Меценаты России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:15, контрольная работа

Краткое описание

Почти все меценаты и коллекционеры конца прошлого-начала нынешнего века были купцами-старообрядцами. И Щукин, и Морозов, и Рябушинский, и

Третьяков. Ведь старообрядческий мир традиционен, глубоко связан с истинной культурой - они из века в век научились спасать и сохранять свое духовное наследие, это было заложено в семейных генах.

Файлы: 1 файл

История соц.работы. меценаты россии.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Интуиции  прирожденного коллекционера можно  посвятить специальное исследование. Но то, что этим качеством обладали виднейшие наши собиратели, не требует  доказательств. Иначе не объяснить, как ими были оценены и собраны те памятники искусства, которые получили признание лишь годы и десятилетия спустя. 

Только  благодаря своеобразному провидческому  дару знаменитых русских коллекционеров наши музеи располагают уникальным составом экспонатов- произведений искусства мирового значения не только нового времени, но и более давних веков. Рассмотрим деятельность отдельных коллекционеров. 

Г.Д. Костаки (Костакис) Человек выдающийся во многих отношениях.

Грек  по национальности, он родился и большую часть своей жизни прожил в

России. Лишь на склоне дней вернулся на землю  своих предков, где в 1990г. скончался. У Георгия Дионисовича не было никакого художественного образования, но увлечение искусством привело  к тому, что он стал коллекционировать живопись, графику, иконы. Костаки приобрел поистине мировое имя, создав уникальную галерею произведений художников русского авангарда. Деятельность, в которой он видел смысл своей жизни, в Москве, по крайней мере, в официальных кругах, не была оценена по достоинству. Да и коллекционер, во всяком случае, в предвоенные годы и послевоенные десятилетия, не афишировал ее. Заграничный паспорт был слабой защитой от произвола властей в те времена, когда за одно упоминание имен художников- авангардистов человек рисковал быть репрессированным. Но Костаки рисовал. В отличие от дореволюционных предшественников-меценатов Костаки не обладал миллионным состоянием. Ограниченность в средствах компенсировалась страстной жаждой собирательства. И со временем о его коллекции с почтением заговорили во всем мире. Приезжавшие в Москву, будь то крупный государственный деятель или простой художник, стремились побывать в квартире Костаки на проспекте Вернадского и увидеть знаменитое собрание.

Только  «хозяева» московских музеев и их чиновные покровители из Министерства культуры чурались общения с Костаки, с тем, кто настойчиво предлагал передать свою коллекцию государству. Упорство и нежелание верноподданных сломили темпераментного грека. Он вынужден был покинуть Россию, оставив в дар Третьяковской галереи большую часть своего собрания, оцененного, между прочим, в баснословные суммы западными специалистами.

Вместе  с большим своим семейством он поселился в Афинах. Прошел год, и  выставки, составленные из вывезенных им произведений, с триумфом начали путешествовать по престижным залам Европы, Америки и Канады. 

По его  судьбе видно, как нераздельно соединяется  страсть коллекционера и призванием мецената, однако от другого просто трудно отделить: ведь все известные  русские меценаты были, как правило, и крупными собирателями. 

В.Н. Баснин (1799-1876) Коллекционер, библиофил Василий  Николаевич Баснин много времени и стараний отдавал общественному труду, историко -краеведческим исследованиям, коллекционированию. Еще в молодые годы предметом его увлечений стали гравюры. Интерес к этому роду графического искусства усилился после того, как в Москве и Петербурге завязались у него знакомства с художниками. Помимо гравюр в собрание Баснина входили акварели, рисунки и живопись русских и западноевропейских мастеров и графика китайских художников. Он обладал уникальной по составу библиотекой.

В ней  насчитывалось около двенадцати тысяч книг - это было крупнейшее частное собрание тех лет. Преобладали в нем исторические сочинения и художественная литература. После смерти коллекционера материалы по истории Сибири были переданы в государственные архивы. Ныне баснинское собрание храниться в Москве - в гравюрном кабинете государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. 

При бесспорно большой положительной роли художественного коллекционерства, которым увлекались видные представители нового класса, передового купечества, было в этом увлечении немало наивного преклонения перед последней модой парижского художественного рынка. 

Характерным для Москвы и одним из самых ярких явлений ее художественной жизни было собирание Сергеем Ивановичем Щукиным своей картинной галереи французской живописи. 
 
 

Заключение. 

Все вышеуказанное  доказывает, что меценатство не было эпизодом, деятельность немногих образованных капиталистов, оно охватывало самые разные среды и было велико, по сути, масштабам сделанного. Отечественная буржуазия действительно оказывала заметное влияние на культуру России, ее духовную жизнь. 

Характеризуя  «золотой век» меценатства в России, надо отметить то обстоятельство, что пожертвования меценатов, в частности московских, нередко были основным источником развития целых отраслей городского хозяйства (например, здравоохранения). 

Меценатство в России в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков было существенной, заметной стороной духовной жизни общества; оно в большинстве случаев было связано с теми отраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имели, поэтому никакого отношения к коммерции; само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия - все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы. 

Во-первых, среди черт, определяющих своеобразие отечественной буржуазии, одной из главных и почти типичных была благотворительность в тех или иных формах и масштабах. 

Во-вторых, личностные качества известных нам меценатов «золотого века», спектр их ведущих интересов и духовных потребностей, общий уровень образованности и воспитанности, дают основание утверждать, что перед нами подлинные интеллигенты. Их отличает восприимчивость к интеллектуальным ценностям, интерес к истории, эстетическое чутье, способность восхищаться красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а, поняв другого человека, помочь ему, обладание навыками воспитанного человека и т.д. 

В-третьих, обозревая масштабы сделанного меценатами и коллекционерами в

России  на рубеже веков, прослеживая сам  механизм этой удивительной благотворительности, учитывая их реальное воздействие на все сферы бытия, приходим к одному принципиальному выводу - отечественные меценаты в России «золотой поры» - качественно новое образование, оно просто не имеет аналога в истории цивилизации, в опыте других стран. 

У старых меценатов и коллекционеров был  глаз, и это, наверное, самое главное - эти люди имели собственное мнение и смелость отстаивать его.

Только  человек, который имеет собственное  мнение, достоин, называться меценатом, иначе это спонсор, который дает деньги и верит, что другие их правильно используют. Так что право быть меценатом надо заслужить, деньгами его не купишь. 

Всякий  ли миллионер может быть покровителем искусства? Сегодня в России вновь появились богатые люди. Настолько ли богатые, чтобы создавать картинные галереи, - не знаю, но все же материальная основа для возрождения широкой благотворительности, на мой взгляд, есть. Дающий деньги - это еще не меценат. Но лучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность - обязательная спутница солидного бизнеса. Они начинают создавать галереи, полагаясь на своих консультантов. К сожалению, у нас сейчас в стране нет культурной среды для развития меценатства, такой, какой была среда старообрядческая. 

Меценатами  не рождаются, ими становятся. И я  думаю, что нынешние меценаты и коллекционеры  должны стремиться, прежде всего, потратить силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками сто лет назад. 
 
 
 

Список  литературы. 

1. А.  А. Аронов. Золотой век русского меценатства. М;1995г.

2. Меценаты  и коллекционеры. Альманах Всероссийского  общества охраны памятников истории и культуры. М.;1994г.

3. А.  Н. Боханов. Коллекционеры и  меценаты в России. М.;1989 г.

4. П.  А. Бурышкин. Москва купеческая, М.; 1991г.

5. Н.  Г. Думова. Московские меценаты. М.; 1992г.

6. В.П.  Россохина. Оперный театр С.  Мамонтова. М.; Музыка.1985г. 

-----------------------

[1] М.1980, с. 809

[2] Издание  2, 1881

[3] Боханов  А.Н. Коллекционеры и меценаты  в России. М. 1989, С .14

[4] Бурышкин  П.А. Москва купеческая. М.1991,С.33

Информация о работе Меценаты России