Маргиналы как социальная группа и маргинальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:22, контрольная работа

Краткое описание

Понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии. Они были введены в науку американским социологом Р. Парком в 1928 г. и использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной ситуации при характеристике "личности на рубеже культур".

Маргинальность в ее типичной форме – это утрата объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей (социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой. Постепенно значение термина "маргинальность" стало расширяться и ныне оно служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к любым социальным общностям. Классический тип маргинала – вчерашний крестьянин в городе – уже не крестьянин и еще не рабочий. При классическом (позитивном) варианте маргинальность постепенно преодолевается путем включения маргиналов в новую среду и приобретения новых черт. Другой вариант маргинализации (негативный) состоит в том, что состояние переходности и периферийности консервируется и сохраняется надолго, а маргиналы несут в себе черты деклассированного, люмпенского, паразитического поведения. Такого рода маргинальность объявлялась результатом вертикальной мобильности с отрицательным знаком, т.е. последствием перемещений сверху вниз, нисходящей мобильности. Следует также учитывать, что в социологии разработано понятие типов общества: открытые, закрытые и переходного типа. Считается, что в открытых обществах мобильность высокая, и в них преобладает прогрессивное, восходящее движение, а маргинальность носит преходящий, временный характер. В обществах закрытого типа мобильность низка. Наиболее же высоки степень и масштабы мобильности, а, следовательно, и маргинальности, в обществах переходного типа – от закрытого к открытому. В таких обществах на многие годы маргинальность становится одной из базовых характеристик перемещений внутри общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические подходы к понятию маргиналов

1.1 определение понятия «маргиналы» м «маргинальность»……………..5

1.2 роль маргиналов в формировании социальной структуры общества...7

Глава 2. Специфика маргинального общества

2.1 Положение маргиналов в обществе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

МАРГИНАЛЫ.doc

— 103.00 Кб (Скачать)
 
 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: Социология  

Тема: Маргиналы  как социальная группа и маргинальность  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2010г 
 
 

Оглавление

    ВВЕДЕНИЕ

       Глава 1. Теоретические подходы к понятию маргиналов

       1.1 определение понятия «маргиналы» м «маргинальность»……………..5

       1.2 роль маргиналов в формировании  социальной структуры общества...7

       Глава 2. Специфика маргинального общества

       2.1 Положение маргиналов в обществе

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..21

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….22 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ 
 

        Понятия "маргинальность", "маргиналы"  пришли из социологии и политологии.  Они были введены в науку  американским социологом                 Р. Парком в 1928 г. и использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной ситуации при характеристике "личности на рубеже культур".

       Маргинальность в ее типичной  форме – это утрата объективной  принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей (социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой. Постепенно значение термина "маргинальность" стало расширяться и ныне оно служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к любым социальным общностям. Классический тип маргинала – вчерашний крестьянин в городе – уже не крестьянин и еще не рабочий. При классическом (позитивном) варианте маргинальность постепенно преодолевается путем включения маргиналов в новую среду и приобретения новых черт. Другой вариант маргинализации (негативный) состоит в том, что состояние переходности и периферийности консервируется и сохраняется надолго, а маргиналы несут в себе черты деклассированного, люмпенского, паразитического поведения. Такого рода маргинальность объявлялась результатом вертикальной мобильности с отрицательным знаком, т.е. последствием перемещений сверху вниз, нисходящей мобильности. Следует также учитывать, что в социологии разработано понятие типов общества: открытые, закрытые и переходного типа. Считается, что в открытых обществах мобильность высокая, и в них преобладает прогрессивное, восходящее движение, а маргинальность носит преходящий, временный характер. В обществах закрытого типа мобильность низка. Наиболее же высоки степень и масштабы мобильности, а, следовательно, и маргинальности, в обществах переходного типа – от закрытого к открытому. В таких обществах на многие годы маргинальность становится одной из базовых характеристик перемещений внутри общества.

        Применительно к целям и задачам  исторического анализа необходимо  учитывать следующие моменты.  Во всяком обществе, в том числе  и российском, накануне и после революции в силу объективных и субъективных причин существовали и воспроизводились маргинальные группы. Маргинальность может быть естественной и искусственно создаваемой и поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам экономического, социального или культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает само общество. Иначе говоря, во всяком обществе, открытом или закрытом, стабильном или переходном имеются периферийные группы с относительно схожими источниками формирования, обликом и психологией. Различным может быть только удельный вес этих групп.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава 1. Теоретические подходы к понятию маргиналов 

         1.1 Определение понятия «маргиналы»  м «маргинальность» 

      Понятие  «маргинальности»  служит  для   обозначения  периферийности или промежуточности по  отношению  к  каким  либо  социальным бщностям (национальным, классовым, культурным). Маргинальный человек (от лат.Margo – край) - человек:

- находящийся на границе различных  социальных групп, систем, культур; 

- испытывающий влияние их противоречащих  друг другу норм, ценностей и  т.д.

    Маргинал,  просто  говоря,—  «промежуточный»  человек.     Маргинальность (позднелат. marginalis - находящийся на  краю)  - социологическое  понятие, обозначающее  промежуточность,  "пограничность"  положения  человека   между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток  на его психику.

     Классическая,  так  сказать,  эталонная  фигура  маргинала   —  человек, пришедший из  села в город в  поисках   работы:  уже  не  крестьянин,  еще  не рабочий; нормы деревенской  субкультуры уже подорваны, городская  субкультура еще не усвоена. Главный признак маргинализации — разрыв  социальных  связей, причем  в «классическом»  случае  последовательно   рвутся   экономические, социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную общность эти связи в той же  последовательности  и  устанавливаются,  причем установление социальных и духовных связей как, правило,  сильно  отстает  от установления связей экономических.  Тот же самый  мигрант,  став  рабочим  и приспособившись к новым условиям, еще длительное время не  может  слиться  с новой средой.

      В отличии от «классической»  возможна  и  обратная  последовательность  маргинализации. Объективно  все   еще  оставаясь  в  рамках  данного  класса, человек теряет  его  субъективные  признаки,  психологически деклассируется. Ведь деклассирование — понятие прежде всего социально-психологическое,  хотя и имеющее под  собой  экономические  причины.  Воздействие  этих  причин  не является  прямым  и   немедленным:   объективно   выброшенный   за   пределы пролетариата безработный  на  Западе  не  станет  люмпеном,  пока  сохраняет психологию класса и прежде всего его трудовую мораль. У  нас  в  стране  нет безработицы, но есть  деклассированные  представители  рабочих,  колхозников интеллигенции,  управленческого  аппарата.  В  чем  их  выделяющий  признак? Прежде  всего— в отсутствии своего  рода  профессионального  кодекса  чести.

    Профессионал  не  унизится  до  плохого  выполнения  своего  дела.  Даже  при отсутствии материальных стимулов настоящий рабочий  не сможет работать  плохо — скорее он откажется работать вообще!  Физическая  невозможность  халтурить отличает кадрового рабочего-профессионала  (так  же  как  и  крестьянина,  и интеллигента) от деклассированного бракодела и летуна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         1.2 Роль маргиналов в формировании социальной структуры общества.

      Маргинальность - это не состояние  автономии, а результат конфликта  с общепринятыми нормами, выражение  специфических отношений с существующим  общественным строем. Маргинальность  не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром.

Уход  в маргинальность предполагает два  совершенно различных маршрута:

- либо  разрыв всех традиционных связей  и создание своего собственного, совершенно иного мира;

- либо  постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы законности.

    В любом варианте, будь то результат "свободного" выбора или же следствие процесса деклассирования, который провоцируется  напуганным обществом , маргинал обозначает не изнанку мира, а как бы его  омуты, теневые стороны. Общество выставляет отверженных напоказ, дабы подкрепить свой собственный мир, тот, который считается "нормальным" и светлым.

    Истории и раньше были известны всевозможные отклонения от нормы. Из века в век  происходит взаимодействие между волей правителей к порядку и организованности и теми многочисленными течениями, которые критикуют власть и угрожают ей, нарушают ее установления. Одним из самых активных стимуляторов процесса маргинализации служит страх - перед дьяволом, ересями, болезнями, телесными аномалиями, чужеземцами, а позднее и тунеядством. За каждой из этих угроз проступает личина врага, подлежащего изоляции или устранению теми или иными методами, в зависимости от эпохи.

    1656 год во Франции положил начало  новой практике отныне оказывает неизменное воздействие на восприятие отклонений. Маргиналов сторонятся, порою преследуют, однако они остаются вполне зримой реальностью в обществе. Жизнь его, лишенная скрытности и как бы вынесенная наружу, проходит в тесном соприкосновении его членов, при полной ясности всех действий и обрядов.

    В конце XVII века возникает новая модель (проект) : изолировать маргиналов как  явление отталкивающее и вредоносное. Начинаются облавы на умалишенных, нищих, тунеядцев и проституток, многие из которых оказываются в казематах Центрального госпиталя. Это вызывает сопротивление со стороны противников расширения карательных санкций. 
Со своей стороны сторонники нового курса начинают разрабатывать все более многочисленные и хитроумные "защитные механизмы", исходя из того, что политика изоляции будет порождать новые формы правонарушений и маргинальности. В XIX веке окончательно утверждается положение, при котором с увеличением числа случаев, квалифицируемых законом как про-тивоправное поведение, возрастает и число лиц, объявляемых опасными, подвергаемых остракизму.

    Маргинальность  переживает сейчас весьма своеобразный момент : про-должая причислять к ее жертвам все нежелательные элементы, общество ощущает, как подрываются  изнутри его глубинные устои, основательно рас- 
шатанные экономическими процессами. В тираж выходят теперь не только чужие, но и самые что ни на есть свои - те, кто поражен поселившемся в нашем обществе раком. Отверженность выступает как продукт распада общества, пораженного кризисом. Слово "маргинал" постепенно выходит из употребления, так как мужчины и женщины, живущие по ту сторону декорума ,не сами делают это выбор - они незаметно вытесняются в это состояние, так и не приобщившись явным образом ни к одной из традиционных категорий отверженности (4).

    Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало бы еще доказать), они остаются на обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и ка падают маргиналы.

    Маргинал  отныне не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных- человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной среды.

    Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на "окраинах", на "обочинах" или попроту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.

    Американские  ученые 30-50-х гг. обратили внимание на то, что в ситуации маргиналов находится значительная и притом весьма активная часть американского общества (этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей художественной и научной интеллигенции и др.). Было также замечено, что "маргинальные" не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах реализовать творческие возможности и тем самым обогатить общество и материально и духовно.

    Маргинальная  ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. Но оно же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

    Технологические, социальные и культурные сдвиги последних  десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействия между носителями разнородных этонокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. выявилось, что стало уже невозможно выражать и отстаивать, используя интересы этих огромных людских масс и вставших на их сторону интеллигентов, привычные формы социального управления (гос. институты, политические партии, традиционные церковные иерархии и т.д.). Именно в этот период в мире начался бурный процесс становления так называемых "неформальных" общественных движений - просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др.,- движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной общественной жизни именно маргинализированных групп.

Информация о работе Маргиналы как социальная группа и маргинальность