Ролевая напряженность – роль человека предъявляет противоречивые
требования и это мешает ее выполнять
(хирург).
- Социализация
(человека) ее основные этапы. Агенты социализации. Способы и формы социализации личности.
Процесс усвоения индивидом социальных
норм, культурных ценностей и образцов
поведения общества, к которому он
принадлежит, называется социализацией.Он
включает в себя передачу и овладение
знаниями, умениями, навыками, формирование
ценностей, идеалов, норм и правил социального
поведения.
В социологической науке принято
выделять два основных типа социализации:
- первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
- вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация представляет собой
совокупность агентов и институтов,
формирующих, направляющих, стимулирующих,
ограничивающих становление личности
человека.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные
за обучение культурным нормам и социальным
ценностям.
В зависимости от типа социализации
рассматриваются первичные и вторичные
агенты.
- Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
- Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
Стадии процесса социализации личности
по Эриксону (1902-1976):
- Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года). На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.
- Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».
- Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.
- Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.
- Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.
- Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.
- Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.
- Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
На каждом этапе социализации на
человека оказывают влияние те или
иные факторы, соотношение которых
на разных этапах различно.В целом можно
выделить пять факторов, оказывающих влияние
на процесс социализации:
- биологическая наследственность;
- физическое окружение;
- культура, социальное окружение;
- групповой опыт;
- индивидуальный опыт.
Процесс социализации охватывает все
слои общества. В его рамках усвоение
новых норм и ценностей взамен
старых называется ресоциализацией, а
утрата личностью навыков социального
поведения — десоциализацией. Отклонение
в социализации принято называть девиацией.
Модель социализации определяется
тем, каким ценностям привержено
общество, какой тип социальных взаимодействий
должен быть воспроизведен. Социализация
организуется так, чтобы обеспечить
воспроизводство свойств социальной
системы. Если главная ценность общества
— свобода личности, оно и формирует
такие условия. Когда личности предоставляются
определенные условия, она обучается
самостоятельности и ответственности,
уважению к своей и чужой индивидуальности.
Это проявляется повсеместно: в
семье, школе, в вузе, на работе и
др. Причем, эта либеральная модель
социализации предполагает органическое
единство свободы и ответственности.
Процесс социализации человека продолжается
всю его жизнь, но особо интенсивно
он протекает в молодые годы. Именно
тогда создается фундамент духовного
развития личности, что увеличивает
значение качества воспитания, повышает
ответственность общества, задающего
определенную систему координат
воспитательного процесса, который
включает в себя формирование мировоззрения,
опирающегося на общечеловеческие и духовные
ценности; развитие творческого мышления;
развитие высокой социальной активности,
целеустремленности, потребности и умение
работать в коллективе, стремление к новому
и способность находить оптимальное решение
жизненных проблем в нестандартных ситуациях;
потребность в постоянном самообразовании
и формировании профессиональных качеств;
способность самостоятельно принимать
решения; уважение к законам, моральным
ценностям; социальную ответственность,
гражданское мужество, развивает чувство
внутренней свободы и собственного достоинства;
воспитание национального самосознания
российского гражданина.
Социализация — сложный, жизненно
важный процесс. От него во многом зависит
как индивид сумеет реализовать свои задатки,
способности, состояться как личность.
- Социальные роли и поведение личности. Социальный контроль, виды контроля, норма и отклонения в поведении личности.
Усилия общества, направленные
на предотвращение девиантного поведения,
наказание и исправление девиантов описываются
понятием «социальный контроль». Оно включает
в себя совокупность норм и ценностей
общества, а также санкции, применяемые
в целях их осуществления. Сам термин
«социальный контроль» был введен в научный
оборот французским социологом и социальным
психологом Габриэлем Тардом.
Толкотт Парсонс в своей работе «Социальная
система» определял социальный контроль
как процесс, с помощью которого через
наложение санкций нейтрализуется девиантное
поведение и тем самым поддерживается
социальная стабильность. Он проанализировал
три основных метода осуществления социального
контроля:
- изоляцию, суть которой заключается в том, чтобы поставить непроходимые перегородки между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его;
- обособление — ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы;
- реабилитацию, рассматриваемую как процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих ролей в обществе.
Можно также выделить две формы
социального контроля:
1) формальный, включающий
в себя уголовное и гражданское право,
органы внутренних дел, суды и т. д.;
2) неформальный, предусматривающий
социальное вознаграждение, наказание,
убеждение, переоценку норм. Таким образом,
сущность социального контроля заключается
в стремлении общества и различных составляющих
его общностей укреплять конформизм своих
членов, культивировать «социально желательные»
формы поведения, воспрепятствовать девиантному
поведению, а также возвратить девианта
в русло соблюдения социальных норм.
В типовую систему социального
контроля входят восемь основных компонентов:
1) индивидуальные действия,
которые проявляются в ходе активного
взаимодействия индивида с окружающей
его социальной средой, — это любые акты
производительного, познавательного и
приспособительного характера;
2) социальная шкала оценок,
от объективного существования которой
в обществе зависит реакция окружающей
социальной среды на эти действия;
3) категоризация, выступающая
результатом функционирования социальной
шкалы оценок и отнесения того или иного
индивидуального действия к определенной
оценочной категории (в наиболее общем
виде — социальное одобрение или социальное
порицание);
4) характер общественного самосознания,
от которого в свою очередь зависит категоризация
любого индивидуального действия, в т.
ч. общественная самооценка и оценка социальной
группой ситуации, в рамках которой она
действует (социальная перцепция);
5) характер и содержание социальных
действий, выполняющих функцию позитивных
или негативных санкций, которые непосредственно
зависят от состояния общественного самосознания;
6) индивидуальная шкала оценок,
которая выступает производной от внутренней
системы ценностей, идеалов, жизненных
интересов и устремлений индивида;
7) самокатегоризация индивида
(принятие роли, самоидентификация, отождествление
себя с определенной категорией лиц), которая
является результатом функционирования
индивидуальной шкалы оценок;
8) характер индивидуального
сознания, от которого зависит самокатегоризация
индивида; от него зависит также и последующее
действие индивида, которое будет реакцией
на оценочное социальное действие.
Таким образом, важнейшим инструментом
осуществления социального контроля
является социальная санкция. Существующая
в обществе система социальных санкций
направлена на обеспечение надлежащего
исполнения членами общества предписаний,
связанных с их социальными ролями.
Любой институт, помимо принципов, правил
и норм, регулирующих ту или иную
сферу общественной жизнедеятельности,
обычно включает в себя и те санкции,
которые будут налагаться за неисполнение
или нарушение этих правил.
Различают позитивные санкции
— поощрения за совершение действий одобряемых,
желательных для общества или группы,
и негативные санкции — наказания или
порицания за неодобряемые, нежелательные,
неинституциональные действия, за различные
девиантные поступки. Кроме того, можно
произвести разделение санкций на формальные
— налагаемые официальными лицами или
органами, специально для этого создаваемыми
обществом, в рамках, зафиксированных
в письменных источниках, и неформальные
— одобрение или порицание, высказываемые
(или проявляемые в невербальных формах)
неофициальными лицами, обычно ближайшим
окружением.