Место семьи в городском и сельском пространстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:12, реферат

Краткое описание

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук - психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания. Любое определение семьи, с точки зрения какой либо отдельной науки, будет неполным. Не претендуя на абсолютную точность и исчерпывающую достаточность, скажем, что семья - это социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию. Ее основные признаки:

Оглавление

Введение
1 Понятие "семья" в психолого-педагогической литературе. Типологизация семьи.
2.Различные представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни..
Заключение
Библиографический список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

фамилистика.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

      Модель  семьи в представлениях городских старшеклассников характеризуется "брачным контрактом", "карьерой супругов", "элитным обучением детей", "материальным благополучием", "интересными и важными знакомствами", "яркостью, новомодностью" и "динамичностью", "компетентностью", "здоровым образом жизни". Семейной жизни городскими старшеклассниками даются такие характеристики, как "беззаботность", "взаимопонимание", "любовь", "домашний очаг", "дружба, теплота, сопереживание", "демократичность", а встречающейся - "автономность", "ребенок", "секс", "доверие", "оригинальность" [8,5].

      Ряд наиболее часто обсуждаемых городскими старшеклассниками сфер семейной жизни: супружеское общение, секс, финансы, родительство, автономность, распределение.

      Городские старшеклассники также считают, что замужество и рождение детей не должно мешать профессиональной карьере женщины, что мужчины и женщины должны пользоваться одинаковой свободой действий, в том числе и сексуальной свободой.

      Напротив, большинство сельских старшеклассников придерживаются в целом более  традиционных взглядов на распределение ролей между мужчиной и женщиной. Сельские старшеклассники менее терпимо, чем большинство городских старшеклассников, относятся к рождению внебрачных детей, считают более предпочтительными семьи с двумя и более детьми и неработающей матерью, больше радуются рождению мальчиков, чем девочек.

      Свидетельством  инфантильности городских старшеклассников является крайне низкая оценка ими  такого фактора успешной семейной жизни, как четкое распределение обязанностей между супругами, отличающего современную модель брака от традиционной, в которой роли мужа и жены закреплены обычаем и не подлежат обсуждению. Однако традиционность представлений о браке вовсе не означает совпадения их взглядов на обязанности мужа и жены, а говорит лишь о их неготовности обсуждать эти обязанности и искать компромиссы.

      Представления старшеклассников о семейной жизни  в целом стихийно согласуются  с научно-психологическими знаниями, но в них нет достаточной взаимосвязи  и соотнесенности между сферами  семейной жизни и разными моделями семьи. Таким образом, достаточно облегченное представление о браке и у городских, и у сельских старшеклассников тесно связано с упрощенным идеалом мужа/жены, и наоборот, более сложный идеал супруга имеют в своем сознании понимающие трудности и ответственность семейно-брачных отношений. Следующая глава будет посвящена экспериментальному исследованию представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      Ценностное  отношение к семье у старших  школьников представляет собой систему представлений о том, что:

- семья создает возможности для личностного и профессионального роста; для проявления широкого диапазона социальных ролей и функций;

- семья - это личностное пространство, в котором возможна персонализация личности, а также ее психологическая защищенность;

- в семье реально проявляется многообразие видов и форм личных и межличностных отношений;

- в семье могут быть созданы условия для различных проявлений эмоциональной сферы человека;

- в семье реализуется потребность в продолжении рода и эстафировании семейных традиций и норм;

- семья - это наиболее оптимальное место для удовлетворения личных потребностей и интересов.

      В данном реферате автором было рассмотрено понятие "семья" в психолого-педагогической литературе, определены особенности представления о семейной жизни у старшеклассников, выявлены различия о представлении городских и сельских старшеклассников о семейной жизни.

      Для изучения различий представления о  семейной жизни среди двух групп  старшеклассников автор данного реферата  продиагностировала представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни. Результаты диагностики показали, что сельские старшеклассники имеют более правильные представления о семейной жизни, чем городские старшеклассники, у которых представления о будущей семейной жизни могут иметь как рациональное происхождение, связанное с аналитико-синтетическим осмыслением своего будущего, так и эмоционально - образное, когда молодые люди не в достаточной мере сознательно идентифицируют себя как субъекта будущих семейных отношений.

      Таким образом, различия представлений городских и сельских старшеклассников о семейной жизни обусловлены мотивацией целеполагания. В то время как городские старшеклассники более направлены на себя и предпочитают добрачное партнерство, сельские старшеклассники ориентированы на оценку и поиск реального партнера по браку и на создание собственной семьи. 
 

Библиографический список использованных источников и  литературы

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 2010

2. Азаров, Ю.Н. Семейная педагогика. Педагогика  Любви и Свободы [Текст] / Ю.Н.  Азаров. - М.: Аргументы и факты,  2008

3. Антонов,  А.И. Микросоциология семьи [Текст] / А.И. Антонов. - М.: Издат. Инфра-М, 2010

4. Антонов, А.И. Социология семьи. Учебное пособие [Текст] /А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: ЮНИТИ, 2006

5. Антонов, А.И. Судьба семьи в России XXI века [Текст] /Л.И. Антонов, С.А. Сорокин. - М.: Просвещение, 2010

6. Антонова, Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших школьников о семье [Текст] /Л.И. Антонова, Н.А. Цветкова // Современные гуманитарные исследования. - № 1. - 2009.

7. Антонова, Л.И., Цветкова Н.А. О роли понимания старшими школьниками феномена толерантности для формирования представлений о семье [Текст] / Л.И. Антонова, Н.А. Цветкова // Объединенный научный журнал. - 2006. - № 3

8. Антонова, Л.И. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших школьников о семье [Текст] /Л.И. Антонова, Н.А. Цветкова // Современные гуманитарные исследования. - 2006. - №1

9. Антонова, Л.И. Семья в системе жизненных ценностей 16-17 летних подростков, проживающих в мегаполисе [Текст] /Л.И. Антонова, Н.А. Цветкова // Педагогические науки. – 2010

10. Антонова, Л.И. Психологические механизмы формирования готовности старших школьников к созданию семьи [Текст] /Л.И. Антонова, П.А. Цветкова // Современные гуманитарные исследования. - 2008

11. Вайтхед, Б.Д. Изменения отношений подростков к браку, совместному проживанию и детям [Текст] / Б.Д. Вайтхед, Д. Попно. - М.: Просвещение, 2007

12. Голод, С.И. XXI век и тенденции сексуальных отношений в России [Текст] /С.И. Голод. - СПб.: Питер, 2009

13.Дмитриева, М.А. Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников [Текст] /М.А. Дмитриева. - Ростов-на-Дону, 2010.

14. Дубровина, И.В. О некоторых психологических аспектах подготовки молодежи к семейной жизни [Текст] / И.В. Дубровина // Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни. – 2009

Информация о работе Место семьи в городском и сельском пространстве