Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:44, контрольная работа
Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные процессы в российском обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую роль приобретает государственная служба как социально организующий институт, как специальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадровая политика государства, направленная на формирование высокопрофессион
В
России в примирительных процедурах
между государством и государственными
служащими могла бы сыграть большую
роль такая общественная организация
как профессиональный союз государственных
служащих. Кстати, это единственная
общественная организация, создание которой
в государственных органах
Следует
сказать еще об одном социально
значимом ограничении, которое реализует
принцип политического
Кроме законодательно закрепленных ограничений, на государственной службе существуют к тому же перегрузки, связанные с ненормированным характером труда, то есть занятостью во внеслужебное время, а также жесткостью требований, предъявляемых в административной иерархии. Причем нагрузка и требования к государственному служащему возрастают с продвижением его вверх по служебной лестнице.
В связи с этим компенсационные меры социальной защиты должны быть направлены не только на установление надбавок за напряженность работы, но и на льготы в медицинском обслуживании, установление дополнительных отпусков, государственное страхование, льготное пенсионное обслуживание и так далее.
В качестве примера можно привести статью 29 Закона РСФСР «О милиции» от 18.04.1991 №1026-1:
«Все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих в специальные фонды на основании договоров от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций.
В
случае гибели сотрудника милиции в
связи с осуществлением служебной
деятельности либо его смерти до истечения
одного года после увольнения со службы
вследствие ранения (контузии), заболевания,
полученных в период прохождения
службы, семье погибшего (умершего)
и его иждивенцам выплачивается
единовременное пособие в размере
десятилетнего денежного
При
получении сотрудником милиции
в связи с осуществлением служебной
деятельности телесных повреждений, исключающих
для него возможность дальнейшего
прохождения службы, ему выплачивается
единовременное пособие в размере
пятилетнего денежного
В случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций, заключивших с милицией договоры.
Ущерб,
причиненный имуществу
Социальные ожидания государственных служащих, как уже отмечалось ранее, связаны с удовлетворением вторичных потребностей. И в этом плане, наряду с поднятием имиджа государственной службы, выделяется проблема профессионального и личностного роста государственных служащих. Причем явно прослеживаются две стороны этой проблемы:
1)
карьера служебная (
2)
карьера профессиональная (горизонтальная),
то есть профессионально-
Социальная защита государственных служащих включает в себя и нейтрализацию факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности.
Нейтрализация факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности - это, прежде всего, работа по сближению индивидуальных (частных) интересов служащих с интересами службы, защита от неправомерных действий вышестоящих руководителей, обеспечение гигиены труда, способствование решению бытовых проблем (жилищных проблем, обеспечение транспортом и связью, решение вопросов воспитания и обучения детей и так далее).
Важнейшим
направлением реализации социальной защиты
государственных служащих является
законодательное закрепление
Статья
15 Федерального закона «Об основах
государственной службы»
В
течение нескольких последних лет
был принят также ряд законодательных
актов, в которых с той или
иной стороны и с определенной
степенью полноты решены многие вопросы
социальной защищенности федеральных
государственных служащих: законы о
прокуратуре, милиции, об органах государственной
безопасности, налоговой полиции, о
защите федеральных органов
Проблемы социальной защищенности федеральных государственных служащих нашли свое отражение в указах Президента Российской Федерации. В целях реализации указов был принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации, содержащий правовое закрепление мер социальной защиты федеральных государственных служащих, а также ряд совместных постановлений Министерства социального развития и Министерства юстиции Российской Федерации.
Проанализировав вышеупомянутые законы и нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день в Российской Федерации существует относительно полная правовая регламентация мер социальной защиты государственных служащих. И если реальное состояние дел, как утверждают материалы исследования, проведенного коллективом Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, далеко не благополучно, то это связано с несовершенством механизма реализации законодательно закрепленных положений.
2. Проблемы социальной
защиты государственных
служащих субъектов
Российской Федерации
Необходимо отметить, что в развитие Федерального Закона «Об основах государственной службы» республики, а вслед за ними и некоторые края и области приняли собственные законы. Так, законы о государственной службе есть в Архангельской, Воронежской, Новгородской, Оренбургской, Свердловской, Тюменской и других областях, в Краснодарском, Приморском, Ставропольском краях. Принят такой закон и в Орловской области. 6
При детальном изучении законодательных актов других субъектов РФ становится очевидным, что большинство субъектов федерации пошли по пути механического копирования федерального закона и только декларируют гарантии социальной защищенности своих государственных служащих, поверхностно оговаривая некоторые ее аспекты. Хотя, например, в Приморском крае все же была предпринята попытка более подробно прописать в законе все составляющие социальной защиты государственных служащих.
Социальная защита государственных служащих субъектов Российской Федерации Конституция Российской Федерации в пункте «г» статьи 71 отнесла к исключительному ведению Российской Федерации регулирование вопросов федеральной государственной службы. А в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Поэтому вопросы социальной защиты государственных служащих в субъектах России находятся в ведении самих субъектов, однако, федерация устанавливает общие принципы государственной службы на всей территории. Эти принципы определены Федеральным Законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», принятым 31 июля 1995 года.
Субъекты
России в соответствии с этим законом
должны выработать самостоятельные
подходы к определению
Интерес представляет классификация государственных должностей в указанных законах. Так, Закон Татарстана классифицирует должности на: конституционные (главные, высшие (Президент, премьер-министр...) и административные (высшие), должности главных, ведущих специалистов. Закон Бурятии делит должности на политические и административные (высшая, главная, ведущая и т.д.), примерно такое же деление в других законах. Данная классификация концептуально не противоречит классификации Федерального Закона, так как принцип деления должностей тот же. Одни должности установлены для непосредственного исполнения полномочий государственных органов и устанавливаются конституциями республик (конституционные (политические), другие устанавливаются в государственных органах для обеспечения исполнения их полномочий (административные). Однако в целом классификация не соответствует Федеральному Закону, который устанавливает, например, должности категории «Б», предназначенные для обеспечения деятельности лиц, занимающих должности категории «А» (то есть конституционные). Данная категория должностей не выделена в законах республик. Особо необходимо отметить раздел 2 закона Якутии, где в статье 7 «Уровни государственной службы» записано, что к республиканской государственной службе, кроме всего прочего относится служба в органах судебной власти республики, в дипломатических и иных представительствах республики Якутия. Данные положения прямо не соответствуют Конституции России и вторгаются в ее исключительную компетенцию (статья 71 «к», «о»).
В
каждом из рассматриваемых законов
содержится глава, регулирующая правовое
положение государственного служащего.
Лишь закон Якутии не содержит специальной
главы (раздела), а соответствующие
статьи, такие как права, обязанности
государственного служащего, гарантии,
поощрения и тому подобное содержатся
в нескольких разделах. В целом
соответствующие главы
Информация о работе Льготы, гарантии, компенсации государственных служащих: механизм реализации