Методологические и методические аспекты социологического исследования детской аудитории

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время тема детства находится на стыке различных исследований, имеющих антропологическую и гуманитарную направленность: психологии, педагогики, психиатрии и психоанализа, этнографии, лингвистики, художественного творчества и искусствознания, исторической науки, права, философии, философской антропологии, социологии. Однако целостного философского осмысления феномена детства в истоковых вербальных формах его репрезентации (в философии, мифе, фольклоре, художественной литературе) до настоящего времени не было.

Файлы: 1 файл

социлогия детства.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Чтобы провести письменный опрос, необходима анкета. Здесь необходимо 
соблюдать определённые правила и принципы конструирования. 
Анкета – это объединённая единым исследовательским замыслом система 
вопросов, направленных на выявление количественных и качественных 
характеристик объекта. С точки зрения композиции, это сценарий беседы с 
респондентом, включающий основные элементы:

1. Вводная часть –  вступление с обозначением темы  исследования, 
данных учреждения, проводящего опрос, целей и задач исследования, 
значимости роли респондента для решения этих задач, гарантированности 
анонимности анкет, техники заполнения, а также выражение благодарности. 
Вводная часть направлена на то, чтобы побудить желание у респондента 
отвечать на вопросы анкеты.

2. Основная содержательная  часть – блок главных вопросов, 
отвечающих целям и задачам исследования. Основная часть несёт смысловую нагрузку.

Первыми ставятся контактные вопросы, психологическая установка  на 
сотрудничество, т.е. блок простых вопросов, преследующих цель 
заинтересовать собеседника. Затем вопросы постепенно усложняются: ставятся вопросы, которые дают основную информацию по проблеме исследования. 
На последнее место в основной части ставятся заключительные вопросы, 
которые снимают психологическое напряжение с респондентов, дают понять, 
что была сделана большая и нужная работа.

3. Социально-демографическая  часть – «паспортичка» - включает  в себя 
вопросы о демографических данных респондентов. Т.о., составляя анкету, мы, во-первых, включаем в неё вопросы, позволяющие измерить зависимые переменные, и, во-вторых, переводим все объяснительные, независимые переменные также на язык соответствующих вопросов. В-третьих, осуществляем поиск вопросов, относящихся к возможным 
контрольным переменным, не забывая о стандартных «паспортных» вопросах, которые касаются пола, возраста, семейного статуса и т.п., то есть, измеряем фоновые переменные. Анкетные вопросы классифицируются по содержанию, форме, целям (функциям), конструкции ответов. 
Основные принципы построения анкеты:

1. программная логика  вопросов не должна быть смешиваема с логикой 
построения анкеты.

2. непременный учет  специфики культуры и практического опыта 
опрашиваемой аудитории.

3. одни и те же  вопросы, расположенные в разной  последовательности, 
дадут разную информацию.

4. смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного 
объема. 
5. распределение вопросов по степени их трудности. Первые – более 
простые, далее – более сложные, затем – еще сложнее, потом – спад, и в конце наиболее сложные вопросы, после чего – «паспортичка». 
Обычно говоря о структуре анкеты, о порядке расположения вопросов, 
исходят из принципа психологического восприятия респондентом анкеты. В 
этом есть большой смысл, и является одним из важнейших условий построения методики.

От того, насколько  анкета будет привлекательна для респондентов, зависит активность их работы над ней. Поэтому анкета должна строиться так, чтобы поддерживать внимание респондента, заинтересовать его заочной беседой, вызвать приятное впечатление, желание работать над ней. 
Перед началом опроса идет обращение к респонденту. Его осведомляют о 
теме исследования, о способе заполнения анкеты. Очень важно настроить 
респондента на откровенный лад, чтобы его ответы отражали реальную 
ситуацию, отметить то, что результаты опроса будут использоваться в 
обобщенном виде и фамилию указывать не нужно. Одним из основных правил, которое следует строго соблюдать, является расположение в начале анкеты первыми вопросами наиболее простых и нейтральных. Первые вопросы обычно называют нейтральными. После контактных вопросов во вступительной части анкеты следует дать несколько несложных и личностно нейтральных вопросов, близких к основной теме исследования. Основная часть анкеты несет главную нагрузку исследования и формируется в зависимости от принципов избранного подхода к ее построению. Оптимальное время заполнения анкеты 35-45 минут. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. Проведение пилотажа. В ходе проведении пилотажа в предварительном варианте анкеты 
респондентами не было отмечено вопросов, вызывающих затруднения при 
ответе на них. Среди предложенных вариантов ответов не было отмечено 
лишних, непонятных, а также не было предложено дополнительных. 
4. Обработка социологической информации Информация, полученная в ходе исследования, обрабатывалась вручную, а также при помощи Microsoft Office Word 2007, и Microsoft Office Excel 2007.

Детство рассматривается  как наиважнейший и основной этап социализации человека, моментом привития норм, начала самоидентификации личности в сложных и многочисленных общественных процессах. Поэтому изучение данного вопроса является одним из важнейших задач социологической науки. 9

В настоящее время  ряд игровых видов деятельности рассматриваются как деструктивно влияющее на развитие и формирование личности ребенка. Например, азартные игры. Результаты исследования позволят сделать вывод о том, насколько дети вовлечены в эти процессы.  
Научная обоснованность государственного регулирования общественных отношений в среде детей и подростков является одним из самых актуальных областей применения социологических теорий. Государственная политика в интересах детей, становление которой происходит в нашем государстве сегодня, предполагает заботу о материальных и духовных условиях развития подрастающего поколения. Эта политика способствует включению юного поколения в процесс жизнедеятельности общества в посильных границах для этого возраста, обеспечению при этом гарантий соблюдения прав детей.

Социальный мир подлежит научному анализу, иными словами, его  возможно исследовать с помощью  конкретно-научных процедур. Детство как часть социального мира также можно исследовать. Социологи изучают детство на теоретическом и практическом (эмпирическом) уровнях. Сегодня в обществе и научной сфере существуют несколько взглядов на возможности социологии детства. Выделим два полярных. Ряд ученых полагает, что возможно лишь теоретическое осмысление этого социального явления с использованием экспертного - взрослого мнения, они отрицают возможность проведения социологических опросов детей, основываясь на том, что эта группа населения не включена в социальные отношения в обществе, не имеет сформировавшегося мнения. Приверженцы этого взгляда считают достаточным получать информацию о детях от их родителей и воспитателей. Другие исследователи полагают естественным выяснять мнение детей по всем возможным вопросам, включая политику и экономику. Выбор методов исследования зависит от многих факторов. Один из них - подход самого социолога к детству. При всем множестве подходов мы полагаем, что существуют четыре основных, используемых при эмпирическом изучении детства.

1. Детство как далекая  звезда. Социолог изучает детство  как нечто далекое, отстраненное  от нашего взрослого мира, часто  делает это без непосредственного  контакта с самими детьми, пользуясь  как инструментом мнениями родителей, педагогов, других взрослых, окружающих детей.  
2. Детство как неизвестное племя. Социолог исследует детей как новое неизвестное ему племя, внедряясь в него и наблюдая за ними, фиксируя их обычаи, язык, моду, правила общения, клички и др., а также задавая специальные вопросы.

3. Прогулки с динозаврами.  При этом подходе социолог  изучает "следы детства", оставляемые  юными подобно следам динозавров. Изучение ведется без непосредственного  контакта, в качестве следов выступают  дневники, граффити, рисунки и др.

4. Секретный эксперимент.  Социолог организует и проводит  специальные социальные эксперименты, изучая особенности поведения  детей в необычных для них  ситуациях. 

Наш подход к изучению детства состоит в следующем:  
1. Для всестороннего изучения детства необходимы не только теоретические, но и эмпирические исследования.

2. Возможно проведение  эмпирических исследований в  самой детской среде при соблюдении ряда условий.

3. Получаемое при этом  знание можно считать в большой  мере адекватным (соответствующим) реальному состоянию детского сообщества.

Детство можно исследовать лишь соединив вместе и теоретический и практический подходы. При этом нужно знать, что просто сложить все известные методы не получится, нужно правильно подобрать для раскрытия разных сторон детской жизни свой метод. На практическом уровне данные о современном статусе детства могут быть получены опросными и неопросными путями, с применением мнения самих детей и с привлечением экспертов, качественными и количественными методами, о которых будет рассказано ниже.

Выделим некоторые методические сложности прямого изучения детского сообщества. При проведении подобных исследований требуется:  
* обосновать возрастные границы допустимости и возможности получения информации по интересующей проблематике от детей, например по социальным проблемам;

* определить процедурные  подходы к изучению мнений  и представлений детей разного возраста;

* адаптировать традиционные  методики изучения общественного  мнения для применения их к детям;

* сконструировать нестандартные, игровые, рисуночные и иные мягкие методики;  
* разрешить проблему неискренности респондентов-детей при общении со взрослым исследователем;

* выяснить, в каких  случаях взрослые могут быть  экспертами по проблемам детства,  разработать методические и процедурные подходы таких исследований.

При сборе и обработке  информации достоверность получаемого  знания во многом зависит от полноты  и всестороннего учета характеристик  объекта исследования, его психологических, этнических, социальных и других особенностей, в нашем случае прежде всего необходим учет возрастных особенностей. В связи с этим возникает необходимость иметь четкие ориентиры возрастной периодизации внутри детской группы. Возраст во многом определяет границы допустимости и возможности получения от детей информации по интересующей нас проблематике, оптимальность использования того или иного метода.

С точки зрения психологии категория "возраст" обозначает определенную, качественно-своеобразную ступень  развития, обусловленную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. По определению Л.С.Выготского, основными характеристиками возраста являются "социальная ситуация развития", отражающая место ребенка в системе социальных отношений, его деятельность, новообразования в сфере сознания и личности. Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных структурных компонентов. В нормативно-ценностном плане каждый возраст характеризуется особыми жизненными задачами, от своевременного решения которых зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода к следующему возрастному этапу (например, осознанный выбор профессии, создание семьи и др.). 10

Конвенция о правах ребенка  определяет возрастные рамки детства  от 0 до 18 лет, если по закону, действующему в данной стране, ребенок не достигает  совершеннолетия ранее. Федеральный  Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", принятый в июле 1998 года, подтвердил именно эти границы детского возраста.

В России сегодня принята  следующая возрастная периодизация: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольное детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый возраст (10-15 лет); ранняя юность (15-17 лет); второй период юности (17-21 год).

Основой для рассмотрения данной проблемы в отношении детского возраста считаем положения теоретических  и научно-практических разработок Жана Пиаже, изложенных им в книгах "Речь и мышление ребенка", "Суждение и рассуждение ребенка", и работы Л.С.Выготского "Проблема речи и мышления в учении Ж.Пиаже. Критическое исследование". Работы швейцарского исследователя были написаны в 20-е годы XX века на основе его деятельности (наблюдений, тестирования, интервьюирования) в Институте Руссо. Ученый выделил несколько возрастных периодов, в которые проявляются специфические особенности речи и мышления ребенка. Л.С.Выготский провел в своей работе критический анализ подходов Пиаже, во многих случаях именно его уточнения подходов к развитию детского мышления служат для нас определяющими в обосновании выбора того или иного метода исследования.

До семилетнего возраста мысль ребенка проникнута тенденциями  игры, чрезвычайно трудно отличить выдумку от мысли, принимаемой за правду. Ребенок этого возраста склонен считать, что он все знает, даже вопросы, которые он задает сам, - в значительной мере риторические, ребенок на них ответа со стороны взрослых и не ожидает.

При обмене мыслями между  ребенком и взрослым роли двух сторон неравны. Ребенок чувствует себя ниже взрослого и в то же время  у него долго остается впечатление, что взрослый его вполне понимает. Поэтому он никогда не старается  уточнить свою мысль, разговаривая со взрослыми, а из речей взрослых он удержит лишь то, что ему понравится, за невозможностью проникнуть в мир взрослых. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что предпочтительным методом изучения детей этого возраста можно считать наблюдение.

Применение анкеты до семилетнего возраста признается полностью невозможным, проведение интервьюирования серьезно ограничено. Эти ограничения связаны прежде всего с содержательными моментами. Согласно данным Пиаже, до 7-8 лет у ребенка развивается лишь так называемая эгоцентрическая мысль: отсутствует дедукция, образные схемы, схемы аналогий. Эгоцентрическая мысль затем не исчезает в одночасье, остается в наиболее отвлеченной, вербальной части речи. Только с 7-8-летнего возраста, постепенно начинают появляться навыки социализированной мысли. Здесь позволим себе обратиться к одному из моментов полемики Л.С.Выготского и Ж.Пиаже. Солидаризируясь со швейцарским ученым по вопросу о преобладании у детей этого возраста эгоцентрической мысли и речи, российский исследователь стоит на позиции определяющего влияния социального. По его мнению, развитие речи происходит от социальной через эгоцентрическую к внутренней. Пиаже считает, что речь и мышление ребенка этого возраста являются аутистическими, т.е. личными, направленными только на внутренние переживания. Л.С.Выготский уточняет, что мысль детей такова только в отношении тех объектов, явлений, где он не способен еще мыслить связно и логично. Но если ребенка спросить относительно вещей, доступных его опыту, его практической проверке, то возможно получение адекватных ответов. Поэтому мы полагаем, что в этом возрасте возможно проведение кратковременных интервью по вопросам, напрямую связанным с актуальным поведением детей.

Информация о работе Методологические и методические аспекты социологического исследования детской аудитории