Льготы, гарантии, компенсации государственных служащих: механизм реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:44, контрольная работа

Краткое описание

Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные процессы в российском обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую роль приобретает государственная служба как социально организующий институт, как специальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадровая политика государства, направленная на формирование высокопрофессион

Файлы: 1 файл

правовой обеспечение.docx

— 60.88 Кб (Скачать)

   Не  решен вопрос и о пенсионном обеспечении  за выслугу лет всех государственных  служащих, хотя необходимость принятия специального федерального закона, в соответствии с которым государственному служащему назначалась и выплачивалась пенсия за выслугу лет, прямо предусмотрена ст. 19 Федерального закона «Об основах государственной службы в РФ».

   Пенсионное  обеспечение за выслугу лет гарантировано  только военнослужащим и сотрудникам  правоохранительных органов в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших  военную службу, службу в органах  внутренних дел, учреждениях и органах  уголовно-исполнительной системы, и  их семей».

   Федеральным государственным служащим указом Президента РФ от 16 августа 1995 г. (в ред. указа Президента РФ от 13 декабря 2000 г.) «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы» была введена доплата к пенсии, назначение которой по сравнению с назначением пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. ограничено следующим:

   1. Ежемесячная доплата устанавливается  исключительно к государственной  пенсии, назначенной в соответствии  с Законом РФ «О государственных  пенсиях в РФ» либо досрочно  оформленной в соответствии с  Законом РФ «О занятости населения  в РФ» независимо от наличия  необходимого для назначения  доплаты стажа государственной  службы;

   2. Государственный служащий имеет  право на доплату, если увольнение  было произведено по основаниям, указанным в данном указе, а  именно:

   - ликвидация федеральных органов  государственной власти, иных государственных  органов, образованных в соответствии  с Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами, а также  сокращение штата федеральных  государственных служащих в органах  государственной власти, их аппаратах,  иных государственных органах,  образованных в соответствии  с Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами (далее  именуются - государственные органы);

   - увольнение с должностей, учреждаемых  в установленном законодательством  Российской Федерации порядке  для непосредственного обеспечения  исполнения полномочий лиц, замещающих  государственные должности Российской  Федерации, в связи с прекращением  этими лицами своих полномочий;

   - достижение предельного возраста, установленного федеральным законом  для замещения должности федеральной  службы;

   - обнаружившееся несоответствие  замещаемой должности федеральной  службы вследствие состояния  здоровья, препятствующего продолжению  государственной службы;

   - увольнение по собственному желанию  в связи с выходом на государственную  пенсию. (Иные основания увольнения, пускай даже уважительные, лишают  служащего права на доплату).

   3. При увольнении лица с федеральной  государственной службы, кроме увольнения  в связи с ликвидацией государственного  органа или сокращением штатов  государственных служащих, право  на ежемесячную доплату к государственной  пенсии приобретается, если такое  лицо замещало должность федеральной  службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

   Указом  также ограничен размер месячного  денежного содержания федерального государственного служащего, исходя из которого исчисляется ежемесячная доплата к государственной пенсии. Он не должен превышать 1,8 должностного оклада или 0,8 месячного денежного вознаграждения (содержания) по замещавшимся должностям федеральной государственной службы. Таких ограничений в отношении военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов не предусмотрено Законом РФ от 12 февраля 1993 г.

   Индексация  размера ежемесячной доплаты  к государственной пенсии осуществляется при увеличении в централизованном порядке месячного денежного  содержания (денежного вознаграждения) по соответствующей государственной должности Российской Федерации и должности федеральной службы и при включении необходимых средств в федеральный бюджет на соответствующий год, т.е., если по каким-либо причинам денежные средства на указанную цель не включены в федеральный бюджет, то бывший государственный служащий лишается права на индексацию (доплату), в том числе и в связи с повышением стоимости жизни. Такого требования Закон РФ от 12 февраля 1993 г. также не содержит, а устанавливает только основания для пересмотра размеров пенсий, к которым, в частности, относится увеличение денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе. 9

   Минимальная сумма пенсии с доплатой составляет 45 процентов среднемесячного денежного  содержания (денежного вознаграждения) федерального государственного служащего, что не соответствует размерам, содержащимся в пенсионном законодательстве (55% - ст.16 Закона РФ «О государственных пенсиях  в РФ», 50% - ст.14 Закона РФ от 12 февраля  1993 г.).

   Субъекты  РФ пошли по такому же пути - установление доплат к пенсиям, назначенным в  соответствии с действующим пенсионным законодательством, нередко копируя  положения упомянутого указа.

   Обязательное  государственное социальное страхование  государственного служащего на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной  службы также не может считаться  гарантией: оно распространяется на государственных служащих без каких - либо особенностей, так же как и на обычных граждан. Таким образом, можно сделать вывод, что социальные льготы и гарантии, установленные Федеральным законом «Об основах государственной службы в РФ», совершенно не исполняются в отношении гражданских государственных служащих, многие из них носят, фактически, декларативный характер, не могут быть реализованы без принятия дополнительных нормативных правовых актов. Реализация некоторых гарантий в отношении военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов ставит в неравное положение федеральных служащих. Очевидны и проблемы с регулированием прав государственных служащих. Так, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина относится к исключительному ведению Российской Федерации. Права государственных служащих субъектов России регулируются нормативными правовыми актами субъектов, что часто приводит к тому, что перечень и уровень социальных гарантий и льгот государственным служащим существенно отличаются в разных субъектах РФ, а в некоторых вообще не устанавливаются. Представляется, что минимальный перечень и уровень гарантий и льгот государственным служащим, который должен компенсировать налагаемые на них в связи с прохождением государственной службы ограничения, должен содержаться в федеральном законе и действовать во всех субъектах России.

 

    Заключение 

   Сегодня приходится констатировать, что государство  не может обеспечить не только достойную  старость, но и нормальную жизнь  активного населения: гарантировать  своевременную выплату зарплаты военным, врачам, учителям, обеспечить безопасность граждан, предоставить элементарные коммунальные и бытовые услуги.

   На  разных этапах реформ в качестве основных направлений социальной защиты населения  нашим государством последовательно  выбирались разные социальные группы: сначала надо было спасать малоимущих от шоковой терапии, затем - охранять вкладчиков финансовых пирамид, чуть позже - переобучать работников предприятий-банкротов. Анализ нынешней исходной ситуации требует  социальной защиты чиновников и бюрократов. При всем, казалось бы, внешнем благополучии чиновничьего сословия его положение  в обществе нельзя назвать безоблачным, а само общество вряд ли может рассчитывать на грамотных, квалифицированных государственных  служащих при существующей системе  их социальной защиты.

   Во-первых, управлять рыночной экономикой сложнее, чем административно-командной. Уже  только поэтому от государственных  служащих сегодня требуется более  высокая квалификация. Наиболее грамотные, квалифицированные специалисты  сегодня сосредоточены в коммерческих структурах, и диалог с ними должны вести не менее грамотные государственные  чиновники. Если учесть, что для подготовки квалифицированного госслужащего требуется  не менее пяти лет его практической работы, то становится понятным, что  за время реформ было потеряно целое  поколение чиновников. Во-вторых, разница  в уровне доходов двух однокашников, работающих на госслужбе и в коммерции, сегодня измеряется не разами, а  порядком сумм. Никакие пенсии по старости, лечебные и премиальные не способны компенсировать эту разницу. Поэтому  чиновник вынужден искать побочные заработки. Законные возможности получения  таких заработков ограничены учебной и научной деятельностью. Но если вечером читать лекцию, то днем надо к ней готовиться, а, следовательно, для продвижения реформ на своем рабочем месте остается меньше сил и времени. Наконец, бедного чиновника легче уговорить поступиться принципами и добиться от него необходимого решения в интересах «узкого круга ограниченных людей» . Хорошо, когда эти интересы совпадают с объективным ходом реформ. Но зачастую от чиновника требуют принятия решений, которые сулят сиюминутную выгоду, в конце концов приводят к полной потере завоёванных позиций.

   Но, несмотря на все проблемы среди чиновников пока еще много грамотных, высококвалифицированных  специалистов. Многие из них сегодня, находясь на государственной службе и постоянно подвергаясь давлению, а зачастую и прямым угрозам, находят  в себе силы для разъяснения «узко  ограниченным» пагубности лоббируемых  ими решений.

   В то же время абсолютно понятно  и обывательское злословие по поводу дач-дворцов, построенных чиновником исключительно за счет экономии на воде и хлебе. Да, сегодняшние официальные  доходы чиновника не позволяют ему  ездить на такси даже на государственную  дачу, но, если мы ожидаем от него разработки и принятия грамотных решений, то общество должно позаботиться о законных правах чиновника иметь не только дачу, но и весь комплекс современного достатка. Коррупция - это не национальное российское, это общечеловеческое «достояние». В любом аппарате можно найти  слабого духом. Взятки берут не только госслужащие, но и работники вполне респектабельных компаний, и со злоупотреблением служебным положением можно столкнуться  в любой фирме. Актуальность социальной защиты чиновника на современном  этапе российских реформ вызвана, прежде всего, особенностями экономического развития нашего государства.

   В этих условиях, для успешного развития страны, государство обязано создать  такую систему социальной защиты государственных служащих, которая  будет с одной стороны, защищать чиновника от всяких соблазнов, а  с другой стороны, стимулировать его для ускоренного продвижения реформ. Такой системой могла бы быть оплата труда за счет стабильной гарантированной зарплаты и премиальных выплат по итогам реализации крупных проектов. 10

 

    Список литературы 

  1. Конституция Российской Федерации.- Новосибирск: Сиб. унив. изд – во, 2009. – с. 8.
  2. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Принят государственной Думой 21 декабря 2001. – М.: Проспект, «Издательство «Омега Л», 2009. – 2008 с.
  3. Указ Президента Российской Федерации о федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации» (2003-2005 годы).
  4. Указ Президента Российской Федерации от 12 апреля 1996г. «О перечнях государственных должностей федеральной государственной службы категорий «Б» и «В» в управлении делами Президента РФ».
  5. Федеральный Закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации».
  6. Федеральный Закон «О системе государственной службы в Российской Федерации» от 27.05.2003г. № 58-ФЗ (в ред. от 01.12.2007 г. № 309-ФЗ).
    1. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Монография – М.: Изд-во РАГС, 2002.
    2. Бердычевский В.С., Акопов Д.Р., Сулейманова Г.В. Трудовое право: Учебное пособие / Отв. ред. В.С. Бердычевский. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 512 с.
    3. Герасимов А., Бондов С., Амаглобели Н. Трудовое право. Издательство: Юнити-Дана, 2008 г. - 496 с.
    4. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. Д.М. Овсянко. - М.: Юристъ, 2003. – С. 75-98.
    5. Государственная служба: теория и организация: Курс лекций / Под ред. Е.В. Охотского, В.Г. Игнатова. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – С. 461 -494.
    6. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник / В.Д. Граждан. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2007. - 496 с.
    7. Гришковец А. А. Правовое регулирование государственной службы // Государство и право. – 2003. - № 4. С. 16-18.
    8. Закон Орловской области о государственной гражданской службе Орловской области. Принят областным Советом народных депутатов 28 января 2005 года (в ред. Законов Орловской области от 27.05.2005 N 517-ОЗ, от 06.02.2006 N 575-ОЗ, от 30.05.2006 N 598-ОЗ, от 11.09.2006 N 614-ОЗ, от 13.10.2006 N 620-ОЗ, от 08.06.2007 N 681-ОЗ, от 13.07.2007 N 692-ОЗ, от 16.10.2007 N 702-ОЗ, от 04.04.2008 N 755-ОЗ, от 08.07.2008 N 791-ОЗ, от 07.11.2008 N 819-ОЗ, от 17.03.2009 N 880-ОЗ, от 10.04.2009 N 890-ОЗ, от 11.06.2009 N 918-ОЗ, от 06.10.2009 N 971-ОЗ, от 01.04.2010 N 1041-ОЗ, от 08.06.2010 N 1070-ОЗ, от 04.08.2010 N 1096-ОЗ).
    9. Колобова С.В. Трудовое право России: учебное пособие для вузов. – М.: Юстицинформ, 2005. 288 с.
    10. Комментарий к Трудовому кодексу РФ/ Отв. редактор Ю.П. Орловский. М., 2002. 814 с.
    11. Миронов В.И. Трудовое право России: Учебник. - М.: Упр. персоналом, 2005. - 1149 с.
    12. Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Трудовое право России. Серия: Institutiones. Издательство: Юристъ, 2007 г. - 480 с.
    13. Проблемы современного государственного управления в России. Материалы научного семинара./ Под ред. В.И. Якунина; Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Выпуск № 3. М.: Научный эксперт, 2006. - 112 с.
    14. Трудовое право России / Учебник. Ответственные редакторы: заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Ю.П. Орловский и доктор юридических наук А.Ф. Нуртдинова - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2008. - 608 с.
    15. Трудовое право России: учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. д.ю.н., проф. А.М. Куренного. – М.: Юристъ, 2004. – 493с.
    16. Шамхалов Ф. Теория государственного управления – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.
    17. Щербаков Ю.Н. Государственная и муниципальная служба: учебник/Ю.Н. Щербаков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 256 с.

Информация о работе Льготы, гарантии, компенсации государственных служащих: механизм реализации