Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:15, контрольная работа
Почти все меценаты и коллекционеры конца прошлого-начала нынешнего века были купцами-старообрядцами. И Щукин, и Морозов, и Рябушинский, и
Третьяков. Ведь старообрядческий мир традиционен, глубоко связан с истинной культурой - они из века в век научились спасать и сохранять свое духовное наследие, это было заложено в семейных генах.
Введение.
Сложные
времена, переживаемые сегодня Россией,
характеризуются рядом
Выход
из кризиса может быть лишь следствием
комплекса факторов и обстоятельств.
Возьмем из этого комплекса только один
- меценатство, и рассмотрим его. В истории
отечественного меценатства есть немало
ярких страниц, представляющих огромный
интерес не только для истории, но и для
наших дней. Более того, есть весомые основания
рассматривать лучшие традиции отечественного
меценатства как уникальное явление, представляющие
значимость и актуальность не только для
России, но и для других стран.
«Советский энциклопедический словарь»[1], напоминает о приближенном императора Августа, выполнявшем его дипломатические, политические, а также частные поручения. Его покровительство поэтам сделало имя Меценат нарицательным. Включение этого слова в обиход в России, возраст этого понятия не адекватен фактической богатейшей истории отечественного меценатства. Так, в «Толковом словаре» Даля[2] слово «меценат» еще отсутствует. Не найдем мы его и в речи В.О.Ключевского «Добрые люди древней Руси». Выдающийся историк использует другое понятие- «благотворительность».
Мысли
В.О.Ключевского о
Анализ сферы благотворительности в России, конкретной направленности деятельности в полной мере позволяет связать сущность благотворительности с еще одним известным феноменом-милосердием. Масштабы, этапы и тенденции благотворительности добрых, милосердных дел отчетливо прослеживаются на примере истории Москвы. Нельзя не согласиться со справедливыми выводами П.В.Власова: «Дореволюционная столица представлялась нам городом с «сорока сороками церквей», многочисленными усадьбами, доходными домами и заводами.
Теперь
она предстает перед нами как
обитель милосердия…
В Москве, как и Руси, вообще, благотворительность как организованная общественная система стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей. Показательно, что именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском,
Новодевичьем
и Донском монастырях, до наших
дней сохранились здания восемнадцатого
века, в которых когда-то находились лечебницы.
Почти все меценаты и коллекционеры конца прошлого-начала нынешнего века были купцами-старообрядцами. И Щукин, и Морозов, и Рябушинский, и
Третьяков.
Ведь старообрядческий мир традиционен,
глубоко связан с истинной культурой -
они из века в век научились спасать и
сохранять свое духовное наследие, это
было заложено в семейных генах.
Глава
1. «Золотой век» меценатства
в России.
а)
Причины появления меценатов.
Восемнадцатый-начало девятнадцатого века, отмечены благотворительными делами крупных представителей просвещенной дворянской филантропии. Яркими образцами благотворительных учреждений этого времени являются Голицинская больница, первая градская больница, Шереметевский дом, Мариинская больница и др. Еще раз подчеркну одну из характерных особенностей российского предпринимательства, его определенную историческую традицию: едва зародившись, оно естественно и надолго связало себя с благотворительностью.
Союз
предпринимательства и
Были
и другие причины, объясняющие появление
потомственных благотворителей. Можно
с уверенностью сказать, что одни из самых
значимых в ряду уже упомянутых - причины
религиозного характера, диктовавшиеся
давними традициями милосердия и благотворительности
на Руси, осознанием потребности помогать
другим.
Настоящему меценату ( с точки зрения отечественных традиций), истинному благотворителю не нужна в качестве компенсации реклама, позволяющая сегодня с лихвою возместить затраты. Показательно в этой связи, что Савва Тимофеевич Морозов обещал всестороннюю помощь основателям Художественного театра при условии: его имя не должно упоминаться в газетах. Хорошо известны случаи, когда меценаты по призванию, отказывались от дворянства. Один из представителей этой замечательной династии «профессиональных благотворителей» Алексей Петрович Бахрушин (1853-1904)- библиофил и собиратель произведений искусства, завещал в 1901г. свои коллекции Историческому музею, по «формулярному списку», составленному в том же году купеческой управой, в службе не состоял, отличий не имеет. [3]
Предположительно,
что сумма П.Г.Шелапутина (на его средства
были созданы гинекологический институт,
мужская гимназия, 3 ремесленных училища,
женская учительская семинария, дом для
престарелых) превысила 5 млн. рублей, но
учесть всех пожертвований было невозможно,
так как он скрывал эту сферу жизни даже
от близких.[4] Ретроспектива благотворительности,
милосердия, меценатства велика по времени,
богата ярчайшими примерами, позволяет
выявить очевидную преемственность добрых
деяний, истоки и тенденции отечественного
меценатства.
Но и
на богатом фоне меценатства в
России конец девятнадцатого- начало
двадцатого веков могут быть по справедливости
названы его «золотым веком», порой
его подлинного расцвета. И эта пора была
связана, главным образом, с деятельностью
именитых купеческих династий, давших
«потомственных благотворителей». Только
в Москве ими были осуществлены столь
крупные начинания в области культуры,
просвещения, медицины, самых различных
областей науки, что можно с полным основанием
утверждать: это был качественно новый
этап благотворительности.
По инициативе
действительно просвещенных и по-настоящему
образованных дарителей, развивались
становящиеся приоритетными отрасли
отечественной науки, открывались
уникальные галереи и музеи, получили
заслуженное признание у
Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, Частная опера
С.И.Мамонтова,
Частная опера С.И.Зимина, Московский Художественный
театр, Музей изящных искусств ( на строительство
которого заводчик, крупный землевладелец
Ю.С. Нечаев- Мальцев потратил более 2 млн.
рублей), Философский и Археологический
институты, Морозовские клиники, Коммерческий
институт, Торговые школы Алексеевых,
Морозовых и т.д. Благодаря пожертвованиям
Варвары Алексеевны Морозовой стало возможным
создание первой в России бесплатной библиотеки-читальни
имени И.С.Тургенева, содержавшей 3279 томов.
В этой семье и отец, и дочь были страстными
любителями книги, и многое сделали для
ее пропаганды в стране. Перед нами еще
одна династия благотворителей, коллекционеров
и меценатов самого высокого стиля. Все
приведенные примеры отмечены рядом общих
черт: социальной значимостью, демократической
направленностью, полнейшим бескорыстием,
давними традициями благотворительности,
что обусловлено принципами, убеждениями,
личностными качествами.
б)
Наиболее выдающиеся
меценаты конца 19-начала 20
вв.
Рассмотрим подробно наиболее известных меценатов России.
С.И.Мамонтов.
Меценатство Саввы Ивановича
было особого рода: он приглашал
своих друзей-художников в Абрамцево,
зачастую вместе с семьями, удобно располагал
в основном доме и флигелях. Все
приезжавшие под
Одним
из первых художников к Мамонтову
в Абрамцево приехал В.Д.
Можно
сказать вполне определенно, что
если бы все достижения Частной оперы
Мамонтова были бы ограничены лишь тем,
что она сформировала Шаляпина- гения
оперной сцены, то и этого было бы вполне
достаточно для самой высокой оценки деятельности
Мамонтова и его театра.
М.К.Тенишева
(1867-1928) Мария Клавдиевна была незаурядным
человеком, обладательницей энциклопедических
знаний в искусстве, почетным членом первого
в России союза художников. Поражают масштабы
ее общественной деятельности, в которой
ведущим началом было просветительство:
ею было создано Училище ремесленных учеников(
под Брянском), открыто несколько начальных
народных школ, совместно с Репиным организованы
рисовальные школы, открыты курсы для
подготовки учителей, и даже создан на
Смоленщине самый настоящий аналог подмосковного
Абрамцева- Талашкино. «Созидательницей
и собирательницей» назвал Тенишеву Рерих.
И это действительно так и это в полной
мере относится к русским меценатам золотого
века. Тенишева не только на редкость разумно
и благородно ассигновала деньги на цели
возрождения отечественной культуры,
но и сама непосредственно, своим талантом,
знаниями и умениями внесла заметный вклад
в изучение и развитие лучших традиций
отечественной культуры.
П.М. Третьяков
(1832-1898). В.В. Стасов, выдающийся русский
критик, в некрологе на смерть Третьякова,
писал: «Третьяков умер знаменитым не
только на всю Россию, но и на всю Европу.
Приедет ли в Москву человек из Архангельска
или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или
с амура- он тут же назначает себе день
и час, когда ему надо идти в Лаврушинский
переулок, и посмотреть с восторгом, умилением
и благодарностью весь тот ряд сокровищ,
которые накоплены этим удивительным
человеком в течении всей его жизни.» Не
менее высоко оценивали подвиг Третьякова
и сами художники, с которыми он был, прежде
всего, связан на ниве собирательства.
В феномене П.М. Третьякова впечатляет
верность цели. Подобной идея - положить
начало общественного, всеми доступного
хранилища искусства – не возникала ни
у кого из современников, хотя частные
коллекционеры существовали и до Третьякова,
но они приобретали картины, скульптуру,
посуду, хрусталь и т.д. прежде всего для
себя, для своих частных собраний и видеть
принадлежавшие коллекционерам произведения
искусства могли немногие. В феномене
Третьякова поражает также и то, что он
не имел никакого специального художественного
образования, тем не менее, раньше других
распознавал талантливых художников.
Раньше многих он осознал неоценимые художественные
достоинства иконописных шедевров Древней
Руси.
Всегда
есть и будут разного калибра
меценаты, разного масштаба коллекционеры.
Но в истории остались немногие:
Николай Петрович Лихачев, Илья Семенович
Остроухов, Степан Павлович Рябушинский,
и т.д. Настоящих меценатов всегда было
мало. Даже если наша страна возродиться,
много меценатов не будет никогда. Все
известные коллекционеры и меценаты были
людьми глубокой веры, и цель каждого
из них была служить людям.
Глава
2. Коллекционеры.
Всеми
богатствами, которыми владеют наши
музеи, самим поступательным движением
музейного дела в России, поисками,
открытиями мы обязаны им - энтузиастам,
собирателям, меценатам. Никаких государственных
программ и планов не было в помине. Каждый
коллекционер был предан своему кругу
увлечений, собирал приглянувшиеся ему
свидетельства былых времен, произведения
художников, как умел, их систематизировал,
иногда исследовал и публиковал. Но последствия
этой стихийной деятельности оказались
в итоге грандиозными: ведь все фонды музеев
дореволюционной России были составлены
не столько из отдельных предметов, сколько
именно из собраний, скрупулезно подобранных.
Коллекции частных лиц- собрания многие
и разные - не были похожи друг на друга,
отбор подчас становился, не строг, и тогда
профессионалы имели право назвать увлечение
любительством. Однако наличие коллекций,
взаимно одна другую дополнявших, позволяло
формировать фонды музейных ценностей
полно и многообразно, во всех тонкостях
отражая представление русского общества
о тех или иных периодах и явлениях в русской
и западной культуре.