Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 00:10, контрольная работа
Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог – построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.
Введение
1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных
3. Какова структура отчета о социологическом исследовании? Сформулируйте основные требования к его оставлению
Заключение
Список используемой литературы
План работы:
Введение
1. Подготовка
эмпирических данных к
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных
3. Какова структура отчета о социологическом исследовании? Сформулируйте основные требования к его оставлению
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог – построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.
Социологическое
исследование начинается вовсе не с
составления анкеты, как принято
думать, а с проработки проблемы,
выдвижения целей, гипотез, построения
теоретических моделей. Лишь затем
социолог переходит к разработке инструментария
(чаще всего это действительно анкета),
затем сбору первичных данных и их обработке.
А на конечной стадии снова теоретический
анализ, ибо данные надо правильно, то
есть в соответствии с выдвинутой теорией,
интерпретировать и объяснить. Только
после этого следуют практические рекомендации.
1.
Подготовка эмпирических
данных к обработке
и анализу
Заключительный этап социологического исследования включает обработку, интерпретацию и анализ данных, построение эмпирически выверенных и обоснованных обобщений, выводов, рекомендаций и проектов. Этап обработки подразделяется на несколько стадий:
• редактирование информации — проверка, унификация и формализация полученной в ходе исследования информации. На стадии предварительной подготовки к обработке осуществляется проверка методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, выбраковываются некачественно заполненные анкеты;
• кодирование — перевод данных на язык формализованной обработки и анализа путем создания переменных. Кодирование представляет собой связующее звено между качественной и количественной информацией, характеризующееся числовыми операциями с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произошел сбой, замена или потеря кода, то информация будет неверной;
• статистический анализ — выявление некоторых статистических закономерностей и зависимостей, которые дают социологу возможность сделать определенные обобщения и выводы;
• интерпретация — превращение социологических данных в показатели, которые являются не просто числовыми величинами, а определенными социологическими данными, соотнесенными с целями и задачами исследователя, его знанием, опытом.
Анализ
информационного материала
В количественном анализе оперируют понятиями переменных, влияющих друг на друга. При сборе, обработке, анализе, моделировании и сопоставлении результатов разных исследований используется совокупность методов и моделей прикладной математической статистики. К первой группе относят выборочный метод, описательную статистику, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирование экспериментов, ко второй — ряд методов многопеременной статистики, различные методы шкалирования, таксономические процедуры, корреляционный, факторный, причинный анализ, а также большую группу статистических моделей.
Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки (выбраковки) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п. Категории качества заполнения инструментария разнообразны, подходы здесь неоднозначны. Все зависит от условий работы анкетеров, интервьюеров, места опроса и других факторов. Как правило, исследователи всегда стараются «довести» инструментарий до нужного качественного уровня.
Вначале выявляется правильность ответа на каждый вопрос и при необходимости ответ исправляется. Например, на вопрос: «Знаете ли вы основные условия, заложенные в трудовом соглашении вашего коллектива с администрацией предприятия?» чаще всего отвечают: «Да, знаю». Но далее в анкете стоит открытый контрольный вопрос: «Если знаете, назовите их, пожалуйста». Он остается незаполненным. Если с респондентом работал интервьюер, анкетер, то против этого вопроса должна стоять отметка: «Затруднился ответить», «Не знает» и т.п. Тогда становится очевидным, что респондент не осведомлен об условиях трудового соглашения. Но если респондент заполнял анкету самостоятельно, то здесь получение однозначного ответа затруднительно. В этом случае альтернативу «Да, знаю» надо зачеркнуть и отметить другую, скорее всего «Нет ответа», «Затрудняется ответить» и т.п. Затем подсчитываются неправильные ответы. При исправлении каждого третьего ответа в анкете ее лучше не готовить к машинной обработке. В случае если респондент не ответил на 10—15% основных вопросов, против них контролер ставит отметку «Нет ответа», и анкета идет на обработку в ЭВМ.
Более жесткие требования предъявляются к вопросам, касающимся социально-демографических характеристик респондентов (пол, возраст, образование и т.д.). Если нет ответов на эти вопросы, то инструментарий изымается из общего массива. Исключаются из обработки на ЭВМ документы, заполненные неразборчиво, а также записи, которые не поддаются однозначному толкованию.
Допущенные
к обработке документы
Кодирование
— связующее звено между
Сущность
обработки первичной информации
заключается в ее обобщении.
Результаты обобщения называют социологической
информацией. Решение о способе обработки
инструментария принимается заранее.
При опросе 60-70 человек обработку вполне
можно провести вручную, на микрокалькуляторе.
Если анкета сравнительно невелика (содержит
до 20 вопросов), то ручная обработка возможна
при наличии 200-350 анкет. Но если в инструментарии
более 20 вопросов, тогда предел для ручной
обработки – 100-200 анкет. При обработке
на ЭВМ результаты отражаются в виде табуляграмм,
структура которых зависит от заложенной
в ЭВМ программы, поэтому здесь нужна помощь
программиста.
2.
Сущность и виды
группировок. Таблицы
и графики: их роль
в анализе социологических
данных
В социологии наиболее простой формой обобщения информации является группировка.
Группировка - разделение единиц совокупности на группы по изучаемым признакам с целью:
• выделить важнейшие социально-экономические типы явлений;
• дать характеристику состава (структуры) совокупности по какому-либо признаку в пределах уже определенного социально-экономического типа;
• выявить взаимосвязи в изменениях изучаемых признаков.
Выделенные группы можно легко сопоставить, сравнить, а, следовательно, глубже и обстоятельнее проанализировать то или иное социальное явление, мотивы, интересы опрашиваемых. Выбор признака группировки предопределяется задачами социологического исследования, а так же его гипотезами. Ошибка в выборе признака группировки приводит к ошибкам при анализе характеристик групп. Используя один и тот же эмпирический материал, разные исследователи могут сделать диаметрально противоположные выводы.
Выделяют следующие виды группировок: типологическую, структурную и аналитическую.
Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов (частных подсовокупностей) путем разделения качественно разнородной совокупности на классы, социально-экономические типы, однородные группы единиц в соответствии с правилами научной группировки.
Примерами типологической группировки могут служить группировки по номинальному признаку – роду занятий, национальности.
Структурной группировкой называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью типологической группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие их структуру по какому-либо варьирующему признаку.
К
структурным относится
Аналитические (факторные) группировки, в частности, исследуют связи и зависимости между изучаемыми явлениями и их признаками. В основе аналитической группировки лежит факторный признак, и каждая выделенная группа характеризуется средними значениями результативного признака. Так, группируя достаточно большое число рабочих по факторному признаку — квалификации (разряду) с указанием их заработной платы, можно заметить прямую зависимость результативного признака — средней месячной заработной платы рабочих от квалификации: чем выше квалификация, тем выше и средняя месячная зарплата (хотя у отдельных рабочих с более высоким разрядом она может быть ниже).
В зависимости от числа признаков, положенных в основание группировки, различают простые и сложные (комбинационные) группировки. К простой относится группировка по одному признаку, к сложной - по двум и более признакам (более трех признаков брать не рекомендуется) в их сочетании, когда группы по одному признаку подразделяют на подгруппы по другому признаку и т.д. [2, с. 36].
Социологу в ходе этих заключительных стадий необходимо постоянно помнить о том, что кто будет читать ваш аналитический отчет, - отнюдь не профессиональные социологи. Значит, вам необходимо наиболее наглядно и убедительно представит данные, полученные в результате обработки первичной социологической информации, чтобы более четко и емко изложить свои выводы, сформированные в ходе анализа этих данных.
Таблицы и графики в аналитическом отчете служат не просто иллюстративными материалами, а содержат в себе саму суть, ядро полученной в ходе исследования информации. Без них просто невозможно выразить в словесной форме выводы исследования, и текстовой материал превращается в простую словесную шелуху.
Статистической называется таблица, которая содержит сводную числовую характеристику исследуемой совокупности по одному или нескольким существенным признакам, взаимосвязанным логикой экономического анализа. Социологические таблицы, получаемые после сбора и анализа первичных данных, относятся к числу статистических. Таблица содержит три вида заголовков: общий, верхние и боковые. Общий заголовок отражает содержание всей таблицы (к какому месту и времени она относится), располагается над ее макетом по центру и является внешним заголовком. Верхние заголовки характеризуют содержание граф (заголовки сказуемого), а боковые (заголовки подлежащего) срок. Они являются внутренними заголовками.