Методологические и методические аспекты социологического исследования детской аудитории

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время тема детства находится на стыке различных исследований, имеющих антропологическую и гуманитарную направленность: психологии, педагогики, психиатрии и психоанализа, этнографии, лингвистики, художественного творчества и искусствознания, исторической науки, права, философии, философской антропологии, социологии. Однако целостного философского осмысления феномена детства в истоковых вербальных формах его репрезентации (в философии, мифе, фольклоре, художественной литературе) до настоящего времени не было.

Файлы: 1 файл

социлогия детства.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Применение анкеты для детей до 7-8-летнего возраста полностью невозможно, в более старшем доподростковом возрасте она серьезно ограничена по тематике. При изучении мнения детей этого возраста необходимо конструирование особых методик с применением игры, графики, рисунков, которые учитывали бы специфику психического и общего развития личности, т.е. "мягких" методов.

Между 9 и 10 годами, по мнению психологов, начинается новый уровень  социального развития, фиксируемый  в позиции "Я и общество", когда ребенок пытается выйти  за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место. По Л.С.Выготскому, ребенок переходит от житейских понятий к научным. Постепенно, по данным современных российских психологов к 10-11 годам, ребенок осознает определенные понятия, им употребляемые, он становится способным к наблюдению над собственными мыслительными опытами. Возникает так называемая формальная мысль. Развивается дедукция, мысль становится такой же, как мысль взрослого. До подросткового возраста физическая реальность не оттеняется субъективной реальностью (ребенок не осознает личного характера своих мнений, своих определений, даже слов и т.д.). С этого возраста дети могут становиться на позиции, ими самими и не разделяемые.

Обращает на себя внимание быстрое приспособление детского сознания и поведения к изменениям социальной среды, например, принятие подростковой средой идей прав ребенка, распространение "компьютерной картины мира". Динамичность изменения сознания подростков - особенность данной социально-демографической группы, подтверждающаяся исследованиями последних лет. Подростки меняются быстрее, чем наши представления о них, а значит, необходимы оперативные исследования этой группы. Как показывают практические наблюдения, предпочтительным методическим инструментом для проведения изучения в подростковом возрасте является анкета. Незнакомому для ребенка взрослому-социологу практически невозможно сразу установить доверительный, рабочий контакт с подростками для проведения индивидуального интервью, это может быть объяснено спецификой взаимоотношений детей этого возраста со взрослым миром. Считаем, что только с младшего подросткового возраста возможно широкое применение анкетного метода практически по всему спектру проблем.

Специальная социологическая  теория детства - это теоретическая  конструкция, объясняющая специфические конкретные действия, процессы в социуме в отношении детства, изучаемые с помощью специальной социотехники. Подобно другим специальным теориям социология детства возникла в локальной области социальной жизни и существует на принципах равенства с другими специальными теориями: социологией воспитания, образования, семьи, молодежи и др.

Для социологии детства характерны:

1. Собственная теория  о детстве, его изменениях и  взаимоотношениях взрослого и детского миров.

2. Особая эмпирическая направленность развития социологии детства - постоянное проведение конкретных социологических исследований.  
3. Социология детства разрабатывает систему своих понятий, например, детство детская субкультура, роль "ребенка", статус детства в обществе и др.  
4. В современном обществе серьезно расширяется круг "потребителей" научных знаний о детях. Если раньше эти знания необходимы были прежде всего педагогическим работникам, то в связи с новыми реалиями такую потребность испытывают руководители многочисленных детских объединений, работники социальных учреждений, юристы, работники госструктур (например, комитетов по молодежной политике), создатели детских средств массовой коммуникации.

В современном мире происходят серьезные изменения в самом  объекте ее научного познания - детстве, возникает общественная потребность в получении новых знаний о инновационных явлениях социальной действительности (например, о правах детей). Объект социологии детства определен не как изначально гомогенная группа индивидов, находящаяся на пути к повзрослению, а как структурный компонент общества, отражающий социальные и культурные изменения.

Возможно очертить предметную область социологии детства. Социология детства - специальная отрасль социологии, изучающая детство как социальное образование, его функции в обществе, взаимодействие общества и детства, государственную политику в интересах детей. Отдельный раздел данной отрасли разрабатывает методологические и методические принципы исследования детей и подростков. Предметом изучения являются специфические роли "ребенок" и "взрослый", социальные нормы и предписания, реализующие соответствующие роли, детская субкультура. Данная отрасль также рассматривает особенности группового поведения социально-демографической группы детского возраста, закономерности развития детских сообществ (формальных и неформальных).

Первыми произведениями, строго посвященными социологии детства, были книга американского ученого  Дж.Боссарда "Социология детства", появившаяся в 1948 году, а также  переработанное и дополненное ее издание в соавторстве с Э.Болл, вышедшее в 1966 году, и учебное пособие с аналогичным названием для высшей школы Ричи и Коллер. В России первое учебное пособие вышло лишь в 1996 году.

Постепенно происходит отбор и становление внутри данной отрасли отдельных направлений исследований, уже сегодня мы наблюдаем возникновение и развитие таких из них, как социокинетика детства - науки о детском движении (Е.В.Титова), социология детской субкультуры (И.А.Бутенко, С.Б.Борисов и др.), социология детского чтения.

В становлении социологии детства наблюдается ряд сложностей. К сожалению, мы не можем сказать, что в стране существует планирование и координация научных социологических  и междисциплинарных исследований детства. Ребенок продолжает выступать во многих исследованиях прежде всего как объект воспитательного процесса в семье или в школе. Отсутствует и социальный заказ на изучение аспектов сознания детей и подростков. Ученые и исследователи, занимающиеся проблемами детей, не объединены. Вот почему мы придаем большое значение популяризации методов изучения детства, надеемся на подключение к этой важной работе непрофессиональных исследователей и юных социологов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Заключение.

 

Специальная социологическая  теория детства - это теоретическая конструкция, объясняющая специфические конкретные действия, процессы в социуме в отношении детства, изучаемые с помощью специальной социотехники. Подобно другим специальным теориям социология детства возникла в локальной области социальной жизни и существует на принципах равенства с другими специальными теориями: социологией воспитания, образования, семьи, молодежи и др.

Для социологии детства характерны:

1. Собственная теория  о детстве, его изменениях и  взаимоотношениях взрослого и детского миров.

2. Особая эмпирическая  направленность развития социологии  детства - постоянное проведение  конкретных социологических исследований.  
3. Социология детства разрабатывает систему своих понятий, например, детство детская субкультура, роль "ребенка", статус детства в обществе и др.  
4. В современном обществе серьезно расширяется круг "потребителей" научных знаний о детях. Если раньше эти знания необходимы были прежде всего педагогическим работникам, то в связи с новыми реалиями такую потребность испытывают руководители многочисленных детских объединений, работники социальных учреждений, юристы, работники госструктур (например, комитетов по молодежной политике), создатели детских средств массовой коммуникации.

В современном мире происходят серьезные изменения в самом объекте ее научного познания - детстве, возникает общественная потребность в получении новых знаний о инновационных явлениях социальной действительности (например, о правах детей). Объект социологии детства определен не как изначально гомогенная группа индивидов, находящаяся на пути к повзрослению, а как структурный компонент общества, отражающий социальные и культурные изменения.

Возможно очертить предметную область социологии детства. Социология детства - специальная отрасль социологии, изучающая детство как социальное образование, его функции в обществе, взаимодействие общества и детства, государственную политику в интересах детей. Отдельный раздел данной отрасли разрабатывает методологические и методические принципы исследования детей и подростков. Предметом изучения являются специфические роли "ребенок" и "взрослый", социальные нормы и предписания, реализующие соответствующие роли, детская субкультура. Данная отрасль также рассматривает особенности группового поведения социально-демографической группы детского возраста, закономерности развития детских сообществ (формальных и неформальных).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Выготский Л.С.Проблема речи и мышления в учении Ж.Пиаже. Критическое исследование // Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.- М.: Педагогика-Пресс, 1994.
  2. Щеглова С.Н. Социология детства. - М.: ИМ, 1996.
  3. Щеглова С.Н. Социология прав детей в России: новый век, новые проблемы, новые перспективы. – М.: Социум, 2001.  
    Фельдтштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве – времени Детства. М., 1997.
  4. Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 1988.  
    Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.
  5. Права ребенка. Основные международные документы / Отв. за вып.: Юныев В.Л.; Ред.-сост.: Рыбинский Е.М. - М.: Дом, 1992.
  6. Выготский Л.С.Проблема речи и мышления в учении Ж.Пиаже. Критическое исследование // Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.- М.: Педагогика-Пресс, 1994. - С.401-462
  7. Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  8. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии.-М.: Ава-Эстра, 1993.
  9. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.- М.: Педагогика-Пресс, 1994.
  10. Щеглова С.Н. Социология детства. - М.: ИМ, 1996.
  11. Экман П. Почему дети лгут?- М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  12. Зеньковский В.В.. Психология детства.- М.: Школа- Пресс, 1995.
  13. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. - М.: Республика, 1994.
  14. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII- XXвв.)- М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1997.
  15. Кон И.С. Ребенок и общество. -М., 1988.  
    Кошелева О.Е. История детства: опыт зарубежной историографии.// Педагогика. - 1996.- N 3.- С. 45-47.
  16. Меттьюз Г. Философия и ребенок // Вопросы философии.- 1986.- N11.- С. 87-91.
  17. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988.
  18. Субботинский Е.В. История детства: этнография и психология // Вопросы психологии. - 1984. - N3.
  19. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ./ Общ.ред. и предисл. А.В.Толстых. - М.: Изд.группа "Прогресс", 1996. - 342 с.
  20. Эриксон Э. Детство и общество.. - С-Пб.: Ленато, АСТ, 1996. - 592 с.
  21. Этнография детства: Сб.фольклор. и этногр.материалов. - М.: Беловодье, 1998. - 388 с.
  22. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Средней и Южной Азии. - М., 1983.
  23. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. - М., 1988.
  24. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологического исследования. - М.: Аспект-Пресс, 1995.
  25. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. - М.:Прогресс, 1976.
  26. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988.  
    Ньюман Л. Значение методологии: три основных подхода // Социс- 1998.- N3 - С.122-134.
  27. Ньюман Л.. Неопросные методы исследования // Социс. - 1998.- N6. - С.119-129.
  28. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития// Вопросы психологии. - 1992.- N3-4- С.7-13.
  29. Тарасов К.А. От насилия в кино к насилию "как в кино".// Социс.- 1996.-N2.- С.35.
  30. Пивоварова Е.В. С чего начинается Родина?// Социология:4М.- 1997.- N 8.- С.33-53.
  31. Лейтц Г. Психодрама: Теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено.- М.:Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. - С.195-215.
  32. Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире.- М.: Юнпресс, 1998.
  33. Щеглова С.Н. Подросток-98: права в семье, школе, обществе. - М.: Социум, 1998.
  34. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. - М.: Социум, 1996.
  35. Кон И.С. Психология ранней юности. -М.: Просвещение, 1989.
  36. Права ребенка: Основные международные документы.- М.: ДОМ, 1992.
  37. Ремшмидт Х. Подростковыый и юношеский возраст.- М.: Мир, 1994.
  38. Хобсон К.Ф., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. -М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

 

1 Щеглова С.Н. Социология детства. - М.: ИМ, 1996.

2 Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 1988.  Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

3 Выготский Л.С.Проблема речи и мышления в учении Ж.Пиаже. Критическое исследование // Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.- М.: Педагогика-Пресс, 1994.

4 Щеглова С.Н. Социология детства. - М.: ИМ, 1996.

5 Зеньковский В.В.. Психология детства.- М.: Школа- Пресс, 1995.

6 Эриксон Э. Детство и общество.. - С-Пб.: Ленато, АСТ, 1996. - 592 с.

7 Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологического исследования. - М.: Аспект-Пресс, 1995.

8 Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологического исследования. - М.: Аспект-Пресс, 1995.

9 Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития// Вопросы психологии. - 1992.- N3-4- С.7-13.

10 Выготский Л.С.Проблема речи и мышления в учении Ж.Пиаже. Критическое исследование // Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.- М.: Педагогика-Пресс, 1994.


Информация о работе Методологические и методические аспекты социологического исследования детской аудитории