Льготы, гарантии, компенсации государственных служащих: механизм реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:44, контрольная работа

Краткое описание

Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные процессы в российском обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую роль приобретает государственная служба как социально организующий институт, как специальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадровая политика государства, направленная на формирование высокопрофессион

Файлы: 1 файл

правовой обеспечение.docx

— 60.88 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Льготы, гарантии, компенсации государственных  служащих: механизм реализации

 

    Введение 

   Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные  процессы в российском обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте  политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В  этих условиях особую роль приобретает  государственная служба как социально  организующий институт, как специальный  вид управленческой деятельности. И  только адекватная кадровая политика государства, направленная на формирование высокопрофессионального и стабильного  государственного аппарата, способна обеспечить решение сложнейших задач.

   Одной из приоритетных задач кадровой политики считать создание системы социальной защиты государственных служащих. Конечно, трудно говорить о социальной защите государственных служащих в стране, где свыше 30 процентов населения живет за чертой бедности и нуждается в социальной поддержке государства. Но актуальность проблемы и состоит в том, что только наличие сильной социальной и правовой защищенности государственных служащих создает условия для притока и закрепления на государственной службе наиболее компетентных и добросовестных граждан, способных стать связующим звеном государства с населением, обслуживая государство, обслуживать и защищать права и законные интересы человека в нашей стране.

   Цель: исследование системы социальной защиты государственных служащих.

   Задачи:

   1) изучение законодательного закрепления  и практической реализации всего  комплекса мер социальной защиты  государственных служащих в РФ

   2) выявление особенностей социальной  защиты населения и социальной  защиты государственных служащих  в Российской Федерации;

   3) рассмотрение механизма реализации  социальной защиты государственных  служащих.

 

    1. Социальная защита населения и социальная защита государственных служащих в Российской Федерации. Общие подходы и различия 

   Прежде  чем перейти к вопросу о  социальной защите государственных  служащих, необходимо понять, что есть социальная защищенность населения  вообще.

   Понятие «социальная защищенность человека»  отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которым  осуществляется жизнедеятельность  граждан, раскрытие и использование  их способностей. Однако такой подход возник только недавно. В период существования  командно-административной системы  социальная защита понималась узко и  реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социального  обеспечения инвалидов, пенсионеров  и прочих.

   Социальная  защита в целом в обществе осуществлялась путем перераспределения прибавочного продукта и распределения общественных фондов потребления. Проблема социальной защиты государственной и партийно-хозяйственной  номенклатуры вообще не поднималась, так  как именно эта категория и  была наиболее социально защищена и  с точки зрения престижности профессии, и с точки зрения удовлетворения основных жизненных потребностей. Номенклатура имела не только достаточно высокую  оплату труда, но и доступ к другим материальным и нематериальным благам: лучшему медицинскому обслуживанию, источникам товаров повседневного  спроса, комфортным жилищным условиям и тому подобным.

   Сегодня социальная защита населения в качестве основной цели преследует избавление значительной его части от нищенского существования в условиях, когда  среднедушевой совокупный доход  семьи стал ниже уровня удовлетворения элементарных физиологических потребностей.

   Возникла  настоятельная необходимость предотвращения снижения уровня жизни малообеспеченных, нетрудоспособных членов общества и  семей с детьми, как наиболее социально уязвимых групп населения. Но так как уровень оплаты труда все более отстает от уровня цен, все большее количество товаров повседневного спроса становится малодоступным, а то и вовсе недоступным не только для нетрудоспособных, но и для трудоспособных граждан. В связи с этим возникает проблема защиты стабильности рабочих мест как основного источника обеспечения средств существования и создание условий для активного включения населения в социально полезную деятельность.

   Таким образом, эффективная система социальной защиты населения должна быть рассчитана не только на категории граждан, непосредственно  нуждающихся в такой защите, но и на максимальное развитие экономики, стимулирование трудовых усилий каждого  трудоспособного члена общества, создание условий, в которых он хотел  и мог бы заработать. Ведь именно труд дает достаточные средства для  действенной социальной защиты.

   Судьба  демократических реформ, укрепление их социальной базы тесно связаны  с развитием института государственной  службы. Ведь именно опираясь на него, государство сможет обеспечить экономическое  и социальное благополучие всего  населения.

   Создавшийся существенный разрыв в уровне жизни  предпринимателей и служащих в рыночных структурах, с одной стороны, и  большинства чиновников - с другой, явился основанием для суждений о  слабой защищенности государственных  служащих.

   Но  было бы неправильным подходить к  социальной защите государственных  служащих аналогично социальной защите всего населения. Дело в том, что  здесь существуют два принципиальных различия.

   Отождествлять социальную защиту социально уязвимых слоев населения, живущих ниже черты  прожиточного минимума, нельзя в связи  с тем, что нищий чиновник, перебивающийся «от зарплаты до зарплаты» и самостоятельно не защищенный, не сможет эффективно защищать других, так как просто не будет  достаточно работоспособен для этого.

   Кроме того, социальная защита уязвимых слоев  населения рассматривается с  точки зрения удовлетворения первичных  потребностей, а социальная защита государственных служащих - не только первичных, но и вторичных, более  существенных потребностей.

   Исследование, проведённое Информационно-социологическим  центром РАГС при президенте РФ, показывает, что среди стимулов успешной работы аппаратов органов власти на первом месте оказываются социально-психологические  условия в коллективах, а также  вопросы рациональной организации  труда госслужащих. Они работают не просто на зарплату, а во имя того, чтобы служить наивысшим национальным интересам. Деньги, престиж, комфорт  для таких людей - не главное. И  таких работников немало, что подтверждают данные исследований. 1

   Характерна  мотивация выбора работы в государственных  структурах. Большое число служащих связывает этот выбор со стремлением  реализовать себя в управленческой сфере (37%) и занять достойное место  в обществе (24%).

   В государственных и муниципальных  органах власти Ростовской области  для многих служащих приоритетное значение имеют такие ценности как уважение людей (92,4%), творческий характер труда  и самореализация способностей (87,3%), репутация (64,4%).

   Потому  социальная защита государственных  служащих не должна ограничиваться их материальным обеспечением, но учитывать  их психологию, самоуважение и признание  со стороны коллег, начальства, общества в целом. И в этой связи возникает  первоочередная проблема создания положительного, делового имиджа государственной службы на основе правдивой и оперативной  информации.

   Необходимо  отметить, что одной из причин отрицательного отношения населения к государственной  службе была и остается проблема льгот  и привилегий.

   Привилегии  являются объективной необходимостью любой управленческой структуры  в любом обществе. Заявления о  желании их ликвидировать есть или  демагогия, или непонимание основ  управления. В то же время именно привилегии вызывают негативные оценки в общественном мнении о государственной  службе. Опыт демократически развитых зарубежных стран показывает, что  этого достаточно легко избежать.

   Для этого нужно, во-первых, чтобы все  привилегии были законодательно оформлены. Во-вторых, оно должны быть известны всем. И, в-третьих, должен быть действенным  и гласным контроль над соблюдением  законодательства о привилегиях.

   При соблюдении этих условий их негативное влияние на нравственную оценку государственных  служащих значительно снижается.

   Второе  принципиальное различие социальной защиты государственных служащих и социальной защиты других трудоспособных граждан  обусловлено тем, что занятый  в различных гражданских структурах (даже выполняющий неквалифицированный  труд) гражданин работает «на себя», в то время как государственный служащий не только продает свой труд, но и, исполняя государственные функции, отчуждает себя в профессии, реализуя волю государства, а не свою собственную. При этом в отличие от других граждан, ограничиваются не только его конституционные права, но и другие личные права и свободы.

   Такие ограничения прав и свобод во имя  интересов общества требуют социальной компенсации. Коль государство ограничивает своих служащих, то оно должно заботиться о них, и забота эта должна быть подлинной и многогранной.

   Все вышесказанное позволяет сделать  вывод о том, что социальная защита государственных служащих «должна  включать в себя комплекс мер, направленных, во-первых, на компенсацию ограничений, объективно обусловленных характером деятельности; во-вторых, на реализацию социальных ожиданий работника, которые  легли в основу его профессионального выбора; в-третьих, на нейтрализацию факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности конкретного лица».2

   Ограничения, связанные с государственной  службой, законодательно закреплены статьей 11 Федерального закона «Об основах  государственной службы в Российской Федерации» от 31.07.1995 №119-ФЗ. Государственный  служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме  педагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов федерации, органов  местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью  лично или через доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему; использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию; получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего; получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию; принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций; выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями; принимать участие в забастовках; использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним; в государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Наконец, государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.

   Основные  социально значимые ограничения  для государственных служащих - это, установленные пунктами 1, 3 части  первой указанной статьи, запреты  на получение дополнительного заработка, то есть на занятие внеслужебной оплачиваемой деятельностью, прежде всего предпринимательской  деятельностью. Педагогическая, научная  и иная творческая деятельность здесь  в расчет браться не может, так  как она обычно мало оплачивается и служит, в основном, удовлетворению вторичных потребностей. Понятно, что  низкая заработная плата государственных  служащих будет способствовать оттоку квалифицированных кадров из системы  государственной службы, а также  совершению государственными служащими  противоправных действий и коррупции.

   К сожалению, существующая на государственной  службе система должностных окладов  в большей степени соответствует  не экономическим, а административно-командным  методам управления. До настоящего времени действует постановление  Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации «Об упорядочении оплаты труда работников органов представительной и исполнительной власти» от 30.12.1992 №4249-1/1042. В соответствии с этим документом рост заработной платы государственного служащего зависит только от перемещения по служебной лестнице, так как нормативно определены оклады, пределы премирования и должностных надбавок, основания для единовременных поощрений.

   Такая организация выплаты окладов  расслабляет, расхолаживает и уж конечно не заинтересовывает работников в высокопроизводительном труде. Более  того, она не соответствует принципу распределения по труду в его  классическом понимании, поскольку  допускает равное вознаграждение за неравный труд. 3

   Именно  в этом заключается одна из причин сознательного недоиспользования  трудящимся своих физических и интеллектуальных способностей, о чем свидетельствуют  результаты исследований. Например, на вопрос «В полной ли мере Вы реализуете свои способности на работе?» положительный  ответ был получен лишь от 28,6 % опрошенных. Причем только 10,8 % участвовавших в опросе уверены, что если они будут работать больше и лучше, то их заработок увеличится.

   Другим  социально значимым ограничением является абсолютный запрет государственным  служащим на участие в забастовках, в том числе в забастовках  с целью защиты своих профессиональных прав. Ввиду того, что право на забастовку есть одно из главных и законных средств, с помощью которых работники и их организации могут осуществлять и отстаивать свои социальные и экономические интересы, компенсацией ограничения на участие в забастовках могло бы стать создание примирительных (согласительных) процедур и органов (или комиссий), в компетенцию которых входило рассмотрение жалоб государственных служащих по вопросам установления оплаты труда, по результатам аттестации, квалификационных экзаменов, конкурсов, разрешение служебных конфликтов и тому подобное.

Информация о работе Льготы, гарантии, компенсации государственных служащих: механизм реализации