Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:15, контрольная работа
Почти все меценаты и коллекционеры  конца прошлого-начала нынешнего  века были купцами-старообрядцами. И  Щукин, и Морозов, и Рябушинский, и
Третьяков. Ведь старообрядческий мир традиционен, глубоко связан с истинной культурой - они из века в век научились спасать и сохранять свое духовное наследие, это было заложено в семейных генах.
 
Введение. 
Сложные 
времена, переживаемые сегодня Россией, 
характеризуются рядом 
Выход 
из кризиса может быть лишь следствием 
комплекса факторов и обстоятельств. 
Возьмем из этого комплекса только один 
- меценатство, и рассмотрим его. В истории 
отечественного меценатства есть немало 
ярких страниц, представляющих огромный 
интерес не только для истории, но и для 
наших дней. Более того, есть весомые основания 
рассматривать лучшие традиции отечественного 
меценатства как уникальное явление, представляющие 
значимость и актуальность не только для 
России, но и для других стран. 
«Советский энциклопедический словарь»[1], напоминает о приближенном императора Августа, выполнявшем его дипломатические, политические, а также частные поручения. Его покровительство поэтам сделало имя Меценат нарицательным. Включение этого слова в обиход в России, возраст этого понятия не адекватен фактической богатейшей истории отечественного меценатства. Так, в «Толковом словаре» Даля[2] слово «меценат» еще отсутствует. Не найдем мы его и в речи В.О.Ключевского «Добрые люди древней Руси». Выдающийся историк использует другое понятие- «благотворительность».
Мысли 
В.О.Ключевского о 
Анализ сферы благотворительности в России, конкретной направленности деятельности в полной мере позволяет связать сущность благотворительности с еще одним известным феноменом-милосердием. Масштабы, этапы и тенденции благотворительности добрых, милосердных дел отчетливо прослеживаются на примере истории Москвы. Нельзя не согласиться со справедливыми выводами П.В.Власова: «Дореволюционная столица представлялась нам городом с «сорока сороками церквей», многочисленными усадьбами, доходными домами и заводами.
Теперь 
она предстает перед нами как 
обитель милосердия… 
В Москве, как и Руси, вообще, благотворительность как организованная общественная система стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей. Показательно, что именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском,
Новодевичьем 
и Донском монастырях, до наших 
дней сохранились здания восемнадцатого 
века, в которых когда-то находились лечебницы. 
Почти все меценаты и коллекционеры конца прошлого-начала нынешнего века были купцами-старообрядцами. И Щукин, и Морозов, и Рябушинский, и
Третьяков. 
Ведь старообрядческий мир традиционен, 
глубоко связан с истинной культурой - 
они из века в век научились спасать и 
сохранять свое духовное наследие, это 
было заложено в семейных генах. 
Глава 
1. «Золотой век» меценатства 
в России. 
а)  
Причины появления меценатов. 
Восемнадцатый-начало девятнадцатого века, отмечены благотворительными делами крупных представителей просвещенной дворянской филантропии. Яркими образцами благотворительных учреждений этого времени являются Голицинская больница, первая градская больница, Шереметевский дом, Мариинская больница и др. Еще раз подчеркну одну из характерных особенностей российского предпринимательства, его определенную историческую традицию: едва зародившись, оно естественно и надолго связало себя с благотворительностью.
Союз 
предпринимательства и 
Были 
и другие причины, объясняющие появление 
потомственных благотворителей. Можно 
с уверенностью сказать, что одни из самых 
значимых в ряду уже упомянутых - причины 
религиозного характера, диктовавшиеся 
давними традициями милосердия и благотворительности 
на Руси, осознанием потребности помогать 
другим. 
Настоящему меценату ( с точки зрения отечественных традиций), истинному благотворителю не нужна в качестве компенсации реклама, позволяющая сегодня с лихвою возместить затраты. Показательно в этой связи, что Савва Тимофеевич Морозов обещал всестороннюю помощь основателям Художественного театра при условии: его имя не должно упоминаться в газетах. Хорошо известны случаи, когда меценаты по призванию, отказывались от дворянства. Один из представителей этой замечательной династии «профессиональных благотворителей» Алексей Петрович Бахрушин (1853-1904)- библиофил и собиратель произведений искусства, завещал в 1901г. свои коллекции Историческому музею, по «формулярному списку», составленному в том же году купеческой управой, в службе не состоял, отличий не имеет. [3]
Предположительно, 
что сумма П.Г.Шелапутина (на его средства 
были созданы гинекологический институт, 
мужская гимназия, 3 ремесленных училища, 
женская учительская семинария, дом для 
престарелых) превысила 5 млн. рублей, но 
учесть всех пожертвований было невозможно, 
так как он скрывал эту сферу жизни даже 
от близких.[4] Ретроспектива благотворительности, 
милосердия, меценатства велика по времени, 
богата ярчайшими примерами, позволяет 
выявить очевидную преемственность добрых 
деяний, истоки и тенденции отечественного 
меценатства. 
Но и 
на богатом фоне меценатства в 
России конец девятнадцатого- начало 
двадцатого веков могут быть по справедливости 
названы его «золотым веком», порой 
его подлинного расцвета. И эта пора была 
связана, главным образом, с деятельностью 
именитых купеческих династий, давших 
«потомственных благотворителей». Только 
в Москве ими были осуществлены столь 
крупные начинания в области культуры, 
просвещения, медицины, самых различных 
областей науки, что можно с полным основанием 
утверждать: это был качественно новый 
этап благотворительности. 
По инициативе 
действительно просвещенных и по-настоящему 
образованных дарителей, развивались 
становящиеся приоритетными отрасли 
отечественной науки, открывались 
уникальные галереи и музеи, получили 
заслуженное признание у 
Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, Частная опера
С.И.Мамонтова, 
Частная опера С.И.Зимина, Московский Художественный 
театр, Музей изящных искусств ( на строительство 
которого заводчик, крупный землевладелец 
Ю.С. Нечаев- Мальцев потратил более 2 млн. 
рублей), Философский и Археологический 
институты, Морозовские клиники, Коммерческий 
институт, Торговые школы Алексеевых, 
Морозовых и т.д. Благодаря пожертвованиям 
Варвары Алексеевны Морозовой стало возможным 
создание первой в России бесплатной библиотеки-читальни 
имени И.С.Тургенева, содержавшей 3279 томов. 
В этой семье и отец, и дочь были страстными 
любителями книги,  и многое сделали для 
ее пропаганды в стране. Перед нами еще 
одна династия благотворителей, коллекционеров 
и меценатов самого высокого стиля. Все 
приведенные примеры отмечены рядом общих 
черт: социальной значимостью, демократической 
направленностью, полнейшим бескорыстием, 
давними традициями благотворительности, 
что обусловлено принципами, убеждениями, 
личностными качествами. 
 
 
 
 
б) 
Наиболее выдающиеся 
меценаты конца 19-начала 20 
вв. 
Рассмотрим подробно наиболее известных меценатов России.
С.И.Мамонтов. 
Меценатство Саввы Ивановича 
было особого рода: он приглашал 
своих друзей-художников в Абрамцево, 
зачастую вместе с семьями, удобно располагал 
в основном доме и флигелях. Все 
приезжавшие под 
Одним 
из первых художников к Мамонтову 
в Абрамцево приехал В.Д.
Можно 
сказать вполне определенно, что 
если бы все достижения Частной оперы 
Мамонтова были бы ограничены лишь тем, 
что она сформировала Шаляпина- гения 
оперной сцены, то и этого было бы вполне 
достаточно для самой высокой оценки деятельности 
Мамонтова и его театра. 
М.К.Тенишева 
(1867-1928) Мария Клавдиевна была незаурядным 
человеком, обладательницей энциклопедических 
знаний в искусстве, почетным членом первого 
в России союза художников. Поражают масштабы 
ее общественной деятельности, в которой 
ведущим началом было просветительство: 
ею было создано Училище ремесленных учеников( 
под Брянском), открыто несколько начальных 
народных школ, совместно с Репиным организованы 
рисовальные школы, открыты курсы для 
подготовки учителей, и даже создан на 
Смоленщине самый настоящий аналог подмосковного 
Абрамцева- Талашкино. «Созидательницей 
и собирательницей» назвал Тенишеву Рерих. 
И это действительно так и это в полной 
мере относится к русским меценатам золотого 
века. Тенишева не только на редкость разумно 
и благородно ассигновала деньги на цели 
возрождения отечественной культуры, 
но и сама непосредственно, своим талантом, 
знаниями и умениями внесла заметный вклад 
в изучение и развитие лучших традиций 
отечественной культуры. 
П.М. Третьяков 
(1832-1898). В.В. Стасов, выдающийся русский 
критик, в некрологе на смерть Третьякова, 
писал: «Третьяков умер знаменитым не 
только на всю Россию, но и на всю Европу. 
Приедет ли в Москву человек из Архангельска 
или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или 
с амура- он тут же назначает себе день 
и час, когда ему надо идти в Лаврушинский 
переулок, и посмотреть с восторгом, умилением 
и благодарностью весь тот ряд сокровищ, 
которые накоплены этим удивительным 
человеком в течении всей его жизни.» Не 
менее высоко оценивали подвиг Третьякова 
и сами художники, с которыми он был, прежде 
всего,  связан на ниве собирательства. 
В феномене П.М. Третьякова впечатляет 
верность цели. Подобной идея - положить 
начало общественного, всеми доступного 
хранилища искусства – не возникала ни 
у кого из современников, хотя частные 
коллекционеры существовали и до Третьякова, 
но они приобретали картины, скульптуру, 
посуду, хрусталь и т.д. прежде всего для 
себя, для своих частных собраний и видеть 
принадлежавшие коллекционерам произведения 
искусства могли немногие. В феномене 
Третьякова поражает также и то, что он 
не имел никакого специального художественного 
образования, тем не менее,  раньше других 
распознавал талантливых художников. 
Раньше многих он осознал неоценимые художественные 
достоинства иконописных шедевров Древней 
Руси. 
Всегда 
есть и будут разного калибра 
меценаты, разного масштаба коллекционеры. 
Но в истории остались немногие: 
Николай Петрович Лихачев, Илья Семенович 
Остроухов, Степан Павлович Рябушинский, 
и т.д. Настоящих меценатов всегда было 
мало. Даже если наша страна возродиться, 
много меценатов не будет никогда. Все 
известные коллекционеры и меценаты были 
людьми глубокой веры,  и цель каждого 
из них была служить людям. 
 
 
Глава 
2. Коллекционеры. 
Всеми 
богатствами, которыми владеют наши 
музеи, самим поступательным движением 
музейного дела в России, поисками, 
открытиями мы обязаны им - энтузиастам, 
собирателям, меценатам. Никаких государственных 
программ и планов не было в помине. Каждый 
коллекционер был предан своему кругу 
увлечений, собирал приглянувшиеся ему 
свидетельства былых времен, произведения 
художников, как умел, их систематизировал, 
иногда исследовал и публиковал. Но последствия 
этой стихийной деятельности оказались 
в итоге грандиозными: ведь все фонды музеев 
дореволюционной России были составлены 
не столько из отдельных предметов, сколько 
именно из собраний, скрупулезно подобранных. 
Коллекции частных лиц- собрания многие 
и разные - не были похожи друг на друга, 
отбор подчас становился, не строг, и тогда 
профессионалы имели право назвать увлечение 
любительством. Однако наличие коллекций, 
взаимно одна другую дополнявших, позволяло 
формировать фонды музейных ценностей 
полно и многообразно, во всех тонкостях 
отражая представление русского общества 
о тех или иных периодах и явлениях в русской 
и западной культуре.