Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:22, контрольная работа
Понятия "маргинальность", "маргиналы"  пришли из социологии и политологии.  Они были введены в науку  американским социологом                 Р. Парком в 1928 г. и использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной ситуации при характеристике "личности на рубеже культур". 
       Маргинальность в ее типичной  форме – это утрата объективной  принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей (социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой. Постепенно значение термина "маргинальность" стало расширяться и ныне оно служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к любым социальным общностям. Классический тип маргинала – вчерашний крестьянин в городе – уже не крестьянин и еще не рабочий. При классическом (позитивном) варианте маргинальность постепенно преодолевается путем включения маргиналов в новую среду и приобретения новых черт. Другой вариант маргинализации (негативный) состоит в том, что состояние переходности и периферийности консервируется и сохраняется надолго, а маргиналы несут в себе черты деклассированного, люмпенского, паразитического поведения. Такого рода маргинальность объявлялась результатом вертикальной мобильности с отрицательным знаком, т.е. последствием перемещений сверху вниз, нисходящей мобильности. Следует также учитывать, что в социологии разработано понятие типов общества: открытые, закрытые и переходного типа. Считается, что в открытых обществах мобильность высокая, и в них преобладает прогрессивное, восходящее движение, а маргинальность носит преходящий, временный характер. В обществах закрытого типа мобильность низка. Наиболее же высоки степень и масштабы мобильности, а, следовательно, и маргинальности, в обществах переходного типа – от закрытого к открытому. В таких обществах на многие годы маргинальность становится одной из базовых характеристик перемещений внутри общества.
ВВЕДЕНИЕ
       Глава 1. Теоретические подходы к понятию маргиналов
        1.1 определение понятия «маргиналы» м «маргинальность»……………..5
       1.2 роль маргиналов в формировании  социальной структуры общества...7
       Глава 2. Специфика маргинального общества 
       2.1 Положение маргиналов в обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..21 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….22
Ученые обратили внимание на то, что в ситуации маргиналов находится значительная и притом весьма активная часть американского общества (этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей художественной и научной интеллигенции и др.). Было также замечено, что «маргинальные» не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах реализовать творческие возможности и тем самым обогатить общество и материально и духовно.
Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и поразному реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. Но оно же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества.
Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.
Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействия между носителями разнородных этонокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. выявилось, что стало уже невозможно выражать и отстаивать, используя интересы этих огромных людских масс и вставших на их сторону интеллигентов, привычные формы социального управления (гос. институты, политические партии, традиционные церковные иерархии и т.д.).
    Именно  
в  этот  период  в  мире  начался  
бурный  процесс  становления  так называемых  
«неформальных»   общественных   
движений   -   просветительских, 
экологических,   правозащитных,   
культурных,   религиозных,    
земляческих, благотворительных и  др.,-  
движений,  смысл  которых  во  
многом  связан  с подключением к 
современной  общественной  жизни  
именно  маргинализированных групп. 
 
Понятие «новые маргинальные группы» еще не устоялись в современной исследовательской литературе.
    «Новые» 
маргиналы – это сложный 
Исходя из этих представлений, под новыми маргинальными группами понимают социально – профессиональные группы, в которых происходят значительные интенсивные, масштабные изменения положения по отношению к прежней системе социальных отношений, обусловленные внешними, кардинально и необратимо изменившимися социально – экономическими и политическими условиями.
     
Исследовании их характеристик важно 
уточнить некоторые теоретические аспекты 
-  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Заключение 
Маргинальность - это не состояние автономии, а результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром.
         
Уход в маргинальность 
- либо разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного, совершенно иного мира;
- либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы законности.
В любом варианте, будь то результат «свободного» выбора или же следствие процесса деклассирования, который провоцируется напуганным обществом , маргинал обозначает не изнанку мира, а как бы его омуты, теневые стороны. Общество выставляет отверженных напоказ, дабы подкрепить свой собственный мир, тот, который считается «нормальным» и светлым.
        
Наличие значимых маргинальных слоев  
становится cерьезной  угрозой  для 
общественной морали, социального развития 
страны. 
 
 
 
 
 
                              
1. 
Парк Р.Э. Человеческая 
2. 
Петров Д.В. Использование 
Попова 
И.П. Новые группы в российском обществе 
(теоретические аспекты 
 
3. Рожанский М. Маргинальная 
 
4. Дахин В. Государство и 
5. Шапталов 
Б. Маргиналы и социализм // Рабочий класс 
и современный мир. - 1990, № 6. Галкин А.А. 
На изломах социальной структуры. - М.: 
Мысль 
Информация о работе Маргиналы как социальная группа и маргинальность