Личность как субъект социальных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:52, лекция

Краткое описание

Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Файлы: 1 файл

Личность как субъект и продукт социальных отношений.docx

— 36.21 Кб (Скачать)
  1. Личность как субъект и продукт социальных отношений
    1. Понятие «индивид», «индивидуальность», «личность». Макросреда и микросреда личности.

Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Макросреда личности

Изучение особенностей группового и индивидуального поведения  не может быть успешным без учета  общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности.

Изучение макросреды личности предполагает выявление и анализ объективных  факторов, в той или иной мере обусловливающих поведение индивида. Важно отметить, что детерминация может носить как непосредственный характер (например, в случае с политической рекламой), так и опосредованный. Вместе с тем действие тех или  иных факторов неоднозначно и зависит  как от особенностей рассматриваемого исторического этапа, так и от степени вовлеченности отдельных  индивидов в те или иные виды социальной деятельности.

Один из возможных подходов к  проблеме культурно-исторического  фона человеческого поведения предполагает его изучение на двух уровнях: глобальном и региональном.

На региональном уровне на человеческое поведение также наиболее активно  влияют следующие факторы макросреды:

  • демографический фактор, под которым понимается плотность населения, динамика рождаемости и смертности, продолжительность жизни, миграционные процессы и т.д.;
  • природно-экологический фактор — в том числе размеры территории, климат, запасы полезных ископаемых, особенности экологической обстановки и т.д.;
  • научно-технический фактор, подразумевающий состояние научно-технического прогресса, используемые технологии, уровень компьютеризации и т.д.;
  • экономический фактор, включающий уровень и структуру доходов, темпы инфляции, безработицу и т.д.;
  • политико-правовой фактор, предполагающий рассмотрение господствующего политического режима, официальной идеологии, принятой системы законов и степени их соблюдения, положения в области защиты прав человека и т.д.;
  • социокультурный фактор, содержание которого составляют обычаи, традиции, господствующая форма религии, национальная психология.
  • геополитический фактор как своего рода равнодействующая всех остальных. Его влияние резко усилилось после окончания «холодной войны» и появления тенденций перехода от двухполярного мира к однополярному.

 

 

Микросреда личности

 

Не менее существенную роль в  детерминации человеческого поведения  в деловом общении играет микросреда личности — это та часть социальной среды, с которой непосредственно  взаимодействует личность в процессе социальной деятельности. Здесь важно  выделить два момента:

  • личность испытывает воздействие (в непосредственной или опосредованной форме) всех без исключения элементов социальной среды, но главным образом взаимодействует именно с микросредой;
  • существенным отличием микросреды является наличие не только прямых, но и обратных связей между личностью и окружением.

 

Иными словами, микросреда — это прежде всего поле активной социальной деятельности личности, объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми.

 

Социальная группа — важный элемент  микросреды, опосредующий детерминирующее  воздействие общества на личность. Следовательно, макросреда воздействует на личность как непосредственно, так  и в опосредованной форме, через  ее влияние на те социальные группы, в которых личность непосредственно участвует. Взаимодействие между личностью и обществом в рамках микросреды выступает в качестве взаимодействия индивида и социальной группы.

 

Участие личности во многих видах  социальной деятельности обусловливает  ее принадлежность к самым различным  социальным группам. Ее ближайшее социальное окружение составляет семья, учебная  группа, трудовой коллектив, соседи, группы по интересам и т.д. Общим для  всех этих групп является совместная деятельность людей, направленная на достижение общих целей, предполагающая определенную согласованность действий на основе обмена информацией и существования  специальных средств контроля за выполнением отдельных функций. Отличительные черты социальной группы — обусловленность объективно существующей структуры общественных отношений и относительная самостоятельность.

 

С одной стороны, внутренняя структура  социальной группы является отражением общих условий социальной среды. Любая социальная группа прямо или  косвенно связана с воспроизводством тех или иных элементов материальной и духовной культуры общества, зависит  от его социально-классовой и  этнической структуры, господствующих политических идеалов и нравственных ценностей.

 

С другой стороны, ей свойственна автономность, поскольку общие социальные условия  существуют здесь в форме особенных  условий личностного бытия, преломляются в конкретной идейной и нравственной атмосфере группы.

 

 

 

 

 

 

    1. Основные факторы развития личности.

Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т. е. акцент делается на социальном начале.В социологии личность определяется как:

  • системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;
  • субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как  представитель вида, продукт филогенетического  и онтогенетического развития. Чтобы  сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременными условиями этого развития являются:

  • биологические, генетически заданные предпосылки;
  • наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, - еще не человек в собственном смысле этого слова.

Каждая личность обладает совокупностью  внутренних качеств, свойств, которые  составляют ее структуру. Подойти к  задаче характеристики личности можно  двояким образом:

  • с точки зрения ее структуры;
  • с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.

Социология стремится выявить  социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т. е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реального носителя. Конечно  же, личность, с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым  способствующего стабилизации и  развитию общественных отношений. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах:

  • изучение личности как элемента социальной системы;
  • изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания);
  • рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

 

  1. Личности общества.
    1. Социальный статус личности. Виды статусов. Статусная дистанция.

Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Генри Мейн.

 

Социальные статусы - это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами социальных отношений. Общество не только создаёт социальные позиции - статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям.

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными  статусами. Социологи различают:

  • прирожденный статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.
  • приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).
  • предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Социальная дистанция (горизонтальные отношения), варьирующая в зависимости от степени социально-психологической близости, как известно, длиннее в английской культуре, одной из важнейших культурных ценностей которой является автономия личности. Каждый индивид имеет неотъемлемое право на свою автономию, для обозначения которой в английском языке существует специальное слово – 'privacy’. Концепт автономии личности является ярко выраженным в коммуникативном сознании англичан и определяет многие особенности английского коммуникативного поведения

    1. Социальные роли личности.
      1. Роль как социальные ожидания и модель поведения. Ролевой набор.

Социальная роль — динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями (ролевыми экспектациями) и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращенными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определенной социальной позиции. Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных предписаний (норм) дает в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию социальная интеракция (коммуникативное взаимодействие).

В зависимости от общественных отношений  выделяют социальные и межличностные  социальные роли.

  • Социальные роли обусловлены социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это не только биологически предопределенный пол, но и гендер ("социальный пол"), который создается (конструируется) обществом как социальная модель ролевого поведения, закрепленная общественными нормами, обычаями. Если биологически можно различить два пола — мужской и женский, то набор гендеров бывает гораздо шире. Гендер не обязательно совпадает с полом индивида. Биологический пол, так же как и гендер, фактически является социальным конструктом – продуктом устойчивых интерпретативных практик, возникающих на основе когнитивных схем восприятия. В психологическом и социальном плане биологический пол всегда существует для личности в виде условной системы объяснений (интерпретаций).
  • Межличностные роли опосредованны межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.) В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

 

      1. Ролевое несоответствие  и ролевой конфликт.

Типы ролевых конфликтов:

1. Внутриролевой конфликт между функциональной целесообразностью ролевых предписаний и

2. Конфликт экспектаций, т.е. конфликт, вызванный различиями интерпретаций одной и той же роли, может проявляться в различ ных вариациях.

3. Традиционным для социологии  является анализ межролевого конфликта: очень часто возникает несоответствие между ролью «заботливого отца, хорошего семьянина» и «влюбленного в свое дело ученого, самоотверженного исследователя».

От человека с тем или иным статусом люди ждут исполнения соответствующих  ему обязанностей и определённого  поведения. Социальная роль это определённые действия,которые должен совершать индивид(или группа) в соответсвии с тем или иным соц статусом. Если сам статус определяет позицию человека в обществе (школьник.рабочий,солдат,жена),то соц роль- выполняемые ими в данной позиции функции. Эти функции (ролевые действия) в каждом обществе определяются общепринятыми в нём нормами и часто закрепляются в различных документах (законах,правилах,инструкциях,уставах). Однако соц роль говорит лишь о том.как должен вести себя обладатель того или иного статуса,какие действия от него ожидаются. Реальное же его поведение может не соответствовать данной роли. Такое несоответствие между статусом иролью,между ролевыми ожиданиями и ролевым исполнением- одна из причин так называемых статусно-ролевых конфликтов. В подобных конфликтных случаях расхождения между социальным статусом ролевыми действиями обществу приходится применять те или иные санкции к нарушителям,а подчас и лишать статуса не соответствующих ему людей. (напр., отчисление тсудента). Ещё одна причина статусно-ролевых конфликтов-противоречие между различными статусами-ролями. Дело в том,что многочисленные статусы и роли людей часто в жизни сложно переплетаются и иногда становятся несовместимыми друг с другом . например, прокурор берёт взятки, у мужа есть любовница ( ха-ха). Всё это неизбежно ввергает человека в состояние разлада с самим собой и другими людьми и нуждается в урегулировании.

Информация о работе Личность как субъект социальных отношений