделить важнейшие социально-экономические  типы явлений;

* дать характеристику состава  (структуры) совокупности по какому-либо  признаку в пределах уже определенного  социально-экономического типа;

* выявить взаимосвязи в изменениях  изучаемых признаков.

Выделенные группы можно сопоставить, сравнить, а следовательно, глубже и обстоятельнее проанализировать то или иное социальное явление, мотивы, интересы опрашиваемых. Выбор признака группировки предопределяется задачами социологического исследования, а так же его гипотезами. Ошибка в выборе признака группировки приводит к ошибкам при анализе групп. Исследуя один и тот же эмпирический материал, разные исследователи могут сделать диаметрально противоположные выводы.

Социологическая информация может  быть сгруппирована по:

- номинальному признаку (род занятий, национальность и т.д.);

- признакам, соответствующим ранговым шкалам (например, по характеру труда: ручной труд, работа с механизмом, наладка станков, интеллектуальный труд);

- количественному признаку (группы характеризуются числовым значением, они качественно сравнимы между собой, например группировка по возрастным интервалам: 18-20 лет, 21-25 лет, 26-30 лет и т.д.).

Работа с номинальными и ранжированными группами ведется с использованием приемов математики, а группы, распределенные по количественному признаку, изучаются  с помощью математической статистики.

Если опрашиваемых необходимо сгруппировать по двум и более признакам (например, по полу, возрасту и образованию), тогда речь может идти о перекрестной, или комбинированной группировке. Она может быть структурной, типологической, аналитической – все зависит от решаемых в ходе исследования задач. Например, надо установить возрастной состав опрашиваемых. В этом случае применяется структурная группировка по возрастным интервалам, т.е. респондентов классифицируют по объективному признаку, присущему всей совокупности опрашиваемых. Если же необходимо из респондентов группы по такому, например, признаку, как «отношение к частной собственности», тогда осуществляется типологическая группировка (выделяются соответствующие типы респондентов). И, наконец, аналитическая группировка производится по двум и более признакам и служит для выявления их взаимосвязи. Если проверить, имеется ли связь между интересом к вопросам нравственного воспитания и чтением литературы (газет, журналов, монографий по данной проблеме), то группировку следует сделать по этим двум признакам.

В социологическом исследовании, как  правило, выделяется не одна, а несколько  групп респондентов (по возрасту, образованию, месту проживания и т.п.). Каждой группе соответствует некоторое выделенное число (n1, n2, n3, ..., nx), которое характеризует количественный состав группы. Такой ряд чисел, получаемый в результате группировки, социологи называют рядом распределения. Существует два вида распределений: вариационный и атрибутивный. Вариационный ряд распределения основывается на количественных признаках изучаемых явлений, процессов, атрибутивный – отражает результаты группировки опрашиваемых по количественным признакам.

Более глубоко проанализировать социологическую  информацию позволяют широко применяемые  в эмпирических исследованиях статистические и математические методы анализа  получаемой информации. Однако при  всем значении получаемых распределений, математических и статистических методов, используемых в исследовании, решающую роль в интерпретации полученных данных играет, прежде всего, сама концепция  проводимого исследования, научная  эрудиция социолога.

Общая логика интерпретации состоит  в превращении статистических данных в показатели, которые выступают  уже не в качестве цифровых величин (процент, среднее арифметическое и т.п.), а как социологические данные. Такие показатели – результат интерпретации, несущей определенную смысловую нагрузку.

От возможных крайностей, неумышленных заблуждений исследователя предохраняют ранее выдвинутые гипотезы. Характер проверки гипотез определяется видом  исследования.

При пилотажном исследовании гипотеза проверяется соотнесением предполагаемого утверждения с выясненной в результате исследования числовой величины. Например, вероятность утверждения о неудовлетворительном состоянии морально-психологического климата в коллективе не вызывает сомнения, если мы располагаем данными полученными в пилотажном исследовании, о том, что 50% опрошенных идут на работу с полным безразличием, а 12% - ожидая неприятности.

Что касается описательного (а тем  более аналитического) исследования, то здесь процедура проверки гипотез  значительно усложняется. Так, приведенные  выше данные (о состоянии морально-психологического климата в коллективе) сами по себе не дают информации о том, кто эти  люди, так как в инструментарии отсутствуют конкретные социально-демографические  данные. Следовательно, средние величины – лишь первый шаг на пути исследования. Надо сделать второй, и третьи шаги, чтобы подойти как можно ближе  к истине. Для этого из всей совокупности следует выделить однородные по социально-демографическим характеристика подгруппы.

Информация о работе Методы анализа эмпирических данных