Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:57, курсовая работа
В настоящее время тема детства находится на стыке различных исследований, имеющих антропологическую и гуманитарную направленность: психологии, педагогики, психиатрии и психоанализа, этнографии, лингвистики, художественного творчества и искусствознания, исторической науки, права, философии, философской антропологии, социологии. Однако целостного философского осмысления феномена детства в истоковых вербальных формах его репрезентации (в философии, мифе, фольклоре, художественной литературе) до настоящего времени не было.
Применение анкеты для детей до 7-8-летнего возраста полностью невозможно, в более старшем доподростковом возрасте она серьезно ограничена по тематике. При изучении мнения детей этого возраста необходимо конструирование особых методик с применением игры, графики, рисунков, которые учитывали бы специфику психического и общего развития личности, т.е. "мягких" методов.
Между 9 и 10 годами, по мнению психологов, начинается новый уровень социального развития, фиксируемый в позиции "Я и общество", когда ребенок пытается выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место. По Л.С.Выготскому, ребенок переходит от житейских понятий к научным. Постепенно, по данным современных российских психологов к 10-11 годам, ребенок осознает определенные понятия, им употребляемые, он становится способным к наблюдению над собственными мыслительными опытами. Возникает так называемая формальная мысль. Развивается дедукция, мысль становится такой же, как мысль взрослого. До подросткового возраста физическая реальность не оттеняется субъективной реальностью (ребенок не осознает личного характера своих мнений, своих определений, даже слов и т.д.). С этого возраста дети могут становиться на позиции, ими самими и не разделяемые.
Обращает на себя внимание быстрое приспособление детского сознания и поведения к изменениям социальной среды, например, принятие подростковой средой идей прав ребенка, распространение "компьютерной картины мира". Динамичность изменения сознания подростков - особенность данной социально-демографической группы, подтверждающаяся исследованиями последних лет. Подростки меняются быстрее, чем наши представления о них, а значит, необходимы оперативные исследования этой группы. Как показывают практические наблюдения, предпочтительным методическим инструментом для проведения изучения в подростковом возрасте является анкета. Незнакомому для ребенка взрослому-социологу практически невозможно сразу установить доверительный, рабочий контакт с подростками для проведения индивидуального интервью, это может быть объяснено спецификой взаимоотношений детей этого возраста со взрослым миром. Считаем, что только с младшего подросткового возраста возможно широкое применение анкетного метода практически по всему спектру проблем.
Специальная социологическая теория детства - это теоретическая конструкция, объясняющая специфические конкретные действия, процессы в социуме в отношении детства, изучаемые с помощью специальной социотехники. Подобно другим специальным теориям социология детства возникла в локальной области социальной жизни и существует на принципах равенства с другими специальными теориями: социологией воспитания, образования, семьи, молодежи и др.
Для социологии детства характерны:
1. Собственная теория
о детстве, его изменениях и
взаимоотношениях взрослого и д
2. Особая эмпирическая направленность развития социологии
детства - постоянное проведение конкретных
социологических исследований.
3. Социология детства разрабатывает систему
своих понятий, например, детство детская
субкультура, роль "ребенка", статус
детства в обществе и др.
4. В современном обществе серьезно расширяется
круг "потребителей" научных знаний
о детях. Если раньше эти знания необходимы
были прежде всего педагогическим работникам,
то в связи с новыми реалиями такую потребность
испытывают руководители многочисленных
детских объединений, работники социальных
учреждений, юристы, работники госструктур
(например, комитетов по молодежной политике),
создатели детских средств массовой коммуникации.
В современном мире происходят серьезные изменения в самом объекте ее научного познания - детстве, возникает общественная потребность в получении новых знаний о инновационных явлениях социальной действительности (например, о правах детей). Объект социологии детства определен не как изначально гомогенная группа индивидов, находящаяся на пути к повзрослению, а как структурный компонент общества, отражающий социальные и культурные изменения.
Возможно очертить предметную
область социологии детства. Социология
детства - специальная отрасль
Первыми произведениями, строго посвященными социологии детства, были книга американского ученого Дж.Боссарда "Социология детства", появившаяся в 1948 году, а также переработанное и дополненное ее издание в соавторстве с Э.Болл, вышедшее в 1966 году, и учебное пособие с аналогичным названием для высшей школы Ричи и Коллер. В России первое учебное пособие вышло лишь в 1996 году.
Постепенно происходит отбор и становление внутри данной отрасли отдельных направлений исследований, уже сегодня мы наблюдаем возникновение и развитие таких из них, как социокинетика детства - науки о детском движении (Е.В.Титова), социология детской субкультуры (И.А.Бутенко, С.Б.Борисов и др.), социология детского чтения.
В становлении социологии
детства наблюдается ряд
Заключение.
Специальная социологическая теория детства - это теоретическая конструкция, объясняющая специфические конкретные действия, процессы в социуме в отношении детства, изучаемые с помощью специальной социотехники. Подобно другим специальным теориям социология детства возникла в локальной области социальной жизни и существует на принципах равенства с другими специальными теориями: социологией воспитания, образования, семьи, молодежи и др.
Для социологии детства характерны:
1. Собственная теория
о детстве, его изменениях и
взаимоотношениях взрослого и д
2. Особая эмпирическая
направленность развития
3. Социология детства разрабатывает систему
своих понятий, например, детство детская
субкультура, роль "ребенка", статус
детства в обществе и др.
4. В современном обществе серьезно расширяется
круг "потребителей" научных знаний
о детях. Если раньше эти знания необходимы
были прежде всего педагогическим работникам,
то в связи с новыми реалиями такую потребность
испытывают руководители многочисленных
детских объединений, работники социальных
учреждений, юристы, работники госструктур
(например, комитетов по молодежной политике),
создатели детских средств массовой коммуникации.
В современном мире происходят серьезные изменения в самом объекте ее научного познания - детстве, возникает общественная потребность в получении новых знаний о инновационных явлениях социальной действительности (например, о правах детей). Объект социологии детства определен не как изначально гомогенная группа индивидов, находящаяся на пути к повзрослению, а как структурный компонент общества, отражающий социальные и культурные изменения.
Возможно очертить предметную
область социологии детства. Социология
детства - специальная отрасль
Список литературы:
1 Щеглова С.Н. Социология детства. - М.: ИМ, 1996.
2 Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 1988. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.
3 Выготский Л.С.Проблема речи и мышления в учении Ж.Пиаже. Критическое исследование // Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.- М.: Педагогика-Пресс, 1994.
4 Щеглова С.Н. Социология детства. - М.: ИМ, 1996.
5 Зеньковский В.В.. Психология детства.- М.: Школа- Пресс, 1995.
6 Эриксон Э. Детство и общество.. - С-Пб.: Ленато, АСТ, 1996. - 592 с.
7 Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологического исследования. - М.: Аспект-Пресс, 1995.
8 Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологического исследования. - М.: Аспект-Пресс, 1995.
9 Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития// Вопросы психологии. - 1992.- N3-4- С.7-13.
10 Выготский Л.С.Проблема речи и мышления в учении Ж.Пиаже. Критическое исследование // Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.- М.: Педагогика-Пресс, 1994.