Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:22, контрольная работа
Понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии. Они были введены в науку американским социологом Р. Парком в 1928 г. и использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной ситуации при характеристике "личности на рубеже культур".
Маргинальность в ее типичной форме – это утрата объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей (социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой. Постепенно значение термина "маргинальность" стало расширяться и ныне оно служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к любым социальным общностям. Классический тип маргинала – вчерашний крестьянин в городе – уже не крестьянин и еще не рабочий. При классическом (позитивном) варианте маргинальность постепенно преодолевается путем включения маргиналов в новую среду и приобретения новых черт. Другой вариант маргинализации (негативный) состоит в том, что состояние переходности и периферийности консервируется и сохраняется надолго, а маргиналы несут в себе черты деклассированного, люмпенского, паразитического поведения. Такого рода маргинальность объявлялась результатом вертикальной мобильности с отрицательным знаком, т.е. последствием перемещений сверху вниз, нисходящей мобильности. Следует также учитывать, что в социологии разработано понятие типов общества: открытые, закрытые и переходного типа. Считается, что в открытых обществах мобильность высокая, и в них преобладает прогрессивное, восходящее движение, а маргинальность носит преходящий, временный характер. В обществах закрытого типа мобильность низка. Наиболее же высоки степень и масштабы мобильности, а, следовательно, и маргинальности, в обществах переходного типа – от закрытого к открытому. В таких обществах на многие годы маргинальность становится одной из базовых характеристик перемещений внутри общества.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы к понятию маргиналов
1.1 определение понятия «маргиналы» м «маргинальность»……………..5
1.2 роль маргиналов в формировании социальной структуры общества...7
Глава 2. Специфика маргинального общества
2.1 Положение маргиналов в обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….22
КАФЕДРА
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
Курсовая работа
По дисциплине:
Социология
Тема: Маргиналы
как социальная группа и маргинальность
Новосибирск
2010г
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы к понятию маргиналов
1.1 определение понятия «маргиналы» м «маргинальность»……………..5
1.2 роль маргиналов в
Глава 2. Специфика маргинального общества
2.1 Положение маргиналов в обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Понятия "маргинальность", "маргиналы"
пришли из социологии и
Маргинальность в ее типичной
форме – это утрата
Применительно к целям и
Глава
1. Теоретические подходы
к понятию маргиналов
1.1
Определение понятия «
Понятие «маргинальности» служит для обозначения периферийности или промежуточности по отношению к каким либо социальным бщностям (национальным, классовым, культурным). Маргинальный человек (от лат.Margo – край) - человек:
-
находящийся на границе
-
испытывающий влияние их
Маргинал, просто говоря,— «промежуточный» человек. Маргинальность (позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику.
Классическая, так сказать,
эталонная фигура маргинала
— человек, пришедший из
села в город в поисках
работы: уже не крестьянин,
еще не рабочий; нормы
В отличии от «классической» возможна и обратная последовательность маргинализации. Объективно все еще оставаясь в рамках данного класса, человек теряет его субъективные признаки, психологически деклассируется. Ведь деклассирование — понятие прежде всего социально-психологическое, хотя и имеющее под собой экономические причины. Воздействие этих причин не является прямым и немедленным: объективно выброшенный за пределы пролетариата безработный на Западе не станет люмпеном, пока сохраняет психологию класса и прежде всего его трудовую мораль. У нас в стране нет безработицы, но есть деклассированные представители рабочих, колхозников интеллигенции, управленческого аппарата. В чем их выделяющий признак? Прежде всего— в отсутствии своего рода профессионального кодекса чести.
Профессионал
не унизится до плохого выполнения
своего дела. Даже при отсутствии
материальных стимулов настоящий рабочий
не сможет работать плохо — скорее
он откажется работать вообще! Физическая
невозможность халтурить отличает
кадрового рабочего-профессионала
(так же как и крестьянина,
и интеллигента) от деклассированного
бракодела и летуна.
1.2 Роль маргиналов в формировании социальной структуры общества.
Маргинальность - это не состояние
автономии, а результат
Уход в маргинальность предполагает два совершенно различных маршрута:
- либо
разрыв всех традиционных
- либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы законности.
В любом варианте, будь то результат "свободного" выбора или же следствие процесса деклассирования, который провоцируется напуганным обществом , маргинал обозначает не изнанку мира, а как бы его омуты, теневые стороны. Общество выставляет отверженных напоказ, дабы подкрепить свой собственный мир, тот, который считается "нормальным" и светлым.
Истории и раньше были известны всевозможные отклонения от нормы. Из века в век происходит взаимодействие между волей правителей к порядку и организованности и теми многочисленными течениями, которые критикуют власть и угрожают ей, нарушают ее установления. Одним из самых активных стимуляторов процесса маргинализации служит страх - перед дьяволом, ересями, болезнями, телесными аномалиями, чужеземцами, а позднее и тунеядством. За каждой из этих угроз проступает личина врага, подлежащего изоляции или устранению теми или иными методами, в зависимости от эпохи.
1656
год во Франции положил начало
новой практике отныне
В
конце XVII века возникает новая модель
(проект) : изолировать маргиналов как
явление отталкивающее и
Со своей стороны сторонники нового курса
начинают разрабатывать все более многочисленные
и хитроумные "защитные механизмы",
исходя из того, что политика изоляции
будет порождать новые формы правонарушений
и маргинальности. В XIX веке окончательно
утверждается положение, при котором с
увеличением числа случаев, квалифицируемых
законом как про-тивоправное поведение,
возрастает и число лиц, объявляемых опасными,
подвергаемых остракизму.
Маргинальность
переживает сейчас весьма своеобразный
момент : про-должая причислять к ее
жертвам все нежелательные
шатанные экономическими процессами.
В тираж выходят теперь не только чужие,
но и самые что ни на есть свои - те, кто
поражен поселившемся в нашем обществе
раком. Отверженность выступает как продукт
распада общества, пораженного кризисом.
Слово "маргинал" постепенно выходит
из употребления, так как мужчины и женщины,
живущие по ту сторону декорума ,не сами
делают это выбор - они незаметно вытесняются
в это состояние, так и не приобщившись
явным образом ни к одной из традиционных
категорий отверженности (4).
Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало бы еще доказать), они остаются на обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и ка падают маргиналы.
Маргинал отныне не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных- человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной среды.
Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на "окраинах", на "обочинах" или попроту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.
Американские ученые 30-50-х гг. обратили внимание на то, что в ситуации маргиналов находится значительная и притом весьма активная часть американского общества (этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей художественной и научной интеллигенции и др.). Было также замечено, что "маргинальные" не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах реализовать творческие возможности и тем самым обогатить общество и материально и духовно.
Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. Но оно же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.
Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействия между носителями разнородных этонокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. выявилось, что стало уже невозможно выражать и отстаивать, используя интересы этих огромных людских масс и вставших на их сторону интеллигентов, привычные формы социального управления (гос. институты, политические партии, традиционные церковные иерархии и т.д.). Именно в этот период в мире начался бурный процесс становления так называемых "неформальных" общественных движений - просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др.,- движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной общественной жизни именно маргинализированных групп.
Информация о работе Маргиналы как социальная группа и маргинальность