Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:57, курсовая работа
В настоящее время тема детства находится на стыке различных исследований, имеющих антропологическую и гуманитарную направленность: психологии, педагогики, психиатрии и психоанализа, этнографии, лингвистики, художественного творчества и искусствознания, исторической науки, права, философии, философской антропологии, социологии. Однако целостного философского осмысления феномена детства в истоковых вербальных формах его репрезентации (в философии, мифе, фольклоре, художественной литературе) до настоящего времени не было.
В психологических исследованиях, посвященных историческому анализу понятия «детство», особое внимание уделяется детству как периоду парадоксов и противоречий, без которых нельзя представить себе процесса развития ребенка.
Д. Б. Эльконин писал, что существуют два основных парадокса детского развития:
Историки подчеркивают, что понятие детства связывается не с биологическим состоянием зрелости ребенка, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.
Детство имеет свои законы: оно отражает ситуацию, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку он еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности (Д. Б. Эльконин).
Психологи трактуют «детство»
как сложный многомерный
«Ребенок присваивает общество, - писал Д. Б. Эльконин. - все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции».
Детство - период активного социального «развертывания» растущего человека, его личностного «вызревания», которое протекает при непосредственном участии взаимодействующего с ним взрослого.
В процессе взаимодействия с миром и людьми осуществляется «стыковка» двух основных потребностей ребенка, в которых реализуется основной план его саморазвития.
Это потребность в самореализации как проявлении и утверждении себя среди окружающих и потребность в социализации как возможности «вписаться» в мир, найти в нем собственное место.
Процесс постепенного вхождения ребенка в мир конкретных социальных связей и его освоения получил название социализации, что означает осознание, освоение («присвоение») ребенком социокультурных достижений общества и обеспечивает индивидуализацию, так как только в общественных контактах, диалоге, в «пробе» себя в социальном, в самоопределении в социо-культурном пространстве и происходит рефлексия, развивается самосознание.
Для педагогики чрезвычайно важно понять, как осуществляется этот процесс. Исследования показывают, что взросление есть поступательное развитие «Я» на каждом новом этапе детства.
Ученые выделяют три основных этапа этого развития (взросления):
Обеспечение процесса взросления детей является главной целью и для взрослого мира. Психология взросления трактуется также и как процесс овладения ребенком способами родовой человеческой деятельности, что является основой его поэтапного психического развития.
Подчеркивается, что «овладение» возможно только с помощью взрослых и при взаимодействии с ними и что в этом процессе есть «подводные камни»: границы и мера участия педагога в процессе развития ребенка, которое идет успешно при условии, если взрослый предоставляет ребенку возможность выступать попеременно то в роли объекта воспитательного влияния, то в роли субъекта собственного развития.
Таким образом, основу социологических исследований в области «детства» главным образом составляют процессы социализации детей, институты, методы и механизмы усвоения детьми собственной культуры, процессы семейного воспитания, аспекты взаимоотношения детей с родителями, группой сверстников, тенденции отношения государства к миру детства (Е. Б. Бреева, О. Л. Зверева, А. И. Ковалева, И. С. Кон, А. В. Мудрик, Н. П. Иванова, А. П. Платонова, Л. С. Рубан, С. Н. Щеглова и др.) Исходным пунктом в социологическом подходе к изучению детства является точка зрения на детей как самостоятельной социально-демографический компонент социальной структуры общества. С этих позиций гармоничность вписанности в общую систему социальных взаимодействий и функционирования данного компонента в ней предопределяет ее гармоничное функционирование.
2. Методические и методологические аспекты социологических исследований детской аудитории.
Новые исследовательские вопросы вызвали к жизни и новую теоретическую рефлексию о детстве.
В отличие от традиционных психолого-педагогических исследований, все еще методологически привязанных к биологической парадигме онтогенеза, социология детства рассматривает его не как природную данность, а как социальный конструкт, а детей - как соучастников (хоть и не всегда полноправных) социального процесса, имеющих свой собственный взгляд на мир, подчеркивая, что детский взгляд ( точнее - взгляды) требуют к себе серьезного внимания со стороны взрослых. Существует несколько специфически социологических парадигм изучении детства.
Разумеется, ни одна из этих парадигм не является самодовлеющей, это просто разные углы зрения на один и тот же предмет. Общие черты современной социологической теории детства : 1) понимание ребенка как социального субъекта и 2)понимание множественности детства и детских миров. Это выдвигает на первый план наиболее острые социальные проблемы, такие как детская бедность, беспризорность, преступность, наркомания, проституция и т.д., причем обсуждение причин этих явлений неразрывно связано с поиском конкретных и эффективных методов социальной интервенции.
При этом подчеркивается, что акцент на помощи и социальной интервенции не означает превращения ребенка в объект. Тем более, что во внимании и помощи нуждаются не только дети, обездоленные на макросоциальном уровне. "Другие" дети, требующие к себе повышенного внимания, постоянно создаются и на микроуровне, в процессе повседневного развития и общения со сверстниками. "…Отличием "других" детей от своих сверстников является достаточно раннее (или сформированное семьей или совершенно индивидуальное, природное) свойство осознания себя "как другого", отличающегося от принятых в детском, а особенно в подростковом коллективе, манерами, интересами, ценностями, привычками и пр." Это делает "социологический" ракурс необходимым везде и всюду.
Социология детства существует и в России. Прежде всего это государственные доклады о положении детей и основанные на них программы. Статистические данные собирают и многочисленные неправительственные организации. НИИ детства Российского детского фонда начиная с 1990 г., регулярно публикует доклады и исследовательские материалы о положении детей в России, последний такой доклад вышел в 2000 году. К сожалению, как государственная, так и негосударственная статистика не всегда надежна и ее нередко используют в неблаговидных политических целях. Социальные проблемы детства исследуются в рамках социологии семьи, образования, молодежи и т.д. Особое внимание уделяется при этом наиболее болезненным проблемам, таким, как социальное сиротство, беспризорность, детская преступность, проституция и т.д. Большая работа по изучению детства в контексте социологии семьи и образования проводится Российской Академией образования. Интересные материалы по комплексной социальной и психолого-педагогической программе "Защита детства" публикует журнал "Мир детства", издаваемый "Социальные инновации" (с 2002 г.). В Институте молодежи с 1998г. читаетcя курс социологии детства. Социологически ориентирован учебник "Социальная педагогика" А.В. Мудрика.
Много пишут о социальном
развитии детства и ведущие
Однако в целом российские
исследования по социологии детства
остаются разрозненными и
Для успешной реализации целей и задач исследования, проверки гипотез, получения репрезентативной информации целесообразно применять метод опроса в данном социологическом исследовательском проекте. Это наиболее распространённый вид социологического исследования и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной информации. Метод опроса является наиболее предпочтительным в данном исследовании, так как изучаемый предмет исследования слабо обеспечен статистической и документальной информацией, а также мало доступен непосредственному наблюдателю.
Суть метода опроса сводится
к общению прямо или косвенно
через
анкетёров, интервьюеров с респондентами
в форме вопросно-ответного
диалога. Особенность этого общения состоит
в том, что, с одной стороны, оно должно
отвечать строгим требованиям научной
процедуры, а, с другой
стороны, исходить из того, что источником
информации выступают рядовые
участники опроса.
Опрос предполагает обращение к непосредственному носителю изучаемой проблемы и нацелен на те её стороны, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему социологический опрос не заменим, когда речь идёт об исследовании таких содержательных характеристик, как закономерности распределения времени студентами, а также факторы, обусловливающие эффективность использования времени, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определённых условиях и ситуациях.7
В целом метод опроса
обладает рядом существенных достоинств:
1) позволяют достаточно быстро получить
большой массив наблюдений,
причём каждый индивидуальный «случай»
(отдельное наблюдение)
описывается с помощью целого набора теоретически
релевантных переменных-признаков;
2) опрос даёт возможность получения разнообразной,
надёжной
информации; с его помощью собирается
почти 90% социологических данных;
3) возможность охвата больших совокупностей
людей;
4) широта охвата различных областей социальной
практики;
5) стоимость выборочного опроса оказывается
сравнительно небольшой,
если принять во внимание объём получаемой
информации;
6) использование стандартных опросных
процедур и однородных
количественных показателей при соблюдении
определённых условий позволяет не только
проверять гипотезы о причинных зависимостях,
но и проводить вторичный и сравнительный
анализ результатов.
Существует две разновидности опроса – анкетирование
и
интервьюирование. Первый вид основывается
на количественной методологии, второй
– на качественной. В данном исследовании
рациональнее применить метод письменного
анкетирования, который обеспечивает
стопроцентный возврат анкет, возможность
консультации по технике заполнения и
контроль со стороны социолога. При анкетировании
опрашиваемый сам заполняет вопросник
в присутствии анкетёра или без него. По
форме проведения оно может быть индивидуальным
или групповым. В последнем случае за короткое
время можно опросить значительное число
людей. Анкетирование бывает также очным
и заочным. С технической точки зрения
в данном исследовании рациональнее применять
метод индивидуального анкетирования,
которое подразумевает раздачу анкет
респондентам на определённый срок для
заполнения без присутствия анкетёра.
Проверка качества заполнения анкет осуществляется
по ходу возврата анкет.8
Анкетный опрос состоит из:
1)подготовительного этапа (разработка
анкеты);
2)оперативного этапа (непосредственно
реализация анкетирования);
3)результативного этапа (обработка полученной
информации).
Любая анкета состоит из трёх частей: вводной,
содержательной и
заключительной. Используемые в ходе опроса
анкеты заполняются самими
респондентами. При этом каждый из респондентов
отвечает на фиксированные вопросы. Самое
сложное – правильно сформулировать вопросы
анкеты. Решающим соображением в выборе
вопросов, которые будут заданы респонденту,
является осуществлённый исследователем
выбор индикаторов.